Штрафы это налоговые или неналоговые доходы

Важная информация в статье: "Штрафы это налоговые или неналоговые доходы", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета 2017-2018

Сегодня уделим внимание доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Попытаемся понять, какие налоги приносят больше всего денег, какая доля средств приходится на налоговые доходы, а какая – на неналоговые, разберемся с нефтегазовыми доходами и поступлениями, которые не зависят от углеводородов и т.д.

Федеральный бюджет – это ключевая система, в которой запланированы все доходы и расходы государства на ближайшую перспективу. От того, какие статьи расходов и доходов включены в основной документ, будет зависеть жизнь каждого гражданина страны.

Условно доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Согласно Бюджетному кодексу РФ, к налоговым доходам относят, прежде всего, сборы, полученные при уплате тех или иных налогов.

Неналоговые сборы бюджета – это доходы от внешнеэкономической деятельности государства, деньги, полученные от передачи в аренду госимущества, сборы за оказанные госуслуги, выручка от приватизации госимущества, различные штрафы, удержанные с нарушителей и т.д.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета в 2017 г. (Данные Росстата)

Статья дохода Федеральный бюджет, млрд руб Бюджеты субъектов РФ, млрд руб
Налоги, сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. налог на добычу полезных ископаемых 4090,3 72,6 НДС на товары, услуги, реализуемые на территории РФ 3069,9 0,3 Доходы от внешнеэкономической деятельности 2602,8 0,0 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 2067,2 0,1 Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ 909,6 611,7 Налог на прибыль организаций 762,4 2527,7 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 485,4 401,1 Платежи при пользовании природными ресурсами 341,0 28,5 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 122,6 60,5 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 119,3 128,9 Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ 78,2 0,0 Безвозмездные поступления 41,5 1771,7 НДФЛ 0,0 3252,3 Налог на имущество 0,0 1250,5 Налог на совокупный доход 0,0 446,9

Как видим из таблицы, ключевым для федерального бюджета является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Они приносит больше всего денег в казну. На втором месте находится НДС. Также в тройку лидеров попали средства, вырученные в ходе внешнеэкономической деятельности государства.

Если с НДПИ и НДС, которые являются налоговыми доходами бюджет, все понятно, то вот по доходам от внешнеэкономической деятельности у граждан могут возникнуть вопросы. Это неналоговые доходы, которые, как видим, приносят тоже немалую часть средств в федеральный бюджет. В доходы от внешнеэкономической деятельности включают различные таможенные сборы и пошлины, полученные проценты по кредитам, выданным государством зарубежным правительствам, различные поступления от внешнеэкономических операций.

Кроме доходов от ВЭД, к неналоговым доходам из таблицы также относятся полученные средства от использования госимущества, выручка за оказанные услуги населению, реализация госактивов, безвозмездные поступления. Все остальные статьи доходов являются налоговыми.

Если для федерального бюджета основной статьей доходов является НДПИ, то бюджеты субъектов РФ больше всего денег получают благодаря налогу на доходы физлиц, то есть НДФЛ. Вторая по значимости статья доходов для региональных бюджетов – это налог на прибыль организаций. Но данных средств отдельным регионам все равно не хватает, поэтому третьим источником пополнения местной казны являются безвозмездные поступления из федерального бюджета.

За 2018 год пока есть данные только за 8 месяцев. При этом эти данные предоставлены ФНС, что означает отсутствие в них сведений по неналоговым доходам федерального бюджета. Но несмотря на это, даже такая информация позволяет сделать важные выводы.

Например, заметно, как в 2018 году темпы роста доходов по НДПИ существенно опережают динамику 2017 года. Объясняется это довольно легко. Цены на нефть в 2018 году активно росли, что отразилось и на поступлениях в федеральный бюджет.

Доходы федерального бюджета РФ по годам (Данные Минфина)

Год Нефтегазовые доходы, млрд руб Ненефтегазовые доходы, млрд руб
2017 5 971,9 9 117,0 2016 4 844,0 8 616,0 2015 5 862,7 7 796,6 2014 7 433,8 7 063,1 2013 6 534,0 6 485,9 2012 6 453,2 6 402,4 2011 5 641.8 5 725.9 2010 3 830,7 4 474,7 2009 2 984,0 4 353,8 2008 4 389,4 4 886,5

Говоря о нефтяных доходах бюджета, очень важно обратить внимание на следующую динамику. Страна постепенно отходит от сырьевой зависимости. По таблице можно заметить, что сейчас доля ненефтегазовых доходов бюджета существенно превышает долю нефтегазовых поступлений даже с учетом того, что цены на нефть активно росли в последние пару лет. Такая динамика радует, поскольку в текущих условиях очень опасно полагаться только на сырьевые источники.

Такая динамика не может не радовать, ведь отход от сырьевой направленности позволит дать новый толчок развитию экономики. Сегодня это важно, поскольку многие граждане страдают из-за отсутствия средств. Они вынуждены брать быстрые займы на карту за 5 минут в надежде, что когда-нибудь смогут вернуть средства. Выдают такие займы без отказа, что еще больше способствует высокой закредитованности граждан.

Штрафы и пени, установленные налоговым законодательством как разновидность неналоговых доходов

«Налоги» (журнал), 2009, N 4

Данная статья посвящена вопросам совершенствования финансового законодательства, регламентирующего вопросы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание в работе уделено исследованию правовой природы штрафов и пеней, установленных налоговым законодательством. В статье проводится анализ проблемы самостоятельности налоговой ответственности и ее соотношения с административной ответственностью за налоговые правонарушения. В заключение делается вывод о неналоговой природе штрафов и пеней, предусмотренных налоговым законодательством.

Читайте так же:  Применение льготы по налогу на имущество

В структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджетов) в настоящее время доминируют налоговые доходы, составляющие более 80% средств казны. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК) к источникам налоговых доходов относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним. Сбор налоговых доходов осуществляется посредством налогового метода, которому присущи признаки, характерные для налоговых платежей (специальная цель, индивидуальная безвозмездность, обязательность платежа и т.п.), именно поэтому большую часть налоговых доходов составляют налоги. В то же время включение в систему налоговых доходов штрафов и пеней, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством, представляется спорным.

Данный вопрос неоднократно поднимался в специальной литературе. Так, по мнению А.Н. Козырина: «В основе выделения налоговых видов доходов лежит налоговый метод мобилизации публичных доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ). В этой связи отнесение в БК РФ штрафов к налоговым видам доходов представляется спорным и неоднозначным» . Такие платежи, несомненно связанные с налоговыми правоотношениями, в большей степени являются разновидностью штрафных санкций неналогового характера, предусмотренных гражданским, административным и уголовным законодательством.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2002.

Юридическое содержание пени и штрафов, взимаемых в качестве налоговых доходов, в БК урегулировано лишь косвенно. Так, в ст. 46 БК регламентирован порядок зачисления штрафов и иных сумм принудительного изъятия, а часть четвертая «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» БК в качестве мер, применяемых к нарушениям бюджетного законодательства, предусматривает взыскание штрафов и начисление пени при совершении правонарушений в сфере бюджетного законодательства. Вместе указанные нормы имеют отношение исключительно к неналоговым доходам бюджета. В то же время содержание такого источника налоговых доходов, как «пени и штрафы по налогам и сборам», в БК не определено. По широко распространенному среди специалистов мнению, к ним относятся санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

В этой связи под пеней, относимой в БК к налоговым доходам, следует понимать платежи, установленные п. 1 ст. 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), т.е. сумму денежных средств, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; штрафом — денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах .

Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. ЗАО «Юстицинформ», 2008. С. 35.

Однако данные определения не дают представления о правовом содержании этих платежей. Представляется, что определить природу штрафов и пеней, предусмотренных налоговым законодательством, как источников доходов казны возможно, установив наличие или отсутствие правовой связи между ними и санкциями, относимыми бюджетным законодательством к неналоговым доходам. Фактически это вопрос сводится к проблеме самостоятельности налоговой ответственности и ее соотношения с административной ответственностью за налоговые правонарушения.

В НК закреплены нормы, определяющие виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение, а также порядок привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях. При этом НК не содержит исчерпывающий перечень всех видов налоговых правонарушений, ответственность за которые также предусмотрена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (см. ст. ст. 15.3, 15.5, 15.6, 15.8 и другие).

В то же время некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности, указывая на то, что ей присущи специальные цель, функции, особый характер и порядок реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектный состав правонарушений, процессуальный механизм привлечения к ответственности и т.п. .

См., например: Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Попов О.Н., Зарипов В.М. Налоговая ответственность: штрафы, пени, взыскания. М., 1997. С. 6 — 7; Демин А.В. Налоговая ответственность: проблема отраслевой идентификации // Хозяйство и право. 2000. N 6; Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. М.: Вычислительная математика и информатика, 2001. С. 22, 27, 32; Тернова А.В. Налоговая ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. N 9. С. 28; Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 21; Емельянов А.С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // Налоговый вестник. 2002. N 11. С. 21.

Принимая во внимание аргументы сторонников данного подхода, можно согласиться с утверждением о том, что установленной налоговым законодательством ответственности за совершение ряда противоправных деяний присущи отдельные специфические черты. В то же время большинство специалистов справедливо полагают, что она не является самостоятельным видом юридической ответственности, а по предмету и методу правового регулирования обладает той же правовой природой, что и административная, и является ее разновидностью .

См., например: Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000. С. 403; Калинина Л.А. Проблемы административной ответственности за нарушения финансового и налогового законодательства // Законодательство. 1999. N 8. С. 15 — 16; Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 481; Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц за таможенные правонарушения // Законодательство. 2002. N 6. С. 17.

Так, например, по мнению Л.А. Калининой, «если рассматривать. налоговую ответственность как разновидность административной, то очевидно, что принятие того или иного отраслевого закона, в том числе и кодифицированного, которым регулируется указанная сфера общественных отношений, не влечет возникновения нового подвида юридической ответственности. В противном случае следует признавать предпринимательскую, земельную, бюджетную, экологическую, аграрную, таможенную ответственность» .

Читайте так же:  Реестр объектов недвижимости для налога на имущество

Калинина Л.А. Указ. соч. С. 15.

Представляется вполне обоснованной позиция С.Г. Пепеляева, который полагает, что суждение о налоговой ответственности как о самостоятельном виде юридической ответственности является результатом терминологических неточностей, допускаемых законодателем . Так, ст. 10 НК сформулирована таким образом, что позволяет сделать, по нашему мнению, ошибочный вывод о противопоставлении налоговой ответственности административной и уголовной . Кроме того, термин «налоговая ответственность» применен законодателем в п. 8 ст. 101 НК, п. 2 ст. 107 и в п. 2 ст. 108 НК как синоним понятия «ответственность за совершение налогового правонарушения». Однако позднее в ст. ст. 107 и 108 данная терминологическая неточность была устранена Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ .

Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М. С. 405.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, ответственность, предусмотренная налоговым законодательством, «по своей правовой природе сходна с административной ответственностью» (Письмо от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-370).
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3487.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.

Как отмечает С.Г. Пепеляев, отсутствуют в НК и специфические меры воздействия за нарушения налогового законодательства. Эти меры сводятся к применению типично административного взыскания — штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций характеризуют не сам штраф, а порядок его применения. Специфических черт «финансового» штрафа, не позволяющих отождествлять его с административным, нет. Выделяемые иногда особенности налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и тому подобные) относятся не к штрафу, а к порядку его применения .

Пепеляев С.Г. Указ. соч. С. 405.

Таким образом, следует признать, что санкции, установленные НК, являются мерами административной ответственности. Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. При этом ряд таких правонарушений предусмотрен в КоАП (ст. ст. 15.5, 15.6 и другие). Следовательно, и налоговая ответственность является составной частью административной ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов.

Аналогичную позицию занимает Конституционный Суд Российской Федерации. В Определении от 5 июля 2001 г. N 130-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового, а санкции за налоговые правонарушения являются административно-правовыми, то есть имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения. «Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу ст. 118 (ч. 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства» .

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 130-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 34. Ст. 3512.

Таким образом, вопрос о правовой природе штрафов, установленных налоговым законодательством, должен быть разрешен в пользу признания их разновидностью административных санкций, в связи с чем они подлежат зачислению в бюджет в качестве неналоговых доходов.

Аналогичным должен быть взгляд на правовую природу пеней, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством. Представляется, что указанные платежи не могут быть признаны налоговыми источниками доходов бюджета, поскольку они, так же как и штраф, являются видом административной ответственности .

См. подробнее: Соловьев В.А. Пеня в налоговом законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12; Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономист, 1997. С. 146; Петрова Г.П. Налоговое право. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 63; Хаменушко И.В. О правовой природе финансовых санкций // Юридический мир. 1997. N 1. С. 47; Пинигин В.А. Ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 1998. N 6. С. 41.

Пени, как институт, заимствованный налоговым законодательством из гражданского права, являются разновидностью неустойки. Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В свою очередь, пени согласно ст. 75 НК также уплачиваются налогоплательщиком после совершения правонарушения и выступают его следствием, т.е. являются дополнительным платежом, взимаемым государством с помощью специальных правовых механизмов принуждения в качестве санкции за противоправное деяние.

Указание на карательную функцию пеней ранее прямо содержалось в ст. 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» , которая называлась «Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства». Согласно данной норме налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях нес ответственность в виде штрафа и пени.

Российская газета. 1992. N 56.

В принятом в 1998 г. НК пени были причислены к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В то же время их правовое содержание осталось неизменным, а по своим характеристикам они принципиально отличаются от иных способов обеспечения, предусмотренных НК.

С учетом изложенного представляется необоснованным выделение в ст. 41 БК в качестве налоговых доходов бюджетов штрафов и пеней, предусмотренных налоговым законодательством. Представляется, что такого рода платежи не являются налоговыми доходами и должны быть отнесены к группе неналоговых доходов бюджета.

Читайте так же:  Акции с выплатой дивидендов каждый месяц

Виды неналоговых доходов бюджетов

У неналоговых доходов бюджетов может быть добровольный или принудительный характер. Отличие неналоговых доходов от налоговых заключается в субъектном составе, содержании права и обязанностях тех, кто принимает участие в финансовых правоотношениях, которые складываются на основании уплаты и перечисления в бюджеты неналогового дохода. То, что в бюджет поступают неналоговые доходы довольно сложно спланировать, в отличие от налоговых.

Порядок, в котором устанавливаются, взимаются неналоговые доходы бюджета регламентирован на основании нормативно-правовых актов различного характера.

Формирование неналоговых доходов федерального бюджета

На основании 51 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование неналоговых доходов федерального бюджета происходит на основании:

Финансовое право

Двухъярусные кровати, комоды, матрасы, шкафы продаёт фабрика «Дубрава».

Дополнительно

Неналоговые доходы бюджета РФ формируются за счет определенных поступлений:

  1. Доходы от реализации и использования имущества, принадлежащего государству.
  2. Часть прибыли, полученной от унитарных предприятий, образованных Российской Федерацией.
  3. Доходы ЦБ по нормативам, которые определены в ФЗ.
  4. Прибыль от внешнеэкономической деятельности.
  5. Поступления от продажи госзапасов и резервов.

О неналоговых доходах бюджета РФ

К неналоговым доходам относятся поступления от деятельности, приносящей прибыль:

  1. Сдача в аренду имущества, принадлежащего государству.
  2. Административные выплаты.
  3. Компенсации государству.
  4. Прибыль от реализации имущества, находящегося в госсобственности, кроме поступлений от продажи, регламентированных законодательством от приватизации.

Неналоговые доходы формируются также за счет поступлений от использования имущества, принадлежащего государству. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения финансовых средств и прочих способов участия в капитале.

В эту же категорию включены различные штрафы и удержания. Неналоговые доходы формируются в том числе из отчислений с зарплаты осужденных к ограничению по службе (военной), исправительным работам, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной. В эту же категорию входят штрафы за правонарушения и преступления.

Безвозмездные поступления

В категорию безвозмездных поступлений входят:

  1. Дотации, субсидии из других бюджетов.
  2. Безвозмездные поступления от юрлиц или граждан, правительств зарубежных стран, межгосударственных организаций, включая добровольные пожертвования.
  3. Субвенции из регионального или государственного бюджетов, прочие трансферты.

Налоговые доходы бюджета за 8 мес. 2018 года (Данные ФНС)

Статья дохода Федеральный бюджет, млрд руб Бюджеты субъектов РФ, млрд руб
Налоги, сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. налог на добычу полезных ископаемых 3749,7 43,5 НДС 2363,8 0,0 Налог на прибыль организаций 662,8 2050,1 Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ 590,1 406,5 НДФЛ 0,0 2281,0 Налог на имущество 0,0 890,7

В целом, как ранее сообщали СМИ, за 10 месяцев 2018 года ФНС перечислила в федеральный бюджет почти 10 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, рост составил 30%.

Виды неналоговых доходов

Перечень неналоговых доходов – открытый, в отличие от налоговых и безвозмездных выплат. Неналоговые доходы, на основании 3 пункта 41 статьи «Виды доходов бюджетов» представлены ниже:

Основываясь на приказе Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 года под номером 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» прочими неналоговыми доходами также являются поступления, источник которых не идентифицирован, возмещения потерь сельскохозяйственного производства, которые связаны с тем, что были изъяты сельскохозяйственные угодья. В статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены доходы от пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Региональный уровень

Налоговые доходы бюджетных фондов субъектов образуются за счет соответствующих сборов и прочих обязательных отчислений. Их список и тарифы определяются в НК. Пропорции распределения этих поступлений между региональным и местным уровнями устанавливаются в ФЗ, регламентирующем основы территориального самоуправления, а также Законом о бюджете субъекта на предстоящий год.

Кроме этого, в формировании прибыли участвует часть регулирующих федеральных отчислений, распределяемых по нормативам, определенных в соответствующих правовых актах. Исключение составляют доходы, которые передаются на местный уровень по правилам бюджетного регулирования.

Прочие неналоговые доходы

В эту категорию включаются следующие суммы:

  • Полученные незаконно.
  • Использованные не по их целевому назначению либо с нарушением предписаний законодательства и подлежащие возврату в соответствии с результатами ревизий.
  • Возмещение недостач по материальным ценностям, выявленных при проверках.
  • Суммы, полученные от сдачи вторсырья, отходов драгметаллов, лома.
  • Доходы от реализации книг, предложений и замечаний.
  • Судебные издержки, взысканные в пользу государства, и так далее.

Федеральный уровень

Доходы госбюджета формируются за счет собственных налоговых поступлений. Исключение составляют те, которые передаются в форме регулирующих отчислений на другие уровни. В состав средств также включены все неналоговые доходы.

На федеральном уровне концентрируются поступления региональных фондов. Они централизуются для целевого распределения на реализацию мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Налоговые доходы федерального уровня формируются из таможенных и государственных пошлин, сборов и прочих обязательных отчислений.

Налоговые и неналоговые доходы

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (налогам посвящается отдельная тема).

Например, согласно ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Аналогично регулируются налоговые доходы субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):

  • налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  • транспортного налога — по нормативу 100% и др.

К налоговым доходам бюджетов поселений относятся (ст. 61 БК РФ) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога — по нормативу 100%;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.
  • налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 35%;
  • государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.
Читайте так же:  Расчет налоговой базы земельного налога

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

К неналоговым доходам относятся:

Например, согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

Закон регулирует также источники неналоговых доходов в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются. Например, в соответствии с ст. 50 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы за счет:

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Все эти бюджетные доходы включаются в состав государственных доходов.

Неналоговые доходы. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

В соответствии с БК, доход бюджета представляет собой часть национальной прибыли, подлежащей централизации и распределению. Она может формироваться за счет различных поступлений. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Бюджетные доходы разделяются на регулирующие и собственные. Последние представляют собой поступления, которые закреплены на постоянной основе частично либо полностью на соответствующих уровнях.

Собственную прибыль составляют безвозмездные перечисления и налоговые доходы. Последние формируются за счет обязательных отчислений с юрлиц и граждан, установленных на федеральном уровне. В них в числе прочего включены сборы, поступающие по предусмотренным специальным режимам обложения, штрафы, пени, региональные и территориальные платежи.

Территориальный уровень

Налоговыми доходами выступают:

  1. Госпошлина.
  2. Отчисления от регулирующих региональных и федеральных налогов.
  3. Собственные поступления от территориальных сборов и прочих обязательных платежей, предусмотренных в НК.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируют:

  1. Поступления от унитарных предприятий МО.
  2. Прибыль от оказания платных услуг органами территориального самоуправления и организациями, находящимися в их ведении.

МО имеет в распоряжении имущество. Муниципальная собственность может реализовываться или сдаваться в аренду. Поступления от продажи также учитываются в составе указанной прибыли.

Другой компонент

Неналоговые региональные доходы образуются за счет определенных отчислений:

  1. Поступления от реализации имущества, которое находится в распоряжении субъектов.
  2. Часть доходов унитарных предприятий, образованных региональной властью. Она принимается в расчет после уплаты всех обязательных отчислений, установленных в законодательстве субъекта.
  3. Поступления от платных услуг, которые оказывают бюджетные организации, находящиеся в ведении региональных госорганов. Порядок и нормативы для их отчисления определяются в федеральном законодательстве и правовых актах субъектов.

Доходы бюджета от пользования имуществом

Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:

Один из основных источников неналогового дохода – это поступления от продаж и пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Неналоговые доходы от продажи имущества, которым владеет государство или муниципалитет, могут образовываться на основании средств возмездного отчуждения имущества, которое находится во владении РФ, ее субъектов, муниципального образования в собственность физического или юридического лица, на основании 1 статьи Федерального закона от 21.12.2001 под номером 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Доход от платных услуг, которые оказываются в лице казенных учреждений. На основании 161 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется, что казенные учреждения могут заниматься деятельностью, которая приносит доход, исключительно если данное право предусмотрено на основании его учредительного документа. Доходы, которые получают в результате осуществления указанной деятельности, далее идут в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенным учреждением осуществляются операции по бюджетным средствами через лицевые счета, которые были открыты им на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К доходам от платных услуг, которые оказываются в лице бюджетных учреждений могут относиться: плата за предоставленную информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков; плата за то, чтобы были рассмотрены ходатайства, которые предусмотрены на основании антимонопольного законодательства; плата за предоставленные сведения, которые содержаться в Едином госреестре юридических лиц и Едином государственном реестре ИП; плата за оказание РФ услуг, другие виды платных услуг.

Анализ

Среди наиболее распространенных методов прогнозирования и планирования бюджета следует отметить способы:

  • экономического анализа;
  • математического моделирования;
  • экстраполяции;
  • балансовый;
  • индексный и проч.

Экономический анализ выступает в качестве неотъемлемого элемента процесса прогнозирования и планирования. Он реализуется как на микро-, так и на макроуровне. В ходе анализа применяется системный подход. Ключевой структурой выступает хозяйство и его части. Суть метода заключается в том, что определенный процесс либо явление разделяется на составные компоненты, после чего выявляется взаимосвязь и воздействие каждого элемента друг на друга и на развитие экономики.

Анализ способствует раскрытию сути процесса, установлению закономерности изменений в плановом периоде. Он позволяет оценить имеющиеся возможности и варианты достижения целей. Невозможно прогнозировать расходы без анализа исполнения бюджета. Он дает возможность установить степень реализации показателей за прошедший период.

На стадии формирования статей основной упор делается на обнаружение резервов увеличения доходной части. В этой связи анализу подвергается деятельность всех органов власти. В его рамках проверяется, насколько эффективно используется государственная или муниципальная собственность, своевременность и полнота обязательных отчислений и проч. Все это способствует определению наиболее результативных направлений деятельности уполномоченных органов, выявлению недочетов и ошибок в работе.

Читайте так же:  Изменения валютного законодательства для физических лиц

Неналоговые доходы бюджетов

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— платежи при пользовании природными ресурсами;

— доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

— доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

— административные платежи и сборы;

— штрафы, санкции, возмещение ущерба;

— прочие неналоговые доходы.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

-доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением установленным БК РФ) в залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными кредитами;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

К доходам от внешнеэкономической деятельности относятся:

— ввозные и вывозные таможенные пошлины;

— таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа;

— специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные в соответствии с соглашениями о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;

К платежам при пользовании природными ресурсами относятся:

— плата за негативное воздействие на окружающую среду;

— платежи при пользовании недрами;

— плата за использование лесов;

— плата за пользование водными объектами;

— доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Штрафы как неналоговые доходы (ст.46 БК).

Штрафы за совершение налоговых правонарушений – это налоговые доходы. Иные штрафы, которые взимаются не в соответствии с налоговым законодательством, образуют неналоговые доходы. Ст.46-я устанавливает нормативы распределения штрафов между бюджетами бюджетной системы.

Общее правило: за нарушение законодательства РФ – в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов Москвы и СПб по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100%.

Нужно правильно определить администратора штрафов (доходов). Администраторы доходов – это органы государственной власти, которые осуществляют контроль за уплатой таких доходов и учет таких доходов. У них есть свои лицевые счета администраторов. По соответствующему виду штрафа есть свой администратор.

Некоторые субъекты РФ в своих законах о бюджетах указывали, что некоторые штрафы зачисляются не по общему правилу (не по месту нахождению органа, выписавшего штраф). Например, в законах о бюджете СПб прошлых лет говорилось, что штрафы поступают в бюджет СПб.

ВС рассматривал закон Курской области, где иной порядок зачисления штрафов был. Так вот ВС сказал, что субъекты не могут по-другому определить порядок зачисления штрафов. Надо делать так, как в БК говорится.

За нарушение бюджетного законодательства РФ:

— в части федерального бюджета – 100% в ФБ.

— в части бюджетов субъектов РФ – в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%

— так же по местным бюджетам.

Если, например, речь идет о нарушении законодательства, которые входят в исключительную компетенцию РФ, то все штрафы идет в ФБ. Если речь идет о нарушении земельного, лесного, водного законодательства, то тут зависит все в зависимости от того, в чьей собственности находятся леса, воды и земли.

Если распределение в ст.46 БК не установлено по специальным штрафам, то действует общее правило.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 — | 7460 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

Штрафы это налоговые или неналоговые доходы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here