Штрафы за нарушение валютного законодательства таблица

Важная информация в статье: "Штрафы за нарушение валютного законодательства таблица", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Снижены штрафы за повторное нарушение валютного законодательства

К примеру, если вы повторно нарушите порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям или неправильно оформите паспорт сделки, то вашу фирму накажут на сумму от 120 тыс. руб. до 150 тыс. руб., а ее должностных лиц – от 12 тыс. руб. до 15 тыс. руб.

Федеральный закон от 30.03.2015г. № 60-ФЗ Федеральный закон от 30.03.2015г. № 60-ФЗ

Такое правило действует с 31 марта. До этой же даты штраф мог составить от 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. для фирмы (для руководства – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.) Согласитесь, разница ощутима.

А вот для тех, кто неоднократно нарушит порядок представления отчетов о движении денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ, штраф остался неизменным.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Штрафы за нарушение валютного контроля

valyutnyy_kontrol.jpg

Похожие публикации

Регулирование операций с валютой осуществляется законом «О валютном регулировании и контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. Контрольные функции возложены на Центробанк и Правительство РФ. Информация может поступать в контролирующие органы через агентов – банки. При выявлении неправомерных действий в сфере валютного обращения госорганы вправе инициировать назначение наказаний. Санкции могут применяться как к резидентам, так и к нерезидентам.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

  • операции в валюте других государств вне уполномоченных банков;
  • ненаправление или нарушение срока направления резидентом сообщения о счете или вкладе в банке другого государства;
  • нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  • невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  • нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  • рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Рассмотрим для примера две ситуации.

Ситуация первая. Организация выдала иностранным работникам заработную плату, минуя банковский счет в уполномоченном банке. Подобные действия нарушают запрет, установленный ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003, и влекут ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление АС ВСО от 25.08.2016 по делу N А78-1056/2016 ).

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90 ).

Ответственности за нарушение правил обращения валюты

Различные нарушения валютного законодательства предполагают и разные формы ответственности. Если при проведении контрольных мероприятий выявлено несоблюдение правил обращения валюты, то информацию передают органам валютного контроля либо правоохранительным структурам в зависимости об совершенного правонарушения.

Административная ответственность

Административное наказание за несоблюдение валютного законодательства устанавливает статья 15.25 КоАП. Данная норма выделяет несколько видов правонарушений:

  • Граждане и организации, имеющие счета за пределами РФ, должны каждый год представлять в налоговый орган отчет о произведенных операциях по счету. Сведения необходимо подать до 1 июня следующего года по установленной форме. Если срок предоставления отчетности нарушен, это приводит к назначению штрафных санкций. Суммы выплат составляют от 300 рублей до 3,5 тыс. для граждан и от 5 до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от количества дней, на которые задержана сдача отчетности. Минимальную выплату назначают, если отчетность задержали на 10 дней. Просрочка более 30 дней грозит максимальным штрафом.

При повторном правонарушении размер взыскания увеличивается до 20 тыс. рублей для физических лиц и до 600 тыс. рублей для организаций.

Уголовная ответственность

УК определяет наказание за валютные нарушения сразу по 2 статьям.

Ст. 186 предусматривает взыскание за производство, хранение, транспортировку и реализацию поддельных денежных купюр, а так же ценных бумаг. Эта норма касается отечественной и иностранной валюты. В качестве наказания за данные преступления, совершенные вместе или по отдельности, назначают:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 8 лет заключения с одновременным штрафом до 1 млн рублей.

Если деяние сопровождается крупным ущербом (больше 1,5 млн рублей), то срок заключения возрастает до 12 лет, размер штрафа остается прежним. В случае, когда действовала организованная группа, виновным грозит до 15 лет лишения свободы.

Ст. 193 УК устанавливает виды наказаний за нарушение правил репатриации валюты. За невозвращение из-за границы валютных средств несут ответственность руководители организаций. Для этих правонарушений определены следующие виды взысканий:

  • штраф от 250 до 500 тыс рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо заключения.

В случае, когда преступление совершила группа лиц, или ущерб имеет особо крупный размер (свыше 30 млн рублей), срок заключения увеличивается до 5 лет и дополняется штрафом до 1 млн рублей.

Ужесточение административной ответственности

Напомним, что в настоящее время за правонарушения, предусмотренные п.1 ст.15.25 КоАП, устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.

А за правонарушения, предусмотренные п.4 и п.5 ст.15.25 КоАП, также предусмотрена ответственность только в виде штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий.

Законом №325-ФЗ расширено понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций.

  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.1 ст.15.25 КоАП РФ).
Читайте так же:  Приговоры уклонения налогов

Таким образом, штраф в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции распространяется и на ИП.

А невыполнение резидентом по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.4.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Можно ли оспорить штраф

Если Росфиннадзор вас оштрафовал, вы можете попробовать обжаловать постановление в суде или добиться хотя бы минимального размера санкции.

СПОСОБ 1.

Заявите в суде о малозначительности нарушения. То есть о том, что нарушение, с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношения К сожалению, никаких четких критериев малозначительности нет. В каждом конкретном случае суд признает (или не признает) нарушение малозначительным, оценивая конкретные обстоятельства его совершения. И даже в двух схожих ситуациях решения суда могут оказаться прямо противоположными. Но если вам повезет, то суд отменит штраф. Приведем несколько примеров.

Как правило, шансы на признание нарушения малозначительным существенны, если нарушение связано с техническими ошибками в заполнении справок о валютных операциях, о подтверждающих документах. Например, указан не тот код операции. Или, скажем, по контракту с отсрочкой платежа в справке не указана через разделительную черту сумма, на которую предоставлена отсрочка, а проставлена лишь общая сумма контракт Кстати, в отношении таких ошибок вы вообще можете заявить в суде, что неправильное заполнение справки нельзя рассматривать как «несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям». И суд может согласиться с тем, что штрафовать вас не за

А вот связи между длительностью просрочки и малозначительностью нарушения нет. В каких-то ситуациях суды, например, освобождают организации от штрафов при нарушении срока подачи справок о подтверждающих документах на 13 рабочих дней и даже на И в то же время при просрочке всего в 3 дня никакой малозначительности не усматриваю Отказывая, суды часто аргументируют свое решение тем, что фактор продолжительности просрочки уже учтен в размере санкций. Или же ссылаются на «пренебрежительное отношение» организации к обязанностям в сфере валютного контрол

СПОСОБ 2.

Обратите внимание суда на смягчающие обстоятельства. Например, на то,

  • вы подали все документы еще до привлечения вас к ответственности;
  • ранее нарушений у вас не было;
  • у вас тяжелое финансовое положение (штрафы в назначенном размере приведут к убыткам и долгам).

Суд может принять во внимание такие обстоятельства и снизить штраф до минимальног

«Пренебрежительное отношение» к обязанностям в сфере валютного контроля может обойтись организации очень дорого. Поэтому советуем вам не затягивать с представлением документов валютного контроля.

Таблица штрафов за нарушения валютного законодательства РФ

Таблица нарушений валютного законодательства РФ

Статья 15.25. КОАП (смотреть статью)

Судебная практика по валютным нарушениям

Нарушение
Административный штраф

Осуществление незаконных валютных операций

  • купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;
  • осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;
  • осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере

размера суммы незаконной валютной операции.

  • установленного срока и (или)
  • установленной формы

подачи уведомления в ФНС РФ:

  • об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке или
  • об изменении реквизитов счета в зарубежном банке
  • на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей;
  • на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50.000 до 100.000 рублей.

Неполучение резидентом в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента)

  • иностранной валюты или
  • валюты Российской Федерации,

за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности и т.д. переданные нерезиденту.

на должностных лиц и юридических лиц в размере

  • 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств
  • в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

Правительство РФ еще не определило ни рублевую долю выручки по внешнеторговым контрактам, ни перечень товаров, работ услуг, по которым осуществляются расчеты частично в валюте РФ, ни перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты.

Но проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении размера доли валюты Российской Федерации при осуществлении расчетов по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки» уже начал разрабатываться (информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: (Смотреть проект)).

  • на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

Невозврат в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

  • на должностных лиц и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки
  • в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Несоблюдение порядка, правил и сроков оформления, представления и хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, отчетов и информации по валютным операциям.

неуведомление финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

Читайте так же:  Развитие внутреннего финансового контроля
  • на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

или представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на 10 дней.

Предупреждение или штраф

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

Видео (кликните для воспроизведения).

или представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

  • на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

или представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на 30 дней.

  • на граждан в размере 10.000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6, а именно:

Нарушение сроков представления документов валютного контроля и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

  • на граждан в размере 10.000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 рублей;
  • на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6, а именно:

Нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

Правительство РФ предложило снизить размеры штрафов за нарушения резидентами валютного законодательства РФ

Поправками к законопроекту предусматривается снижение административных штрафов за невыполнение резидентом в течение 30 календарных дней после окончания срока, установленного внешнеторговым контрактом, обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями договора, а также за невыполнение резидентом обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями договора займа, в установленный таким договором срок.

Также предлагается дифференцировать размеры штрафов за нарушения резидентами частей 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ в случае нерепатриации ими денежных средств в российской и иностранной валюте.

Кроме того, устанавливается административная ответственность, в том числе за:

невыполнение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников ВЭД, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России, в установленный в срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках валютной выручки или обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги (повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 5% суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, или от размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ, соответственно);

невыполнение в установленный срок резидентом обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым контрактам, заключенным между резидентами и нерезидентами, на которые распространяются требования российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, способами, разрешенными законодательством РФ (повлечет наложение штрафа в размере от 5 до 30% размера суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента).

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Обжалование решений надзорных органов

В ст. 24 Закона о валютном регулировании 173-ФЗ определены обязанности и права участников финансового рынка в сфере оборота валюты. В соответствии с документом гражданам и юридическим лицам предоставлена возможность:

  • ознакомиться с результатом проведенной проверки соблюдения валютного законодательства;
  • обжаловать назначенные штрафы, действия и решения контролирующих органов;
  • требовать в судебном порядке возмещения материального ущерба, который нанесен неправомерными действиями проверяющих.

Таким образом, любые операции с иностранными деньгами строго контролируются государственными и финансовыми структурами. Нарушения в сфере валютного законодательства приводят к серьезным штрафам и даже тюремным срокам для граждан и юридических лиц. В случае когда действия проверяющих органов или назначенное наказание являются неправомерными, есть возможность оспорить их в судебном порядке.

Нарушение валютного законодательства

Нарушение валютного законодательства

Гл.2 и 3 закона № 173-ФЗ диктует запреты, неисполнение которых может повлечь наказания административного характера или же уголовное преследование. К ним относятся действия, направленные:

  • на истощение золотовалютных резервов;
  • провоцирование существенной волатильности, т. е. скачков курса рубля и нестабильности платежного баланса страны.

Эти весьма общие формулировки объединяют нарушения разного рода, ответственность за которые также разнится.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Читайте так же:  Получение имущественного вычета по процентам

Изменены размеры штрафов за валютные нарушения

С чем связаны изменения в законодательстве

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 311-ФЗ были изменены размеры штрафов за валютные нарушения. Соответствующие поправки внесены в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующую ответственность за нарушения валютного законодательства. И действуют они с 28 ноября 2011 года.

А Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Напомним, что в этих статьях прописана ответственность за несвоевременный возврат в Россию денег, уплаченных нерезиденту за товары (работы, услуги), которые не были поставлены (выполнены, оказаны).

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, какие формы учета и отчетности по валютным операциям приходится представлять турфирмам в уполномоченные банки при внешнеторговых операциях. Это:

1) справка о валютных операциях (предоставляется при списании иностранной валюты со счета российской организации либо в течение 15 дней с момента зачисления инвалюты);

2) справка о поступлении рублей (представляется в течение 15 дней, следующих за месяцем, в котором от нерезидента поступили денежные средства);

3) справка о подтверждающих документах (представляется в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с нее товаров, либо в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом декларации, либо в течение 15 дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или ввоз товара на таможенную территорию РФ без подачи декларации).

Теперь штраф за опоздание с подачей этих бумаг зависит от того, сколько дней составила просрочка.

Важным нововведением является то, что за нарушение представления форм учета и отчетности в пределах 10 дней предусматривается возможность установления такого вида административного наказания, как предупреждение. Тем не менее даже такая незначительная просрочка допускает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц – от 5000 до 15 000 руб.

При нарушении (опоздании со сдачей отчетности) на срок от 11 до 30 дней предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

При просрочке свыше 30 дней предполагается наложение максимального штрафа. Он составляет: для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Таким образом, роста штрафов не произошло, его максимальная величина (4000–5000 или 40 000–50 000 руб.) осталась на прежнем уровне. Именно столько составлял размер штрафа раньше, но его сумма не зависела от длительности правонарушения.

Теперь при допущении валютного правонарушения на незначительный срок размер штрафа стал существенно ниже, а в ряде случае возможно наложение лишь предупреждения, что обеспечивает дифференцированный подход с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя.

А вот ответственность за несвоевременное оформление и переоформление паспортов сделок не изменилась.

Штраф за это по-прежнему составляет от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц) и от 40 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц).

При этом с 5 июня 2012 года турфирмам придется дополнительно представлять уполномоченным банкам информацию о некоторых условиях договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами, что позволит при их изменении избежать переоформления паспорта сделки (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ). Это информация:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам).

Закон № 312-ФЗ также изменил размеры штрафных санкций и порядок их исчисления по делам о нарушениях срока зачисления денежных средств на счета компаний в уполномоченных банках. Но здесь изменения не столь приятны, как в случае с просрочкой представления отчетности.

Теперь то, что резидент в установленный срок не выполнил обязанность по получению причитающихся от нерезидентов платежей, влечет наложение штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств. >|Расчет штрафа осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.|

Как и для кого выросли штрафы за нарушения валютного законодательства

Изменения валютного законодательства коснулись и санкций за его несоблюдение.

Напомним, что закон № 325-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 14.11.2017 г.). Поэтому новации начнут действовать с 14.05.2018 г.

КоАП РФ: штрафы за нарушение валютного контроля

Ответственность за валютные правонарушения относят к сфере действия КоАП РФ и УК РФ. Выбор конкретных санкций зависит от степени тяжести проступка и суммы причиненного противоправными действиями ущерба. Систему административных взысканий регламентирует КоАП РФ в ст. 15.25.

Возможные штрафы по валютному контролю в соответствии с КоАП систематизированы в следующей таблице:

Содержание проступка

Форма наказания

Операции с иностранной валютой в обход специальных счетов в кредитных организациях

Штраф в размере от ¾ до полной суммы сделки (ИП и граждане), или 20 000-30 000 руб. (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП)

Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

для должностных лиц – 5000-10 000 руб.;

для юрлиц штрафная санкция может быть назначена в размере 50 000 – 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП)

Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

Читайте так же:  Земельный налог безвозмездно

Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;

для юридических лиц предусмотрено взыскание 800 000 – 1 000 000 руб.;

если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб. (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

Неисполнение резидентом обязанности по получению в установленный срок на свои счета денег за переданные нерезидентам товары (выполненные работы и т.п.), несоблюдение правил возврата уплаченной нерезидентам валюты за не ввезенные в РФ ценности (не оказанные услуги и т.п.).

Штрафная санкция выводится за каждый день задержки возврата валютных средств в РФ. Величина взыскания для юрлиц и ИП за каждый день просрочки рассчитывается путем перемножения текущей ставки рефинансирования с коэффициентом 1/150 и суммой, возвращенной с опозданием.

Если возврат не был произведен, сумма штрафа равна ¾ или полной сумме невозвращенных средств.

На должностное лицо за допущение правонарушения будет наложен штраф в фиксированной сумме – от 20000 до 30000 руб. (п.п. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП)

Необеспечение резидентом условий для зачисления рублевой части поступлений (в размере, определяемом Правительством РФ) на его счета, в т.ч. заграничные, по внешнеторговым договорам, для которых необходимо составление паспорта сделки

Для ИП и юридических лиц штрафы по валютному контролю составят 40 000-50 000 руб.

Для должностных лиц действует штраф 20 000-30 000 руб. (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП)

Повторное привлечение к ответственности за аналогичные проступки должностного лица (по п. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ)

Дисквалификация на период от 6 до 36 месяцев (п. 5.1 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение сроков представления отчетов и подтверждающих документов по валютным операциям, движению валютных средств по заграничным счетам

Если сроки подачи документации нарушены не более чем на 10 дней, физические лица платят штраф в размере 300-500 руб., юридические лица в сумме 5000-15 000 руб. (п. 6.1 ст. 15.25 КоАП);

при нарушении сроков на 10-30 дней, штраф по физическим лицам возрастает до 1000-1500 руб., должностным лицам – 2000-3000 руб., по предприятиям – 20 000-30 000 руб. (п. 6.2 ст. 15.25 КоАП);

при более длительных задержках взыскания гражданам назначаются в размере 2500-3000 руб., должностным лицам – 4000-5000 руб. юридическим лицам – 40 000-50 000 руб. (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение порядка подачи отчетности по операциям с валютой, порядка представления отчетности и подтверждающих документов по заграничным счетам, оформление паспортов сделок с нарушениями, несоблюдение сроков хранения отчетности, подтверждающих и учетных документов по валютным операциям, паспортов сделок

Штраф для физлиц – 2000-3000 руб.; для компаний – 40000-50000 руб.; для должностных лиц 4000-5000 руб. (п. 6 ст. 15.25 КоАП);


повторное совершение правонарушения влечет наложение штрафа на граждан 10000 руб.; на должностных лиц – 12000-15000 руб.; на юрлиц – от 120 000 до 150 000 руб. (п. 6.4 ст. 15.25 КоАП);

повторное несоблюдение порядка отчетности о движении денег по заграничным счетам и подачи подтверждающих документов наказывается штрафом 20 000 руб. для физлиц; 30 000-40 000 руб. для должностных лиц; 400 000-600 000 руб. для юрлиц (п. 6.5 ст. 15.25 КоАП)

Штрафы за нарушение валютного контроля предусмотрены только КоАП РФ. Если подобные нарушения привели к крупному ущербу, к субъектам хозяйствования применяются нормы уголовного права. Они предусматривают принудительные работы и разные сроки лишения свободы в зависимости от степени тяжести проступка, количества вовлеченных в незаконную операцию лиц и т.д.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2019 году

Обращение иностранной денежной массы всегда находится под пристальным вниманием государства. В России правила валютного контроля и совершения операций с иностранными деньгами установлены Законом 173-ФЗ от 2003 года. В документе закреплены права и обязанности физических лиц и организаций в сфере оборота валюты. За нарушение валютного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.

Право на проведение контроля за обращением иностранных денег предоставлено Правительству РФ и Центробанку. Они, в свою очередь, делегируют полномочия государственным органам или подведомственным структурам.

Нарушение валютного законодательства

Главами 2 и 3 Закона от 10.12.2003 установлены основные правила в части валютного регулирования. В их числе ограничения и запреты, направленные на:

  • предотвращение истощения золотовалютных резервов;
  • сильной волатильности (скачков) курса рубля;
  • стабильное состояние платежного баланса страны и др.

Неисполнение этих правил влечет ответственность. В России за нарушение валютного законодательства установлены штрафы, а за отдельные виды уголовных правонарушений (преступлений) ответственность вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Рассмотрим виды ответственности более подробно.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Ст. 193 УК РФ диктует более суровые наказания за действия, классифицируемые уже как валютные преступления. Например, за незачисление валюты на банковский счет в соответствии с контрактом в крупном размере (свыше 9 млн руб.) руководитель компании может понести наказание (по усмотрению суда) – предъявление штрафа от 200 до 500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до 3-х лет. Если речь идет об особо крупном размере (свыше 45 млн руб.), то наказание будет еще более внушительным – лишение свободы сроком до 5-ти лет вкупе со штрафом до 1 млн руб.

Итак, за нарушение правил ведения валютных операций установлены различные меры ответственности в зависимости от состава нарушения и степени его тяжести.

Банковский валютный контроль: нарушения и санкции

За что могут оштрафовать резидента, заключившего контракт с нерезидентом

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом, мы уже разобрались. Теперь на повестке дня вопрос, что грозит резиденту, если он, скажем, несвоевременно оформит паспорт сделки или несвоевременно отчитается за совершенную валютную операцию.

Штраф за поданные с опозданием «валютные» справки и документы взыскивает Росфиннадзо Сведения о нарушениях он получает от Центрального банка, который, в свою очередь, информируют уполномоченные банк

Для наглядности приведем размеры штрафов в таблице.

Нарушение валютного законодательства Размер штрафа
для организации для руководителя (предпринимателя)
Нарушения:
  • порядка представления форм учета по валютным операциям (то есть справок по валютным операциям и справок о подтверждающих документа например указание в справке неверных сведений;
  • порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, например их непредставление;
  • правил оформления паспортов сделок, например неоформление или несвоевременное оформление паспорта сделки, невнесение необходимых изменений
В первый
Повторно до истечения года со дня исполнения постановления о назначении штрафа за аналогичное нарушени
Нарушение сроков представления:
  • справки по валютным операциям и справки о подтверждающих документах;
  • подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
Не более чем на 10 рабочих
  • предупреждение;
  • предупреждение;
Более чем на 10, но не более чем на 30 рабочих
Более чем на 30 рабочих
Читайте так же:  Имущественный вычет камин

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

В соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ применяется система штрафов:

Не являются нарушением валютного законодательства случаи, рассматриваемые индивидуально, когда, например:

  • товары ввезены в страну, но еще не оформлены в таможне;
  • импортер-поставщик действует по разрешению ЦБ на проведение предоплаты за товар на срок свыше 180 дней до момента ввоза на российскую территорию и др.

Проведение валютных операций физическими лицами

Физические лица могут покупать и продавать валюту только в головных офисах, филиалах, дополнительных или операционных офисах банков. Такие подразделения как пункты обмена валюты упразднили несколько лет назад. При этом гражданин обязан заполнить заявление на осуществление обменной операции с указанием своих паспортных данных.

В соответствии с этим документом Росфинмониторинг отслеживает сделки свыше 600 тыс. рублей. Но банк может сообщить о сделке независимо от суммы, если она покажется подозрительной. При этом кредитное учреждение вправе дать клиенту отказ в проведении операции.

Нарушение валютного законодательства

Похожие публикации

Все аспекты валютного законодательства определяет закон № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями) от 10.12.2003 «О валютном регулировании и контроле», регламентирующий права и обязанности участников сектора валютных отношений. Именно им определяются условия и возможности проведения операций с валютой, регулируется порядок хождения иностранной валюты и другие вопросы осуществления подобных операций. Предусмотрена законодателями и ответственность за нарушение валютного законодательства административная или уголовная.

Полномочия в сфере валютного контроля

Банк России контролирует проведение операций с валютой в кредитных организациях, Правительство осуществляет свои функции при помощи исполнительных органов. До 2016 года этим занимался Росфиннадзор, в настоящее время за оборотом иностранных денег следят Федеральная таможенная служба и налоговая служба.

Часть функций передана так называемым агентам валютного контроля. Это Внешэкономбанк и другие уполномоченные банки. Все эти структуры вправе проверять, как соблюдают валютное законодательство резиденты и нерезиденты на территории РФ. Для этого они запрашивают сведения и документы, которые связаны с обслуживанием валютных счетов и проведением операций с иностранными деньгами, особенно у участников внешнеэкономической деятельности.

Налоговые инспекции могут контролировать правила обращения с валютой в ходе камеральных и выездных проверок. Уполномоченные банки в целях надзора оформляют паспорта сделок и передают сведения в Центробанк. Таможенные органы контролируют оборот иностранной денежной массы при экспорте и импорте товаров, пересечении границы.

Судебная практика применения КОаП за нарушения в области валютного законодательства

Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.

При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).

При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.

При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).

Однако действовавшая на момент правонарушения редакция п.1 ст.4.5 КоАП РФ, устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, предельным сроком исполнения обязанности по представлению документов являлось 29.01.2016 г. (пятница), вследствие чего 30.01.2016 г. (суббота) являлся пропущенным сроком и именно в эту дату правонарушение являлось совершенным. Соответственно, с 30.01.2016 г. начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, вследствие чего привлечение к ответственности 31.01.2017 г. уже считается незаконным (Определение ВС РФ от 26.12.2017 г. №305-АД17-13725).

Немало судебных баталий в части законности применения административной ответственности разгорается по поводу переоформления паспорта сделки (например, Определение ВС РФ от 11.12.2017 г. №305-АД17-11035).

Компания была зарегистрирована в форме ЗАО и открыла паспорт сделки в уполномоченном банке. Впоследствии компания изменила форму на Непубличное акционерное общество, о чем внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО в части изменения наименования.

При этом паспорт сделки компания не переоформляла.

Суды трех инстанций поддержали решение об административном правонарушении. Однако Судебная коллегия отменила решение судов на основании следующего.

Изменение наименования компания в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. В рассматриваемой ситуации, изменение наименования общества с ЗАО на Непубличное акционерное общество в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в паспорт сделки.

Приведенная судебная практика рассматривала действие Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И, которая с 1 марта 2018 года утратит силу в связи с изданием инструкции Банка РФ от 16.08.2017 г. № 181-И (Указание Банка РФ от 29.11.2017 г. №4629-У).

Источники

Штрафы за нарушение валютного законодательства таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here