Соглашение об избежании двойного налогообложения украина россия

Важная информация в статье: "Соглашение об избежании двойного налогообложения украина россия", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Содержание

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (Киев, 8 февраля 1995 г.)

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины
об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
и предотвращении уклонений от уплаты налогов
(Киев, 8 февраля 1995 г.)

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Украины,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов

и подтверждая свое стремление к развитию и углублению взаимных отношений,

согласились о нижеследующем:

Совершено в г.Киеве 8 февраля 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Правительство
Украины
/ подпись /

За Правительство
Российской Федерации
/ подпись /

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (Киев, 8 февраля 1995 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 145-ФЗ с заявлением

Соглашение вступило в силу 2 августа 1999 г.

Применяется в отношении налогов с 1 января 2000 г.

Текст Cоглашения опубликован в Бюллетене международных договоров, май 2001 г., N 5, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. N 28 ст. 2808

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Порядок налогообложения в РФ доходов, полученных в иностранном государстве, и заграничного имущества зависит не только от того, в какой стране возник объект налогообложения и является ли лицо, получившее доход или владеющее имуществом, налоговым резидентом РФ. Порядок этот зависит и от того, заключен ли между РФ и иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения.

Договор как метод устранения двойного налогообложения

Рассматривая принципы налоговой системы, мы отмечали, что одним из них является принцип однократности, т. е. недопустимости повторного взимания налога с одного и того же объекта за один и тот же период времени.

Однако исходя из особенностей налогового законодательства в разных странах, один и тот же объект может одновременно подпадать под обложение налогом в обеих странах. К примеру, дивиденды, полученные в иностранном государстве физическим лицом, являющемся налоговым резидентом РФ.

Для избежания двойного налогообложения РФ заключает с иностранным государствами специальные соглашения. И, например, уплаченный в иностранном государстве налог с дивидендов в указанном выше случае может быть зачтен при исчислении налога в РФ. Но сделать это можно только при наличии с иностранным государством соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (п. 2 ст. 214 НК РФ).

При этом такие международные договоры имеют высшую юридическую силу по сравнению с российским налоговым законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

В этих соглашениях указываются лица, к которым договоры применяется, налоги, на которые распространяется соглашения, а также порядок их применения к конкретным налогооблагаемым объектам.

Такие договоры или соглашения также часто именуются конвенциями.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

Читайте так же:  Налог на имущество в месяц

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/[email protected]

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Открытие счета

Получение лицензии

При ведении международного бизнеса, многие предприятия сталкиваются с трудностями оптимизации налогообложения. Регуляторы отдельных стран понимают как протекают подобные взаимоотношения, и для смягчения налоговой нагрузки подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения. Применение положений, которые прописаны в соглашениях, позволяют предприятиям пользоваться расширенным набором возможностей, и, как следствие, вести более выгодный бизнес, способствуя тем самым развитию международных отношений.

Как пример можно разобрать Соглашение об избежании двойного налогообложения Украины с Кипром, подписанное 8 ноября 2012 года, и вступившее в силу 1 января 2014 года. Документ предоставил предприятиям из Украины и Кипра определенные преимущества, которые были скорректированы 11 декабря 2015 года. Протокол вступил в силу 1 января 2019 года.

Подписанный протокол основан на Типовой налоговой конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, и способствует дальнейшему развитию торгово-экономических связей между Кипром и Украиной.

До того момента, когда соглашение вступило в силу, то есть, до 2014 года, компании должны были выплачивать корпоративный подоходный налог в обеих странах. Имеется в виду, что если украинская компания вела бизнес на территории Кипра, она должна была выплатить налог на Кипре, а затем и в Украине. После вступления соглашения, произошло устранение двойного налогообложения. В общих чертах, это и есть ответ на вопрос – как работают договора об избежании двойного налогообложения.

Вернувшись к примеру Украины и Кипра, стоит отметить, что в перечень льгот, предусмотренных соглашением, входят:

1. На Кипре:

  • Подоходный налог;
  • Подоходный налог для предприятий;
  • Социальный вклад в оборону;
  • Налог на прирост капитала.

2. В Украине:

  • Налог на прибыль предприятий;
  • Подоходный налог с физических лиц.

Резидентом договаривающегося государства, в этом случае, выступает лицо, которое, в соответствии с законами этого государства облагается налогом в связи с его местом жительства, управления, регистрации или другим критерием аналогичного характера. Стоит отметить, в эту категорию не входят те лица, которые подлежат налогообложению в стране (где ведется деятельность), относительно доходов, которые были получены от источников в этой стране.

Имеется в виду, что если компания из Украины ведет деятельность на Кипре, то она должна будет выплатить корпоративный налог на Кипре с прибыли полученной от кипрских источников, а в Украине налогом облагаться не будет.

Украина подписала соглашения со значительным количеством государств, чтобы предприниматели были защищены от двойного налогообложения. Ниже приведен список стран, где действует соглашения об избежании двойного налогообложения Украины в 2019 году.

Вышеуказанный список стран, с которыми Украина подписала договор об избежании двойного налогообложения, является актуальным на момент публикации данной статьи. Если у вас возникли вопросы относительно ее предмета, эксперты IQ Decision с радостью проведут консультацию по оптимизации налогообложения и окажут юридическую помощь в налоговом планировании. Для записи на консультации или получения справочной информации – обращайтесь по контактам, указанным в форме ниже.

Размещенная в статье информация являеться актуальной на момент ее публикации.

Просьба уточнять у наших специалистов возможные решения для Вашего бизнеса.

Остались вопросы?

Заполните форму или свяжитесь с нами удобным для Вас способом: скайп, тг, тд. Наши специалисты помогут Вам решить вопрос

Соглашение об устранении двойного налогообложения

Гражданин или организация могут быть зарегистрированы на территории одного государства, но по факту находиться в другом. В этом случае возможна законодательная коллизия: с доходов хозяйствующего субъекта нужно будет платить налоги в два бюджета, что означает потерю их значительной доли. Чтобы избежать подобной ситуации, заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. В 2018 году у России такие договоры подписаны с 83 странами мира.

С какими странами РФ заключила соглашения?

В соответствии с Информационным письмом Минфина России на 01.01.2018 действуют 83 международных договора об избежании двойного налогообложения между РФ и другими государствами. По сравнению с данными на 01.01.2017 перечень пополнила Бразилия. Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке.

Приведем некоторые из них:

№ п/п* Государство Дата подписания Дата вступления в силу Применяется с
1 Австралия 07.09.2000 17.12.2003 01.01.2004 8 Белоруссия 21.04.1995 20.01.1997 01.01.1998 12 Бразилия 22.11.2004 19.06.2017 01.01.2018 13 Великобритания 15.02.1994 18.04.1997 01.01.1998 17 Германия 29.05.1996 30.12.1996 01.01.1997 21 Израиль 25.04.1994 07.12.2000 01.01.2001 29 Казахстан 18.10.1996 29.07.1997 01.01.1998 34 Китай 13.10.2014 09.04.2016 01.01.2017 37 Корея 19.11.1992 24.08.1995 01.01.1996 40 Латвия 20.12.2010 06.11.2012 01.01.2013 66 Соединенные Штаты Америки 17.06.1992 16.12.1993 01.01.1994 67 Таджикистан 31.03.1997 26.04.2003 01.01.2004 72 Украина 08.02.1995 03.08.1999 01.01.2000 75 Франция 26.11.1996 09.02.1999 01.01.2000 83 Япония 18.01.1986 27.11.1986 01.01.1987

* по Списку на 01.01.2018, приведенному в Информационном письме Минфина России.

Читайте так же:  Домклик возврат налогового вычета

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО

от 24 декабря 1993 года

Правительство Украины и Правительство Республики Беларусь, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество и подтверждая свои стремления к развитию и углублению взаимных экономических отношений, договорились о следующем:

Статья 1 Сфера применения Соглашения

Это Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одной или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2 Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Это Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, которые взыскиваются от имени Договаривающихся Государств или их политико-административных подразделений или местной власти, независимо от способа их удержания.

2. Налогами на доход и имущество считаются все налоги, которые взыскиваются с общей суммы дохода или стоимости имущества, или с элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы и оплаты, которые выплачиваются предприятием, а также налоги, которые взыскиваются с доходов от прироста стоимости имущества.

3. Это Соглашение распространяется на такие налоги:

а) в Республике Беларусь:

налог на доходы и прибыль юридических лиц;

подоходный налог с граждан;

налог на недвижимое имущество;

(далее «налог Республики Беларусь»);

налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

подоходный налог с граждан;

(далее «налог Украины»).

4. Это Соглашение распространяется также на любые подобные или по существу аналогичные налоги, которые будут взыскиваться любым из Договаривающихся Государств после даты подписания этого Соглашения на дополнение к налогам, упомянутым в пункте 1, или вместо них. Компетентные органы Договаривающихся Государств извещают друг друга о любых соответствующих изменениях, которые имели место в соответствующих налоговых законодательствах.

5. Положения этого Соглашения не распространяются на штрафы и пеню, оплаченные за нарушение налогового законодательства Договаривающихся Государств.

Статья 3 Общие определения

1. В этом Соглашении, если из контекста не вытекает другое:

а) термин «Республика Беларусь» определяет территории, которая составляет государственную территорию Республики Беларусь, на которой действует налоговое законодательство Республики Беларусь;

б) термин «Украина» определяет территорию Украины, ее континентальный шельф и ее исключительную (морскую) экономическую зону, включая любую территорию за пределами территориального моря Украины, которая в соответствии с международными законами определяется как территория, в пределах которой могут применяться права Украины относительно морского дна, недр и их природных ресурсов;

в) термины «одно Договаривающееся Государство» и «второе Договаривающееся Государство» определяют, в зависимости от контекста, Республику Беларусь или Украину;

г) термин «лицо» определяет физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц;

д) термин «гражданин» определяет:

любое лицо, которое имеет гражданство Договаривающегося Государства;

любое юридическое лицо, партнерство и ассоциацию, что получают свой статус как такой по законам, которые действуют в Договаривающемся Государстве;

д) термин «компания» определяет любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение с целью налогообложения, в частности термин «компания» определяет акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или любое юридическое лицо или другую организацию, в которой подлежат налогообложению прибыль и доход;

е) термины «предприятие одного Договаривающегося Государства» и «предприятие второго Договаривающегося Государства» определяют, соответственно, предприятие, которым руководит резидент одного Договаривающегося Государства, и предприятие, которым руководит резидент второго Договаривающегося Государства;

ж) термин «международная перевозка» определяет всякую перевозку морским, речным или воздушным судном, дорожным транспортным средством, что осуществляются предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда перевозки осуществляются только между пунктами, расположенными во втором Договаривающемся Государстве;

з) термин «компетентный орган» определяет:

относительно Республики Беларусь — Министерство финансов Республики Беларусь или его полномочного представителя;

относительно Украины — Министерство финансов Украины или его полномочного представителя.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2014 г. № ГД-4-3/[email protected] “О применении положений Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Правительством РФ и Правительством Украины”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо о налогообложении доходов российской организации, получаемых за пределами Российской Федерации, а также устранения двойного налогообложения, сообщает следующее.

Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено и действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее — Соглашение).

Видео (кликните для воспроизведения).

Пунктом 1 статьи 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты.

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов (пункт 2 статьи 11 Соглашения).

Таким образом, пункт 2 статьи 11 Соглашения определяет право налогообложения процентов и за государством, в котором эти проценты возникают, если данный налог предусмотрен внутренним законодательством этого государства, но ограничивает такое право предельным налогом, рассчитываемым по ставке, не превышающей ставку, размер которой в двухстороннем Соглашении определяют Договаривающиеся Государства.

Соответственно, доход российской организации, полученный от источников в Украине в виде процентов, может облагаться налогом в Украине в размере, не превышающем 10 процентов от валовой суммы полученного дохода в виде процентов.

При этом на основании статьи 22 Соглашения, если резидент одного Договаривающегося Государства получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, уплаченная в этом другом Государстве, подлежит вычету из налога, взимаемого с такого резидента в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Читайте так же:  Что значит имущественный налоговый вычет

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При этом согласно пункту 3 статьи 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Таким образом, в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:

— отразить доходы (проценты), полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы (проценты) получены;

— представить в налоговый орган Российской Федерации по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected], и документы, предусмотренные в пункте 3 статьи 311 Кодекса.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
Д.Ю. Григоренко

Кто признается ФПД?

Согласно положениям ст. 7 НК РФ, ФПД признается лицо, которое может распоряжаться доходом, полученным другой компанией, потому что обладает прямым или косвенным влиянием, владеет долей в акционерном капитале и т.д.

Правила об устранении двойного налогообложения не распространяются на субъектов, не признаваемых ФПД. Это лица, которые получают доходы, но не могут распоряжаться ими по своему усмотрению или выполняют в сделке исключительно посредническую роль.

Согласно разъяснениям ФНС, в роли ФПД может выступать лицо, которое отвечает следующим критериям:

Реальная деятельность

Компания обладает активами, которыми может распоряжаться по своему усмотрению, совершает реальные, а не формальные сделки, у организации имеются конкретные бизнес-цели, ее роль и функции выходят за рамки посредничества.

Реальное присутствие

Означает, что у фирмы имеется офис, персонал, первое лицо (директор), действующее от имени организации, IP-адрес, телефонная линия. Компания сдает отчетность в налоговые органы, подписывает договоры.

Для применения методов устранения двойного налогообложения к конкретной сделке, компании нужно проанализировать экономическую сущность операции и определить, соответствует ли ФПД действующим законодательным критериям.

При проверке документации налоговые органы обратят внимание на то, есть ли у получателя дохода иные источники поступления средств, являются ли они для него существенными. По сделке придется выплатить налог в бюджет РФ, если выяснится, что основная цель ФПД – вывод средств из-под налогообложения.

Понятие фактического получателя дохода (ФПД)

Согласно ст. 7 НК РФ, устранение двойного обложения налогами возможно исключительно по отношению к доходам фактического получателя (ФПД). Если денежные средства выплачиваются иному лицу, выполняющему в сделке роль посредника, нормы международных соглашений не действуют. Это помогает избежать злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, когда в цепочку вводятся ненужные транзитные фирмы для необоснованного получения льгот.

С точки зрения межстрановых договоров об избежании двойного налогообложения и норм российского права, возможно три ситуации:

  • ФПД (бенефициар по сделке) не определен – если российское предприятие выплачивает доход посреднику, оно выполняет функции налогового агента, удерживая с суммы установленный процент и перечисляя в бюджет РФ. Например, для дивидендов ставка составляет 15%.
  • ФПД установлен, он является резидентом РФ – если бенефициаром является гражданин, фирма-плательщик удерживает с его дохода НДФЛ. Если получатель – компания, налог можно не удерживать, но при этом нужно проинформировать ИФНС о том, кто выступает ФПД по сделке.
  • ФПД установлен, он является нерезидентом – если со страной, где зарегистрировано физическое или юридическое лицо, заключено соглашение об устранении двойного налогообложения, стороны действуют в соответствии с положениями этого документа. Если такого договора нет, плательщик удерживает налог в общем порядке согласно нормам, изложенным в НК РФ.

Указанная логика распространяется для любых видов доходов, включая дивиденды.

Регистрация компании

Обзор документа

Ссылаясь на межправительственное Соглашение России и Украины об избежании двойного налогообложения, ФНС России пояснила следующее.

Доход российской организации, полученный от источников в Украине в виде процентов, может облагаться налогом в Украине в размере, не превышающем 10%.

Кроме того, разъяснено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этим юрлицом налога на прибыль в России.

В целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных в иностранном государстве, от российской организации требуется следующее. Она должна отразить доходы (проценты) от иностранных юрлиц в декларации по налогу на прибыль за периоды, в которых эти доходы (проценты) получены. Кроме того, в российский налоговый орган нужно подать декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами нашей страны.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Двойным налогообложением считается одновременное обложение одинаковыми налогами доходов, полученных в разных странах. Как правило двойное налогообложение образуется тогда, когда налоговый нерезидент (физическое или юридическое лицо, которое не проживает / не находится постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от своей прибыли одновременно и по месту своего гражданства и по месту своего фактического нахождения.

Чтобы избежать налоговых коллизий и упростить жизнь налогоплательщикам страны подписывают двухсторонние соглашения, договора или конвенции об избежании двойного налогообложения. Россия также имеет ряд подобных договоров с другими странами. В списке на этой странице представлены действующие международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, на текущий год в него входят более 80 стран.

Читайте так же:  Подоходный налог в бизнесе

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения между государствами представляют собой межправительственные соглашения или конвенции, призванные не допустить одновременное налогообложение одного и того же дохода в обеих странах. Подобные соглашения заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между странами. Однако, соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, действуют в отношении лишь определённых видов налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правовое регулирование проблем двойного налогообложения осуществляется в соответствии со статьёй №232 Налогового Кодекса РФ.

Соглашения об избежании двойного налогообложения Украины

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

Иностранное государство — партнер по СДН

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

Договоры Украины об устранении двойного налогообложения

Ставки налогообложения доходов, которые выплачиваются резидентами Украины нерезидентам в виде процентов, дивидендов и роялти.

Примечания к таблице:

1. Многие договоры об устранении двойного налогообложения предоставляют различные льготы и исключения для некоторых типов выплат по процентам, (например, проценты, выплачиваемые государству, местным властям, центральному банку, экспортным кредитным учреждениям или в отношении продаж в кредит). В данной колонке рассматриваются стандартные ставки. В каждом отдельном случае необходимо обращаться к соответствующему договору с учетом конкретной ситуации.

2. Если не указано иное, то ставки в этой колонке необходимо применять в тех случаях, когда компания, получающая доход в виде дивидендов, владеет не менее 25% в уставном капитале или голосующих прав в украинской компании.

3. Более низкая ставка применяется к процентам по правительственным займам.

4. Ставка в 5% применяется если компания-получатель владеет не менее 10% в уставном капитале украинской компании.

5. Более низкая ставка применяется к процентам, выплачиваемым по банковским займам или по займам иных финансовых учреждений.

6. Более низкая ставка применяется к роялти, связанными с промышленностью.

7. Ставка в 5% применяется если компания-получатель владеет не менее 20% в уставном капитале украинской компании.

8. Ставка в 5% применяется к процентам, выплачиваемым по продажам в кредит промышленного, коммерческого или научного оборудования, а также к процентам, выплачиваемым по займу, гарантированному банковским учреждением. 10% — во всех остальных случаях.

9. Нулевая ставка применяется к: 1) процентам, выплачиваемым правительством, его политико-административным подразделениями или местными органами самоуправления; и 2) процентам, которые возникают в одной договаривающейся стране и выплачиваются резиденту другой договаривающейся страны, и которые предназначены и используются исключительно для предоставления или обеспечения схем денежной помощи (пенсий, выходных пособий и т.п.), при условии, что такой резидент является фактическим собственником процентов и в целом освобождается от налогообложения в другой стране, а также если такие проценты не получены от торговли или иной коммерческой деятельности или от зависимого лица.

10. Более низкая ставка применяется к программному обеспечению.

11. Новый договор с Кипром действует с 1 января 2014 года.

В декабре 2015 года был подписан Протокол к договору с Кипром, который вступит в силу с 1 января 2019 года. Протоколом установлены следующие ставки налога на репатриацию дохода:

  • На доход в виде дивидендов:

5% — если компания-получатель будет бенефициарно владеть не менее 20% в уставном капитале украинской компании и если в капитал украинской компании будет инвестировано не менее 100 000 евро;

10% — во всех остальных случаях.

  • На доход в виде процентов — 5%.
  • На доход в виде роялти — 5/10%.

12. Ставка в 5% применяется если компания-получатель бенефициарно владеет не менее 20% в уставном капитале украинской компании или если в капитал украинской компании было инвестировано не менее 100 000 евро.

13. Более низкая ставка применяется при выплате роялти по авторским правам на научные произведения, патентам, торговым маркам, тайным формулам, процессам или информации о промышленном, коммерческом или научном опыте.

14. Более низкая ставка применяется к процентам, выплачиваемым по продажам в кредит.

15. Более низкая ставка применяется к «ноу-хау».

16. Ставка в 5% применяется если финская компания владеет не менее 20% в уставном капитале украинской компании. Нулевая ставка применяется, если инвестиции финской компании гарантированы Финским Бюро Гарантий или инвестированный капитал составляет не менее 1 млн. USD.

17. Нулевая ставка применяется к роялти, происхождение которых связано с патентами или программным обеспечением. Ставка в 5% применяется к роялти, связанными с секретными формулами и ноу-хау. Ставка в 10% — в отношении авторских (издательских) прав и торговых марок.

18. Ставка в 5% применяется если французская компания владеет не менее 20% в уставном капитале украинской компании. Нулевая ставка применяется если французская компания владеет не менее 50% в уставном капитале украинской компании и общий размер инвестиций превышает 5 млн. французских франков (763 000 евро).

19. Более низкая ставка применяется к роялти, связанными с промышленностью или программным обеспечением.

20. Нулевая ставка применяется если транзакция, которая дает основание для выплат по долговому инструменту, была одобрена украинским правительством.

21. Более низкая ставка применяется к роялти, происходящим от авторского (издательского) права, включая фильмы и т.п.

22. Ставка в 5% применяется если киргизская компания владеет не менее 50% в уставном капитале украинской компании, которая выплачивает дивиденды.

23. В отношениях Украины с Сербией и Черногорией применяется договор, ранее заключенный с Югославией.

Читайте так же:  Земельный налог судебная практика

24. Ставка в 5% применяется если голландская компания непосредственно владеет не менее 20% в уставном капитале украинской компании. Нулевая ставка применяется если голландская компания непосредственно владеет не менее 50% в уставном капитале украинской компании и общая сумма такого владения составляет не менее 300 000 USD.

25. Нулевая ставка применяется к процентам, выплачиваемым по долговым инструментам правительства, его политико-административных подразделений или местных органов самоуправления, а также в отношении продаж в кредит.

26. Ставка в 10% применяется если португальская компания непосредственно владеет не менее 25% в уставном капитале украинской компании на протяжении более 2 лет перед выплатой дивидендов.

27. Ставка в 5% применяется если российская компания владеет долей в уставном капитале украинской компании, размер которой составляет не менее 50 000 USD.

28. Более высокая ставка применяется к роялти, связанными с авторскими правами на литературные и иные произведения, в том числе фильмы.

29. Более низкая ставка применяется к роялти, связанными с авторскими правами на произведения искусства, кроме фильмов.

30. Ставка в 5% применяется к любым шведским компаниям, которые непосредственно владеют не менее 20% в уставном капитале украинской компании. Нулевая ставка применяется к шведским компаниям, которые владеют не менее 25% в уставном капитале украинской компании и если не менее 50% уставного капитала такой шведской компании принадлежит резидентам Швеции.

31. Более низкая ставка применяется к доходу в виде процентов, выплачиваемым по банковским займам или по займам иных финансовых учреждений.

32. Применяется ставка установленная внутри страны. Существующий договор льгот не предусматривает.

33. Ставка в 5% применяется если американская компания владеет не менее 20% голосующих акций (или если компания не имеет голосующих акций — не менее 20% в уставном капитале) украинской компании.

Соглашение об избежании двойного налогообложения украина россия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Порядок подтверждения ФПД

Чтобы использовать действующие методы избежания двойного налогообложения, российская компания-плательщик должна подтвердить ФПД. Для этого она представляет в налоговые органы пакет документов, обосновывающих:

  • необходимость проведения сделки конкретного типа;
  • необходимость вовлечения в операцию иностранных участников;
  • разумность и обоснованность принятого решения.

Действующее законодательство не указывает, какие конкретно документы следует предоставить. Главное – чтобы по результатам ознакомления с ними ИФНС или суд сделали вывод о правомерности применения налоговых льгот.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

С какими странами заключены соглашения?

Видео (кликните для воспроизведения).

Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке. По состоянию на 15.08.2018 года он включает выглядит так:

Источники

Соглашение об избежании двойного налогообложения украина россия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here