Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки таблица

Важная информация в статье: "Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки таблица", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Виды налоговых проверок, их сравнительный анализ и классификация

Количество просмотров 21327

В статье проанализированы, обобщены и структоризированны виды налоговых проверок, даны их характеристики, проведен сравнительный анализ видов налоговых проверок, а также обоснованна целесообразность проведения налоговыми органами целевых налоговых проверок.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31, ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки в порядке установленном Кодексом.

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, которая представляет собой специфическую деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Актуальность исследования и структурирования видов налоговых проверок обусловлена введением с 2012 года в Кодекс нового вида налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, целью введения которых является увеличения эффективности контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов при трансфертном ценообразовании.

Основными видами налоговых проверок являются выездные и камеральные налоговые проверки.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ, порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст.ст. 89, 89.1 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка характеризуется следующими особенностями:

  • проверка проводится без вынесения специального решения;
  • проверка проводится на территории налогового органа;
  • срок проверки составляет 3 месяца со дня предоставления декларации (расчета), не приостанавливается и не продлевается;
  • проверка проводится в отношении конкретной декларации (расчета);
  • проверка проводится в отношении всех деклараций (расчетов) без исключения;
  • в рамках проверки налоговый орган не имеет право на истребование у налогоплательщика документов, за исключением случаев установленных ст. 88 НК РФ.

Выездная налоговая проверка характеризуется следующими особенностями:

  • проверка проводится на основании соответствующего решения;
  • проверка проводится на территории налогоплательщика (за исключением случаев не возможности предоставления налогоплательщиком рабочих мест на время проверки);
  • проверка проводится по одному или нескольким налогам за определенный в решении период времени;
  • срок проверки составляет 2 месяца, может продлеваться (до 4 или 6 месяцев) и приостанавливаться);
  • период проверки не может превышать трех предшествующих году проверки лет;
  • в ходе проверки могут истребоваться у налогоплательщика документы и информация.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

С 01.01.2012 г. Кодексом предусмотрен новый вид налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Данный вид налоговых проверок характеризуется следующими особенностями:

  • проверка проводится на территории налогового органа;
  • проверка назначается соответствующим решением;
  • срок проверки составляет 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев, приостанавливаться не может;
  • проверка проводится в отношении правильности исчисления и уплаты налогов по сделкам, признаваемым контролируемыми;
  • проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех лет предыдущих году проверки;
  • перечень налогов, правильность исчисления и уплаты которых может быть проверена при такой проверке ограничен: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость.

Сравнение характерных особенностей выездных и камеральных проверок можно представить в виде следующей таблицы.

Стоит отметить, что многими авторами выделяется такой вид налоговых проверок, как встречная проверка. Так, ранее Кодексом предусматривалась встречная проверка, аналогичный порядок которой сегодня закреплен в ст. 93.1 НК РФ. Однако, относить встречную проверку к видам налоговых проверок, по нашему мнению, некорректно. Дело в том, что встречная проверка является мероприятием налогового контроля, осуществляемого преимущественно в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. Встречная проверка представляет собой процесс истребования документов и информации у контрагентов налогоплательщиков, в отношении которых проводится или планируется проведение выездной или камеральной налоговой проверки, с целью проведения сравнительного анализа.

Таким образом, выделяется три вида налоговых проверок:

  • камеральная проверка;
  • выездная проверка;
  • проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Каждый из перечисленных 3 видов налоговых проверок имеет свою классификацию.

Так, согласно ст. 88 НК РФ в ходе камеральных проверок деклараций, в которых налогоплательщиком использовано право на налоговые льготы и деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога, налоговые органы имеет право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение вычетов по НДС, и документы, подтверждающие правомерность применения налоговых льгот.

В связи с данными особенностями камеральных проверок возникает необходимость их классифицировать по следующим критериям:

  • стандартная камеральная проверка;
  • камеральная проверка деклараций, в которых налогоплательщиком использовано право на налоговые льготы;
  • камеральная проверка деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога.

Выездные проверки также имеют ряд особенностей, которые позволяют их классифицировать:

  • Согласно п. 3 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам;
  • Согласно п. 7 ст. 89 НК РФ налоговыми органами могут проводиться отдельные выездные проверки филиалов и представительств;
  • Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ налоговые органы имеют право проводить повторные выездные налоговые проверки. Повторная проверка может проводится вышестоящим налоговым органом с целью контроля за качеством налоговой проверки проведенным подведомственным налоговым органом, или налоговым органом ранее проводившим проверку в случае предоставления налогоплательщиком уточненной декларации;
  • Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводится в связи с ликвидацией или реорганизацией организации;
  • Согласно гл. 26.4 НК РФ выездные проверки при выполнении соглашений о разделе продукции имеют ряд установленных особенностей;
  • Согласно ст.ст. 288.1 и 385.1 НК РФ выездные проверки резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, также имеют свои особенности;
  • Согласно ст. 89.1 НК РФ выездные проверки консолидированных групп налогоплательщиков осуществляются с учетом особенностей установленных названной статьей.

На основании вышеуказанных особенностей выездные налоговые проверки следует классифицировать по следующим критериям:

  • по методу проверки: сплошной и выборочный метод;
  • по проверяемым налогам: комплексные и тематические проверки;
  • по объекту проверки: проверка налогоплательщика, проверка филиала (представительства), проверка консолидированной группы налогоплательщиков;
  • повторная выездная проверка: повторная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, повторная проверка, проводимая в связи с предоставлением уточненной декларации;
  • выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
  • выездная проверка при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • выездная проверка резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

Кроме того, следует отметить, что многими авторами выделяется такой вид выездной налоговой проверки как целевая выездная налоговая проверка.

Целевой выездной проверкой признается целенаправленная проверка правильности исчисления и уплаты налогов, проводимая по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки могут проводится по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями товаров (работ, услуг), по экспортно-импортным операциям, по контролируемой задолженности (п. 2 ст. 269 НК РФ), по конкретным сделкам и по любым финансово-хозяйственным операциям.

Читайте так же:  Финансовый контроль существует

Однако, следует отметить, что действующим Кодексом возможность проведения целевой выездной налоговой проверки не предусматривается. По нашему мнению, введение возможности налоговых органов проводить целевые выездные проверки позволит увеличить оперативность и эффективность выездных проверок.

Так, в ходе проведения контрольной работы у налоговых органов появляется информация о нарушениях допущенных налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов по конкретным финансово-хозяйственным операциям. Например, информация о нарушении может поступить в налоговые органы из внешних источников (как от других контролирующих органов, так и от граждан и организаций). Такую информацию целесообразно проверить путем проведения выездной налоговой проверки в отношении налогообложения конкретных финансово-хозяйственных операций, по которым имеется информация. Другим вариантом, может быть изменение трактовки законодательства по определенным вопросам в связи с вынесением постановления ВАС РФ. В таком случае также целесообразно проверить данный вопрос в ряде организаций, нежели провести комплексные выездные проверки в значительно меньшем количестве организаций.

Также, выездные налоговые проверки принято разделять по способу их организации на плановые и внеплановые проверки. Соответственно плановой выездной проверкой считается проверка, назначенная в соответствии с утвержденным планом проведения выездных налоговых проверок. Внеплановой проверкой считается проверка, назначенная в связи с поступлением в налоговый орган информации о налоговом правонарушении или в связи с ликвидацией (или реорганизацией) налогоплательщика.

На основании положений Кодекса, также можно классифицировать проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Так, согласно ст. 105.17 НК РФ данный вид проверок может проводиться, как в отношении одной сделки, так и в отношении группы однородных сделок.

Кроме того, п. 1 ст. 105.17 НК РФ выделяются различные основания для проведения подобной проверки:

  • на основании уведомления о контролируемых сделках;
  • на основании извещения территориального налогового органа;
  • в связи с выявлением контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой, проводимой ФНС России.

На основании вышеуказанных особенностей проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами возникает необходимость их классифицировать по следующим критериям:

  • по объекту проверки: проверка в отношении одной сделки и проверка в отношении группы однородных сделок;
  • по основаниям для проведения проверки: проверка на основании уведомления о контролируемых сделках; проверка на основании извещения территориального налогового органа; в связи с выявлением контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой, проводимой ФНС России.

Кроме рассмотренных нами в настоящей статье видов налоговых проверок, налоговыми органами также проводятся другие проверки (например, проверки соблюдения валютного законодательства ил проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники). Однако, несмотря на то, что данные проверки проводятся налоговыми органами они не являются налоговыми проверками и поэтому их виды не рассматриваются в настоящей статье.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  2. М.Н. Садчиков, диссертация «Камеральные и выездные налоговые проверки как формы налогового контроля», г. Саратов,2009 г.;
  3. Е.Б Шувалова, А.Е. Шувалов, М.А. Солярик, П.Ю. Федоров, Организация и методика проведения налоговых проверок (Учебное пособие), Москва, 2011, 299 с.;
  4. Т.И. Осипова, О.В. Павлинова, М.Е. Шашкина, Налоги и налогообложение (Учебно-методическое пособие), г. Нижний Новгород, 2010, 83 с.

Налоговая проверка

Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются эти виды ревизий.

Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками

Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.

Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.

Кто может «попасть» под налоговую проверку

Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.

Отбор «кандидатов» на выездную налоговую проверку налоговики проводят на основании определенных критериев. Их открытая часть изложена в письме ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected], но у инспекторов явно имеются и «секретные» приемы анализа, которыми они не делятся с бизнесменами.

В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.

Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.

Предмет и период налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.

Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.

«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Частота налоговых проверок

Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.

Выездных проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
  2. Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.

Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.

Методы налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.

Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.

Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.

Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.

При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.

Читайте так же:  Срок проверки 3 ндфл налоговой инспекцией

Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС. Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).

А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.

Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.

Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов

Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:

  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:

  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Проверка Оформление акта по окончании проверки Передаче акта налогоплательщику Возражения налогоплательщика Вынесение решения
камеральная 10 дней

5 дней

1 месяц

10 дней

выездная 2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.

Вывод

Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.

Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.

Таким образом, избежать камеральной проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.

Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки таблица

Подготовила: юрист Практики фирмы «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Канаева А.С.

Налоговый кодекс РФ наделяет ФНС России полномочиями по проведению проверок налогоплательщиков с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом налоговые проверки могут проводиться как по месту нахождения налогового органа без выезда (камеральная проверка), так и по месту нахождения налогоплательщика (выездная).

Таблица: отличия камеральных и выездных проверок

Камеральная (ст.88 НК РФ)

Выездная (ст.89 НК РФ)

По месту нахождения налогового органа (без выезда)

На территории (в помещении) нахождения налогоплательщика: по юридическому или фактическому адресу

Подача налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя (его заместителя) налогового органа

В течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета)

У одного налогового органа (если отдельная самостоятельная проверка одного филиала/представительства) – не более 1 проверки в течение календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении одного налогоплательщика (филиала/представительства при комплексной проверке) – не более 2 проверок в течение календарного года (исключение: решение руководителя налогового органа)

Не более 2 месяцев (может быть продлена до 4 месяцев, в исключительных случаях – до 6 месяцев)

Ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов Период до 3 календарных лет до года, в котором проводится проверка

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью плательщика по месту его нахождения (доступ на территорию, в помещения, хранилища), истребование документов, относящихся к предмету проверки

Осмотр помещений и территорий

Выемка документов и предметов – на основании постановления, утвержденного руководителем налогового органа

Привлекать эксперта (специалиста) для участия в проведении проверки

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки (составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Принципы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок

Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной Приказом ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333. Указанная Концепция определяет единый подход к планированию выездных проверок, указывает лишь на общие критерии отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Так, согласно Концепции, вся поступающая в налоговый орган информация о налогоплательщиках должна подвергаться постоянному тщательному всестороннему анализу.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Читайте так же:  Налоговый вычет список документов ипотека

На основе полученных сведений проводится предпроверочный анализ финансово-экономических показателей их деятельности, который складывается их нескольких уровней:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Для оценки целесообразности выездной проверки налоговый орган должен объективно оценить все выявленные критерии рисков деятельности плательщика в совокупности. Если налоговый инспектор усмотрел схему ухода от налогообложения в деятельности плательщика, он включает плательщика в план выездных проверок.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган также определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок в отношении контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Самостоятельная оценка рисков

Концепция устанавливает критерии, с помощью которых налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность попадания в план выездных проверок:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Практика ФНС: низкая налоговая нагрузка допустима для вновь созданных организаций в течение первых 3 лет деятельности. Даже если такие налогоплательщики попадают в список выездной проверки, санкции в случае нарушения им законодательства о налогах и сборах обычно не применяются.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (более 5 лет подряд).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (более 89%).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – более 84%.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Также в критерий включаются случаи ведения плательщиком договорной деятельности с посредниками (контрагентами), имеющими признаки «проблемных»: нет контакта с исполнительными органами этих лиц, признаки «фирм-однодневок», нет информации о них в СМИ и интернете, товары, работы или услуги у них приобретаются по завышенным ценам и т.д.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Представители налоговых органов поясняют, что на практике выездная налоговая проверка (или хотя бы предпроверочный анализ финансово-экономических показателей) проводится строго в обязательном порядке только в трех случаях: подача налогоплательщиком заявления о ликвидации, поступление жалобы от третьего лица о нарушении плательщиком налогового законодательства и «миграция» между налоговыми органами (даже единоразоавя).

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Плательщик может избежать проведения в отношении него выездной проверки просто путем предоставления в налоговый орган пояснительных документов. Так, в случае получения уведомления налогового органа о несоответствии сведений в представленной декларации плательщик должен подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. На практике, уточненная декларация не исключает возможность проверки, но проверка проводится камеральная, а не выездная.

На практике добровольное ведение предметной переписки с налоговым органом, телефонных или личных переговоров с должностными лицами ФНС чаще заканчиваются в положительном ключе, чем если бы это было молчаливое бездействие плательщика.

Выездная проверка: порядок проведения, полномочия инспектора, права и обязанности плательщика

План выездных проверок, скорее всего, относится к сведениям, составляющим налоговую тайну, хоть это прямо не указано в законе.

«Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок», — гласит официальный сайт ФНС России. Однако, списки плательщиков, в отношении которых назначены выездные налоговые проверки, никогда не разглашаются и не размещаются в открытом доступе.

За пять дней до проведения проверки налоговый орган уведомляет самого плательщика о проведении в отношении него проверки (Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, утв. Письмом ФНС от 8 октября 2010 г. № АС-37-2/12931).

Получив уведомление, налогоплательщик обязан ко дню и времени проведения выездной проверки обеспечить доступ представителей налогового органа на территорию и в помещения, где ведется его деятельность и хранится бухгалтерская документация. В случае, если плательщик не обеспечит доступ на территорию или иным образом будет препятствовать проведению проверки представители налогового органа вправе составить акт о противодействии проведению налоговой проверки (необеспечению права должностных лиц ознакомиться с подлинниками документов). Экземпляр такого акта вручается представителю организации под роспись (в случае отказа от подписания акта в нем делается соответствующая пометка).

Плательщик вправе требовать у представителей налогового органа предоставления ему служебных удостоверений и решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, в случае их непредоставления он вполне правомерно может запретить визитерам проходить на территорию и в помещения, где ведется его деятельность.

Обычно выездная комиссия состоит из 1-3 должностных лиц налогового органа.

По результатам проверки должностные лица составляют акт налоговой проверки, в котором отражаются все существенные сведения о проведенной проверке (ч.2 ст.100 НК РФ). В течение 5 дней с вынесения указанный акт вручается под расписку плательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю, либо направляется по почте заказным письмом на адрес местонахождения организации или жительства физического лица. В последнем случае датой вручения акта будет шестой день с даты отправки письма.

Читайте так же:  Налоговые правонарушения статистика

В случае если плательщик не согласен с фактами, отраженными в акте налоговой проверки, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в налоговый орган по месту его нахождения письменные возражения (по акту в целом или по его отдельным положениям), с приложением по усмотрению плательщика подлинников или копий документов, подтверждающих его возражения.

После предоставления плательщиком возражений (или истечения срока для их представления), руководитель налогового органа обязан в 10-дневный срок рассмотреть акт налоговой проверки и возражения, а также иные материалы налогового контроля, и принять решение о привлечении плательщика к ответственности либо об отказе в привлечении лица к ответственности.

Лицо должно быть извещено о времени и месте рассмотрения материалов. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки (за исключением случаев, когда участие лица было признано руководителем (заместителем) налогового органа обязательным). При рассмотрении материалы налоговой проверки оглашаются и исследуются в полном объеме.

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Если плательщик обжалует данное решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, срок вступления в силу продлевается до принятия удовлетворительного решения вышестоящим органом. Порядок и последствия апелляционного обжалования установлены статьей 101.2 НК РФ.

Следует отметить, что с момента вынесения решения о привлечении к ответственности руководитель налогового органа вправе вынести решение о принятии обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика, которое вступает в силу немедленно с момента его вынесения. Сюда включаются арест недвижимого имущества плательщика, транспортных средств, готовой продукции, сырья и материалов, арест расчетных счетов.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Финансовый контроль денежных потоков

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Видео (кликните для воспроизведения).

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источники

Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here