Субъектами налоговых правонарушений признаются

Важная информация в статье: "Субъектами налоговых правонарушений признаются", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Налоговое право

С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.
18.3.3. Субъект налогового правонарушения
Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.

Субъекта налогового правонарушения характеризуют свойства, позволяющие применить меры ответственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам.

Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства прежде всего выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица.

Физические лица как субъекты нарушений налогового законодательства подразделяются на две категории.

К первой относятся те, которые участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов; ко второй — те, которые участвуют в этих отношениях в качестве должностных лиц.

Должностные лица — это служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, а также руководить подчиненными им работниками и давать им распоряжения, обязательные к исполнению.

Выделяют должностных лиц государственных органов и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций. И те, и другие могут быть субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства.

Необходимо учитывать, что должностные лица государственных органов могут реализовывать особые полномочия. Они имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Это полномочия административной власти. Ответственность за нарушения, допущенные должностными лицами при реализации полномочий административной власти, налоговым законодательством не устанавливается.

Однако ряд нарушений при реализации полномочий административной власти может расцениваться как нарушения налогового законодательства. Так, если должностное лицо налогового органа по сговору с налогоплательщиком пренебрегает своими обязанностями, оно должно быть привлечено к ответственности за соучастие в нарушении норм законодательства о налогах и сборах. В Постановлении от 4 июля 1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал: «Действия должностных лиц государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налога гражданином или с организации, подлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления. а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, — то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. » (п. 14).

Властные требования должностных лиц могут быть адресованы и лицам, подчиненным по службе. При реализации полномочий по управлению организацией должностные лица обязаны соблюдать, исполнять и в установленных случаях обеспечивать исполнение налогового законодательства на порученном им участке подчиненными работниками.

Руководители предприятий и организаций, главные бухгалтеры могут нести ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Так, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, может быть наложен административный штраф1. Они же несут уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст.199УКРФ).

Необходимо помнить, что уголовное законодательство, устанавливая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Таковым признается лицо, фактически занятое деятельностью по реализации полномочий властного характера в процессе руководства порученным участком или подчиненными работниками.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 4июля 1997 г. № 8 указал, что к ответственности за уклонение от уплаты налога с организации могут быть привлечены руководитель организации — налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер либо лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера (п. 10).

В тех случаях, когда допущенное должностным лицом нарушение норм законодательства о налогах и сборах не связано с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей, оно привлекается к ответственности не как должностное лицо, а как, например, налогоплательщик.

1 См. пункт 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Так, если руководитель предприятия уклоняется от уплаты налога с личных доходов, то он отвечает перед законом как налогоплательщик, а не как должностное лицо. Если при этом он использует свое должностное положение (например, дает указание бухгалтеру не документировать операцию), то данное обстоятельство может повлиять на характер и размер ответственности, но не на статус нарушителя налогового законодательства.

К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так и не обладающие им, могут быть привлечены только при условии достижения установленного законом возраста и вменяемости.

Как законодательство об административных нарушениях, так и уголовное законодательство предусматривает, что лицо может быть привлечено к ответственности с 16-летнего возраста.

В отношении административных нарушений налогового законодательства указанное правило установлено и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (ст. 13), и в НК РФ (ст. 107).

Существует мнение, что ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах целесообразно установить с 14-летнего возраста. При существующих же правилах открываются слишком широкие возможности для проведения различных операций через малолетних лиц в целях минимизации налогов и уклонения от ответственности за налоговые правонарушения, для оформления на их имя недвижимости и т.п.1

С такой позицией трудно согласиться. К ответственности может привлекаться только лицо, способное в силу возраста осознавать противоправность своих поступков.

1 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (по-статейный)/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебное пособие.— М.: МЦФЭР,1999.—С.505.

Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только возрастом. Другим признаком является вменяемость, т.е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими.

Читайте так же:  Доходы не облагаемые налогом на прибыль организаций

Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в совершении такого поступка не участвовало его сознание или воля.

Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъекта правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. 111 НК РФ способность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими характеризует субъективную сторону нарушения налогового законодательства.

Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сторона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных состояниях. Невменяемость характеризует человека как здорового или больного.

Можно сделать вывод, что субъектом ответственности за нарушения налогового законодательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях субъект может характеризоваться дополнительными признаками (статус должностного лица и т.п.).

Субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства выступают также организации. К организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства.

Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета.

Понятие и признаки налогового правонарушения. Состав налогового правонарушения

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое правонарушение — это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2) налоговое правонарушение — это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;

3) налоговое правонарушение — это виновное деяние;

4) налоговое правонарушение — это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;

5) налоговое правонарушение — наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера. Иными словами, налоговое правонарушение — это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено лицом, способным нести налоговую ответственность.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента:

· Объект налогового правонарушения — это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

· Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того, чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в ст. 107 НК РФ.

· Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. При этом по конструкции объективной стороны (то есть по способу ее законодательного описания) все составы налоговых правонарушений подразделяются на:

— материальные, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями. Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);

— формальные, момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя (см. ст. 110 НК РФ).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) непреодолимая сила (forcemajor), то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2) невменяемость, то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком-физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) добросовестное заблуждение, то есть выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти или их должностными лицами в пределах их компетенции;

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, ст. 112 НК РФ называет обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10363 — | 7648 — или читать все.

Читайте так же:  Какими налогами облагаются выплаты дивидендов

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Субъект налогового правонарушения

4.1.1. Субъектом налоговых правонарушений являются лицо, совершившее налоговое правонарушение и на которое по действующей норме НК РФ может быть возложена налоговая ответственность. Согласно анализируемой статье таковыми могут выступать налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица.

В силу положений ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, а налоговыми агентами — лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В области налоговых правоотношений налогоплательщики (плательщики сборов) и налоговые агенты согласно п. 2 ст. 24 НК РФ имеют равные права, предусмотренные ст. 21 НК РФ.

В этой связи нельзя не согласиться с тем, что «важное значение для понимания правового положения налогоплательщика и налогового агента, как субъекта налогового правонарушения, имеет то обстоятельство, что согласно п. 2 ст. 22 НК РФ их права обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов, полномочия которых ограничены положениями ст. 31 НК РФ».*(39) Кроме того, согласно ст. 22 НК РФ налогоплательщикам и налоговым агентам гарантирована двойная защита их прав и законных интересов — административная и судебная (гл. 19 НК РФ).

В то же время ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ устанавливают основные обязанности налогоплательщика и налогового агента, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых признается налоговым правонарушением и влечет привлечение к установленной НК РФ ответственности (гл. 16 НК РФ), неизбежность которой является гарантом исполнения указанных обязанностей.

4.1.2. Как следует из содержания ст. 106 НК РФ в круг субъектов налогового правонарушения помимо налогоплательщиков и налоговых агентов входят и «иные лица». На вопрос о том, кого законодатель включает в данную категорию, отвечает ст. 107 НК РФ, в соответствии с которой ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ.

Однако, как правильно указывается по этому поводу в научной литературе: «. здесь следует отметить допущенную законодателем неточность в формулировке названной статьи, ограничивающей случаи ответственности нормами главы 16 НК РФ, что не соответствует положениям ст. 106 НК РФ, которая оперирует понятием «ответственность», установленным НК РФ».*(40)

Указанное несоответствие ярко наблюдается на примере привлечения к ответственности юридических лиц. Так, согласно п. 4 ст. 110 НК РФ вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения. Согласно п. 4 ст. 108 НК РФ указанные лица при наличии соответствующих оснований подлежат привлечению к административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами. То есть в данном случае, речь идет о разграничении ответственности — с одной стороны действия должностных лиц рассматриваются как действия организации в целом (ст. 28 НК РФ), с другой стороны, должностные лица за совершение налогового правонарушения несут индивидуальную ответственность.

Представляется, что, исходя из содержания норм гл. 16 НК РФ, можно сделать вывод о том, что «иные лица» по ст. 106 НК РФ — это органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и организацию имущества и сделок с ним (п. 2 ст. 126 НК РФ), свидетели (ст. 128 НК РФ), эксперты, специалисты, переводчики (ст. 129 НК РФ) и другие организации и физические лица, которые в силу возложенных на них законодательством о налогах и сборах обязанностей (например, ст. 85, 90-97 НК РФ) должны оказывать налоговым органам содействие в осуществлении налогового контроля.

К «иным лицам» можно отнести и банки, которые также в установленных НК РФ случаях, несут ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Виды таких нарушений (точнее сказать правонарушений) и ответственность за их совершение предусмотрены в гл. 18 НК РФ.

Следовательно, в данном случае следует согласиться с Н.В. Троицкой, которая указывает, что под «иными лицам» в определении налогового правонарушения по ст. 106 НК РФ следует понимать организации и физических лиц, которые в той или иной ситуации хоть и не являются участниками налоговых правоотношений в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов, но в силу возложенных на них законодательством о налогах и сборах обязанностей, несут предусмотренную НК РФ ответственность.*(41)

4.1.3. В этой связи необходимо отметить, что субъектный признак является одним из основных критериев при классификации налоговых правонарушений. Так, по субъектному составу налоговые правонарушения можно классифицировать на следующие виды:

— налоговые правонарушения, совершаемые только физическими лицами: ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

— налоговые правонарушения, совершаемые только организациями: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— налоговые правонарушения, совершаемые как физическими лицами, так и организациями: нарушение срока постановки на учет (ст. 116 НК РФ), уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ).

В зависимости от статуса субъекта налогового правонарушения, можно выделить:

Читайте так же:  Заявление на возврат налога на недвижимость

— налоговые правонарушения, совершаемые только налогоплательщиками: нарушение срока постановки на учет (ст. 116 НК РФ), уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— налоговые правонарушения, совершаемые только налоговыми агентами: невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

— налоговые правонарушения, совершаемые только налогоплательщиками и налоговыми агентами (п. 1 ст. 126 НК РФ);

— налоговые правонарушения, совершаемые иными обязанными лицами: непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 2, п. 3 ст. 126 НК РФ), ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ), а также банковские нарушения в области налогообложения, предусмотренные гл. 18 НК РФ.

4.1.4. Необходимо отметить, что НК РФ оставил без внимания вопросы ответственности таких участников налоговых отношений как плательщики сборов (ст. 19 НК РФ), а также сборщики налогов (ст. 25 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, плательщики сборов, в соответствии с подп. 1 ст. 9 НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; статус плательщиков сборов определяется ст. ст. 19, 21, 22, 23 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика сборов обязанностей, последний несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. (Вообще, данное положение само по себе некорректно, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ любые основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регламентируются исключительно НК РФ, поэтому некое «законодательство РФ» в данном случае может выступать только в качестве НК РФ). Однако в главе 16 НК РФ отсутствуют какие-либо нормы или даже какие-либо упоминания об ответственности плательщиков сборов.

Кроме того, представляется сомнительной и возможность применения мер ответственности к плательщикам сборов «по аналогии», т.к. в соответствии с п. 6 ст. 7 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он одолжен платить, а согласно п. 6 ст. 108 НК РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Более того, по нашему мнению, нормы налогового законодательства об ответственности не подлежат расширительному толкованию и вообще не могут применяться по аналогии.*(42)

Необходимо отметить, что о подобной недоработке федерального законодателя в литературе указывалось еще в 2000 году, т.е. в первые годы действия первой части НК РФ, однако до сих пор данная ситуация никак не исправлена.*(43) Наверное, такая ситуация обусловлена тем, что фигура плательщика сборов еще не стала заметным участником налоговых отношений, а кроме того, как справедливо указывает по этому поводу М.В. Кустова, уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, поэтому возможность отказа в их совершении до полной уплаты сбора позволяет предотвратить нарушение со стороны соответствующего плательщика.*(44)

Та же самая ситуация сложилась и в отношении сборщиков налогов, чей статус установлен ст. 25 НК РФ. Так, в соответствии с абз. 2 ст. 25 НК РФ, ответственность сборщиков налогов определяется НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами о налогах и сборах. Однако конкретных мер ответственности, обеспечивающих надлежащее исполнение сборщиками налогов своих обязательств, в НК РФ не установлено. Данное положение представляется более чем недопустимым, так как в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 25 НК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов РФ)» перечень лиц, способных выполнять функции сборщиков налогов, расширен за счет неких «организаций», хотя ранее выполнять такие функции могли только государственные или муниципальные органы, иные уполномоченные органы или должностные лица. Думается, что подобный правовой вакуум отнюдь способствует укреплению правопорядка в сфере налоговых отношений.

Субъект налогового правонарушения

Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и подлежащим налоговой ответственности, в соответствии со ст. 107 НК РФ может быть как физическое лицо, так и организация.

Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и является вменяемым. Физическое лицо, которое к моменту совершения налогового правонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста, к налоговой ответственности привлечь нельзя (ст.109 НК РФ).

К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступать только те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуального предпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также не являющиеся частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами.

Налоговый кодекс РФ в ст. 11 определяет понятие «организации» через определения российских организаций и иностранных организаций как участников налоговых правоотношений.

Российские организации — это все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России.

Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от их организационно-правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу РФ не являются организациями.

Читайте так же:  Нужно ли заявление на налоговый вычет

Иностранные организации — это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного правонарушения или преступления они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Субъективная сторона налогового правонарушения

Вина субъекта является обязательным элементом состава любого правонарушения. При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности (ст.109 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ выделяет две формы вины правонарушителя — умысел и неосторожность.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния (п. 2 ст. 110 НК РФ).

Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).

Таким образом, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в этом случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства. Субъект не только не стремится к вредным последствиям, но и не думает о возможности их наступления.

Понятие и состав налогового правонарушения

Основанием привлечения к налоговой ответственности является нало­говое правонарушение. Впервые определение налогового правонарушения было дано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Впоследствии позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где в ст. 106 налоговое правонарушение определяется как виновно совершенное проти­воправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Можно выделить три квалифицирующих признака налогового правонарушения:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная Налоговым кодексом РФ.

У каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности.

Состав нарушения налогового законодательства — это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения

Все налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества. Общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.

При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

В зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения можно разделить на две группы:

правонарушения в сфере осуществления налогового контроля (статьи 116-119,124-129.1 НК РФ);

правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (статьи 120-123 НК РФ).

Объективная сторона налогового правонарушения

Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние — действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».

Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия — неисполнения предписываемых законом обязанностей — например, неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены — действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

Не рассматривается как налоговое правонарушение деяние физического лица, содержащее признаки состава преступления, то есть деяния, предусмотренного уголовным законодательством. В таком случае к виновному лицу применяются меры ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.

Субъекты налоговой ответственности

Понятие и признаки налоговой ответственности

В соответствии с НК РФ (ст. 108 НК РФ) исполнение обязанностей налогоплатель­щика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

Ответственности за нарушения налогового законодательства присущи все основные признаки юридической ответ­ственности:

— является средством охраны правопорядка;

— состоит в применении мер государственного принужде­ния;

— наступает за нарушение правовых норм;

— является последствием виновного деяния; и т.д.

Налоговая ответственность имеет все признаки юридической ответственности, но для того чтобы говорить о ней как о самостоятельном виде ответственности, необходимо выделить и особые признаки ответственности за налоговые правонарушения, а именно:

Читайте так же:  Получить имущественный налоговый вычет за ребенка

2) основанием ответственности является налоговое правонарушение;

3) применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права;

4) особый субъектный состав;

5) к данной ответственности обязанных лиц привлекают специальные органы: налоговые или таможенные.

Налоговая ответственность— это примене­ние финансовых санкций за совершение налогового правонаруше­ния уполномоченными на то государственными органами к нало­гоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Как и любая другая юридическая ответственность, налого­вая базируется на принципах законности, справедливости, нео­твратимости и т. д.

Основаниями применения

налоговой ответственности явля­ются:

1) нормы, т. е. система нормативных актов, ее регулирую­щих;

2) факты, т. е. деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые мерами ответственности;

3) процессуальные действия, т. е. акт компетентного орга­на о наложении конкретного взыскания за конкретное налого­вое правонарушение.

Содержаниеналоговой ответственности состоит в правах, обязанностях, а также в реальных действиях по их использова­нию и осуществлению.

Субъектом налогового правонарушения, выступают, как правило, налогоплательщики (ст. 107 НК РФ). В качестве субъектов налоговой ответственности в налого­вом законодательстве названы:

а) налогоплательщики (юридические и физические лица);

б) сборщики налогов (юридические лица и граждане -пред­приниматели);

в) банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет или внебюджетные фонды.

Ответствен­ность применяется только к налогоплательщикам, т. е. лицам, имеющим тот или иной объект налогообложения и обязанным в связи с этим уплачивать соответствующий налог. Поэтому налоговая ответственность к иным лицам, которые по законодательству налогоплательщи­ками не являются, — применяться не может (ст. 109, 111 НК РФ). В то же время в налоговом законодательстве существуют и специальные нормы, применяемые по отношению к лицам, спо­собствующим уплате налога.

Государственные органы и их должностные лица не явля­ются субъектами налоговой ответственности, так как для них установлена только гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Филиал как налогоплательщик является самостоятель­ным субъектом налоговой ответственности. Законные представители недееспособных лиц — несовершеннолетних детей, лиц, признанных судом пол­ностью или ограниченно недееспособными, не могут являться субъектами налоговой или любой иной ответственно­сти за неуплату налогов.

Не могут являться субъектами ответственности за налого­вые правонарушения и недееспособные лица, поскольку они не вправе распоряжаться денежными средствами в той мере, в которой это необходимо для уплаты налогов, т. е. свобода воли как обязательное условие виновной ответственности в данном случае отсутствует.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков независимо от форм собственности, орга­низационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т. д.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 1426 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1.2. Причины возникновения налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых правонарушений в России всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок, и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но есть и другие предприятия, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором — существование института налогового права, в более или менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Можно встретить другую классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов:

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

Источники

Субъектами налоговых правонарушений признаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here