Субъекты налогового спора

Важная информация в статье: "Субъекты налогового спора", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

К вопросу о понятии налогового спора

юридические науки

  • Морозкина Юлия Германовна , магистр, студент
  • Горелов Максим Владимирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный университет
  • ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА И СБОРА
  • КОНФЛИКТ
  • НАЛОГ
  • НАЛОГОВЫЙ СПОР
  • НАЛОГОВОЕ ПРАВО
  • ПРАВОВОЙ СПОР
  • СПОР
  • ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО СПОРА

Грузоперевозки по стране по умолчанию облагаются НДС

Пример. Инспекция по итогам камеральной проверки отказала компании в вычетах по НДС.

Дело в том, что фирма наняла экспедитора, который перевез груз по территории России. При этом заказчику компания предоставила транспортные накладные и счета-фактуры с выделенным НДС по ставке 18 процентов.

Фискалы решили, что, наняв контрагента-перевозчика, общество неправомерно включило в состав вычетов сумму НДС на основании полученных от перевозчика счетов-фактур. Ведь перевозился груз, предназначенный на экспорт, а значит, перевозка облагалась НДС по нулевой ставке.

Первая и кассационная инстанции подтвердили выводы налоговой.

ВС РФ опроверг эту позицию и пришел к выводу, что нулевая ставка НДС применяется, если услуги по международной перевозке организованы как единый процесс по перемещению груза за пределы РФ. Если же перевозчик об экспортном характере операции не знает и работает с грузом только на территории РФ, то такие операции облагаются НДС по ставке 18 процентов.

Заниженная цена на товары сама по себе не влечет доначислений

Пример. Налоговая в ходе выездной проверки выявила взаимозависимость между предпринимателем и его контрагентом. Также чиновники установили, что бизнесмен продавал этому контрагенту товар дешевле, чем другим. Расхождение цен доходило до 52 процентов. Таким образом, по мнению ИФНС, предприниматель занизил налоговую базу по прибыли и НДС.

Суды, рассматривая дело, исходили из того, что налоговики имели право определить неуплаченные налоги из уровня дохода бизнесмена, который тот получил бы, продавая товар по рыночной цене.

Тем не менее ВС РФ отменил предыдущие судебные решения, указав, что налоговая может рассматривать отклонения от рыночной цены как признак получения необоснованной выгоды, только если подобная операция совершалась многократно. В данном же случае отклонение цен не являлось систематическим.

Стоимость доли при выходе из ООО не облагается НДФЛ

Пример. В ходе «камералки» налоговики обнаружили, что при выходе из состава ООО его участник получил доход в виде имущества, полученного в качестве действительной доли его участия в обществе. В уточненной декларации по НДФЛ тем не менее этот доход указан не был.

Плательщик ссылался на то, что при выходе из общества ему вернули ранее внесенный вклад, а значит, доход он не получал, поскольку ему вернули долю, равную сумме трат на ее приобретение.

Тем не менее налоговая и суды трех инстанций пришли к выводу, что изменения законодательства, разрешающие применить вычет при совершении подобного маневра, начали действовать позже, чем налогоплательщик получил доход.

ВС РФ с этим не согласился. Специальные нормы, устанавливающие порядок определения налоговой базы в таком случае, в НК РФ не установлены, а налогооблагаемой базой является выгода в виде разницы между стоимостью доли в уставном капитале общества и выплаченной физлицу ее действительной ценой.

Субъекты налоговых правоотношений и виды налоговых споров

Столкновение интересов налогоплательщика и правоохранительных органов в сфере налоговых начислений и размеров пошлин относится к налоговым спорам. Причем конфликт может возникнуть в отношении решения о привлечении к ответственности или в части оспаривания результатов выездной проверки. Порядок разрешения спора регулируется НК РФ, АПК и Кодексом административного судопроизводства.

Во-вторых, необходимо учитывать субъектный состав и неравноправие сторон, где интересы государства представляют налоговики и таможенные органы, обладающие широкими полномочиями, а свои права отстаивают физические и юридические лица, не имеющие особых «привилегий». В-третьих, в рамках определенной правовой формы существуют арбитражные налоговые споры, решаемые в судебном производстве, и досудебные дела. Распределение по группам позволяет понять особенности каждого случая.

Стоит отметить, что выделяют также споры, возникшие по инициативе налогоплательщика или по инициативе государственного органа. Некоторые виды налоговых споров носят и предметный характер, а разногласия сторон касаются нарушения прав, неисполненных обязанностей и обжалования актов права.

Стадии налогового спора

Как гласят нововведения в №153-ФЗ, досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным этапом рассмотрения дела. Данная процедура предполагает разрешение обращений и жалоб, оспаривание действий налоговых органов внутри ведомства, а решение выносится вышестоящим руководящим органом. К тому же, это право предусмотрено и НК РФ (ст.137, 138).

Порядок урегулирования налоговых споров предполагает, что на досудебное рассмотрение выносятся дела, касающиеся несогласия налогоплательщика с результатами ведомственной проверки. Также сюда относятся разногласия, связанные с наличием тех или иных законодательных нарушений и их оспаривание. Если решение еще не вступило в законную силу, то в вышестоящий орган подается апелляционная жалоба, а срок подачи составляет 1 месяц. Когда речь идет о решении, вступившем в силу, тогда налогоплательщику необходимо составить общую жалобу, которая подается в течение 1 года.

!В соответствии со ст.139.3 НК РФ, по истечении установленных сроков и при отсутствии возможности их восстановления налоговый орган имеет право отказать в рассмотрении ходатайства.

После этого по месту регистрации физического или юридического лица документация подается в органы власти, осуществляющие экономический надзор. Сделать это можно по почте, через интернет-источники либо посредством личного визита. Здесь в компетенции налоговой инспекции входит передача жалобы в вышестоящий орган.

Заключительным этапом является получение соответствующего решения. Как показывает практика, досудебное урегулирование налоговых споров может быть завершено вследствие отмены доначислений и санкций, наложенных на основную сумму налоговых пошлин, а также из-за отказа вышестоящего органа привлечь налогоплательщика к ответственности. К группе решающих факторов также относится признание действий (бездействия) налоговиков как выходящие за рамки закона и, соответственно, принятие мер по устранению последствий данных нарушений.

Несомненным преимуществом «мирного» способа является тот факт, что он позволяет сторонам оперативно решить вопросы по взысканию платежей и помогает в короткие сроки приостановить обязанности по уплате налогов, пени и штрафных санкций. Согласно ст.140 налогового законодательства, срок привлечения к ответственности при работе с данными жалобами составляет от 15 дней до 1 месяца. К тому же, досудебный метод не требует дополнительных денежных затрат и не облагается госпошлиной, а за налогоплательщиком сохраняется право приостановить исполнение решения, подлежащего обжалованию. Если на данном этапе урегулировать конфликт не удается, тогда сторонам следует обратиться в суд. Да и несовершенство налоговой политики в стране ввиду нестабильной экономики все чаще способствует тому, что дело доходит до судебных налоговых разбирательств.

Судебная практика

Отметим, что процесс обжалования постановлений, действий (бездействия) налоговых органов проводится в арбитражном суде – данное право закреплено в ст.138 НК РФ и других нормативно-правовых актах.

Судебная практика по налоговым спорам показывает, что основания для возникновения конфликтов в хозяйственной деятельности предприятий и фирм весьма разнообразны. К группе риска относятся доначисления по обязательным платежам, а именно, НДС и НПО на договоры с фирмами-однодневками. Такие договора часто попадают в список «подозрительных» и расцениваются как попытка лица уклониться от своих денежных обязательств. Стоит добавить, что среди компаний, занимающихся внешней торговой деятельностью, самой распространенной причиной возникновения налоговых споров является отказ в предоставлении возмещения НДС с операций по импорту и экспорту товара.

Читайте так же:  Компенсация ндс возмещение объекты культурного наследия

Арбитражные налоговые споры зачастую возникают из-за незаконного привлечения налогоплательщиков и их руководителей к ответственности (как по налоговым, так и по административным правонарушениям). Это может быть связано с несвоевременной подачей документов и отчетности о деятельности предприятия и с игнорированием требований вышестоящих органов (например, отказ от заполнения деклараций). «Камнем преткновения» может стать и незаконное списание налоговыми органами денежных средств налогоплательщика, причем без его ведома.

Стоит отметить, что заявление на обжалование решений может быть подано в суд течение 3 месяцев с момента нарушения прав гражданина или субъекта хозяйственной деятельности. Пропущенный срок обжалования может быть восстановлен при наличии уважительных причин. Добавим, что решение арбитражным судом принимается в тридцатидневный срок. В некоторых случаях судебные разбирательства затягиваются на несколько месяцев или даже на год, все зависит от нюансов дела и рисков, к которым могут привести те или иные решения.

Налоговые споры относятся к особой категории правового процесса. С одной стороны свои права отстаивает государство, а с другой – гражданин или представитель бизнеса. Здесь потребуется не только комплексный подход, но и грамотно выстроенная стратегия. Услуги юриста по налоговым спорам, имеющего необходимые компетенции, может стать хорошим помощником и защитить как ваши личные интересы, так и интересы компании. Записаться на консультацию можно на страничке консультации по налогам.

ФНС: топ-10 налоговых споров

ФНС РФ представила обзор важных, с ее точки зрения, правовых позиций КС РФ и ВС РФ за последние три месяца по различным налоговым спорам.

Мы отобрали десять наиболее интересных.

Притворная продажа акций через «дочку» облагается налогом

Пример. В результате проверки декларации общества по налогу на прибыль была выявлена схема, по которой компания провела облагаемые операции как освобожденные от налога: передала свои акции иностранной «дочке», а та, в свою очередь, в том же периоде продала эти акции российской организации и после этого безвозмездно перевела обществу деньги, не требуя возврата. При этом «дочка», купив акции общества, другой деятельности не вела.

Общество попыталось доказать инвестиционный характер действий с документами, однако суды отклонили этот довод и пришли к выводу, что компания таким образом занизила себе налогооблагаемую базу, выводя прибыль из-под налогового бремени РФ. Стало это возможным именно благодаря взаимозависимости компаний.

ВС РФ определение нижестоящих инстанций поддержал.

Преобразование позволяет сохранить право на УСН и без уведомления

Пример. ООО было создано в результате преобразования ПАО, использовавшего УСН.

После преобразования общество не предоставило в ИФНС уведомление о переходе на УСН, но продолжило применять данный спецрежим.

Налоговая решила, что у общества нет права применять «упрощенку» из-за того, что оно не предоставило уведомление о переходе на нее. Следовательно, поскольку ООО не предоставило декларацию по НДС, его банковские счета заблокировали.

Общество с этим не согласилось и обратилось в суд, но три инстанции поддержали фискалов.

ВС РФ с их выводами не согласился и отметил, что особенностью преобразования как вида реорганизации является то, что права и обязанностей реорганизованной компании не меняются. Учитывая этот факт, а также то, что в НК РФ нет особых правил, регулирующих применение УСН при реорганизации, общество могло рассчитывать на сохранение права на спецрежим. Тем более что плательщик однозначно выразил намерение продолжать применять УСН, рассчитав и уплатив авансовый платеж.

Похожие материалы

Уплата налогов — это неотъемлемая часть полноценного функционирования государства, а также реализация одной из самых важных обязанностей налогоплательщиков перед государством.

Когда возникает налоговый спор, то сразу становится понятно, что участники этого спора не равны перед друг другом. С одной стороны это мощный аппарат государственной власти, с другой физическое или юридическое лицо.

Возникновение налогового спора связано с оценкой действий налогоплательщика налоговым органом. Чаще всего налоговый спор разрешается рассмотрением государственных органов самого конфликта, и тогда он становится материальным налоговым правоотношением. В таком случае можно говорить о том, что налоговый спор решается согласно разделу 7 Налогового Кодекса Российской Федерации[1].

Налоговым спором является такая ситуация, когда налогоплательщик не соглашается с мнением налогового органа по какому-либо конкретному вопросу, в области налогообложения. Как правило, такие споры возникают после проведения налоговым органом камеральной, либо выездной проверки.

С.В. Овсянников, в свое время, определял налоговый спор в качестве протекающего в определенной законом форме, а также подлежащий разрешению компетентным органом власти спор о субъективном праве (юридический спор), участниками которого выступают государство с одной стороны и налогоплательщик с другой, и связанный с исчислением, либо уплатой налоговых платежей.

Однако вопрос понятия налогового спора совершенно не так прост. Налоговый спор многие ученые выводят через разные понятия. Кто-то может определить его через юридический конфликт, кто-то через юридический спор. Однако нам кажется, более правильным определять его через понятия разногласия. Многие ученые так же поддерживают данную точку зрения. Так и законодательство, в статье 381 Трудового кодекса использует понятие разногласие для определения трудового спора, так и в данном случае, исходя из метода аналогии можно сделать вывод о целесообразности использования указанного понятия для определения налогового спора[2].

Основу налогового спора составляют разногласия, возникающие между налогоплательщиками, а также налоговыми агентами с одной стороны, и налоговыми органами с другой стороны. Данные разногласия всегда возникают по вопросу исчисления налога, правильности применения налогового законодательства налоговым органом.

Как правило, налоговые споры инициируются налогоплательщиком. Это правило действует всегда, поскольку применение каких-либо мер налоговым органом по отношению к налогоплательщику для обеспечения выполнения налоговой обязанности само по себе не порождает спора, поскольку такое начисление налоговой обязанности не оспаривается налогоплательщиком.

Ряд ученых устанавливают разграничения между понятиями конфликта и спора. Например, Кузбагаров А.Н. говорит о том, что конфликт является первичным по отношению к спору, а также, что не каждый конфликт может перерасти в спор. По сути, он говорит, спор является более поздней стадией конфликта[3].

То есть мы говорим о том, что конфликт зарождается с момента выражения несогласия налогоплательщика с налоговым органом и продолжается весь досудебный порядок. Однако с того момента как налоговый орган, либо налогоплательщик обращаются в суд, то конфликт превращается в спор. Отчасти данная позиция поддерживается не только выводами ученых-юристов, но и филологами. Так, например, в толковом словаре Ожегова слово «спор» в своём втором значении означает разногласие, которое разрешается судом. Тем не менее, этот же словарь говорит, о том, что конфликт является тождественным спору понятием. Таким образом, мы и делаем вывод о том, что спор является частью конфликта и составляет его более позднюю стадию.

Дегтярев С.Л., исследуя рассматриваемый нами вопрос, вводит понятие правового конфликта. Это понятие он применяет как к досудебному порядку, так и к судебной защите нарушенных прав.

Касательно налогового спора Саркисов А.К. предлагает по аналогии использовать понятие «социальный конфликт» в качестве одной из категорий налогового права.

Грось Л.А. придерживается другой позиции. По его мнению спор не может осуществляться между не равными субъектами. Поскольку одним из субъектов выступает государство, властвующий субъект, а другим налогоплательщик, то данный конфликт нельзя назвать спором, поскольку исходя из этимологического толкования понятия спора, можно сказать то, что он возникает между равными участниками.

Читайте так же:  Размер налога на землю для физических лиц

Остроумов А.А. придерживается противоположного мнения. Он считает, что властный характер правоотношений между государством и налогоплательщиком не говорит об отсутствии спора о праве, а может только определить форму процесса, однако не может определить бесспорность или спорность судопроизводства[4].

Говоря о спорах, возникающих по результатам налоговых проверок, то можно сделать вывод о том, что данный спор возникает с того момента, как налогоплательщик получает акт камеральной, либо выездной проверки и направляет претензию, либо иным способом выражает свое несогласие с налоговым органом. Именно с этого момента начинается досудебный порядок урегулирования указанного спора. Поскольку данный порядок рассмотрения урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, то можно сказать о том, что данный процесс подчинен юридическому процессу.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит в себе какого-либо вида определения конфликта. Такое определение содержится в трудовом законодательстве. Тем не менее, имеется определенный понятийный аппарат, используемый участниками процесса.

При этом устанавливается определенный круг субъектов. Одним из субъектов выступает налоговый орган, либо таможенный орган. Другим субъектом выступает физическое, либо юридическое лицо. Также субъектом указанного спора может выступить банк, либо другая кредитная организация, поскольку спор может заключаться в правильности определения налоговой нагрузки, правильности исчисления и уплаты налогов.

Саркисов А. К. говорит о том, что налоговым конфликтом выступает социальное взаимодействие в сфере налогообложения, которое складывается в виду противоречий в отношении уплаты налогов и сборов, и выражается в противостоянии субъектов, сопряжённым с нарушением налогового законодательства. Указанное определение выведено методом социологического подхода к исследованию обозреваемого вопроса. Несмотря на это, в нем отражается особенности налогового спора, заключающаяся в определенных элементах[5].

Средства, необходимые для того, чтобы преодолеть этот конфликт четко прописаны законодательством.

Возникает налоговый конфликт ввиду появления какого-либо юридического факта в сфере налогообложения. Также юридическими фактами будут являться последствия рассмотрения указанного спора. Как мы уже говорили, обязательным участником налогового спора должно являться государство, выступая в лице управомоченных на то органов, а процедура разрешения налогового спора четко прописывается законодательством.

Если рассмотреть налоговые споры со стороны юридических конфликтов, то нам следует обозначить их как конфликт субъектов в сфере налогообложения, преследующих прямо противоположные интересы, вопросы которого касаются правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, в строго установленном законом порядке. Анализируя указанное определение мы можем сделать вывод, что должен присутствовать реальный конфликт, выраженный в действии субъектов (или хотя бы одного из субъектов), рассматриваемый вопрос должен касаться правильности исчисления налогов и сборов и рассмотрение спора должно происходить в порядке, установленным действующим законодательством.

Особенность юридического конфликта заключается в том, что он связан с исполнением (реализацией) либо нарушением тех или иных норм права и, соответственно, возникновением, изменением или прекращением правовых отношений между физическими, юридическими лицами, налоговыми органами, а также иными субъектами права. Следовательно, налоговые споры по своей юридической природе являются налоговыми правоотношениями, под которыми принято понимать возникающую на основе норм налогового права юридическую связь между субъектами, выражающуюся в форме их субъективных прав и обязанностей[6].

На основании изложенного обобщающее понятие налогового спора представляется возможным сформулировать следующим образом. Налоговый спор — это налоговое правоотношение охранительного характера, посредством которого путем обжалования в установленном законодательством Российской Федерации административном и (или) судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с предполагаемым или реальным нарушением прав налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов[8].

С учетом вышеизложенной дефиниции представляется возможным утверждать, что споры по результатам налоговых проверок — это налоговые правоотношения, аккумулирующие разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком (налоговым агентом), возникающие по результатам проведения налоговым органом мероприятий налогового контроля в рамках налоговых проверок, а также в связи с вынесением налоговым органом решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, его оспариванием и разрешаемые в установленном действующим законодательством (административном и (или) судебном) порядке. Как следствие, такой налоговый спор представляет собой налоговое правоотношение, при котором каждая из сторон стремится подтвердить обоснованность своих подсчетов при исчислении суммы налогов (сборов), подлежащих уплате в бюджет.

Следует также отметить, что налоговые споры обладают рядом отличительных признаков, позволяющих отграничить их от иных правовых конфликтов.

Таким образом, налоговые споры можно рассматривать как особую разновидность юридических конфликтов, которые возникают между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с решением вопросов, связанных с уплатой налогов, и разрешаются в административном и (или) судебном порядке на основе установленных действующим законодательством процедур.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г., с изм. от 02.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. Баранов В.М., Худойкина Т.В. Теория юридического конфликта: философские и социолого-правовые аспекты // Юрист-правовед. 2000. № 1. С. 24 — 25.
  4. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014.
  5. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  6. Корнилов А.И. Понятие и виды налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 3. С. 22 — 26.
  7. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  8. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Налоговые споры: понятие, виды, причины возникновения

В настоящее время налоговые споры составляют наиболее многочисленную категорию дел, рассматриваемых арбитражными судами. Во многом это связано с тем, что действующий административный порядок разрешения конфликтов налогового ведомства с налогоплательщиком не обеспечивает в полной мере преодоления существующих разногласий.

Налоговый спор, разрешаемый арбитражным судом, представляет собой как материальное, так и процессуальное правоотношение. Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов [2, c. 26].

К признакам налогового спора как материального отношения, имеющего перспективу его рассмотрения в арбитражном суде, относятся:

  • субъектный состав, включающий налоговый орган и юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) в качестве налогоплательщика;
  • содержание, которое состоит в разногласиях по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах;
  • неразрешенность конфликта, порождающего налоговый спор в результате столкновения различий во мнениях налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего[1, c. 5].
Читайте так же:  Налоговая проверка предприятия акт

К общим признакам процессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора, относятся:

  • характер спора (налоговый спор является разновидностью экономического спора);
  • обязательным субъектом является суд, как властный государственный орган, уполномоченный на его рассмотрение;
  • наличие процессуальной формы совершения юридически значимых действий [3, c. 18].

Выделив основные признаки налогового спора, можно его определить как неразрешенный в административном порядке конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу объема налоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения, применения норм налогового права, а также установления фактических обстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Рассмотрим более подробно виды налоговых споров и причины их возникновения.

1) Налоговые споры о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений. Установление факта взаимозависимости лиц по обстоятельствам, иным, чем перечислены в п. 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ, осуществляется судом в ходе рассмотрения спора между налоговым органом и налогоплательщиком, касающегося обоснованности вынесения решения о доначислении налога и пени (ст. 40 НК). Пунктом 2 ст. 20 НК РФ суду предоставлено право признавать налогоплательщиков взаимозависимыми по иным основаниям, чем предусмотрено п. 1 указанной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг. Налоговый орган может посчитать налогоплательщика и его контрагента взаимозависимыми лицами, если учредителями организаций являются одни и те же граждане, которые заинтересованы во взаимодействии своих организаций и установлении выгодных условий купли-продажи. Юридическое лицо и его руководитель с учетом конкретных обстоятельств могут быть признаны взаимозависимыми лицами в смысле статьи 20 НК РФ.

2) Налоговые споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов. При решении вопроса о том, в каком размере могут быть приняты для целей налогообложения расходы, понесенные налогоплательщиком при исполнении публичного договора, судам необходимо учитывать положения пунктов 2 и 5 статьи 426 ГК РФ, согласно которым условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

3) Налоговые споры об обязательном представлении налоговой декларации. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В некоторых арбитражных спорах возникло мнение, что у налогоплательщика нет обязанности представлять «нулевую» налоговую декларацию. Однако в силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

4) Налоговые споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов. Например, при применении положений статьи 87 НК РФ, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных налоговых проверок, суд не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической деятельности налогоплательщика. Несмотря на результаты налоговой проверки, арбитражные суды могут признать решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности недействительным, если в решении не указан характер и обстоятельства допущенного налогового правонарушения. В то же время необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядка исчисления давностного срока, предусмотренного статьей 115 НК РФ.

5) Налоговые споры о сроках давности взыскания налоговых санкций. Например, суд признал пропущенным срок давности взыскания санкций, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, указав, что днем обнаружения нарушения налоговым агентом срока представления сведений о доходах физических лиц является день поступления в налоговый орган этих сведений. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с организации — налогового агента штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за несвоевременное представление сведений о выплаченных физическим лицам доходах и удержанных суммах налога.

6) Налоговые споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей. Предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском к государственному унитарному предприятию о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогу. Отказавшись добровольно уплатить сумму штрафа, предприятие сослалось на то, что указанная ответственность установлена за непредставление в определенный законодательством срок налоговой декларации, коей расчет авансового платежа по налогу не является. В случае неуплаты или неполной уплаты авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

7) Налоговые споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком. Самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации влечет освобождение его от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, только при условии уплаты доначисленной суммы налога и пени до подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации. Исполнение указанной обязанности следует признать общественно полезным действием, в связи с чем отсутствует смысл в применении наказания.

8) Налоговые споры, вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании. Спорным является вопрос, несет ли ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, налогоплательщик, не представивший в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования. Данная норма имеет в виду сведения, представляемые на основании законодательства о налогах и сборах и необходимые для осуществления налогового контроля. Вместе с тем упомянутый выше Закон не является составной частью указанного законодательства, возникающие при его применении правоотношения не являются налоговыми. Как определено в преамбуле этого Закона, он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий) [4, c.148].

1 Буссе Р. Налоговые споры: практика разрешения в Германии // Финансы. – 2011. – № 7. – С. 39 – 44.

2 Занкин Д. Б. Вопросы применения статьи 169 ГК РФ в налоговых спорах // Налоги. – 2012. – № 6. – С. 25 – 27.

3 Клюкович З. А. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для студ. вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 318 с.

4 Налоги и налогообложение: учеб. для студ. вузов / под ред. И. А. Майбурова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 519 с.

5 Петрова Г. В. Виды налоговых споров в судебной практике и тенденции развития правового регулирования налоговых отношений // Финансовое право. – 2014. – № 2.

Налоговые споры

Вопросы, связанные с потерями в бизнесе, становятся все сложнее, а суммы налоговых отчислений, взыскиваемых с компаний – все больше. Игнорирование изменений законодательства и попытка защитить свои права без опоры на мощную доказательную базу могут стать причиной проигрыша в налоговых спорах. Игнорирование экспертов, которые предоставляют услуги в налоговых спорах в большинстве ситуаций приводит фирму к банкротству.

Читайте так же:  Штраф за неуплату подоходного налога физическим лицом

Коммунальные платежи жильцов ТСЖ налогом не облагаются

Пример. Камеральная проверка по УСН по формуле «доходы минус расходы» привела к доначислению налога ТСЖ. Инспекторы начислили его на суммы, полученные от жильцов в счет оплаты коммунальных услуг.

Суд первой инстанции это решение отменил, однако два последующих его не поддержали. По их мнению, платежи за услуги ЖКХ и содержание дома должны учитываться как доходы.

Видео (кликните для воспроизведения).

ВС РФ тем не менее поддержал суд первой инстанции: полученные от жильцов деньги доходами не являлись, так как ТСЖ в данном случае никаких доходов от своей деятельности не получало.

Однако если управляющая компания не является посредником, а сама оказывает услуги, то в этом случае полученные от жильцов деньги входят в состав доходов.

Понятие налоговых споров

Налоговый спор — это столкновение интересов налогоплательщика и правоохранительных органов в сфере налоговых начислений и размеров пошлин. Причем конфликт может возникнуть в отношении решения о привлечении к ответственности или в части оспаривания результатов выездной проверки. Порядок разрешения спора регулируется НК РФ, АПК и Кодексом административного судопроизводства.

Продажа любых товаров банкрота не облагается НДС

Пример. Налогоплательщик обратился в ВС РФ с требованием признать недействительным письмо ФНС РФ от 17.08.2016 № СД-4-3/[email protected]

В нем сказано, что продажа имущества, в том числе созданного в ходе производственной деятельности компании-должника, признанной банкротом, не облагается НДС. В то же время продажа такими компаниями работ и услуг НДС облагается в общем порядке.

ВС РФ отказал в удовлетворении иска. Из подпункта 15 п. 2 ст. 146 НК РФ следует, что из списка облагаемых НДС операций исключена продажа банкротами товаров, но не исключена реализация работ и услуг. На иные категории имущество должника в НК РФ не разделено. Кроме того, норма не разделяет виды реализуемого банкротом имущества на включенное в конкурсную массу и изготовленное в ходе хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, любая продажа банкротом продукции не облагается НДС.

Пониженная ставка на дивиденды неприменима к фиктивной продаже акций

Пример. В ходе выездной проверки налоговики пришли к выводу, что общество получило необоснованную выгоду, применив пониженную 5-процентную ставку налога на доходы иностранных компаний, предусмотренную соглашением между РФ и Кипром. Инспекция сочла, что сделки между обществом, российскими и кипрскими компаниями, представляют собой схему, созданную для получения льготы.

Так, зарегистрированные на Кипре компании получили статус акционеров и учредителей правопредшественников общества, купив доли и акции в этих компаниях.

На дату выплаты дивидендов в оплату акций, по которым начислялись дивиденды, были переданы векселя, являющиеся не собственностью кипрских компаний, а задатком в части еще не заключенных договоров купли-продажи акций, что следовало из предварительных договоров купли-продажи данных акций. То есть фактически на дату выплаты дивидендов кипрские компании в капитал правопредшественников общества не вкладывались.

Получается, что эта сделка является только звеном в цепи ей подобных, произведенных, чтобы передать акции общества от одних компаний другим.

Однако для того, чтобы применять 5-процентную ставку, компании должны были фактически вложить в капитал общества не меньше 100 тыс. долларов, а не проводить махинации с ценными бумагами.

Торгово-административные комплексы не имеют права на льготу

Согласно указанной норме от налогов освобождаются вновь вводимые объекты с высокой энергоэффективностью. Если для них предусмотрено определение классов энергоэффективности, то льготу применяют к объектам с высоким классом.

Пример. Компания воспользовалась данной льготой в отношении здания торгово-административного комплекса.

ИФНС пришла к выводу, что только жилые многоквартирные дома могут иметь классы энергоэффективности. Торговый центр в эту категорию не входит, класса не имеет, а значит, под льготу не попадает, поэтом плательщик незаконно воспользовался послаблением.

Первые две инстанции не согласились, указав, что спорное здание имеет высокий класс энергоэффективности, что подтверждает энергетический паспорт.

Кассационная инстанция отменила это решение, подчеркнув, что не для всех энергоэффективных объектов можно установить такой класс. Применить его по аналогии невозможно, поскольку особенности энергопотребления разнятся в зависимости от назначения здания.

Один только энергетический паспорт, без критериев определения энергоэффективности нежилого здания, сам по себе ничего не доказывает.

ВС РФ поддержал кассацию.

Компенсации военнослужащим не облагаются НДФЛ

Пример. Вместо дополнительных дней отдыха контрактник получил компенсацию по приказу командира части. С этой выплаты был удержан НДФЛ.

Военнослужащий с этим не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция обнаружила, что п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ, имеющие отношение к делу, противоречат Конституции РФ, так как могут допускать неясности в толковании, и обратилась в КС РФ.

Высшая инстанция подтвердила неопределенность в содержании указанных норм и признала их не соответствующими Конституции РФ. Законодателям надлежит внести в НК РФ необходимые изменения. До этого момента указанные компенсации НДФЛ облагаться не должны.

11.1. Понятие и классификация налоговых споров

Уплата налогов является не только неотъемлемой частью существования самого государства, но и одной из самых сложных в реализации обязанностей перед государством всех тех лиц, которые признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов.

При возникновении налоговых споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой, так как с одной стороны всегда выступает государство в лице налоговых органов, а с другой — налогоплательщик — физическое или юридическое лицо.

Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государственных органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (разд. 7 НК РФ).

Налоговый спор — это ситуация, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

С.В. Овсянников определяет налоговый спор как «протекающий в установленной законом форме и разрешаемый компетентным государственным органом юридический спор (спор о субъективном праве) между государством с одной стороны и иными участниками налогового правоотношения — с другой, связанный с исчислением и уплатой налогов» .

Овсянников С.В. Налоговые споры в арбитражном суде (общая характеристика) // Правоведение. 1996. N 3. С. 145 — 146.

В основу налогового спора положены разногласия между налогоплательщиками, налоговыми агентами, с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами — с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права и разрешаемые компетентным государственным органом.

Налоговые споры в налоговых правоотношениях возникают по тем или иным основаниям. При этом, как правильно отметила Ю.А. Крохина, реализация финансово-правовых норм, и, в частности, налогово-правовых, сопровождается большим количеством юридических конфликтов, вызванных различными причинами .

См.: Крохина Ю.А. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. 2003. N 9. С. 68.

Признаки налоговых споров.

Во-первых, среди признаков налогового спора как материального отношения с возможным будущим рассмотрением в арбитражном суде можно выделить:

Читайте так же:  Основными видами финансового контроля являются

1) субъектный состав — российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, с одной стороны, и налоговый орган — с другой;

2) содержание налогового спора составляют разногласия по поводу выполнения требований законодательства о налогах и сборах;

3) неразрешенность конфликта — налоговый спор возникает в результате столкновения различных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей налогоплательщика.

Во-вторых, к признакам налогового спора как процессуального отношения относятся:

1) характер спора — налоговый спор является разновидностью экономического спора;

2) обязательным субъектом является суд;

3) разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме.

В-третьих, если налоговый спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности, но на момент подачи заявления налогоплательщик утратил статус индивидуального предпринимателя, то такой конфликт подлежит разрешению арбитражным судом.

В-четвертых, в судебных актах Конституционного Суда РФ не должны содержаться новые нормы налогового права, поскольку это приводит к возникновению в судебной практике еще большего количества налоговых споров. Кроме того, обостряется проблема единообразного применения законодательства о налогах и сборах.

В-пятых, административные процедуры являются перспективным способом разрешения налоговых споров. Для большей эффективности данного метода необходимы как детальное нормативное регулирование административных процедур, так и комплекс организационных мер .

Бартунаева Л.Н. Предмет доказывания по налоговым спорам, связанным с привлечением субъекта хозяйственной деятельности к ответственности // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Споры с участием фискально-обязанных лиц являются сложной категорией дел и самыми распространенными спорами с участием организаций и предпринимателей . Сложность рассмотрения налоговых споров не в последнюю очередь обусловлена несовершенством и частыми изменениями законодательства о налогах и сборах, а также тем, что еще не сформировались стандарты доказывания по отдельным видам налоговых споров.

См.: Интервью Председателя ВАС РФ А.А. Иванова от 6 февраля 2007 г. // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

В науке налогового права споры в связи с взиманием налогов и сборов классифицируются по различным основаниям. В частности, традиционно налоговые споры разграничиваются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности .

См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР, 2006. С. 388.

Налоговые споры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от стороныинициатора спора:

— споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Например, предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

— споры, инициируемые налоговыми органами. Налоговые органы могут взыскать налоговые санкции с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— споры, инициируемые иными лицами. Иные лица выступают инициаторами налоговых споров в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов.

2. По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории:

— споры об исполнении фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах;

— споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

3. По содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

4. По порядку рассмотрения:

— во внесудебном порядке. В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы фискально-обязанных лиц на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц;

— в судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или иными лицами в суды.

Налоговые споры могут быть классифицированы и по иным основаниям в зависимости от целей исследования.

Можно также привести и другие классификации налоговых споров. Например, Г.В. Петрова в целях изучения роли судебных решений в общей системе правовых регуляторов налоговых отношений подразделяет налоговые споры на следующие группы:

1) налоговые споры о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;

2) споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;

3) споры об обязательном представлении налоговой декларации;

4) споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;

5) споры о сроках давности взыскания налоговых санкций;

6) споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;

7) споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;

8) споры, вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании .

См.: Петрова Г.В. Виды налоговых споров в судебной практике и тенденции развития правового регулирования налоговых отношений // Финансовое право. 2004. N 2.

И.В. Цветков предлагает разграничивать налоговые споры на следующие три основные категории:

1) споры по вопросам права — это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);

2) споры по вопросам факта — это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;

3) процедурные споры — это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях .

См.: Цветков И.В. Налогоплательщик в судебном процессе. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 2.

В качестве классификации налоговых споров может быть положено отраслевое институциональное разграничение областей права по группе регулируемых правоотношений, т.е. по предмету отрасли, подотрасли или института права, с учетом особенностей их взаимосвязи с налоговыми правоотношениями.

В соответствии с этим споры в связи с взиманием налогов и сборов можно разделить на следующие группы:

1) споры по вопросам применения норм налогового права, в том числе споры в связи с привлечением к налоговой ответственности;

2) споры и дела о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства о налогах и сборах, вытекающие из реализации налоговыми и правоохранительными органами полномочий по контролю за соблюдением российского законодательства (за исключением дел по привлечению к налоговой ответственности);

3) споры по вопросу о конституционности актов законодательства о налогах и сборах;

4) споры, возникающие из реализации налоговыми и правоохранительными органами их полномочий по контролю за соблюдением порядка осуществления предпринимательской или иной хозяйственной или некоммерческой деятельности (например, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, защите прав потребителей и др.) .

Назаров В.Н. К вопросу о дефиниции и классификации споров, возникающих в связи с взиманием налогов и сборов // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 11. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Источники

Субъекты налогового спора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here