Судебные решения налоговых споров

Важная информация в статье: "Судебные решения налоговых споров", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Решение налоговых споров

  • подготовка документации
  • досудебное урегулирование налоговых споров при проверках
  • судебные налоговые споры — урегулирование в суде
  • Современному российскому бизнесу приходится развиваться в условиях ужесточения политики государства в области налогового администрирования. При рассмотрении налоговых споров в суде в прошлое уходит «либерализм» по отношению к налогоплательщикам, обосновывающим правомерность исчисления налогов, применения вычетов и, напортив, незаконность решений и действий налоговых органов исключительно формальными нарушениями с их стороны процедур, например, привлечения к налоговой ответственности.

    При этом решение налоговых споров, говоря о персоналиях, осложняется тем, что к ответственности могут привлекаться не только сами юридические лица, но также и их непосредственные руководители. Здесь немаловажным является и тот факт, что защитником в налоговом споре о привлечении к уголовной ответственности на профессиональной основе может выступать адвокат.

    Профессионалы Компании «Largo Management Group», используя накопленный опыт по налоговым спорам, обеспечивают Вам спокойное развитие бизнеса между проверками и успешное разрешение спорных ситуаций с налоговыми органами, оказывая содействие по нескольким направлениям, которые можно отнести к налоговым спорам.

    Налоговое консультирование

    Компания «Largo Management Group» осуществляет налоговое консультирование в Москве, как с целью предотвращения возникновения возможных налоговых судебных споров, так и в ходе уже возникших претензий со стороны налоговых органов по результатам проверок:

    Рассмотрение и разрешение налоговых споров

    Налоговыми спорами называют правовые разногласия между налогоплательщиком и надзорным органом. Налоговый кодекс РФ является при этом определяющим законодательным актом, регулирующим данные правоотношения. Как правило, конфликты между сторонами возникают из-за отсутствия опыта и несвоевременной подачи информации или налоговых документов.

    Наша судебная практика показывает, что надзорные органы чаще являются инициаторами судебных исков с целью привлечь неплательщиков к ответственности и взыскать с юридических лиц выплаты, пени и штрафы. В свою очередь представители бизнес-сферы также подают в суды на ФНС, когда считают налоговые претензии безосновательными или нарушающими их права.

    Поэтому любой налоговый спор требует детального изучения, разработки стратегии защиты. Этими знаниями и опытом в полной мере обладают наши налоговые юристы. Конфликтные ситуации и спорные вопросы она начинают решать в досудебном порядке, стараясь найти компромисс для сторон и помочь клиенту избежать судебных издержек. Если же стороны не соглашаются с предложенным решением, наши специалисты готовы применить все возможные законные методы для разрешения налогового спора в пользу клиента.

    Суд с налоговой: пять советов

    Как показывает практика, чаще всего налоговый конфликт заканчивается судебным разбирательством. Если вы налогоплательщик, получивший в результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки акт и прошедший досудебные стадии обжалования в вышестоящий налоговый орган, то эта статья для вас. Мы дадим пять полезных советов, которые помогут одержать победу в судебном споре с налоговым органом.

    Судебные налоговые споры — урегулирование в суде

    Специфика налоговых споров при обжаловании решения налогового органа о привлечении к ответственности в суд состоит в том, что находится на стыке норм Налогового кодекса РФ и ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, устанавливающей сроки обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов. Здесь важно учесть нюансы соблюдения процедуры обязательного досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган решений о привлечении к налоговой ответственности и не пропустить срок для обжалования в суд – в общем, последнюю надежду для налогоплательщика снять с себя неблагоприятные последствия налогового спора в виде привлечения к ответственности.

    Юристы Компании «Largo Management Group» не только успешно урегулируют налоговые споры, но и обладают глубокими знаниями гражданского и арбитражного процессуального законодательства и навыками их практического применения, что является несомненным преимуществом клиента при решении налоговых споров в суде по следующим категориям налоговых споров:

    Порядок рассмотрения налоговых споров в суде

    Куда обращаться с жалобой?

    При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

    • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
    • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
    • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
    • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

    ФНС РФ: Письмо № СА-4-7/[email protected] от 27.01.2020

    Цены на услуги юристов по налоговым спорам

    Услуга Цена
    Консультация, анализ положения дел 5 000 р.
    Сопровождение камеральной налоговой проверки от 20 000 р.
    Подготовка возражений по акту выездной налоговой проверки от 10 000 р.
    Представление интересов на рассмотрении возражений в налоговой инспекции 20 000 р.
    Подготовка жалобы в вышестоящий налоговый орган от 15 000
    Возмещение Экспортного НДС (к омплексное сопровождение) 45 000 /мес.
    Экспертиза документов 15 000 р.
    Обжалование решений (бездействия) ФНС в досудебном порядке от 20 000 р.
    Подготовка и подача заявления в суд от 20 000 р.
    Участие в процессе в арбитражном суде (1 инстанция) от 30 000 р.
    Разблокировка расчетного счета от 20 000 р.
    Участие в судебном процессе по налоговым спорам:
    Подготовка искового заявления/отзыва
    Представительство в суде (за 1 инстанцию)
    от 30 000 р.
    • Интернет-гигант Google урегулировал налоговый спор в Италии — corporate
    • Налоговые споры. Дело «Орифлейм»
    • Как не платить налоги. Инструкция от налоговой cлужбы

    Итоги разрешения налоговых споров

    Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

    • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
    • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
    • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

    При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

    • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
    • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
    • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.
    Читайте так же:  Выездная проверка налоговой инспекции сроки

    Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

    Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

    Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

    • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
    • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
    • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
    • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

    Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.

    Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

    В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

    Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

    Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

    Итоги

    • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
    • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
    • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
    • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
    • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

    Услуги юристов по налоговым спорам

    Отраслевой опыт

    • Лесная промышленность
    • Производство потребительских товаров
    • Строительство
    • Торговые сети

    Нами подготовлены юридические заключения с рекомендациями по устранению налоговых и иных рисков для предприятий лесной промышленности Московской области.

    • Мистер Форест
    • ООО «Титан Холдинг Групп»
    • Завод «Экстра Форест»

    С целью снижения налоговой нагрузки для ряда компаний проведена работа по анализу и корректировке схем налогообложения.

    • ООО «Сити Дизайн»
    • ООО «Юниор-Стиль»
    • Фабрика «Юность-2»

    Мы реализовали проекты по осуществлению анализа деятельности и документации наших клиентов на предмет выявления сумм излишне уплаченного налога и мероприятий по возврату излишне уплаченного налога из бюджета.

    Нашими юристами выявлены десятки случаев неиспользования нашими клиентами-налогоплательщиками предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и преференций, даны соответствующие рекомендации по оптимизации налогообложения.

    • Домашний мир
    • 33 пингвина
    • Гипермаркет «Карусель»

    Услуги юристов по налоговым спорам

    Компанию наказали за работу по фиктивным договорам комиссии

    Пресс-служба ФНС рассказала об очередном выигранном налоговиками судебном деле

    Компания закупала лом и отходы цветных металлов, перерабатывала их в алюминиевые сплавы и продавала готовую продукцию. Делалось это через формальный документооборот по договорам комиссии. Выявив эту схему минимизации налогов, инспекция доначислила компании НДС и налог на прибыль.

    Организация не согласилась с этим решением и обратилась в суд. Она указала, что материалы проверки не подтверждают мнимость спорных договоров и получение необоснованной налоговой выгоды. Инспекция также не опровергла достоверность его первичной документации, которая подтверждает фактическое исполнение договоров комиссии и поставки.

    Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении требований. Они указали, что компания необоснованно занижала налоговую базу по НДС и доходы от реализации готовой продукции, которые учитываются при определении базы по налогу на прибыль. Она использовала фиктивные договоры комиссии и поставки, чтобы уменьшать выручку от продажи готовой продукции, увеличивать налоговые вычеты по НДС и расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли. То есть налогоплательщик создал искусственную ситуацию, которая позволила ему скрывать реальные доходы от реализации алюминиевых сплавов конечным покупателям. Поэтому они признали правомерными выводы инспекции

    Документ об обжаловании

    В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

    • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
    • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
    • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
    • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

    Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

    Совет № 1. Подготовьте аргументы

    Несмотря на то что согласно АПК РФ суд выносит решение, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела, судьи принимают во внимание сложившуюся по вашей ситуации судебную практику. Поэтому рекомендуем всегда анализировать банки судебных решений в поиске положительных решений для налогоплательщика.

    Ссылки на судебные акты Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ только укрепят вашу позицию и повысят шансы одержать победу. Если таковых не нашлось, можно воспользоваться разъяснениями Минфина РФ или ФНС.

    Для эффективной защиты своих прав важно так же знать и противоположную практику, чтоб быть готовыми представить контраргументы в суде.

    Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

    Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

    • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
    • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
    • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
    • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
    • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
    • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
    • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
    • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.
    Читайте так же:  Бланк декларации по подоходному налогу

    Решение налоговых споров в суде

    После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

    Суд общей юрисдикции

    3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)

    1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)

    Налоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС

    Не регламентируется законом

    Может быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)

    Суд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)

    Рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)

    Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

    Благодарности наших клиентов

    Юридическая группа «МИП» предлагает юридическим лицам и организациям широкий выбор услуг по разрешению налоговых споров. В штате нашей компании трудятся юристы и адвокаты по налоговому праву высшей квалификации.

    Вопросами досудебного урегулирования налоговых споров, а также минимизации налоговых рисков наши специалисты занимаются на протяжении более 10 лет. За это время мы сумели сохранить миллионы рублей нашим клиентам благодаря грамотно выбранной судебной налоговой защите.

    Принятие документа об оспаривании

    При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

    • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
    • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
    • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
    • оставление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя права устранить все указанные в отказе нарушения и повторно направить жалобу в тот же орган для разрешения спора по существу — п. 3 ст. 139.3 НК.

    Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

    Итоги

    Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

    Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

    Практика

    Досудебное урегулирование налоговых споров при проверках

    Урегулирование налоговых споров в налоговых органах (независимо от вида проверки), порученное юристам Компании «Largo Management Group», – это своевременное и квалифицированное оказание следующих услуг:

      представление интересов налогоплательщика в ходе налоговых проверок

    Налоговые споры зачастую возникают как следствие взаимодействия с налоговыми органами, а в особенности после следующих налоговых проверок:

    1. Камеральных, проводимых без специального решения руководителя налогового органа на основании налоговых деклараций и документов о деятельности налогоплательщика в течение 3 месяцев с момента представления декларации;
    2. Выездных, проводимых на основании решения руководителя налогового органа на территории налогоплательщика и представляющих собой комплексный анализ (налоговый и бухгалтерский) деятельности налогового агента за три последних календарных года.
      Длительность такой проверки составляет не более 2 месяцев. Срок может быть увеличен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В ходе выездной проверки налоговые органы имеют право использовать такие мероприятия контроля, как: осмотр, проведение экспертизы, допрос свидетелей, выемку документов.
      Именно по результатам выездных проверок возникает подавляющее число налоговых споров со значительными суммами доначислений.

    По результатам камеральных проверок чаще всего возникают налоговые споры, которые выявили:

    • ошибку в декларации;
    • противоречия между сведениями в предоставленной документации;
    • несоответствие сведений, предоставленных налоговым агентом, данным, имеющимся в распоряжении налогового органа.

    Самыми распространенными в этом смысле являются налоговые споры по НДС: налогоплательщику вменяется в вину необоснованное применение вычетов, заявленных в декларации, в связи с отсутствием их документального подтверждения.

    В этом случае налоговый орган обязан затребовать необходимые документы, причем передать уведомление физическому лицу или руководителю организации либо их законным и уполномоченным представителям лично под расписку, посредством телекоммуникационных каналов связи (в электронном виде) или заказным письмом (требование считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки).

    Не всегда такие требования о предоставлении документов являются законными и обоснованными.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Кроме того, зачастую налоговыми органами (по общепринятым мотивам загруженности или недофинансирования) нарушается статья 93 НК РФ в части порядка уведомления налогоплательщика. В этом случае налоговые споры разрешаются в пользу налогоплательщиков, которые не смогли получить требование по уважительным причинам, признанными судом достаточными для отмены решения налогового органа ввиду «уклонения налогового органа от исполнения обязанностей по надлежащему оповещению налогоплательщика».

    Юристы Компании «Largo Management Group» при внимательном комплексном подходе к обстоятельствам каждого дела используют все возможные способы и юридические «крючки» для положительного досудебного урегулирования налогового спора в пользу клиента.

    Совет № 3. Обеспечьте наличие всех материалов налоговой проверки

    Как правило, оспариваемое решение в материалы дела представляет и налогоплательщик-заявитель, и заинтересованное лицо — налоговый орган. Также стороны прилагают акт проверки, на основании которого вынесено решение, несмотря на то что акт как обязательный документ в статье не поименован. Вместе с тем дело № А20-3019/2015 стало поучительным для налогоплательщиков. Суд первой инстанции вынес решение в пользу налогоплательщика, цитируя в решении акт проверки, которого не было в материалах дела. 16 Арбитражный Апелляционный Суд оставил решение первой инстанции без изменения. Но Постановлением АС СКО от 29.03.2017 решение первой и второй инстанции были отменены полностью, а дело направлено на новое рассмотрение.

    Читайте так же:  Налог на имущество организаций обособленное подразделение

    Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, указал одну единственную причину отмены: «В материалах дела отсутствует акт выездной налоговой проверки, таким образом, суды в нарушении ст.71 АПК РФ не установили обстоятельства дела применительно к тем фактам, которые зафиксированы в акте проверки».

    Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суд должен истребовать акт выездной налоговой проверки в материалы дела и заново установить все фактические обстоятельства по делу.

    Таким образом, решение, вынесенное в пользу налогоплательщика, было отменено в виду отсутствия акта налоговой проверки. Чтобы не попасть в такую ситуацию налогоплательщик должен позаботиться о наличии всех процессуальных документов по проверке в материалах дела в суде. Излишняя предусмотрительность никогда не вредила налогоплательщикам.

    Детализация звонков — больше не тайна для налоговиков

    Мобильные операторы должны предоставить налоговикам детализацию по счетам абонентов без решения суда. К такому выводу пришел Арбитражный суд Москвы, за неделю отклонивший иски всех участников «большой тройки», оспаривавших законность штрафов за отказ передать данные.

    22 января рассмотрел дело «Вымпелкома» против Межрайонной инспекции ФНС (МИФНС) по крупнейшим налогоплательщикам № 7. Оператор оспаривал штраф за отказ передать налоговикам данные о звонках абонентов. Аналогичные иски на днях проиграли сначала МТС, а затем «МегаФон».

    Так, в 2013–2014 годах суды поддержали «МегаФон» и МТС, признав незаконными предписания службы ЦБ по финансовым рынкам о предоставлении детализации звонков и сведений об идентификационных номерах абонентских устройств. Суды пришли к выводу, что эти сведения составляют тайну телефонных переговоров, охраняемую Конституцией РФ (ст. 23) и законом «О связи». Также они сослались на разъяснения Конституционного суда РФ (КС) от 2 октября 2003-го и от 21 октября 2008 года, из которых следует, что к тайне телефонных переговоров относятся не только сведения из разговора, но и данные о соединениях между конкретными абонентами (дата, время, продолжительность). Для доступа к такой информации необходимо получить судебное решение.

    Как выяснилось 22 января, свои требования МИФНС направила «большой тройке» в октябре 2018 года, а в феврале 2019-го оштрафовала компании, что операторы и обжаловали. Истцы просили объединить дела в одно, но суд отказал.

    Представитель «Вымпелкома» в суде заявил, что требование налоговиков незаконно и необоснованно, ссылаясь на позицию КС и Верховного суда о тайне телефонных переговоров. Таким образом, даже если у налоговиков есть право получать информацию, оно не может быть реализовано в обход закона, то есть без решения суда, подчеркнул юрист истца. Он представил письма от Роскомнадзора и Минкомсвязи в поддержку операторов: «Это позиция всей отрасли. Операторы защищают права не только своих абонентов, но всех граждан нашей страны».

    Согласно позиции представителя ФНС в суде, требуемые сведения не содержат тайну переговоров, а детализация звонков нужна для проверки правильности налогообложения конкретного абонента. Как именно связана уплата налогов с детализацией, он не объяснил. Разрешение, по мнению налоговиков, было не нужно, поскольку требовалась «обезличенная детализация по соединению», только сведения о номерах, которые «не идентифицируют абонента». По словам представителя МИФНС, другие компании (не только российские, но и азербайджанский оператор) предоставляли информацию.

    По мнению юристов, шансы обжаловать решения суда у операторов есть, но разбирательства могут затянуться и, возможно, дойдут до Верховного суда РФ.

    Совет № 2. Активно защищайтесь!

    В п. 7 ст. 3 НК РФ говорится о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, что может быть лишь дополнительным аргументом к вашей правовой позиции.

    Дело в том, что процедура привлечения к налоговой ответственности построена таким образом, что налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносит решение о привлечении к ответственности, которое в течение месяца вступает в силу, если вы его не обжаловали. Вам направляется требование об уплате налога, пени, штрафа и в случае его неисполнения начинается взыскание средств с вашего расчетного счета. Для того чтобы этого не произошло, налогоплательщик должен срочно обращаться в суд (срок — 3 месяца) и доказывать, что решение налогового органа незаконно.

    Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту лежит на налоговом органе. Но если занимать позицию «пусть докажут», то дело однозначно будет проиграно. Потому что налоговый орган считает, что он и так уже все доказал и изложил все факты в решении.

    Например, если налоговый орган провел экспертизу и установил, что подписи на документах сделаны неустановленным лицом, суд не назначит повторную судебную экспертизу, а будет ссылаться на результаты уже существующей. В таком случае налогоплательщику необходимо получить заключение независимого эксперта. То же дело обстоит со свидетелями: если инспекция использует показания одного свидетеля, то вы должны привлечь трех. Это в ваших интересах. В Определении ВС РФ от 25.01. 2016 № 302-КГ15-17939) по делу А-78-14492/2014 видно, как налогоплательщик, заняв пассивную позицию, сам определил исход дела. Суд указал, что налогоплательщик ссылался на незаконность расчета инспекции, но вместе с тем не представил ни контррасчет, ни документов.

    Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

    Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

    • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
    • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
    • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
    • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
    • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
    • непосредственное рассмотрение;
    • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
    • вручение письменного решения заявителю.

    Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

    Читайте так же:  Импорт услуг валютный контроль

    Апелляционную жалобу на решения налоговых органов надо будет подавать по установленной форме

    ФНС утвердила форму, формат и порядок заполнения жалобы, в том числе апелляционной, подаваемой в вышестоящий налоговый орган. Приказ от 20.12.19 № ММВ-7-9/[email protected] зарегистрирован в Минюсте и опубликован. Этим же приказом утвержден порядок подачи жалобы и направления решения по её рассмотрения в электронной форме.

    Апелляционная жалоба – обращение лица в (вышестоящий) налоговый орган с целью обжалования не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенного в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

    Совет № 5. Проверьте, как были получены доказательства против вас

    Процедуры проведения налоговых проверок, как камеральных, так и выездных жестко регламентированы. Требования к камеральной проверке закреплены в ст. 88 НК РФ, а выездной — в ст. 89 НК РФ. Нарушение сроков, формы документов, порядка извещения может служить основанием для отмены решения налогового органа.

    Судами принимаются во внимание существенные процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами при принятии решений о привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки. И если суд установит, что такие нарушения повлекли нарушение прав налогоплательщика, суд отменит решение инспекции.

    Если, например, проверяемый налогоплательщик не был извещен о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это является основанием для отмены решения налогового органа. Такая позиция отражена в постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 № Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014.

    Однако налогоплательщикам не стоит забывать, что в случаях направления документа налоговым органом по почте, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ). Поэтому не стоит ждать, что инспектор вручит вам акт, решение или другие документы лично.

    Налоговые споры

    Подготовка документации

    Специалисты Компании «Largo Management Group» оказывают услуги по проверке и подготовке необходимой документации, оформляющей соответствующие операции, в целях минимизации рисков неблагоприятного результата налогового спора по формальным основаниям, а также всех документов, необходимых при проведении налоговых проверок и обращении в суд.

    Юридические услуги по подготовке документов при возникновении налоговых споров:

    • консультации на основании анализа обстоятельств дела и сложившейся ситуации по представленной документации (запрошенной дополнительно), сопровождающей налоговые судебные споры

    Налоговые споры – пожалуй, одни из самых трудных в части рассмотрения и разрешения. При урегулировании налоговых споров дело не только в правильно продуманной стратегии и тактике поведения в ходе проверки или судебного процесса. Важными являются любые мелочи, которые необходимо учесть уже на стадии предоставления документов по требованию налоговых органов для проверки, и в последующем — при подаче жалоб в вышестоящий налоговый орган или исковых заявлений в суд.

    Более того, оформляющие хозяйственные операции документы не всегда могут выступать оправдательными, с точки зрения их формальной допустимости, или по иным причинам.

    Профессиональные юристы Компании «Largo Management Group» помогут на всех этапах подготовки юридической документации, сопровождающей урегулирование налоговых споров.

    Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

    Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

    Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

    Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

    При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

    1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
    2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

    Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

    Рассмотрение жалобы по существу

    Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

    Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

    Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

    • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
    • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
    • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
    • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

    Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

    Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

    Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

    • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
    • организации;
    • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).

    Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

    Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

    Читайте так же:  Проверить долги по налогам по фамилии

    Итоги

    Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

    Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

    Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

    Основные правила разрешения налоговых споров

    Совет № 4. Возражайте против новых доказательств

    Из положений ст. 88, 89, 100, 101, 139 НК РФ следует, что налоговые органы, как и налогоплательщики, могут осуществлять сбор доказательств, представлять возражения на всех стадиях налогового контроля до вынесения решения вышестоящим налоговым органом (УФНС) — на стадии проверки решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и на стадии обжалования в УФНС. Соответственно налоговый орган, как и налогоплательщик, не может представлять в судебный процесс доказательства, которых не было в процессе.

    Несмотря на указанные нормы, вопрос о принятии новых доказательств в суде является неоднозначным. Такая позиция указана и в п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. ВАС РФ указал, что сбор и раскрытие доказательств осуществляются в ходе досудебного разбирательства. Однако в этом же пункте указано, что налогоплательщики вправе представить такие документы в ходе судебного разбирательства, а суд вправе их принять.

    Относительно п. 78 указанного Постановления ФНС РФ дала разъяснения в своем письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, указав, что истребование у налогоплательщиков, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении него налогового контроля и дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом же письме указано, что налоговый орган может приобщить в суд дополнительные доказательства, если они получены законным путем. Таким образом, можно сделать вывод, что данный вопрос в каждом споре всегда остается на усмотрение суда.

    Помните, что любое доказательство, которое приобщает налоговый орган, свидетельствует против вас. Поэтому, если доказательства не было в проверке, смело возражайте, ссылаясь на соответствующую судебную практику и на возможность налогового органа получить/истребовать эти документы на стадии проверки и досудебного урегулирования спора.

    Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила

    Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

    • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
    • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
    • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
    • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.

    По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

    Суд, который будут обсуждать весь год. ФНС выиграла после письма Минфина

    Налоговая служба имеет право полностью отказать компаниям в вычетах НДС и расходах по налогу на прибыль, если докажет, что бизнес получил необоснованную налоговую выгоду. Такое решение вынес Седьмой апелляционный суд по делу о так называемой «налоговой реконструкции».

    ФНС в суде спорила с компанией «Кузбассконсервмолоком», напоминают «Ведомости». Комбинат покупал сырое молоко у трех перекупщиков, но посредники были фиктивными, а молоко ему продали сельхозпроизводители, которые не платят НДС. За счет наценки технических компаний предприятие сэкономило на налоге на прибыль, а также получило вычет по НДС. Налоговики во время проверки выяснили, что посредники не участвовали в сделке, и доначислили комбинату 4,2 млн руб. НДС и почти 12 млн руб. налога на прибыль, пени и штрафа. Компания с решением не согласилась и попыталась оспорить его в суде.

    Арбитражный суд Кемеровской области удовлетворил иск только частично: признал недействительным доначисление налога на прибыль, а также пени и штрафов по нему, потому что комбинат понес расходы на поставки молока. Претендовать на вычет по НДС компании суд не разрешил. ФНС не согласилась с определением, подала апелляцию и выиграла ее.

    Но налоговики с решением не согласились, а Седьмой арбитражный апелляционный суд их поддержал. В 2017 г. признаки недобросовестного поведения бизнеса были закреплены в ст. 54.1 Налогового кодекса. В суде налоговики настаивали, что по ней недобросовестные компании полностью лишаются права учитывать расходы и претендовать на вычеты по НДС, говорится в решении. И так как компания нарушила ст. 54.1 — покупала молоко не у перекупщиков, а напрямую у сельхозпроизводителей, — комбинат должен выплатить весь доначисленный налог. При этом реконструкцию (пересчет налоговых обязательств) можно проводить лишь в исключительных случаях — когда компания мешает инспекции рассчитать налог — например, не предоставляет ей необходимые документы, не пускает на производство и т. д., заключил суд.

    Во время судебного спора ФНС успела заручиться поддержкой Минфина. В начале января Минфин направил в ФНС письмо, в котором разъяснил: компания не может претендовать на уменьшение налогов, если действовала недобросовестно, пусть даже у сделки была экономическая цель и она действительно состоялась. Прежде налоговики и судьи ориентировались на признаки необоснованности выгоды, описанные пленумом Высшего арбитражного суда (ВАС) в 2006 г. Суды требовали проводить реконструкцию налоговых обязательств — например, инспектора могли отказать в вычете по НДС, но уменьшить налог на прибыль на понесенные расходы.

    В постановлении пленума ВАС было указано, что суд должен исходить из подлинного экономического содержания операций: если сделка притворная, сначала инспекция должна указать, какую сделку она прикрывает, т. е. переквалифицировать ее и заново определить налоговые обязательства. Но статья 54.1 не предусматривает «учета расходов при исчислении налога на прибыль» компаний, которые злоупотребили правами, и устанавливает единое для всех налогов регулирование, заключил Минфин.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Решение суда лишает бизнес последней надежды на поддержку судов по таким спорам, считают опрошенные «Ведомостями» юристы. А также может породить практику, когда компаниям будет выгоднее просто не предоставить налоговикам документы, чтобы налоговики смогли провести реконструкцию и определить реальные доходы и расходы компании.

    Источники

    Судебные решения налоговых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here