Цель налоговых правонарушений

Важная информация в статье: "Цель налоговых правонарушений", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Налоговое правонарушение: понятие, виды

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и др. лиц, за которое установлена юридическая ответственность.

В настоящее время следует различать 3 основные группы налоговых правонарушений:

1)ответственность за совершение которых установлена непосредственно НКРФ. Данные правонарушения делятся на 2 вида – общие и специальные. Так, общие – это налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, специалистов, переводчиков.Специальные – это налоговые правонарушения кредитных организаций (банков);

2)ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ (т.е. административные правонарушения);

3)ответственность за совершение которых установлена УК РФ (т.е. налоговые преступления).

Налоговое правонарушение имеет соответствующую структуру. Так, его элементами являются:

-объект – общественные отношения, обеспечивающие правопорядок в налоговой сфере (общественные ценности, блага), которым причиняется вред противоправным действием (бездействием);

-объективная сторона – противоправное действие (бездействие) субъекта, за которое установлена ответственность; отрицательные (либо общественно опасные) последствия данного действия (бездействия); причинно – следственная связь между деянием и последствиями;

субъективная сторона – вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности; мотив, цель. Так, налоговое правонарушение признается совершенным умышленно(с прямым или косвенным умыслом), если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности (по легкомыслию или небрежности), если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

-специальный субъект – деликтоспособное лицо, совершившее налоговое правонарушение (налогоплательщик, налоговый агент и др.). Субъектом может быть физ. лицо, вменяемое и достигшее возраста 16 лет; юридическое лицо (организация).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9657 — | 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и признаки налогового правонарушения. Состав налогового правонарушения

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое правонарушение — это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2) налоговое правонарушение — это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;

3) налоговое правонарушение — это виновное деяние;

4) налоговое правонарушение — это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;

5) налоговое правонарушение — наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера. Иными словами, налоговое правонарушение — это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено лицом, способным нести налоговую ответственность.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента:

· Объект налогового правонарушения — это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

· Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того, чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в ст. 107 НК РФ.

· Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. При этом по конструкции объективной стороны (то есть по способу ее законодательного описания) все составы налоговых правонарушений подразделяются на:

— материальные, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями. Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);

— формальные, момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя (см. ст. 110 НК РФ).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) непреодолимая сила (forcemajor), то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2) невменяемость, то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком-физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) добросовестное заблуждение, то есть выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти или их должностными лицами в пределах их компетенции;

Читайте так же:  Расчет налога на квартиру физических лиц

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, ст. 112 НК РФ называет обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Читайте так же:  За какой период можно получить имущественный вычет

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Характеристика налоговых правонарушений

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).
  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;
  • Статья 128. Ответственность свидетеля;
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/[email protected] “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Читайте так же:  Подоходный налог с январяа

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона — совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).
Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения — лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты — российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика — физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение в декрете

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением (ст. 106 НК) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое на­стоящим НК РФ установлена ответственность.

Незнание законов не освобождает от ответственности!

Налоговое правонарушение характеризуется:

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совер­шившее противоправное деяние умышленного или по неосторожности.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений – это вид финан­сово-правовой ответственности, установленный НК РФ. К ней могут привлекаться ор­ганизации, физические лица (с 16-тилетнего возраста), банки, свидетели, эксперты, переводчики и др. лица.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение од­ного и того же налогового правонарушения!

Основанием для привлечения лица к ответственности является установление факта совершения нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанно­сти уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от других видов ответственности.

Ответственность за налоговые правонарушения выполняет две функции:

— юридическую, которая носит правовосстановительный (т.е. восстанавливает имуще­ственные интересы государства) и штрафной характер;

— социальную, которая выражается в общем предотвращении от совершения налого­вых правонарушений всеми субъектами и частном предупреждении от совершения новых правонарушений путем увеличения налоговых санкций.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений включает в себя следующие стадии:

— возникновение ответственности (с момента свершения правонарушения до его об­наружения компетентными органами);

— доказательство обязательных элементов налогового правонарушения (с момента его обнаружения до вынесения решения о признании факта налогового правонаруше­ния);

— реализация налоговой ответственности (с момента вступления в силу решения о при­знании факта налогового правонарушения до добровольного или принудительного исполнения решения компетентного органа).

НК РФ предусмо­трены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответ­ственность за нее.

К обстоятельствам, исключающим привлечение к ответственности и вину лица в совершении налогового правонарушения, относятся:

Обстоятельства, исключающие привлече­ние лица к ответственности за совершение налогового правонарушения Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
Отсутствие: — события налогового правона­рушения; — вины лица в совершении нало­гового пра­вонарушения Совершение налогового правона­рушения: — в связи с наступлением форсмажорных об­стоятельств; — вследствие исполнения письменных разъ­яснений налогового органа; — вследствие болезни или в состоянии аф­фекта
Совершение деяния с признаками налого­вого правонарушения физиче­ским лицом, не достигшим 16 лет Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
Обстоятельства, исключающие привлече­ние лица к ответственности за совершение налогового правонарушения Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правона­рушения
Истечение сроков давности привле­чения к ответственности

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответствен­ность относятся наруше­ния, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угро­зой, или те, ко­торые могут быть признаны судом или налоговым органом как смяг­чающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответствен­ность, относятся нару­шения, совершенные лицом, ранее при­влекавшимся к ответственности за аналогич­ные деяния.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственно­сти — налоговые санкции.

Налоговые санкции подразделяются на:

— правовосстановительные (принудительное исполнение невыполненных налоговых обязательств);

— штрафные (исправление налоговых правонарушений).

В зависимости от способа исчисления налоговые санкции в виде штрафов де­лятся на:

— исчисляемые в %-х к сумме неуплаченного налога (сбора);

— установленные в твердой сумме (например, 1/300 ставки рефинансирования);

— исчисляемые в %-х к определенному объекту расчета (например, 10 % от доходов).

Взыскания налоговых санкций с юр. Лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании решений арбитражных судов, а с физ. лиц – в порядке искового производства.

При совершении одним и тем же лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без по­глощения менее строгой санкцией более строгой.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не ме­нее чем в два раза, а при наличии отягощаю­щих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Размер налоговых санкций установлен гл.16, 18 НК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9657 — | 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ИНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

магистрант, юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета,

Для осуществления государством своей внешней и внутренней политики необходимо наличие определенных социально-экономических программ, финансовых ресурсов и непосредственного контроля за их законным формированием и расходованием. Финансам свойственна контрольная функция, реализуемая с помощью такого института как финансовый контроль. Налоговый контроль в свою очередь выступает одной из форм государственного финансового контроля в зависимости от сферы его осуществления.

Налоговый контроль – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах хозяйствующими субъектами.

Предупреждение правонарушения – это комплекс различных мер превентивного характера, оказывающий правовое воздействие на сознание, волю и поведение потенциального нарушителя. В рамках налоговых правонарушений таким нарушителем может быть налогоплательщик или плательщик сборов, плательщик страховых взносов, а также сами налоговые органы, их должностные лица и иные субъекты налогового права. При осуществлении деятельности по предупреждению налоговых правонарушений, налоговыми органами используются меры, направленные на их пресечение и недопущение.

Основной инструмент предупреждения налоговых правонарушений – налоговый контроль, а в частности камеральные и выездные налоговые проверки.

Налоговые проверки направлены на выявление и предупреждение налоговых правонарушений. Данная форма предупреждения налоговых правонарушений способствует оперативному реагированию и направлена на предотвращение недоимки налогов в бюджет государства, так как многие налоговые правонарушения возможно выявить в ходе проведения налоговых проверок.

Читайте так же:  Стандартный имущественный вычет

Думается, что увеличение числа налоговых проверок и доначислений по ним не сильно сократит задолженности и не сможет в значительной степени увеличить объемы поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

В связи с этим следует создать комплекс мер предупреждения налоговых правонарушений, включающих в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. [1, с. 65] Для этого необходимо проанализировать причины совершения налоговых правонарушений и дать оценку деятельности налоговых органов. Ученые юристы среди основных причин совершения правонарушений данного вида выделяют несовершенство законодательства, недостаточное теоретическое обоснование правовой базы, влияние политической и экономической ситуации, желание оптимизировать расходы и сэкономить, недостаток правовой культуры, недостаточная информированность.

Основным направлением профилактики выступает устранение пробелов налогового законодательства. Главный источник предотвращения налоговых правонарушений – это Налоговый кодекс Российской Федерации, поскольку он содержит в себе описание основ налогообложения, руководствуясь которыми налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги и сборы. То есть, чем конкретнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. [2, с. 47] Для этих целей принимаются федеральные законы о внесении изменений в НК РФ, уточняющие спорные моменты, уже содержащиеся в кодексе. Налоговый кодекс Российской Федерации на сегодняшний день и так является самым объемным, что говорит о недоступности и усложнению налогового законодательства. На наш взгляд, необходимо постараться сократить объемы налогового законодательства в связи с тем, что оно недоступно для понимания налогоплательщиками, являющимися субъектами налогового права. Совершенствование законодательства о налогах и сборах должно заключаться в его упрощении и доступности понимания. Также, пробелы налогового законодательства порождают правовой нигилизм среди налогоплательщиков.

В целях профилактики необходимо донести до сведения налогоплательщиков измененный нормативный правовой акт, а также обеспечить его единообразное понимание и последующее применение всеми субъектами права. Следует сформировать правильное отношение к налоговым обязанностям путем консультаций со стороны государственных структур и пропагандой в СМИ.

Также эффективным способ профилактики налоговых правонарушений может стать поощрение добросовестных налогоплательщиков. Этого можно достичь путем снижения налоговой нагрузки некоторым категориям налогоплательщиков.

Важным инструментом предупреждения налоговых правонарушений выступает индивидуальная профилактика, которая предполагает взаимодействие правоохранительных и налоговых органов в рамках проводимой налоговой политики по осуществлению воздействия на лиц, совершавших налоговые правонарушения и лиц, которые систематически нарушают налоговое законодательство. Наиболее действенными методами в этом направлении могут стать метод убеждения, принуждения, оказания помощи и так далее.

Многие ученые полагают, что цель предупредительной деятельности в данной сфере неизменна, а направления такой деятельности могут изменяться в соответствии с различными условиями и обстоятельствами. [3, с. 49] Поскольку налоги, сборы и страховые взносы относятся к публичной сфере, то и все меры, рассматриваемые в рамках данной статьи, должны применяться на общегосударственном уровне.

Среди недостатков мер пресечения налоговых правонарушений можно выделить то, что санкции направлены именно на последствия совершенного правонарушения, не учитывая при этом обстоятельства, побудившие на совершение такого деяния. Таким образом, недобросовестный налогоплательщик, понеся наказание в виде уплаты пени, штрафов и недоимок может снова совершить налоговое правонарушение.

Налоговый контроль в Российской Федерации направлен на стабилизацию функционирования системы самостоятельного определения налогоплательщиками и плательщиками сборов и взносов своих налоговых обязательств, а также выявление и расследование налоговых злоупотреблений. Таким образом, на налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль, налагается обязанность оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам и плательщикам сборов и взносов, а для тех, кто совершает налоговые правонарушения, должны более тщательно проводиться налоговые проверки налоговыми органами в качестве инструмента принуждения и последующего наказания.

Для улучшения ситуации в сфере уплаты налогов и сборов необходимо обеспечить максимальное равенство и справедливость при налогообложении путем упрощения налоговой системы и методов обложения, а также отчетности и соответственного снижения высоких ставок отдельных налогов.[4, с. 237] Следовательно, эффективность мер по предупреждению налоговых правонарушений зависит от правового регулирования налоговых отношений, а также соблюдения участниками налоговых правоотношений налогового законодательства, целей и задач предупредительной деятельности.

Как было отмечено ранее, развитие налоговой системы и ее эффективное функционирование напрямую зависит от отношения налогоплательщиков и плательщиков сборов и взносов к своим обязанностям по уплате налогов, сборов и взносов соответственно. Большинство налогоплательщиков совершают правонарушения в сфере налогов и сборов по причине незнания налогового законодательства или неверного его толкования, а также по причине сложности составления налоговой отчетности и иных видов взаимодействия с налоговыми органами. Таким образом, если упрощение налогового законодательства невозможно, то существует необходимость создать систему налогового образования граждан, а также расширить спектр инструментов информационно-разъяснительной работы. Помимо этого, необходимо повысить лояльность и образованность должностных лиц в налоговых органах и упростить процедуру оформления уплаты налогов и сборов в связи с тем, что признаком налогов является удобство его уплаты.

С развитием налоговой системы появляется необходимость совершенствования контроля за уплатой налогов, сборов и взносов, а также создания системы предупреждения налоговых правонарушений или преступлений с помощью выявления и последующего устранения причин, способствующих их совершению.

Необходимо заметить, что на сегодняшний день налоговое правосознание и правовая культура граждан оставляет желать лучшего. В связи с этим стоит признать, что налоговый контроль является лишь одним из способов предупреждения налоговых правонарушений, который на сегодняшний день помогает, но не решает проблему огромного количества недобросовестных налогоплательщиков, а значит, существует необходимость разработки и утверждения новых инструментов по предупреждению налоговых правонарушений.

Относительно новой формой налогового контроля и предупреждения налоговых правонарушения соответственно выступает налоговый мониторинг, позволяющий осуществить проверку правильности исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и иных обязательных платежей. Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой налогоплательщик добровольно раскрывает информацию налоговому органу.

Данное сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов основывается на стимулировании плательщика налогов самостоятельно исполнять свои обязанности. Считается, что этот инструмент положительно повлияет на формирование законопослушности налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. С. 237
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 47.
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2009. С. 149
  4. Чайковская Н. В. Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений. — М.: Финпресс, 2010. – С. 65

Источники

Цель налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here