Уклонение от уплаты налогов беларусь

Важная информация в статье: "Уклонение от уплаты налогов беларусь", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Статья 243. Уголовного кодекса РБ
Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

1. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Поправки в УК: в Беларуси пересмотрят размер ущерба при уклонении от уплаты налогов

В Беларуси планируют изменить размер крупного и особо крупного ущерба при уклонении от уплаты налогов и сборов, а также исключить из Уголовного кодекса статьи «Ограничение конкуренции» и «Незаконное использование деловой репутации конкурента». Соответствующий законопроект был предложен правительством и может быть рассмотрен депутатами уже в этом году.

Размер ущерба при уклонении от уплаты налогов пересмотрят

Поправки в Уголовный кодекс Беларуси могут коснуться одной из самых «страшных» экономических статей — статьи 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов».

Текст статьи меняется незначительно, ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов остается прежней: штрафы, аресты, ограничение или лишение свободы для тех, кто пытается обмануть государство. А вот понятия «крупного» или «особо крупного размера ущерба» могут быть пересмотрены.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На сегодняшний день «крупным ущербом» при уклонении от уплаты налогов признается размер ущерба в 1000 и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (от 21 000 рублей, или 10 760 долларов на сегодняшний день). В правительстве предлагают его увеличить до 2000 и более раз (от 42 000 рублей, или 21 520 долларов на сегодняшний день).

Изменится и понятие «особо крупного ущерба» — с 2500 до 3500 и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (с 52 500 до 73 500 рублей, или с 26 900 до 37 670 долларов на сегодняшний день).

В новой редакции статьи также поясняется, каким образом будет определяться сумма ущерба — «на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке, небанковской кредитно-финансовой организации и (или) сведений, полученных от государственных органов, юридических и физических лиц, в порядке, установленном законодательством».

Отметим, что статья 243 УК Беларуси и размер крупного и особо крупного ущерба были приняты еще в 1999 году и с тех пор не изменялись.

Минус две статьи в УК

Также предлагается исключить из Уголовного кодекса Беларуси две статьи — 247 «Ограничение конкуренции» и 248 «Незаконное использование деловой репутации конкурента».

За «ограничение конкуренции» максимальные санкции предусматривают ограничение свободы до 5 лет, за «незаконное использование деловой репутации конкурента» — ограничение свободы до 2 лет.

Эти статьи из Уголовного кодекса дублируются практически аналогичными статьями в Кодексе об административных нарушениях. Законопроект правительства также предусматривает изменение формулировок в статьях КоАП и размеров штрафов за эти нарушения.

Уклонение от уплаты налогов: способов много, ответ один

Автор: Вадим ХИЛЮТА, кандидат юридических наук 10 Март 2013 .

Всем известно, что налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

В то же время современная система налогообложения регламентируется не только Налоговым кодексом Республики Беларусь, но еще и множеством методических указаний, инструкций, а также письмами и разъяснениями по их применению. Это неизбежно приводит к возможности возникновения налоговых нарушений и преступлений.

Статья 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, а именно за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере.

Способы, применяемые для избежания уплаты налогов или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны и в настоящее время их насчитывается несколько десятков. Сложившаяся практика деятельности правоохранительных органов свидетельствует, что наибольшее распространение получили следующие способы уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, которые и нашли свое закрепление в уголовном законе: сокрытие налоговой базы, занижение налоговой базы, уклонение от представления налоговой декларации, внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений.

Сокрытие налоговой базы

Здесь имеется в видуумышленное невнесение в налоговую декларацию и иные документы, представляемые в налоговый орган, фактических данных о наличии объекта, с которого подлежит уплате налог, сбор. Сокрытие налоговой базы характеризуется тем, что прибыль или другой объект налогообложения у плательщиков налогов и сборов фактически имеется, но она не декларируется, не упоминается в документах, связанных с начислением и уплатой налогов (сборов), которые представляются в налоговые и иные контролирующие органы. Наиболее распространенными способами сокрытия налоговой базы являются:

  • прием денежных средств от реализации товаров, работ или услуг без их отражения в учетных документах с целью утаивания дохода;
  • сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных или других документов после продажи товара;
  • непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
  • осуществление сделок без документального оформления, неотражение результатов хозяйственных операций, неоприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки;
  • отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета (ведение «двойной бухгалтерии»);
  • искусственное создание дебиторской задолженности;
  • открытие в кредитно-банковских учреждениях на основании подложных документов дополнительных расчетных счетов, информация о которых не известна налоговым органам и проведение через них расчетно-денежных операций, не отраженных в бухгалтерском учете;
  • представление в контролирующие органы ложного заявления о временном прекращении финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля.
Читайте так же:  Облагается ли налогом подаренная квартира между родственниками

Пример 1

Директор и главный бухгалтер ЗАО «С» с целью уклонения от уплаты налогов ежемесячно в течение года представляли в налоговую инспекцию заведомо ложные справки о неведении обществом финансово-хозяйственной деятельности, в результате чего государству в виде неполученных от ЗАО «С» налогов был причинен ущерб в особо крупном размере. Органами предварительного следствия действия должностных лиц были квалифицированы по ч. 2 ст. 243 УК.

Пример 2

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности директор одного из частного торгово-сервисного унитарного предприятия с целью уклонения от уплаты налогов и сборов реализовывал и приобретал товарно-материальные ценности без соответствующих документов. Для сокрытия незаконных операций он оформлял заведомо подложные договоры и первичные учетные бухгалтерские документы якобы о реализации товара ряду коммерческих структур Беларуси, а также о приобретении товарно-материальных ценностей у предприятий и организаций республики. Таким способом с ноября 2007 г. по июль 2009 г. руководитель сокрыл и занизил налоговую базу предприятия на сумму около 700 млн руб., чем повлек ущерб в особо крупном размере и был осужден по ч. 2 ст. 243 УК.

Пример 3

По приговору суда гражданин Ш. был осужден по ч. 2 ст. 243 УК. Он был признан виновным в уклонении от уплаты налогов путем сокрытия и умышленного занижения прибыли и доходов, повлекшим причинение ущерба в особо крупном размере. Как было установлено материалами дела, Ш. при декларировании доходов, связанных с покупкой автомашины в 2000 году, представил в налоговую инспекцию расписки о займе денег у граждан на сумму 6 млн руб.

Следствием и судом было доказано, что указанных денег в долг гражданин Ш. не занимал, а получил эту сумму из неустановленных источников дохода. Однако данную сумму сокрыл от налогообложения, чем причинил ущерб государству в размере 1 554 704 руб. Кроме того, Ш., будучи директором ООО «С», с октября 2001 г. по октябрь 2002 г. реализовал через сеть магазинов телевизоры, выручку от которых умышленно не отражал в бухгалтерском учете предприятия, причинив ущерб государству в виде неуплаты НДС в сумме 8 747 582 руб. и налога на прибыль на сумму 7 927 387 руб.

Указанные действия свидетельствуют о том, что и при покупке автомашины, и при продаже телевизоров Ш. преследовал цель уклонения от уплаты налогов, то есть действовал с прямым умыслом. Наряду с этим судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь по данному делу указала, что разрыв во времени правового значения не имеет, поскольку квалифицирующим признаком этого вида преступления является причинение ущерба. Общая сумма его превышает особо крупный размер. С учетом того, что субъектом преступления в данном случае являлось как физическое, так и должностное лицо, содеянное Ш. было квалифицировано по ч. 2 ст. 243 УК.

Занижение налоговой базы

Данное деяние предполагаетвнесение в документы, представляемые в налоговый орган, сведений, заведомо не соответствующих действительности, о характеристиках объекта налогообложения, корректирующих его величину в сторону уменьшения. Занижение налоговой базы означает частичное уклонение от уплаты налогов, сборов и выражается в неотображении в представленных в налоговый орган отчетных документах полного объема объектов налогообложения, умышленное неправильное исчисление тех сумм, которые подлежат уплате в бюджет. Чаще всего такие действия выражаются в следующем:

Пример 1

Гражданин Ц., являясь должностным лицом — директором ОДО «Т», обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в июле–декабре 2006 г. уклонялся от уплаты в бюджет налогов и сборов, используя заведомо подложные первичные бухгалтерские документы и реквизиты «лжепредпринимательской» структуры ОДО «М». В частности с целью уклонения от уплаты сумм налогов и сборов он оформлял заведомо подложные товарно-транспортные накладные на приобретение товароматериальных ценностей (электротехническая продукция) в ОДО «М», а фактически товароматериальные ценности приобретал за наличный расчет у неустановленных следствием лиц без соответствующих документов. Затем, используя эти подложные накладные, умышленно незаконно оприходовал товарно-материальные ценности, приобретенные у неустановленных следствием лиц без соответствующих документов. Впоследствии ОДО «Т» реализовывало данные товарно-материальные ценности. Судом гражданин Ц. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 243 УК.

Пример 2

Директор ЧССУП «Д» гражданин В. умышленно уклонился от уплаты сумм налогов и сборов в бюджет в размере 112 814 556 рублей, путем сокрытия и умышленного занижения налоговой базы предприятия, не ведя в установленном порядке бухгалтерскую отчетность, и не отражая по аналитическому и синтетическому учету предприятия сделки по реализации товарно-материальных ценностей ОАО «М» на сумму 257 766 402 рублей и ЧПТУП «О» на сумму 7 880 947 рублей, предоставляя в налоговую инспекцию сведения и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности ЧССУП «Д», не соответствующие действительности. Судом В. был признан виновным в уклонении от уплаты сумм налогов и сборов (ч. 2 ст. 243 УК).

Уклонение от представления налоговой декларации

В данном случае рассматривается непредставление налоговой декларации (расчета) в установленный срок в налоговый орган при наличии возможности выполнения лицом соответствующей обязанности, предусмотренной законодательством. Уклонение от представления налоговой декларации состоит в умышленном непредставлении в налоговые органы в установленный срок декларации о доходах субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц и, как правило, одновременно является сокрытием объектов налогообложения. В большинстве случаев это связано с непредставлением гражданином налоговой декларации, когда ее подача является обязательной.

Читайте так же:  Срок исковой давности по взысканию налогов

Пример 1

По приговору суда гражданин С. Был осужден по ч. 1 ст. 243 УК за то, что, являясь индивидуальным предпринимателем, скрыл свой доход и не представил до 1 марта в налоговый орган налоговую декларацию об общей сумме дохода, полученного им от занятия предпринимательской деятельностью. Действия С. были расценены как уклонение от представления налоговой декларации.

Пример 2

По уголовному делу судом было установлено, что гражданин Л. в 1997–2002 гг. имел доходы, аккумулированные на счетах иностранных банков, но не представил в налоговые органы Республики Беларусь декларацию о совокупном годовом доходе и подоходный налог в установленный срок не уплатил. Орган уголовного преследования квалифицировал указанные деяния Л. по ч. 2 ст. 243 УК. Согласившись с такой квалификацией, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь осудила Л. по ч. 2 ст. 243 УК за уклонение от уплаты налогов путем уклонения от подачи декларации о доходах, повлекшем причинение ущерба в особо крупном размере.[1]

Внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений

Способами фальсификации налоговой декларации здесь являются:

  • умышленное указание любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот и вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов;
  • полное или частичное неотражение в налоговой декларации полученных доходов (включение в налоговую декларацию заведомо искаженных сведений о полученных доходах и расходах);
  • необоснованное увеличение расходов, связанных с получением дохода и подлежащих исключению из налогооблагаемой базы.

Пример

За уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК) был осужден индивидуальный предприниматель Б., который занимался в основном оптовой торговлей запасными частями к сельхозтехнике. Проверка осуществляемой им финансово-хозяйственной деятельности, которая была завершена в марте 2010 г., выявила, что с июля 2004 г. по сентябрь 2008 г. путем внесения в декларации о доходах ложных сведений о сумме выручки от реализации товаров он занизил налогооблагаемую базу. Это повлекло за собой неуплату налогов и сборов в размере более 1,2 млрд руб.

[1] С такой квалификацией не соглашаются некоторые специалисты, в частности А.И.Лукашов отмечал, что уголовная ответственность по ст. 243 УК не может наступать за уклонение от подачи декларации о доходах и имуществе. См.: Лукашов А.И. Предусмотрена ли уголовная ответственность за непредставление декларации о доходах и имуществе? // Право Беларуси. – 2004. – № 8. – С. 62.

«Личный юрист», № 12/2011

Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

(в ред. Закона Республики Беларусь от 03.08.2004 N 309-З)

1. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, —

(в ред. Закона Республики Беларусь от 03.08.2004 N 309-З)

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, от 05.01.2015 N 241-З)

2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, —

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером — в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.

(примечание введено Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена статьей 11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Инструкция о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 N 60.

Уклонение от уплаты налогов беларусь

Некоторые белорусские коммерсанты, пользуясь «открытым доступом» к рынкам России, быстро и легко зарабатывают нечестные деньги, в том числе на «санкционке», пиломатериалах и текстиле. Новая порция криминальных схем, вскрытых КГК, — в нашем обзоре.

СК: фирмы, которыми руководила дочь Аверьянова, не уплатили налогов на 470 тысяч долларов

В отношении Виктории Аверьяновой — дочери известного белорусского бизнесмена Юрия Аверьянова — возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 243 УК (уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере).

Директор двух служб такси в Минске не уплатили в бюджет 700 тысяч рублей налогов

Уклонение от уплаты налогов выявили сотрудники Департамента финансовых расследований.

СК завел уголовное дело на оператора сети «5 элемент»

ЗАО «Патио» подозревается в уклонении от уплаты налогов.

Трое минчан недоплатили в бюджет около миллиона долларов

Уголовное дело в отношении троих жителей столицы, которых обвиняют в уклонении от уплаты налогов и лжепредпринимательстве, направили в суд.

Предприятие в Полоцком районе скрыло более 400 тысяч рублей налогов

На 38-летнего главного бухгалтера одного из торговых предприятий Полоцкого района завели уголовное дело.

Могилевская стройфирма недоплатила в бюджет почти 40 тысяч рублей

Факт недоплаты налогов выявили сотрудники областной финансовой милиции.

Либерализация для бизнеса: «В СИЗО сажают, чтобы ты признался и заплатил»

Послабление уголовной ответственности для предпринимателей обещали КГК, депутаты и президент.

Алеся Липая подозревают в уклонении от уплаты подоходного налога в особо крупном размере

В отношении учредителя и директора информационной компании БелаПАН Алеся Липая возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса — уклонение от уплаты подоходного налога в особо крупном размере.

Кричевское предприятие недоплатило 130 тысяч рублей налогов

Работники местного межрайонного отдела управления Департамента финансовых расследований КГК выявили факты уклонения от уплаты налогов в ходе проверки кричевского ООО, которое занимается оптовой торговлей зерном.

Читайте так же:  Размер подоходного налога на заработную плату

Руководители компании из Белыничей арестованы за неуплату налогов в особо крупном размере

В Белыничах финансовая милиция выявила уклонение от уплаты 64,8 тыс. рублей налогов руководством общества с ограниченной ответственностью, занимающегося производством бетона. Также вскрыты факты злоупотребления служебными полномочиями.

СК расследовал схему по уклонению от уплаты налогов

Обвиняемые с 2011 по 2016 годы помогли 36 компаниям уклониться от уплаты налогов на сумму более 3,7 млн рублей.

В Минске начался суд по делу бизнесмена Александра Кныровича

Суд Фрунзенского района Минска начал разбирательство по уголовному делу в отношении бизнесмена и блогера, директора и соучредителя ООО «СарматТермо-Инжиниринг» Александра Кныровича.

Руководитель сельхозпредприятия скрыл 130 тысяч рублей налогов

Прокуратурой Могилевской области направлено в суд Могилевского района уголовное дело по обвинению руководителя и главного бухгалтера предприятия агропромышленного сектора в уклонении от уплаты сумм налогов в особо крупном размере.

Директор предприятия общества инвалидов осуждена за коррупцию

Суд Малоритского района вынес обвинительный приговор в отношении бывшего директора унитарного производственного предприятия «Диона» общественного объединения «Белорусское общество инвалидов».

Владелец двух служб маршрутных такси скрывал доходы

По данным Комитета госконтроля, владелец двух служб маршрутных такси сокрыл от налогообложения выручку на 150 тысяч рублей.

Следующие два сезона Месси может провести не в «Барселоне», а в… тюрьме

Верховный суд Испании оставил в силе приговор футболисту испанской «Барселоны» и сборной Аргентины Лионелю Месси и его отцу Хорхе Орасио Месси по делу об уклонении от уплаты налогов, пишет Gazeta.ru.

Группа минчан подозревается в совершении незаконных финансовых операций

Видео (кликните для воспроизведения).

В Минске расследуют уголовное дело в отношении группы граждан, оказывавших пособничество недобросовестным предприятиям в уклонении от уплаты налогов, пишет БелаПАН.

Директор бобруйского предприятия «Дикий мед» получил 1,5 года ограничения свободы за уклонение от уплаты налогов

Суд Бобруйского района и Бобруйска приговорил 47-летнего директора частного предприятия «Дикий мед» к полутора годам ограничения свободы за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, передает БелаПАН.

Руководители турагентства пойдут под суд за уклонение от уплаты налогов

Главное следственное управление СК Беларуси завершило расследование уголовного дела в отношении директора турагентства и его супруги, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов.

Трое могилевчан осуждены за уклонение от уплаты налогов

В Могилеве трое фигурантов дела о незаконном обналичивании денег получили от 4 до 6 лет лишения свободы.

Суд над Месси. Отец футболиста: Лео подписывал контракты, не читая их

Футболист «Барселоны» и сборной Аргентины Лионель Месси, представший перед судом Испании по делу об уклонении от уплаты налогов, заявил, что его финансовыми делами занимался отец, в то время как сам игрок был сконцентрирован на игре в футбол.

В Испании начался суд над Лионелем Месси

Суд над лучшим футболистом мира, нападающим «Барселоны» Лионелем Месси и его отцом Хорхе, которые обвиняются в уклонении от уплаты налогов, начался в Испании. +

Лжепредприниматели из Могилева обвиняются в неуплате налогов на 59 млрд рублей

Деятельность организованной группы, занимавшейся организацией регистрации и функционированием лжепредринимательских структур, обналичиванием денежных средств, предоставлением фиктивных документов и уклонением от погашения кредиторской задолженности пресечена в Могилеве.

В Минске судят лжепредпринимателей — ущерб превышает 450 тысяч долларов

Обвиняемые создали несколько фиктивных компаний, через которые обналичивали деньги 18 крупных белорусских предприятий…

Верховный суд разъяснил, чем грозит уклонение от уплаты налогов

Верховный суд Беларуси 27 марта частично обнародовал принятое накануне постановление пленума о практике применения законодательства по делам об уклонении от уплаты налогов, сборов согласно статье 243 Уголовного кодекса.



По мнению заместителя председателя Верховного суда Валерия Калинковича, установленные меры ответственности за правонарушения и преступления в сфере экономических отношений, с одной стороны, призваны обеспечить защиту от противоправных посягательств добросовестных участников экономических отношений, создать необходимые благоприятные условия осуществления ими законной экономической деятельности. С другой — удерживать участников экономических отношений от совершения правонарушений и обеспечивать применение санкций, адекватных характеру допускаемых отступлений от установленных правил.

Как сообщает БелаПАН , об этом чиновник заявил на прошедшем заседании пленума, итогом которого стало принятие постановления «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)».

Пленум разъяснил, что следует понимать под каждым из способов уклонения от уплаты налогов: сокрытием и умышленным занижением налоговой базы, уклонением от представления налоговой декларации (расчета) и внесением в нее заведомо ложных сведений. Даны разъяснения, когда наступает момент окончания преступления.

В постановлении указано, что при определении ущерба, причиненного преступлением, следует исходить из суммы фактически не уплаченного налога (сбора), а не из величины сокрытой или заниженной налоговой базы.

Пленумом разрешен вопрос о подсчете ущерба в случае, когда уклонение от уплаты налогов продолжалось в течение нескольких налоговых периодов. В такой ситуации причиненный ущерб в денежном выражении суммируется за все время уклонения от уплаты за все налоговые периоды и оценивается исходя из размера базовой величины на день истечения срока уплаты налогов и сборов по последнему налоговому периоду.

В случае уклонения от уплаты сумм нескольких видов налогов (сборов) размер ущерба определяется путем сложения всех неуплаченных сумм налогов и сборов.

В постановлении подробно разъяснен вопрос, связанный с субъектом преступления. К ответственности по ст. 243 УК могут привлекаться физические лица — налоговые резиденты Беларуси, индивидуальные предприниматели, руководители организаций-плательщиков, в обязанности которых входит подписание документов налогового учета и обеспечение полной и своевременной уплаты сумм налогов (сборов). Субъектом данного преступления может признаваться физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых налоговым законодательством, а также налоговый агент. Разъяснен вопрос о роли и ответственности фактического руководителя организации-плательщика.

В документе обращено внимание судов на строгое соблюдение требований ст. 62 УК об индивидуализации наказания, а также правильное применение дополнительного наказания в виде лишения специального права или конфискации имущества.

Пленум Верховного Суда принял постановление о практике применения законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)

26 марта Пленум Верховного Суда обсудил вопросы судебной практики по уголовным делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов. По итогам заседания принято постановление о применении статьи 243 УК.

В заседании Пленума Верховного Суда приняли участие Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Валерий Мицкевич, Генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Конюк, Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко.

Читайте так же:  Основание для налога на недвижимость

«Установление эффективных мер ответственности за правонарушения и преступления в сфере экономических отношений является важной составляющей проводимой государством экономической политики, поддержания управляемости происходящими в государстве и обществе экономическими процессами», – отметил в ходе заседания Пленума заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по уголовным делам Валерий Калинкович.

«Эти меры, – уточнил Валерий Калинкович, – призваны, с одной стороны, обеспечить эффективную защиту от противоправных посягательств добросовестных участников экономических отношений, создать необходимые благоприятные условия осуществления ими законной экономической деятельности. С другой стороны, предусмотренные законом меры ответственности за нарушения установленных «правил игры» в сфере экономики призваны, во-первых, удерживать участников экономических отношений от совершения правонарушений и, во-вторых, обеспечивать применение санкций, адекватных характеру допускаемых отступлений от установленных правил».

Итогом заседания стало принятие постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2015 г. № 1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)».

Пленум разъяснил, что следует понимать под каждым из способов уклонения от уплаты налогов: сокрытием и умышленным занижением налоговой базы, уклонением от представления налоговой декларации (расчета) и внесением в нее заведомо ложных сведений.

Также даны разъяснения, когда наступает момент окончания преступления: в день фактической неуплаты сумм налога, сбора за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством.

В постановлении также указано, что при определении ущерба, причиненного преступлением, следует исходить из суммы фактически неуплаченного налога (сбора), а не из величины сокрытой или заниженной налоговой базы.

Пленумом разрешен вопрос о подсчете ущерба в случае, когда уклонение от уплаты налогов продолжалось в течение нескольких налоговых периодов. В такой ситуации причиненный ущерб в денежном выражении суммируется за все время уклонения от уплаты за все налоговые периоды и оценивается исходя из размера базовой величины на день истечения срока уплаты налогов и сборов по последнему налоговому периоду.

В случае уклонения от уплаты сумм нескольких видов налогов (сборов) размер ущерба определяется путем сложения всех неуплаченных сумм налогов и сборов.

В постановлении Пленума подробно разъяснен вопрос, связанный с субъектом преступления. К ответственности по ст. 243 УК могут привлекаться физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, руководители организаций-плательщиков, в обязанности которых входит подписание документов налогового учета и обеспечение полной и своевременной уплаты сумм налогов (сборов).

Субъектом данного преступления также может признаваться физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых налоговым законодательством, а также налоговый агент.

Разъяснен вопрос о роли и ответственности фактического руководителя организации-плательщика. Такой субъект может признаваться исполнителем преступления, предусмотренного ст. 243 УК, если уполномоченное на подписание документов налогового учета или отчетности лицо не было осведомлено о своем участии в уклонении от уплаты сумм налогов (сборов).

В постановлении обращено внимание судов на строгое соблюдение требований ст. 62 УК об индивидуализации наказания, а также правильное применение дополнительного наказания в виде лишения специального права или конфискации имущества.

Полный текст постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2015 г. № 1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)» будет опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и официальном интернет-портале Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

1. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание.

Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.

За нарушение антимонопольного законодательства ответят и ипэшники

В статью 244 УК Беларуси «Нарушение антимонопольного законодательства» также вносятся изменения.

Если раньше уголовная ответственность касалась «должностного лица государственного или иного органа управления», то теперь за нарушение антимонопольного законодательства ответят не только «должностные лица», но и «индивидуальные предприниматели».

Написать отзыв

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

В Беларуси усилят ответственность за уклонение от уплаты налогов

Будет изменен пороговый размер крупного и особо крупного ущерба, усилится ответственность за незаконное принятие платежей в валюте.

МИНСК, 21 дек — Sputnik. Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси приняли в первом чтении поправки в некоторые кодексы республики, которые ужесточают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сообщает корреспондент Sputnik.

Как пояснил парламентариям, представляя законопроект, министр по налогам и сборам Беларуси Сергей Наливайко, проектом вносятся поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Процессуально-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях.

«Усиливается ответственность лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по статье 243 УК Беларуси, которая излагается в законопроекте в новой редакции», — сказал Наливайко.

Читайте так же:  Расходы налоговые вычеты

Согласно новой редакции статьи, к ответственности будут привлекаться лица, виновные в уклонении от уплаты налогов, сборов путем сокрытия или умышленного занижения налоговой базы, в том числе уклонения от представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

По совам Наливайко, будет увеличен пороговый барьер крупного и особо крупного ущерба. Поправки предусматривают, что крупным ущербом будет считаться ущерб в размере двух тысяч и более баковых величин, особо крупным — 3,5 тысяч и более базовых величин.

Также будут скорректированы положения КоАП, поправки предусматривают усиление ответственности за незаконное принятие валюты в качестве платежного средства. За нарушение порядка приема денежных средств (не только в валюте, но и в рублях) будут отвечать не только индивидуальные предприниматели и юрлица, но и их наемные работники.

Кроме того, планируется усилить ответственность за уничтожение бухгалтерских документов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Наливайко заметил, что сейчас некоторым предприятиям и юрлицам проще уплатить штрафы и понести ответственность за сокрытие налогов и утерю бухгалтерских документов, чем заплатить положенные налоги.

В ответ на это парламентарии заметили, что необходимо установить критерии, в каких случаях уничтожение или пропажа документов не будет считаться криминальным деянием. Они также обратили внимание, что бизнес-сообщество взволновано этой инициативой и просит внести ясность.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

1. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, в том числе посредством уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание. Крупным размером ущерба в настоящей статье признается размер ущерба на сумму, в две тысячи и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в три тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Сегодня вступают в силу изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь

С 19 июля 2019 г. вступают в силу изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 9 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь».

Большая часть изменений касается уголовной ответственности за правонарушения против порядка осуществления экономической деятельности.

В частности, из УК исключается общая конфискация имущества как дополнительный вид наказания и расширяется применение специальной конфискации. Специальной конфискации будет подлежать, например, имущество, добытое преступным путем или приобретенное на средства, добытые преступным путем.

Вместо конфискации имущества в качестве дополнительного наказания будет применяться штраф в размере от 300 до 5000 базовых величин.

Лица, кому была назначена конфискация ко дню вступления в законную силу изменений, будут освобождены от данного вида наказания, если до этого времени конфискация не была исполнена.

Изменяется уголовная ответственность за хищение путем использования компьютерной техники по ч. 4 ст. 212 УК, предусматривается ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет (ранее был предусмотрен срок от 6 до 15 лет).

Увеличен размер крупного и особо крупного ущерба (дохода) влекущего за собой уголовную ответственность по экономическим преступлениям:

  • крупный размер повышается с 250 до 1000 базовых величин;
  • особо крупный размер повышается с 1000 до 2500 базовых величин.

Из УК исключены следующие статьи:

ст. 224 «Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь», ст. 232 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», ст. 234 «Лжепредпринимательство», ст. 244 «Нарушение антимонопольного законодательства», ст. 249 «Дискредитация деловой репутации конкурента».

Ст. 233 УК «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии)» изложена в новой редакции.

Исключается уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, совершаемую без регистрации в установленном порядке, и за запрещенную законодательными актами предпринимательскую деятельность. Уголовную ответственность будет влечь только предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), сопряженная с получением дохода в крупном и особо крупном размере.

Ст. 243 УК «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» изложена в новой редакции. Для целей данной статьи крупным размером ущерба будет признаваться ущерб на сумму не менее 2000 базовых величин (ранее – 1000 базовых величин), особо крупным размером – не менее 3500 базовых величин (ранее – 2500 базовых величин).

Корректируется норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст.ст. 431, 432 УК), вводится как условие освобождения от уголовной ответственности не только добровольное заявление о содеянном, но при этом и активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Вводится уголовная ответственность за предоставление незаконного вознаграждения работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом. При этом предусматривается освобождение лица, предоставившего вознаграждение, от уголовной ответственности в случаях, если в отношении его имело место вымогательство вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Видео (кликните для воспроизведения).

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Источники

Уклонение от уплаты налогов беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here