Валютно экспортный контроль россии

Важная информация в статье: "Валютно экспортный контроль россии", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Валютно экспортный контроль россии

Валютный и экспортный контроль

Вопросы валютно-экспортного контроля оцениваются Правительством как важнейшая часть экономической безопасности Республики Карелия, напрямую влияющая на социально- экономическое положение республики. Поэтому наведение должного порядка в данной сфере превращается для Правительства в вопрос политической важности. Особое место в системе валютно-экспортного контроля занимают вопросы валютных потерь от невозврата валютной выручки из-за рубежа, а также потери, возникающие в результате неэффективных и непрофессиональных действий экспортеров, особенно в сфере торговли лесоматериалами.

С момента введения (1994 год) системы валютного контроля в России, карельскими предприятиями не было возвращено из-за рубежа на 1 января 1999 года более 43 млн.долларов США, при том, что сама республика контролирует лишь около 25% всех валютных операций, совершаемых экспортерами.

В результате совместных мер, принимаемых Правительством, Комиссией по координации деятельности органов государственного управления, предприятий и организаций в сфере валютного и экспортного контроля, Национальным банком Республики Карелия, Карельским отделом Северо-Западного регионального центра валютно-экспортного контроля и таможенными органами, наметилось позитивное изменение в репатриации валютной выручки. За I полугодие 1999 года общий объем недопоступления валютной выручки сократился на 6,9 млн.долларов.

По данным Национального банка, во II квартале 1999 года более, чем в 20 раз сократились темпы роста объемов недопоступления валютной выручки по сравнению с предыдущим годом.

Основные причины невозврата валютной выручки Правительство видит в следующем:

  • отсутствие достаточного опыта экспортеров с точки зрения качества экспортных контрактов, которые не предусматривают гарантийных механизмов платежей, штрафных санкций за просрочку платежа, безопасных видов расчетов и т.д.;
  • чрезмерное и не всегда обоснованное доверие российских экспортеров любым иностранным фирмам и неразвитость системы проверок иностранных покупателей со стороны экспортера на предмет их финансовой устойчивости и т.д., в случае малоизвестности фирм;
  • возможный личный корыстный интерес руководителей предприятий-экспортеров, не возвращающих свою выручку;
  • отсутствие скоординированной и эффективной системы валютного контроля в России, которая бы понуждала экспортеров бороться за возврат своей выручки или за обоснование невозврата.

Сфера валютно-экспортного контроля находится в соответствии с законодательством Российской Федерации в компетенции федерального центра и его органов. Тем не менее, Правительство видит свою главную задачу в данной сфере в последовательном и настойчивом продолжении координации действий федеральных органов валютного контроля на территории Республики Карелия, не подменяя и не вмешиваясь в их компетенцию.

В рамках координационной работы в данной сфере Правительство видит целый ряд направлений, по которым будет осуществляться деятельность.

На уровне России начато создание централизованной информационной системы, позволяющей получать исчерпывающую информацию обо всех валютных операциях экспортеров и состоянии с задержкой и невозвратом валютной выручки, вне зависимости от того, где и через какой банк она осуществлялась. Однако еще не созданы условия для оперативного получения информации по запрашиваемым предприятиям. Кроме того, система не позволяет пока располагать всей необходимой информацией о состоянии валютной задолженности предприятий республики, особенно по предприятиям, имеющим валютные счета только за пределами Республики Карелия. Отсюда Правительство ставит задачу содействовать и добиваться от федеральных органов совершенствования централизованной системы обмена информацией в разрезе конкретных экспортеров.

Правительство отмечает, что нормативно-правовая база системы валютного и экспортного контроля недостаточно совершенна. Поэтому инициативная работа с Центром по совершенствованию нормативно-правовой базы – это вторая задача Правительства в данной сфере.

Индивидуальная работа с конкретными экспортерами становится одним из главных методических принципов и направлений работы Правительства. Анализ деятельности экспортера, его контрактной практики, нарушений или недоработок в сфере валютно- экспортных операций будет служить основой для определенных обобщений с целью совершенствования координации и системы валютного контроля в целом. Здесь же ставится задача целой системой воздействий в рамках законодательства и компетенции Правительства понудить предприятия — экспортеры принимать меры к возврату валютной выручки или обосновывать суммы невозврата в межведомственной комиссии. К таким мерам воздействия Правительство относит введение практики отказов недобросовестным экспортерам в отдельных видах лицензирования, выделении в пользование лесных ресурсов. Кроме того, создается база данных по тем руководителям предприятий-экспортеров, которыми в период их руководства предприятиями были допущены серьезные нарушения валютного законодательства с тем, чтобы в будущем не допускать их поступления на государственную службу, назначения на должности внешних и конкурсных управляющих предприятиями, руководителями государственных предприятий.

Важнейшее профилактическое направление своей работы, как по линии невозврата валютной выручки, так и неэффективного экспорта, Правительство видит в продолжении совершенствования системы учета и экспертизы экспортных контрактов на лесоматериалы и ряд других важных экспортных товаров, а также через систему практических семинаров и деловых встреч с экспортерами.

Предметом главного внимания здесь должны стать качество внешнеторговых контрактов, уровень экспортных цен, надежность иностранного партнера, наличие в контрактах необходимых гарантий платежей и ответственности инопартнера, экспертная оценка количества и качества экспортируемого товара.

Как одну из возможных форм деятельности Правительство рассматривает работу с зарубежными фирмами – должниками, если эти долги достаточно существенны для республики и доказаны с помощью самих экспортеров. Правительством будет продолжен поиск возможных путей воздействия на иностранных должников на предмет возврата валютной выручки.

Основным механизмом в реализации поставленных задач в данной области Правительство видит Комиссию по координации деятельности органов государственного управления, предприятий и организаций в сфере валютного и экспортного контроля, созданную Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30 декабря 1998 года N 903.

ОРГАНЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

В области экспортного контроля Президент РФ:

определяет основные направления государственной политики;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;

утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.

Правительство РФ в области экспортного контроля:

организует реализацию государственной политики, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;

определяет на основании и во исполнение Закона об экспортном контроле, других федеральных законов и указов Президента РФ порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

Читайте так же:  Прекращение налоговой проверки

принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

осуществляет на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ иные полномочия (ст. 8 Закона об экспортном контроле).

В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федераль-ных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в РФ образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю. Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю и его персональный состав утверждаются Президентом РФ. В заседаниях межведомственного координационного органа по экспортному контролю могут участвовать представители Федерального Собрания РФ (ст. 9 Закона об экспортном контроле).

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение Закона об экспортном контроле, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и международных обязательств РФ в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них законодательством РФ (ст. 10 Закона об экспортном контроле).

Реализация государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в РФ возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, определенный Правительством РФ. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля является органом валютного контроля. Полномочия указанного федерального органа исполнительной власти в области валютного контроля устанавливаются Правительст-вом РФ. Вносимые на рассмотрение Правительства РФ предложения федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие вопросы экспортного контроля, подлежат согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля совместно с другими федеральными органами исполнительной власти организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля (ст. 11 Закона об экспортном контроле).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 993 специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля является Федеральная служ-ба России по валютному и экспортному контролю. На основании и во исполнение Закона об экспортном контроле, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области экспортного контроля. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 12 Закона об экспортном контроле). Федеральные органы законодательной власти, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля (ст. 13 Закона об экспортном контроле).

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю» в других словарях:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ — орган федеральной исполнительной власти, образованный для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. Осуществляет межотраслевую координацию и регулирование по вопросам, находящимся в его ведении. Главной задачей ВЭК… … Внешнеэкономический толковый словарь

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ — один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ О системе… … Энциклопедический словарь конституционного права

ВЭК России — Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Является федеральным органом исполнительной власти … Административное право. Словарь-справочник

Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

ВЭК России — Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ — совокупность законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью формирования и совершенствования национальной валютной системы страны с учетом структурных принципов мировой валютной системы, обеспечения… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВЭК — распространённая аббревиатура: ВЭК валютный и экспортный контроль / служба по валютному и экспортному контролю ВЭК России Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю ВЭК вертикальный экспериментальный канал ВЭК Владимирская… … Википедия

ОРГАНЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ — государственные органы, осуществляющие экспортный контроль в РФ. Полномочия федеральных исполнительных органов в области экспортного контроля установлены в ст. 8 13 Закона об экспортном контроле. В области экспортного контроля Президент РФ:… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — 1) рыночное регулирование отношений, связанных с функционированием валюты в международной сфере, подчиненное закону стоимости и закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях рыночной конкуренции в валютной сфере, на валютных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК — 1) система мер (организационные структуры и средства регулирования поставок контролируемых товаров) по защите государственных интересов РФ при осуществлении внешнеэкономической деятельности и конверсии оборонной промышленности; 2) защита… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) России

Главная задача ВЭК России — проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономиеских операций.

Основные направления деятельности ВЭК России следующие:

— контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте:

— контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

— организация с участием других органов и агентов валютного и экспертного контроля, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

— контроль эффективности использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основании международных договоров и соглашений;

Читайте так же:  Несвоевременная уплата водного налога

— проведение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, независимых экспертов и с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторских проверок внешнеторговой деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

— анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и предоставление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной области;

— создание совместно с другими органами и агентами валютного контроля, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями информационной системы по валютному и экспортному контролю и межведомственному обмену информацией по контролю за экспортом стратегически важных сырьевых товаров;

— разработка и осуществление программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций;

— обеспечение взаимодействия с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

— руководство деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю и своих представителей в уполномоченных банках и российских учреждениях за рубежом;

— осуществление иных функций, связанных с валютным и экспортным контролем, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации возложенных на нее задач Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю наделена следующими правами:

— получать от органов и агентов валютного контроля необходимую информацию и документы;

— проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений, договоров и иных документов, связанных с осущест-влением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

— получать от юридических и физических лиц документы, касающиеся валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций и необходимые для оценки соблюдения ими норм законодательства Российской Федерации, а также справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

— обращаться к правительственным и неправительственным организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности за рубежом российских юридических и физических лиц, а также их активов с соблюдением законодательства соответствующих стран;

— ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам ВЭК России соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;

— привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции;

— представлять Российскую Федерацию в международных организациях по поручению Правительства РФ;

Структурными подразделениями ВЭК России, осуществляющими свою деятельность непосредственно в субъектах Российской Федерации, являются территориальные органы по валютному и экспортному контролю (региональные центры, отделения и представительства). Являясь полномочными представителями ВЭК России в субъектах Российской Федерации, территориальные органы в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность и координируют в пределах своей компетенции деятельность других агентов валютного и экспортного кон-троля в целях реализации общегосударственной политики, направленной на создание единой системы контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 16 июня 1993 г. N 560 «Вопросы федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» (с изменениями и дополнениями) (прекратило действие)

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 16 июня 1993 г. N 560
«Вопросы федеральной службы России по валютному и экспортному контролю»

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с тем, что Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю упразднена, ее функции переданы Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ

См. также Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1148 «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что федеральная служба России по валютному и экспортному контролю является центральным органом федеральной исполнительной власти, который осуществляет функции органа валютного и экспортного контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции обеспечивает:

координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также за другими операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности;

организацию проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеторговым операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации;

осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их квотирования и лицензирования;

разработку предложений по совершенствованию валютного законодательства, нормативных и методических документов по вопросам развития системы валютного и экспортного контроля;

организацию и проведение с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также с привлечением иностранных специалистов и фирм, аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных резидентов и нерезидентов;

взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля других государств;

иные функции валютного и экспортного контроля во исполнение решений Президента Российской Федерации и Совета Министров — Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что федеральная служба России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю по согласованию с Центральным банком Российской Федерации может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Для координации деятельности с органами валютного и экспортного контроля других государств, подготовки предложений об использовании зарубежного опыта в этой области федеральная служба России по валютному и экспортному контролю по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации.

Читайте так же:  Как подтвердить упрощенную систему налогообложения

86. Валютно-экспортное регулирование и валютно-экспортный контроль в рф

Валютное регулирование — деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютное регулирование следует отличать от валютного контроля, понимаемого как совокупность мер по обеспечению соблюдения законодательства при проведении валютных операций.

Валютный контроль — это контроль Правительства РФ, органов (ЦБ РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ) и агентов валютного контроля (Коммерч. Уполномоч. банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Таможенные органы, Налоговые органы) за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Агенты вал. контроля – выявляют факты нарушения и передают сведения о них в Росфиннадзор.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле от 10 декабря 2003 года.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля:

1) приоритет экономических мер;

2) исключение неоправданного вмешательства государства;

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Инструменты ВК: 1. Запрос документов по валютным операциям

2. Справка о валютных операциях (зачисление/списывание со счетов)

3. Паспорт сделки

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

а) представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;

б) представлять органам и агентам валютного контроля объяснения о ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;

в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

г) вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

д) выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;

е) другие обязанности, установленные законодательством

С 1 января 2007 г изменения в валютном законодательстве:

— отменена обязательная продажа части валютной выручки (больше возможностей для ведения бизнеса, предприятия смогут активнее привлекать средства от нерезидентов)

— отменено специальное резервирование средств при проведении валютных операций, нет отвлечения денежных средств

— организации и физические лица получили разрешение открывать счета в зарубежных банках без разрешения Банка России, если страны являются членами ОЭСР или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ, так и в страны, не состоящих в этих международных организациях..

— валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений

Дополнительно. Согласно Закону, российскими резидентами без ограничений проводятся все текущие валютные операции. Покупка и продажа валюты допускается только через уполномоченные банки. Физические лица — резиденты могут вывозить из России не более 10 тыс. долл. (подтверждающих документов при этом не требуется), причем до 3 тыс. — без обязательного таможенного декларирования.

Вопрос №96. Организация валютного контроля рф по экспорту.

первый док-т – инстр ЦБ №3 92г. “О порядке обязательной продажи предпр-ми валюты в вал. резерв РФ”

инстр. ЦБ №7 92г. “О порядке обяз. продажи орг-ями части вал. выручки”. инст. – описание рабоч. порядка. правила устанавл. указ пр-та “О либерал-ции ВЭС”

все экс-ры обязаны репатриировать вал. выручку и продавать ее часть.

Видео (кликните для воспроизведения).

92-93 гг. 50% вал выручки оставалось заграницей. процесс репатриации не отслеживался

инстр ЦБ №19 “О порядке осущ вал. к-ля за поступлен. в РФ валютной выручки от экспорта”. после этой инстр. зарубежом оставалось 12%, а не 50%

второй канал утечки – расчеты по импорту

инстр ЦБ и ГТК №30 95г. “О порядке осущ. вал. кон-ля за обоснованностью платежей в ин. валюте за импортируемые товары”

осталась брешь по бартеру. экспорт осущ по стоим-ти в 2 р. прев-щей имп-т.

указ пр-та 96 г. “О гос рег-нии внешнеторг. бартерных сделок”

Мех-зм вал. контроля построен на идее связать воедино инф-цию о движении т-ров и валюты экс-ров и имп-ров

составляется паспорт сделки – базовый док-т вал. кон-ля. оформляется в банке и содержит сведения о внешнеэкон. сделке, необх для осущ валютного кон-ля:

сроки поступления товаров и валюты

уполном. банк проверяет соотв-ие паспорта сделки и контракта на соответ-ие и удовлетв. законодательству, и подписывает паспорт (на 180 дн)

Экс-тер (имп-р) заверяет подписью, что в теч. 180 дн. придет валюта и товар.

уполном. банк своей подписью

берет обяз-во по расчетн обсл-нию оп-ции

берет ф-цию вал. кон-ля

при бартере пасп. подписывает уполн-ный мин-ва ВЭС (180 дн)

инстр. распростр. на

все экс. сделки расчеты по кот-м произв в валюте

на сделки, где хотя бы часть платежей осущ-ся в ин валюте

на эксп. сделки с платежами в рублях

на бартерные сделки без валютных платежей

импорт – те же обяз-ва сторон + если товар или валюта не получены, то имортер несет ответсвт. перед гос-вом в размере 100% контр. суммы, но это не распростран., если импорт был по гос. кредиту и также на импорт из СНГ товаров местного произ-ва

инструк-ция носит жесткий хар-р.

аванс возможен только при гарантии прав-ва на возврат аванса или при выдачи уполном. банком гарантии валютного кон-ля (возникает солидарная отв-ть по претензиям гос-ва

Вопрос №98. Валютный рынок рф (структура и основные участники)

Валютный рынок — это сфера эк. отношений, прояляющ-ся при осуществлении операций покупки -продажи ин. валюты и операций с ц. б. ин. валюте.

Их можно рассматривать как официальные финансовые центры, которых осуществляются операции по покупке-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли.

ВР можно рассматривать как совокупность современных средств телекоммуникации: телеграф, телефон, информационные системы, комьпьютерн. сети проч, связывающее между собой банки и биржи разных стран, осущ-ие опреации по валюте и вал. ценностях.

ВР — составныя часть финансового рынка наряду с пред-ым рынком ц. б.

Принципы классификации ВР:

1. по сфере распространения: междун. (миров., региональн.( и внутренний (национальный)

2. по отношению в валю ограничениям

3. по видам валю курсов

Читайте так же:  Закон о либерализации валютного контроля

4. по степени ограниченности рынка

1. Меж-ный охватывает все ВР стран мира, цепь связынных между собой кабельных и спутниковых коммуникаций. Сейчас мы можем выделить центры: Азиатский (с центром в Токио, Гоконге, Сингапуре, Мельбурне), Европейский (Лондон, Цюрих, Франфрункт на Майне), Американскимй (NY, Чикаго, Лос Анджелес).

Внутренний — совокупность внутренних региональных, Вал. рынок одного гос-ва ( кот функционирует внутри одной страны)

2. По ограничениям: свободный и нет

Система гос. мер (гос. меры могут быть законодательными, административными, экон-ими и организвцион.) по установлению порчдка проведения операций с валю и валю ценностями. Меры по целевому регулированию платежей и переводов ин. валюты за границу, полное или частичное запрещение продажи ин. валюты ( т. е. с какой лиюо целью). Могут применяться к текущим операциям и с опреац., связанными с движением капиталов.

3. Делятся на рынки с одним режимом (со свободными курсами) и двойным режимом (с одновременным применением фикс. и плав. валю курса валюты) . Введение рынка с 2-ым режимом испоьзуется как мера регул. движения капиталов мд нац. и мир. рынком, с ее помощью ограничивается влияние мир. рынка ссудных капиталов на нацю рынке.

4. Биржевой — организационный рынок, прдеставленный валюной биржей. ВБ представляет собой предприятие, организующие торги валютой и ц. б. в валюте 9Не коммерческое продприятие)

Внебиржевой — прдеставлен межбанковским рынком. Бирж. вал рынок — самый дешевый истояник валюты и вал. ср-в.

Ликвидность валюты и ц. б. — их способность быстро и без потерь в цене обратиться в рубли.

Допускается возможность этих 2-ъ систем торговли валютой. На бирже — сделки через банки, в биржа — торговая площадка. На внебирж. — непосредственно м д банками минуя посредников (биржи). На внебиржевые торги большее число операций — 80%.

С 92г. — В России рын. эк-ка.

Изменение соотношений сд бирж и внебирж. рынком. В 91 г. Указ по либерализации ВЭД на территории РСФСР 0 начало вал. рынка.

9 я. 92г. — Моск. Межбанк. вал. биржа. ММВБ

92 93гг — Объем операций на вал. бирже — 70-90%

С 94г. -биржевой вал. рынок по объему операций стал отстаать от международного (95г. — 30%), 94 — 20%

Факторы способствующие развитию вал. рынка:

— концентрация вал. операций в руках ограниченного числа крупных банков (около 40) ко. ведущие операторы. На них — подавляющая часть операций по обслуживанию ВЭС и внутр. оборота.

— политка ЦБ РФ (в операциях преобладают доллары) и в целом сегментация по валютам отражает валютную структуру ВЭС (форма расчета — доллар)

С ближним зарубежьем тоже доллар (14) остальное рубли и бартер

Рос. инвесторы предпочитают доллар. Доля долл. при ввозе наличн. валюты с 93-96гг. почти на 100%. Это и резервная валюта (80% среди валют в резерве ЦБ.

Интервенции на вал. рынке ЦБ осуществляет в долл США. Следствие — преобладающая позиция долллара в мировом вал. обороте.

Рос. рубль будет использоваться как резервное средство и платежное ( присоединение России к уставу МВФ).

С возникновением вал. биржи связана реализация потребностей по торговле валютой регион. рынков. Сейчас регион. рынки развиваются интенсивнее, чем центральный усложнение операций, внедрение новых фин. инструментов, развитие технолог. базы операций, развитие регион. интеграции рынка). У нас есть проект реализации электров. фин. рынка.

Регион. структура вал. рынка.

В 92г. после образования ММВБ образовали еще 5 (в Ленинграде, Сибире (СМВБ), Азиатскотихоокеанская (Владивосток), Ростовская, Уральская регион. биржа). Их деятельность на основании лицензии ЦБ (за основу равлиа ММВБ — унификация вал. операций). Особая роль вал. бирж — закрепленная инструкций ЦБ «об обязательной продажи части вал. выручки через банки (50%) предприятий и проведение операций на вал. бирже). Политика ЦБ на создание единого вал. рынка России.

944-95 — становление второго этапа — совершествование механизма вал. торговли (организация торг. операций — приоритетное напралвение регион. биирж, что проявилось в росте объемов операций, торгов и увеличении кол-ва котируемых валют)

Доля вал. операций в объеме вал. бирж более 90%. В этот период еще были созданы нижегородсткая и самарская. Развивался и внебиржевой фрнок, что заставлио биржи биржи искать меры по совершенствованию механизма трггов и рас-тов. Меры по ускорению расчетов, торгилотами, внедрение гарантии исполнения сделок, создание спец. страховых фондов. Но их деятельность была согласованной. Каждая из них сохраняла свою независимость и дейтсвовала в рамках своего региона .

93г. — Ассоциация Рос. Вал. Бирж. АРВБ. В ее рамках — подготовка межрегион. бирж. рынка.

С 95г. — по сегодняшний день. Построение единого межрегионального рынка :

— снижение операций с валютами и повышение с ЦБ

— выполнение биржами роли важнейших элементов фин. инфрастуктуры в регионах

— диверсификация вал. торговли на бирже за счет увеличения числа котируемых валют

— совершенствование механизма торгов и расчетов с целью увеличения привлекательности и надежности торгов.

— усиление связей мд вал. рынком и фин. рынком

Коньюнктура вал. рынка.

Попытки пр-ва проведения жесткой пол-ки сбила инфляц. волну и слегка стабилизировала вал. рынок.

Сейчас вал. коридор ограничивает возможность роста курса. (Если бы не коридор, то к концу 95г. он был бы 12000).

Биржевой вал. рынок:

Причины снижения роли вал. биржи:

1) В начале становления роль вал. биржи была значительная, т.к. межбанк-ий рынок еще не сформировался, или только начинал.

92 г — 80% операций на вал. бирже

2) отмена обязательной продажи 50% вал. выручки на вал. биржах (было разрешено ее реал-ть на межбанк. рынказ)

3) уровень издержек на вал. бирже больше по сравнению с межбанк. рынком

Почему биржа не исчезает:

— банк. сис-ма не настолько надежна, бирж. торги носят элемент надежности и гар-ти

Технология торгов: 1.01.96

до недавнего времени та, кот. удобна в период нестаб-ти валюты. Сис-ма жесткого фиксинга

с 1.11.96 совершенствование технологии. Введен новый вид бирж. услуг: торговля с удаленных терминалов через сис-му рейтер — дилинг.

Открыли доступ к торгам региональных бирж.

Формирование биржевой межрегиональной сис-мы. Исп-ие такой сис-мы сохраняет конфиденциальность инф-ии о торгах и опер-но распределяет инф-ию, сл-но мин. издержки на ее получение.

Формирование межрегионального рынка — перспективное направление бирж. торговли. Может вновь повысить роль биржевого вал. рынка.

Бирж. вал. рынок — ед. стр-ра вал. рынка, кот явл-ся прозрачной.

Читайте так же:  Увидеть задолженность по налогам

Банки ориентируются на бирж. вал. курс.

Внебиржевой вал. рынок — межбанковский рынок. Условия сделки — комерч. тайна. Зависит от личных взаимоотношений (нет процедуры). Менее организованный, непрозрачный (нет инф-ии по торгам), сущ-ют общие условия торгов, кот. банки соблюдают. Более гибкий и динамичный. Поэтому сначала вал. выручка прод-ся на вал. бирже, но уполномоченными банков.

Валютный контроль при экспорте

Сделки, связанные с внешнеэкономической деятельностью, стоят на особом контроле государства — за их проведением следят и налоговые, и таможенные органы, а также Центробанк и уполномоченные агенты. Чтобы не потерять времени и не попасть на штрафы, необходимо строго соблюдать основные положения законодательных актов, в частности «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Валютный контроль при экспорте товаров и услуг

Согласно законодательству РФ, участники ВЭД при продаже товаров или услуг за границу, обязаны:

  • обеспечивать своевременное зачисление дохода, полученного в ходе экспортных операций, на рублевые или валютные счета на территории РФ;
  • контролировать соблюдение сроков подачи документов по основным контрактам для осуществления валютного контроля;
  • регулярно предоставлять отчетность в контролирующие органы о проведенных сделках.

При этом процедура валютного контроля для экспортеров выглядит следующим образом:

  • оформляется декларация на совокупность товаров — на этом этапе за ВК отвечает таможенная служба;
  • после поступления оплаты за товар в течение 15 дней предоставляется справка о подтверждающих документах;
  • банк осуществляет контроль и проверку средств, поступивших от иностранного партнера.

До 1 марта 2018 года для сделок, превышающих размер в $50 000, требовалось оформлять паспорт сделки. Процедура считалась довольно сложной и часто вызывала критику со стороны экспертов. Сегодня для экспорта товаров ПС уже не нужен. Вместо этого банк самостоятельно регистрирует договор (с присвоением уникального номера), если сумма сделки составляет более 6 миллионов рублей.

Рублевый эквивалент рассчитывается исходя из текущего курса ЦБ на день обращения в банк.

Как поставить контракт на учет в уполномоченном банке

Законом предусматривается, что практически все действия по постановке на учет договоров выполняет сам банк. От экспортера требуется представить сам контракт, по которому осуществляется продажа за рубеж товаров или услуг, а также подтверждающую документацию.

Для экспортеров предусмотрена возможность отсрочки представления контракта: сначала можно подать сведения о будущей сделке, заполнив специальную форму, полученную от сотрудников банка, а затем в 15-дневный срок предъявить и сам контракт.

Как только все документы окажутся в руках банкиров, договор ставится на учет, ему присваивается номер. По срокам это занимает не более одного дня. Столько же времени по закону отводится банку для того, чтобы сообщить учетный номер компании-экспортеру.

Раньше процедура была более длительной: до трех дней банк оформлял паспорт сделки, потом еще два дня давалось на отправку документов резиденту. Сейчас весь процесс не только упростили, но и ускорили.

Итак, чтобы поставить на учет договор или контракт, в банк представляют сам документ, а при невозможности — заверенную выписку из него. В последнем случае необходимо убедиться, что выписка содержит всю информацию, необходимую для осуществления валютного контроля:

  • вид экспортного контракта и его реквизиты;
  • наименование валюты;
  • сумма контракта;
  • сроки внесения денег на расчетный счет;
  • реквизиты иностранного партнера.

Подтверждающие документы, представляемые вместе с контрактом, определяются каждым конкретным случаем. Чаще всего, банку необходимы:

  • счет на оплату товаров;
  • документы, подтверждающие факт отгрузки товара или полного выполнения услуг;
  • заверенный перевод документов, если они составлены не на русском языке.

Последние правки к закону не предусматривают объективных причин, по которым банковское учреждение может отказать экспортеру в регистрации контракта. Если все документы представлены вовремя (и составлены правильно), банк обязательно зарегистрирует контракт с оформлением соответствующей ведомости.

Требования к документам

Все официальные бумаги, представляемые в банк, должны быть с действующими сроками. Допускается заменять оригиналы документов копиями, если они заверены подписью ответственного лица и печатью компании.

Обратите внимание! Заверить придется каждую страницу, после чего документы прошивают и еще раз заверяют на последнем листе.

Если используются типовые формы (инвойсы, акты, CMR) на иностранном языке, то переводить каждый такой документ не нужно — достаточно перевести один образец и отправить в банк.

Для того чтобы банк мог сверять подписи на документах, необходимо предоставить сотрудникам учреждения карточку подписей с образцами росчерков всех должностных лиц, а также печатей организации.

Как избежать рисков

Необходимость валютного контроля обусловлена несколькими причинами. В частности, государство пытается таким образом пресечь фиктивные ВЭД-контракты, целью которых является вывод денег за границу без осуществления поставок реального товара.

По закону вся валютная выручка должна быть возвращена в Россию на счета банков, зарегистрированных на территории нашей страны. Штраф за нарушение сроков репатриации (или и вовсе за невозврат денег «на родину») прописан в ст. 15.25 КоАПП. Если сумма контракта превышает 9 миллионов рублей, то в дело вступает и УК РФ — в зависимости от тяжести правонарушения суд может назначить крупный штраф, принудительные работы или даже тюремное заключение.

Агентами валютного контроля при экспортных сделках выступают таможенная и налоговая службы, а также уполномоченный банк. Все они могут заявить о нарушении закона, если отметят наличие оснований для подозрений в незаконной финансовой деятельности.

Избежать штрафов легко — достаточно правильно оформлять документы и не нарушать сроки их представления. Еще один важный момент — соблюдение сроков поступления денег, предусмотренных контрактом. Штраф начисляется, даже если задержка произошла по вине зарубежного контрагента. Если такое произошло, эксперты рекомендуют составить и отправить партнеру претензию — в дальнейшем она станет доказательством невиновности экспортера.

После этого есть два варианта:

  • получение письменных объяснений от иностранного покупателя с указанием новых сроков отправки денег на счет — в этом случае заключается дополнительное соглашение, о чем незамедлительно информируется банк;
  • если покупатель отказывается платить деньги или вовсе не выходит на связь, следует обратиться в суд — и снова уведомить об этом банковское учреждение.

Эти действия позволят избежать штрафа, сумма которого на сегодняшний день может доходить до однократной стоимости всего контракта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно! Пока идет судебное разбирательство, штрафы начисляться не могут.

Источники

Валютно экспортный контроль россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here