Валютное регулирование валютный контроль статьи

Важная информация в статье: "Валютное регулирование валютный контроль статьи", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Глава 2. Валютное регулирование (ст.ст. 5 — 18)

Глава 2. Валютное регулирование

ГАРАНТ:

См. схему «Регулирование валютных операций»

>
Органы валютного регулирования
Содержание
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Статья 4 . Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Валютное регулирование в России: настоящее и будущее (Бублик В.А.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании, Закон) определяет сферу действия Закона и регулируемые им отношения — это правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

Предметом регулирования Закона являются общественные отношения, следовательно, валютные отношения — это отношения по управлению деятельностью участников внешнеэкономической деятельности на внутреннем валютном рынке России, отношения по контролю за соблюдением требований валютного законодательства, а также отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением участниками внешнеэкономической деятельности валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями .
———————————
См. подробнее: Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: дис. . д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 303.

Валютная политика России, направленная на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, реализуется путем осуществления валютного регулирования, под которым понимается «комплекс целенаправленных действий государства по формированию или изменению сложившихся общественных отношений по поводу валютных ценностей посредством применения юридических и экономических мер воздействия» .
———————————
Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2004. С. 15.

Проведенный нами краткий анализ показал, что реформу законодательства о валютном регулировании и контроле можно признать лучшей реформой современной России как по организации, так и по юридической модели. По значимости для российской экономики ее можно сравнить с денежной реформой С.Ю. Витте 1897 г., когда Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока в русскую экономику иностранных капиталов.
Вместе с тем реформирование валютного законодательства на этом закончено быть не может. И очевидно, что оно должно идти в русле оптимизации государственного надзора и контроля, сохранения баланса интересов в этой сфере государства и участников внешнеэкономических отношений.

Читайте так же:  Подоходный налог какой счет

Список литературы

  1. Shanghai’s free trade zone — What’s the hype about? // URL: http://www.cnbc.com/id/101067418.
  2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
  3. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: дис. . д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  4. За счет за границей россиянам может грозить штраф // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/8782781/zarubezhnye_scheta_budut_privyazany_k_rossii.
  5. Кодификация российского гражданского права: Свод законов гражданских Российской империи, Проект Гражданского уложения Российской империи, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, Гражданской кодекс РСФСР 1964 года / сост. Д.В. Мурзин; отв. ред. М.Ф. Казанцев. Екатеринбург, 2003.
  6. МВФ включил юань в корзину международных валют // URL: http://www.rbc.ru/economics/30/11/2015/565c81369a79473869feddf8.
  7. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. N 3615-1 // Рос. газ. 1992. 4 нояб.
  8. О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 194-ФЗ // Рос. газ. 2012. 14 нояб.
  9. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2004.
  10. Центробанк не поверил SWIFT // URL: http://www.izvestia.ru/news/577669.
  11. Экономика и жизнь. 1998. N 37.

References

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Читайте так же:  Ежегодный возврат подоходного налога

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

Читайте так же:  Декларация на прибыль выплата дивидендов

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования — Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.

В свою очередь, валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Основным нормативно-правовым актом регламентирующим отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В силу п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Внешэкономбанк», таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета:

  • об открытии (закрытии) счетов (вкладов);
  • об изменении реквизитов счетов (вкладов).
Видео (кликните для воспроизведения).

Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты.

Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно — публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль преследуют единую глобальную цель — защита внутреннего валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства, предупреждения злоупотреблений и применения санкций к нарушителям в этой сфере необходимо осуществление постоянного контроля со стороны государства. Осуществляя валютный контроль, государство защищает собственную национальную валюту, обеспечивает стабильность внутреннего валютного рынка, противодействует легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Дата размещения статьи: 16.08.2019

Сделки покупки-продажи иностранной валюты юридическими лицами происходят регулярно. С повышением уровня автоматизации и последовательной либерализацией валютного контроля их количество растет. Однако как у российских, так и у зарубежных компаний не уменьшается число вопросов, связанных с применением валютного законодательства. В статье раскрыты особенности валютного контроля при покупке-продаже юридическими лицами — резидентами иностранной валюты за валюту РФ или за другую иностранную валюту и даны ответы на вопросы клиентов

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Валютная оговорка ставит размер платежа в зависимость от курса иностранной валюты или условной единицы. Согласовать в договоре такие условия позволяет ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации. Контрагенты смогут управлять этим механизмом, только если детально проработают в договоре порядок его применения; положений ГК РФ для этого может быть недостаточно. В противном случае резкие колебания курса валют способны свести к нулю положительный эффект договора. Не исключено, что расходы по сделке превысят ее доходность.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

Дата размещения статьи: 28.08.2017

Рыночные отношения на современном этапе характеризуются удорожанием жизни и удешевлением национальной валюты, иначе говоря, инфляцией. В литературе отмечают, что инфляция получила распространение в XX в., и связано это было главным образом с массовым переходом на бумажные деньги. Причины инфляции различны и не всегда носят чисто экономический характер, это могут быть и общественные потрясения, политические и социальные конфликты и т.д. В Российской Федерации существенное обесценивание национальной валюты происходило регулярно: в 1917 — 1921, 1929 — 1933, 1941 — 1945, 1959 — 1960, 1989 — 1991, 1998 — 1999, 2008 — 2009, 2014 — 2015 гг.

Дата размещения статьи: 06.04.2017

По общему правилу курс обязательства, выраженного в иностранной валюте, определяется на дату платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ). В проекте Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 содержался пункт, разъясняющий, что возврат аванса после расторжения договора осуществляется по курсу, предусмотренному в договоре. Валютная оговорка, таким образом, переживает судьбу договора. Однако при принятии Постановления данный пункт был из него исключен. В случае принятия данного разъяснения это привело бы к невыгодным последствиям для должника, но защищало бы интересы кредитора.

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Рыночные отношения на современном этапе характеризуются удорожанием стоимости жизни и удешевлением национальной валюты, иначе говоря, инфляцией. Причины инфляции могут быть различными и не всегда носят чисто денежный или экономический характер, это могут быть и общественные потрясения, политические и социальные конфликты и так далее. В Российской Федерации существенное обесценивание национальной валюты происходило регулярно: в 1917 — 1921, 1929 — 1933, 1941 — 1945, 1959 — 1960, 1989 — 1991, 1998 — 1999, 2008 — 2009, 2014 — 2015 годах.

Дата размещения статьи: 23.09.2016

В плане оптимизации правового регулирования финансовых (валютных) отношений российские юристы-международники возлагают большие надежды на региональные интеграционные объединения и в первую очередь на недавно созданный на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 30 мая 2014 г. Евразийский экономический союз, в рамках которого постепенно будет решаться вопрос о выделении региональной резервной валюты, что позволит постепенно отойти от существующей ныне привязки к доллару и евро.

Дата размещения статьи: 19.09.2016

В условиях глубокой интеграции, когда созреют предпосылки для введения единой валюты, отпадет необходимость обмена валют, будут устранены дополнительные затраты, риски и отсутствие прозрачности в трансграничных сделках. Единая валюта усиливает интеграцию и дает больше возможностей для развития интегрированного рынка. Единая валюта делает рынки интегрированных стран более привлекательными для зарубежных инвесторов и предпринимателей, способствует внутренней устойчивости к внешним экономическим трудностям.

Дата размещения статьи: 21.03.2016

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет сферу действия Закона и регулируемые им отношения — это правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

Дата размещения статьи: 16.01.2016

Целью любого бизнеса является получение прибыли, которая зачастую складывается не только от основного вида деятельности, но и от тех, которые ведутся параллельно. В качестве примера получения дополнительных доходов можно назвать сдачу имущества в аренду или предоставление денежных займов на платной основе. Причем в современных экономических условиях отечественные бизнесмены, дающие деньги в долг, предпочитают заключать договоры займа не в рублях, а в условных денежных единицах (далее — у. е.). Ведь такие договорные отношения позволяют заработать не только на процентах, но и на перепадах курса иностранной валюты, выступающей эквивалентом у. е.

Навигация по разделу: [1] [2] [3]

Правовая база валютного регулирования. Органы валютного регулирования

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Статья 4 Закона 173-ФЗ устанавливает, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются — акты валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме этого в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования).

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом 173-ФЗ, применяются правила указанного международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Не опубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает два органа валютного регулирования (часть 1 статьи 5 Закона 173-ФЗ):

1)Центральный банк Российской Федерации;

2)Правительство Российской Федерации.

Полномочия каждого органа валютного регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Центрального банка Российской Федерации, так и для Правительства Российской Федерации. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Осуществляя деятельность в сфере применения валютного законодательства, участники валютных отношений должны знать, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений (часть 2 статьи 5 Закона 173-ФЗ).

По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (статья 6 Закона 173-ФЗ). Исключения составляют валютные операции, которые регулирует Правительство РФ и Центральный банк РФ.

Читайте так же:  Что за полгода взыскания задолженности по налогам

Закон 3615-1 до сих пор действует в части обязательности получения разрешения резидентам на открытие счета в иностранной валюте за пределами РФ. Организациям, которые участвуют в валютных операциях необходимо получить специальное разрешение в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации организации.

Для того чтобы реализовать эту норму Закона 3615-1 Центральный Банк Российской Федерации выпустил 28 апреля 2004 г. Положение № 256-П «О временном порядке выдачи банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».

Организации, которым были выданы разрешения на открытие валютного счета за пределами РФ, до введения в действие Закона 173-ФЗ могут их использовать до окончания срока их действия, без применения ограничений, только в случае если не меняются условия, предусмотренные частью 2 статьи 28 Федерального Закона 173-ФЗ.

Указанные условия включают следующие сведения:

1) о резиденте, получившем разрешение;

2) о содержание валютной операции;

3) о суммах валютной операции;

4) о сроках проведения валютной операции или открытия счета;

5) о режим счета;

6) о контрагентах резидента, указанных в разрешении;

7) об условиях незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты.

При изменении вышеперечисленных условий, указанных в разрешениях, резидент, которому было выдано разрешение, обязан сообщить новые данные в орган, выдавший разрешение, в течение 15 рабочих дней со дня их изменения с приложением копий соответствующих документов.

По истечении срока действия разрешений ограничения, установленные в соответствии Федеральным законом 173-ФЗ, применяются к валютным операциям и порядку использования счетов, в полной мере. Но это только до 19 06.2005 года. Именно тогда вступает в силу положение части 3 статьи 5 Закона 173-ФЗ, которое не допускает установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Согласно части 3 статьи 5 Закона 173-ФЗ, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации открываемого счета за пределами России, за исключением случаев:

· когда резиденты открывают счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

· когда требование о предварительной регистрации при ввозе и пересылки в Российскую Федерацию и вывозе и пересылке из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком России.

Так как порядок ввоза – вывоза не установлен, то в соответствии с часть 2 статьи 5 Закона ввоз и вывоз осуществляется без ограничений.

В проекте Закона представленного на рассмотрение в Государственную Думу предусматривается отмена требования о предварительной регистрации при ввозе и вывозе из России валюты и внутренних ценных бумаг.

Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента (часть 1 статьи 18 Закона 173-ФЗ).

Сам же Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все регулируемые виды валютных операций, без ограничений.

Все меры регулирования, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» будут действовать только до 01.01.2007 года (часть 3 статьи 26 Закона 173-ФЗ).

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Кто контролирует валютные операции?

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Правовое регулирование валютных операций

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Источники

Валютное регулирование валютный контроль статьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here