Валютный контроль суды

Важная информация в статье: "Валютный контроль суды", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Читайте так же:  Штрафы по валютному контролю таблица

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Дело N309-АД16-11251 по делу N А76-17359/2015. О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2016 г. N 309-АД16-11251

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. рассмотрел жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17359/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу

по заявлению открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/150-2015/02-174 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, компании Солар Интернэшнл ФЗЕ,

открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/150-2015/02-174 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее — управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 118 675 рублей 46 копеек.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 , заявление удовлетворено частично; размер назначенного штрафа, с учетом положений частей 3.2 , 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снижен до 59 337 рублей 73 копеек.

В жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.

При рассмотрении доводов жалобы и приложенных к ней документов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

Как следует из оспоренных судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил факт неисполнения обществом обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле «, по обеспечению получения на банковский счет в уполномоченном банке валютной выручки за поставленный нерезиденту (Солар Интернэшнл ФЗЕ, Объединенные Арабские Эмираты) товар на сумму 579 743,01 долларов США.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы общества об отсутствии вины во вмененном правонарушении являлись предметом рассмотрения судов и получили должную правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Принимая во внимание положения статьи 2.1 КоАП РФ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 02.04.2009 N 486-О-О, суды пришли к выводу о том, что общество не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в целях исполнения возложенной на него нормами валютного законодательства публично-правовой обязанности. При этом суды исходили из того, что представленные заявителем доказательства не подтверждают принятие им всех необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору поставки в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами по имеющимся в деле доказательствам, и переоценке не подлежат.

Читайте так же:  Оплатить задолженность по налогам без комиссии

Ссылки заявителя на правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанные в постановлениях от 28.04.2009 N 15714/08 , от 30.03.2010 N 15970/09 по делам, в которых установлены фактические обстоятельства, отличные от рассматриваемого спора, несостоятельны.

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Назначенный обществу постановлением управления штраф снижен судом первой инстанции до 59 337 рублей 73 копеек с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17359/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» — без удовлетворения.

Дело N309-АД16-11250 по делу N А76-17360/2015. Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение резидентом срока получения на свои счета в уполномоченном банке экспортной выручки за переданные нерезиденту т

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2016 г. N 309-АД16-11250

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. рассмотрел жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17360/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу

по заявлению открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/152-2015/02-176 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, компании Солар Интернэшнл ФЗЕ,

Видео (кликните для воспроизведения).

открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/152-2015/02-176 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее — управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 298 850 рублей 30 копеек.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 , заявление удовлетворено частично; размер назначенного штрафа, с учетом положений частей 3 , 2 , 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снижен до 149 425 рублей 15 копеек.

В жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.

При рассмотрении доводов жалобы и приложенных к ней документов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

Как следует из оспоренных судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил факт неисполнения обществом обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле «, по обеспечению получения на банковский счет в уполномоченном банке валютной выручки за поставленный нерезиденту (Солар Интернэшнл ФЗЕ, Объединенные Арабские Эмираты) товар на сумму 851 683,46 долларов США.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы общества об отсутствии вины во вмененном правонарушении являлись предметом рассмотрения судов и получили должную правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Принимая во внимание положения статьи 2.1 КоАП РФ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 02.04.2009 N 486-О-О, суды пришли к выводу о том, что общество не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в целях исполнения возложенной на него нормами валютного законодательства публично-правовой обязанности. При этом суды исходили из того, что представленные заявителем доказательства не подтверждают принятие им всех необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору поставки в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами по имеющимся в деле доказательствам, и переоценке не подлежат.

Ссылки заявителя на правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанные в постановлениях от 28.04.2009 N 15714/08 , от 30.03.2010 N 15970/09 по делам, в которых установлены фактические обстоятельства, отличные от рассматриваемого спора, несостоятельны.

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Назначенный обществу постановлением управления штраф снижен судом первой инстанции до 149 425 рублей 15 копеек с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.

Читайте так же:  Плательщиками налогов на имущество физических

При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17360/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» — без удовлетворения.

Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается

За нарушение валютного законодательства грозит штраф от 25 до 100 процентов от суммы валютной операции. Увеличению количества случаев привлечения к ответственности способствуют законодательные изменения и формирование новой судебной практики. Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона

Российское валютное законодательство отличается особенной строгостью. Перечень валютных операций, которые могут совершать физические и юридические лица, достаточно короткий. При этом штрафы за нарушение законодательства поистине драконовские – от 25 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (ст. 15.25 КоАП РФ). Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, нужно точно понимать, какие операции могут совершать российские резиденты (физлица, являющиеся гражданами РФ или постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, а также юрлица с местонахождением в России).

Что грозит за непредоставление отчетности по счетам в зарубежных банках?

Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях. Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

Какие операции можно совершать, если счет открыт в государстве – члене ОЭСР или ФАТФ?

Если счет у физлица открыт в банке на территории государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), то тогда ему могут быть зачислены:

    кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по договорам с организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также по договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за границей имущества;
  • средства, выплачиваемые в виде процентного (купонного) дохода и иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям и векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
  • средства, полученные в результате продажи физлицом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или иностранной бирже;
  • средства, выплачиваемые в виде дохода, полученного от передачи денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту транспортного средства;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ. Такое имущество должно быть зарегистрировано на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ. Еще одно важное условие: государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Кроме того, счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке на территории этого иностранного государства.
  • Какие еще валютные операции разрешены для физлиц?

    Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

    • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
    • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
    • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
    • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

    Почему усилился валютный контроль?

    15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки. То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств. В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

    Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

    При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

    Какие валютные операции разрешены для юрлиц?

    Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

    • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
    • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
    • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).
    Читайте так же:  Копия уведомления о применении упрощенной системы налогообложения

    Могут ли физлица переводить деньги между своими зарубежными счетами?

    Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.

    Что такое репатриация валюты и каким будет наказание за невыполнение этой обязанности?

    Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
    • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
    • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Физлица могут зачислять на свои зарубежные счета деньги, полученные от нерезидентов?

    Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

    • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
    • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
    • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
    • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
    • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

    Как в судах решаются вопросы применения валютного законодательства?

    Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям. И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты. Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.

    До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках. Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства. Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России. Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.

    Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того. Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.

    В заключение остается дать совет: чтобы не терять деньги при совершении валютных операций, следует правильно их квалифицировать и проверять на предмет соответствия требованиям законодательства.

    Актуальные вопросы валютного регулирования

    Актуальные вопросы валютного регулирования

    Компании – участники ВЭД нередко привлекаются к ответственности за нарушения валютного законодательства. Споры о привлечении к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ часто доходят до суда, так как срок давности по данной статье составляет 2 года (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). В данном материале мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы валютного регулирования через призму судебной практики.

    Документы валютного контроля, сопровождающие внешнеэкономическую сделку

    К таким документам относятся паспорт сделки, справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, а также сами документы о валютных операциях (акты, инвойсы, накладные и т.п.).

    Сроки оформления данных документов зависят от конкретной ситуации. Например, если товар экспортируется в страну, не входящую в ЕВРАЗЭС, на условиях последующей оплаты, то паспорт сделки представляется в банк не позднее дня подачи декларации на товары (п. 6.5.4 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И – далее Инструкция № 138-И). При получении валюты справка о валютных операциях представляется не позднее 15-ти дней, а при списании валюты со счета – в день такого списания (п. 2.3 Инструкции № 138-И). За нарушения при подаче или оформлении данных документов предусмотрена административная ответственность по п.п. 6 – 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ в размере до 150 тыс. руб.

    Паспорт сделки — один из основных документов ВЭД, он оформляется на все виды внешнеэкономических сделок, если сумма обязательств по контракту равна или превышает эквивалент 50 000 долларов (п. 5.2 Инструкции 138-И). При неверном оформлении паспорта сделки, нарушении сроков его составления, переоформления, компания может быть оштрафована на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. рублей (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Примером подобного спора является дело, дошедшее до Верховного Суда РФ (Определение № 304-АД16-11123 от 31.10.2016 г.). Компания, заключив дополнительное соглашение к контракту, должна была представить в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки и само дополнительное соглашение к контракту в срок, установленный Инструкцией № 138-И, но допустила просрочку в 20 дней. В связи с изложенным, все судебные инстанции признали правомерность наложения штрафа в размере 40 тыс. руб., отклонив позицию компании о том, что данное нарушение может быть признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).

    Несвоевременное представление иных документов валютного контроля также влечет за собой административную ответственность, оспорить которую удается редко. Например, суд поддержал наложение штрафа по п. 6.3 ст. 15.25 КоАП в связи с несвоевременным представлением справки о подтверждающих документах при ввозе в РФ товара (Постановление Верховного Суда РФ от 13 апреля 2015 г. № 308-АД14-8668).

    Репатриация валютной выручки

    Статья 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает для резидентов обязанность обеспечивать возврат в РФ денежных средств, выплаченных по контрактам иностранным контрагентам, если они своевременно не исполняют взятых на себя обязательств. Это касается как оплаты экспортированных товаров, выполненных для нерезидентов работ, оказанных услуг, арендной платы, платы за интеллектуальную собственность, так и перечисленных нерезидентам авансов, предоставленных иностранцам займов, коммерческих кредитов.

    Читайте так же:  Неуплата земельного налога юридическими лицами

    Если участник ВЭД не выполняет требования о возврате подобных платежей, ему может грозить крупный штраф по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ пропорционально «осевшей» за рубежом или несвоевременно возвращенной сумме. Так, российская компания была оштрафована на сумму более 1 млн. руб. (что составило почти 50% от цены контракта) за то, что не обеспечила возврат иностранным контрагентом аванса, полученного от российской компании за услуги, не оказанные до истечения срока действия контракта. И суд признал правомерность наложения штрафа, несмотря на то, что стороны согласовали продление контракта и услуги фактически были оказаны иностранным контрагентом, пусть и за пределом изначально установленного срока контракта (Постановление Верховного Суда РФ от 19.01.2015 г. по делу N 304-АД14-5108).

    В другом случае компания была оштрафована почти на 2 млн. руб. (75% от цены контракта) за то, что нерезидент несвоевременно оплатил услуги российской компании. Общество оспаривало штраф по причине истечения срока давности, т.к. с даты платежа по условиям контракта на момент наложения штрафа истекло 3 года. АС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.06.2016 по делу А27-24826/2015 мнение контролирующего органа подтвердил, а Верховный Суд отказал в удовлетворении жалобы компании. Суды сослались на то, что заключенное сторонами соглашение о продлении действия контракта и срока платежей не изменило порядок расчетов и момент возникновения обязанности по оплате услуг. А срок давности привлечения к ответственности должен отсчитываться с даты завершения контракта с учетом его пролонгации.

    Сама по себе вексельная система оплаты во внешнеторговых сделках, хотя и прямо не запрещена, но на практике грозит пристальным вниманием со стороны контролирующих органов. ФНС РФ в Письме от 24.12.2015 № ЕД-4-2/[email protected] разъяснила, что факт получения резидентом векселя иностранного покупателя в оплату за экспортированный товар нельзя приравнять к репатриации валютной выручки.

    Валютное законодательство не содержит прямой запрет на зачет взаимных требований по договорам между резидентами и нерезидентами, но такой зачет идет вразрез с нормами, касающимися репатриации валютной выручки, т.е. является неправомерным (Постановление АС Московского округа от 06.04.2016 N Ф05-2897/16). Зачет допустим только в случаях, установленных п. 2 ст. 19 «Закона о валютном регулировании и валютном контроле», например:

    — для транспортных организаций (Постановление ВС РФ N 305-АД15-7312 от 11.08.2015 г.);

    — для субъектов рыбного промысла, осуществляемого вне РФ;

    — по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования;

    — для экспортеров газа и в ряде некоторых иных случаев.

    Для снижения рисков привлечения к ответственности за нарушение порядка репатриации перечисленных нерезиденту средств российский участник ВЭД должен максимально обезопасить себя уже на стадии разработки и согласования контракта, например, путем включения в контракт условия о начислении нерезиденту штрафных санкций в случае нарушения сроков оплаты и т.п. Более действенными методами подтверждения того, что российская компания приняла необходимые меры по возврату выручки, станут страхование риска невозврата денежных средств, предоставление контрагентом банковской гарантии или иного обеспечения возврата средств (Письмо ЦБ РФ от 31.03.2016 N 53-1-1-5/1423).

    Отчет о движении средств по зарубежному счету

    Резиденты обязаны представлять в ФНС отчеты о движении денег на счетах в зарубежных банках с приложением подтверждающих документов (п. 7 ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Такой отчет представляется ежеквартально не позднее 30 дней после завершения каждого квартала (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819). Проблематичным для резидентов в данной ситуации является выполнение требований о представлении документов, подтверждающих заявленные в отчете данные. Дело в том, что резидент, как правило, не имеет возможности обязать зарубежный банк представлять документы в установленном российским законодательством виде и с соблюдением жестких сроков направления отчета в ФНС. Подобная проблема выливается в судебные споры.

    Так общество, у которого имелся счет в иностранном банке, было оштрафовано на 40 тыс. руб. по п. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Иностранный банк начал процедуру ликвидации, компания сообщила об этом факте в свою налоговую инспекцию, неоднократно направляла банку просьбы о представлении выписки, которые в итоге смогло предоставить только с большой задержкой — тогда, когда их предоставил иностранный банк. Суд штраф отменил, встав на сторону компании. А вот Апелляционный суд удовлетворил жалобу ФНС. Суды указали, в частности, что закрытие счета в связи с ликвидацией банка не освобождает компанию от обязанности представить отчет по такому счету с подтверждающими документами, а компания не доказала, что предприняла все возможные меры для своевременной сдачи отчетности, касающейся движения средств по счету. Отметим, что не спас от штрафа и тот факт, что движения по указанному счету в принципе отсутствовали (Постановление 9 ААС от 10.03.2017 г. по делу № А40-201876/16).

    Перевод и нотариальное удостоверение прилагаемых к отчету документов – важное условие правил представления отчета о зарубежном счете (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819). Показательным в этом отношении выступает дело № А26-566/2015 от 21.05.2015 г. (резолютивная часть объявлена 19 мая), рассмотренное Арбитражным судом Республики Карелия. Общество отправило в налоговую инспекцию отчет по счету, открытому в польском банке, приложив к нему выписки, но без перевода и нотариального заверения. Суд согласился с наложением за данное нарушение штрафа в размере 45 тыс. руб.

    Однако у организаций есть шанс склонить арбитров в свою сторону и в рассматриваемой ситуации при выявлении процессуальных нарушений со стороны контролирующих органов. Постановлением 9 ААС по делу № А41-36180/2016 от 15.12.2016 был отменен штраф за нарушения порядка представления отчета о зарубежном счете. Причиной победы компании стало выявленное судом существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, допущенное налоговой инспекцией. Так, уведомление о необходимости явки на рассмотрение дела об административном правонарушении, отправленное ИФНС компании через систему электронного документооборота (ТКС), было признано ненадлежащим, соответственно, компания была освобождена от ответственности за правонарушение.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Резюмируя вопрос оформления документов валютного контроля, а также репатриации валютной выручки можно отметить, что в случае выявления нарушений риск привлечения к административной ответственности в виде штрафа размером вплоть до суммы внешнеэкономического контракта весьма велик. При этом суды не заменяют штрафы на предупреждения, так как не склонны считать данные правонарушения малозначительными. Для минимизации риска привлечения к ответственности компании нужно максимально обезопасить себя уже на стадии заключения контракта с иностранным партнером, проработав проект договора с точки зрения требований валютного законодательства. В случае привлечения к ответственности нужно искать основания отмены штрафа, прежде всего, в процедурных нарушениях контролирующих органов, допущенных при привлечении к административной ответственности. Активные действия резидента по истребованию с иностранного покупателя долга помогут отменить штраф в суде.

    Источники

    Валютный контроль суды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here