Валютный контроль ученые

Важная информация в статье: "Валютный контроль ученые", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Свободная торговля. Зачем освобождать компании от валютного контроля

Валютный контроль — это «уникальный» инструмент, используемый в России со времен СССР. Развитые страны с рыночной экономикой отказались от него еще в 1980-1990 годы. И если в период валютной монополии и монополии государства на внешнеэкономическую деятельность такой контроль выполнял свою функцию, то есть препятствовал оттоку капитала, то сегодня он является анахронизмом в условиях открытой экономики.

Минфин России недавно выступил с инициативой по устранению требований репатриации по рублевым контрактам и снижению административной ответственности за валютные правонарушения.

Это может стать положительным, но малозначительным шагом в либерализации валютного регулирования, поскольку большинство внешнеэкономических сделок заключается в иностранной валюте. Необходима полная отмена закона о валютном контроле и регулировании, о чем еще в марте писали эксперты ЦСР. Только такой шаг облегчит трансграничные бизнес-процессы для российских предпринимателей, повысит их конкурентоспособность на мировом рынке.

Что уже достигнуто

Ряд изменений последних лет был направлен на либерализацию валютного контроля. Остановимся на ключевых.

Например, было уточнено понятие «резидент» для физических лиц. С 1 января 2018 года все без исключения граждане России стали признаваться валютными резидентами (ранее — только те, кто в течение года хотя бы раз был в России).

А вот граждане, которые проживают в иностранных государствах более 183 дней в году (не являются налоговыми резидентами), освобождены от ограничений и отчетности по зарубежным счетам. Эти изменения упростили жизнь россиянам, которые большую части времени проживают за границей, но при этом не устранили запрет на операции между резидентами, проживающими за рубежом.

Кроме того, происходит постепенное расширение перечня разрешенных операций по зарубежным счетам. Например, с 2017 года появилась возможность зачислять на зарубежные счета резидентов в банках стран ОЭСР (35 стран)/ФАТФ (35 стран и две региональные организации) средства от продажи иностранному лицу транспортного средства, находившегося за рубежом, а также от продажи недвижимого имущества.

При этом есть существенное ограничение: такое транспортное средство или недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в стране-участнице Многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией ОЭСР (CRS MCAA).

Он, в частности, предусматривает обмен информацией по счетам клиентов банков (налоговых нерезидентов) на автоматической основе. Всего участниками CRS MCAA по данным на начало июля 2018 года являются 102 страны, включая Россию. Но далеко не все страны договорились о том, что будут обмениваться информацией на двусторонней основе в рамках этого соглашения. Россия сегодня договорилась о получении информации только от 74 стран. Таким образом, обмен информацией будет осуществляться не со всеми странами ОЭСР или ФАТФ (например, с США, Канадой, Израилем, Латвией).

В 2017 году Банк России в своей инструкции также отменил паспорт сделки, однако вместо него ввел механизм учета внешнеторговых контрактов, который мало что меняет для валютных резидентов. Обязанность предоставлять документы в банк сохраняется. Для компаний на практике ничего не поменялось: все так же средним компаниям требуется сотрудник, а большим компаниям — отдел, чтобы обеспечивать соблюдение требований валютного контроля.

В качестве положительной стороны нововведений стоит отметить увеличение суммы договоров, подлежащих учету, до 3 млн рублей для импорта, и до 6 млн рублей — для экспорта.

Вместе с тем сохраняются существенные ограничения для валютных резидентов: требование репатриации и закрытый перечень оснований по зачислению денежных средств на зарубежные счета.

Эти барьеры создают препятствия для развития внешнеэкономической деятельности и увеличивают финансовую и административную нагрузку на экспортеров. Действующие требования валютного законодательства снижают конкурентоспособность российских компаний по сравнению с зарубежными предпринимателями.

Риски финансовых потерь, особенно с учетом ответственности за невозврат валютной выручки и совершение валютных правонарушений (от 75% до 100% штрафа от суммы сделки/операции), демотивируют российские компании выходить на экспорт. Для устранения этих барьеров требуется кардинальная реформа системы валютного регулирования и контроля.

Контроль не для всех

В так называемых новых майских указах Владимира Путина обозначены амбициозные цели по развитию экспорта: объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен достигнуть $250 млрд в год, где для экспорта услуг этот показатель — $100 млрд в год.

Для достижения этой цели планируется запуск отдельного национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Меры для него будут прорабатывать в формате «проектных мастерских», которые подразумевают активный диалог между экспортерами и госорганами.

В июне президентский совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам поручил проработать инициативу по упрощению регулирования внешней торговли, включая первоочередные меры по упрощению (отмене) валютного контроля при экспорте отдельных видов товаров и услуг.

Подобная формулировка связана со спецификой работы «проектных мастерских», которые были разделены на восемь групп — сервисные и отраслевые. Отраслевые группы выявляли проблемы, которые имеют для них решающее значение. Валютный контроль называли барьером для экспорта в группах по агропромышленному комплексу и промышленности, в группе по экспорту строительных и инжиниринговых услуг, а также услуг в сфере IT.

Требования валютного законодательства являются общей проблемой для экспортеров любых товаров и услуг. Но проблемы, с которыми они сталкиваются на практике, отличаются. Например, ИКТ-компании, экспортирующие программное обеспечение, испытывают существенное административное бремя ввиду необходимости оформления валютных операций в банках. У строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Несмотря на специфику валютного контроля в отдельных отраслях, это ограничение негативно влияет на всех игроков, которые поставляют товары или оказывают услуги за рубежом.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций пример заполнения

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются. Устранение валютных ограничений для отдельных товаров и услуг (например, для экспорта софта) в действительности облегчит жизнь таким экспортерам, но не устранит барьеры для экспорта в целом.

Определение списка товаров и услуг будет свидетельствовать только о возможностях лоббирования некоторых групп экспортеров и поддержки их начинаний со стороны профильных министерств (например, за неприменение валютного контроля к экспорту IT-услуг активно выступает Минцифры).

Выборочный валютный контроль создаст условия для манипуляции классификацией товаров или услуг, а следовательно, и для уклонения от соблюдения обременительных требований законодательства. И, конечно, он может породить еще больший объем бюрократических проволочек для подтверждения статуса товара или услуги при проведении валютных операций.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

Читайте так же:  План муниципальному финансовому контролю

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Развитие валютного контроля в России

Дата публикации: 17.10.2016 2016-10-17

Статья просмотрена: 1626 раз

Библиографическое описание:

Черемисина Ю. В. Развитие валютного контроля в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 581-583. — URL https://moluch.ru/archive/124/34186/ (дата обращения: 17.02.2020).

Сложностью выработки четкой периодизации развития валютного контроля является циклический застой в развитии валютного права. Именно по это причине на сегодняшний день нет единогласного мнения ученых относительно предпосылок возникновения и этапов развития валютного регулирования и валютного контроля.

Обратимся к самой распространенной периодизации, предполагающей 4 периода. Рассмотрим их более подробно.

Первый период характеризуется отсутствием государственного регулирования. На первый взгляд может показаться, что время, когда не существовало нормативных актов, регулирующих валютные отношения и органов, контролирующих эти отношения, не должно включаться в периодизацию государственного регулирования валютных отношений. Однако этот период чрезвычайно важен, так как посредством него можно определить предпосылки появления государственного валютного регулирования и его начальную точку. Данный период начинается с Древнерусского государства и заканчивается в конце XV века изданием Иваном III распоряжения в 1494 году, согласно которому итальянские серебряники начали чеканить русскую монету.

Читайте так же:  Нулевая декларация для ип образец заполнения

Второй период начинается ХV в. и заканчивается в 1917 году. В данный период царское валютное регулирование характеризуется периодическими сменами запрета на осуществление валютных операций на либерализацию отношений с валютными ценностями.

Третий период начинается с 1917 года. Для него характерна государственная валютная монополия. Заканчивается этот период с отменой монополии государства на осуществление валютных операций в 1991году.

Видео (кликните для воспроизведения).

Четвертый период ознаменован либерализацией валютного регулирования. В рамках данного периода происходит появление коммерческих банков, выход юридических лиц и граждан-предпринимателей на внешний рынок, разрешение гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам осуществлять операции с валютными ценностями.

Все обозначенные периоды являются достаточно продолжительными по времени в истории. Поэтому в рамках каждого из них необходимо выделить этапы развития валютного регулирования в России.

Первый период можно обозначить как зарождение валютных отношений, отсутствие государственного регулирования денежного обращения и внешнеторговых сделок, однако внешняя торговля-бартер активно развивалась.

Первый этап данного периода начинается с появления Древнерусского государства, на территории которого валютными ценностями выступали товары, пользующиеся наибольшим спросом. Южные славяне использовали скот в качестве денег при обмене товаров, а северные — пушнину.

Началом второго этапа считается появление в Х веке денежной единицы Руси — «гривны». Гривну рубили пополам, каждая половина при этом называлась «рубль». На каждом слитке ставилось княжеское клеймо с указанием веса, что служило обозначением стоимости слитка, а имя эмитента на клейме — залогом качества.

Роль валютных ограничений выполняли таможенные пошлины на провозимые через княжеские границы товары. Они изымались в процентах к стоимости провозимых товаров. Помимо таможенных пошлин, во всех крупных городах устанавливалось большое количество других проездных пошлин и поборов. Это мешало развитию единого русского товарного и валютного рынков.

На протяжении долгого периода считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов. Поэтому даже во внутреннем денежном обращении использовались привозные золото, серебро и медь, а также иностранные монеты.

Начало третьему периоду положила Куликовская битва (1380г), когда московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты.

Основной особенностью второго периода является начало правового регулирования осуществления денежного обращения и валютного регулирования. В рамках него можно выделить пять этапов.

Первый этап начинается с распоряжения Ивана III в 1494г. о чеканки русской монеты. В период с 1535–1538 Елена Глинская (мать Ивана IV) провела денежную реформу, в результате которой были юридически закреплены общерусская денежная система и монополия государства на чеканку монет. Позднее Иван IV запретил вывоз из страны в качестве экспорта таких товаров, как золото, серебро, соль, воск.

Второй этап начался с ХVII в. в связи с образованием единого национального рынка и введением особых условий торговли для иностранцев: их товары облагались большими пошлинами при ввозе на территорию российского государства, а при пересечении таможенной границы иностранным купцам приходилось платить гораздо больший процент, чем русским.

Третий этап ассоциируется с Петром I, который для усиления валютно-финансовой системы страны начал денежную реформу. В результате был объявлен запрет на вывоз драгоценных металлов в зарубежные страны. Стали выпускаться серебряные монеты номиналом в 1 рубль. Одновременно с серебряными рублями появились серебряные и медные разменные монеты (копейки). Введение в обращение медных копеек дало возможность расширить рыночные отношения в условиях ввоза золота и серебра из-за границы. Также выпускались золотые монеты «червонцы», которые наряду с иностранными серебряными деньгами обслуживали внешнеторговую деятельность. Позже Екатерина II проводила политику протекционизма от импорта- с ввозимого товара взимались таможенные пошлины в размере 40–100 %, с вывозимых лишь 10–20 %.

Четвертый этап ознаменовался обесцениванием рубля и бюджетному дисбалансу. В связи с этим в 1809 году М. М. Сперанский составил «План финансов», в котором отстаивал идею металлизма. Манифестом 1812г. были легализованы две валюты –ассигнации и серебряные монеты. В 1839г. была проведена денежная реформа и принят закон «Об устройстве денежной системы».

Пятый этап начался со снятия в 1857г. многих запретов на ввоз импортных товаров, снижения пошлин. Основными импортируемыми товарами стали различные виды промышленного и сельского оборудования. Среди экспортных товаров главное место занимал хлеб, лес, лён, сахар и нефть.

Третий период характеризуется установлением государственной валютной монополии, которая реализовывалась путем проведения политики административных запретов.

И. В. Рукавишникова выделяет следующие принципы валютной монополии социалистического государства:

– Обеспечение централизованного планового руководства валютным хозяйством страны, её внешнеэкономическими связями;

– Сосредоточение в распоряжении государства всех валютных ресурсов страны;

– Осуществление международных расчетных, кредитных и других валютных операций через уполномоченные государством органы;

– Денежные средства внутреннего денежного обращения могут быть использованы за границей;

– Иностранная валюта не должна находиться в обращении во внутреннем хозяйстве социалистических государств;

– Курс валют социалистических государств устанавливается исходя из золотого содержания денежной единицы страны.

С помощью валютной монополии государство защищало свою денежную систему от кризисов и валютной спекуляции в условиях неэффективности регулирующих мер.

Первый этап данного периода начался с валютной монополии после принятия в 1917г. Декрета «О национализации банков» и создания Национального банка. Следующим шагом было принятие Декрета «О национализации внешней торговли». В 1921г. утверждено Положение о Государственном банке РСФСР, согласно которому была установлена государственная монополия на операции с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Второй этап наступил с принятием Декрета СНК РСФСР от 4.04.1922г. «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты». Появилось право частной собственности на валютные ценности, созданы товарные биржи. Однако, внешнеторговые операции могли осуществлять только торговые представительства СССР и те внешнеторговые организации, которые имели на то разрешение.

Читайте так же:  Услуги адвоката по налоговым спорам

Третий этап ассоциируется с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30.11.1976г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР». Руководящим и контролирующим органом в сфере валютной монополии было назначено Министерство финансов СССР. Министерство финансов СССР выступало также хранителем золотого запаса государства. Хранителями текущих валютных резервов являлись Государственный (национальный) банк и действующий в пределах компетенции, предоставленной Госбанком, Внешторгбанк. Общее руководство валютной системой осуществлялось Советом Министров СССР.

Также необходимо отметить планирование международных валютных отношений и связанных с ними расчетов. В валютный план включались все платежи по внешнеторговым операциям, план экспорта и импорта, планы по валютам. По всем операциям с валютными ценностями велась валютная отчетность, что позволяло одновременно проверять валютную отчетность всех организаций и учреждений.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.1986г. № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» положено начало децентрализации внешней торговли. Законом СССР от 30.06.1987г. «О государственном предприятии (объединении)» госпредприятиям были предоставлены достаточно широкие полномочия по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Основной целью использования валютных поступлений от такой деятельности должно было стать социальное развитие трудовых коллективов.

В это же время проводилось реформирование банковской системы: появились коммерческие банки с правом открытия валютных счетов и осуществления международных расчетов. В связи с этим необходимо было создание единых правил совершения валютных операций и системы органов контроля над такими операциями. Это и обусловило принятие 1 марта 1991г. Закона СССР «О валютном регулировании», который положил начало развитию современного валютного регулирования. В законе был определён статус валюты СССР и порядок ее обращения, закреплялись основные понятия и принципы проведения валютных операций, разграничивались полномочия органов власти в области валютного регулирования.

В связи с образованием Российской Федерации начала формироваться новая государственная валютная политика. Был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором был более детально разработан понятийный аппарат. 12 октября 1993г. была принята Инструкция ЦБ РФ № 19 и ГТК РФ № 01–20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров». [1] Это был переход к специальному регулированию конкретных видов валютных правоотношений. Так барьеры на пути свободного движения денег и капитала были снижены, а в отдельных случаях-полностью устранены. Принятие Конституции РФ 1993г. и провозглашение Российской Федерации демократическим государством способствовали либерализации валютных отношений.

На современном этапе развития экономический уровень России требовал от государства пересмотра валютного законодательства. Поэтому принятие в 2003г. одноименного с прежним, но совершенно нового по содержанию Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» было обусловлено вполне объективными причинами.

Данный закон предусматривает ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютных отношений.

Впервые в законе устанавливается цель валютного законодательства: обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизирована сфера действия валютного законодательства, регламентированы принципы валютного регулирования, внесены принципиальные изменения в некоторые понятия, уточнён круг органов валютного контроля, расширен перечень агентов валютного контроля. В отношении валютных операций теперь действует принцип «разрешено всё, что не запрещено».

С начала 2007г. отменена обязательная продажа части валютной выручки. Таким образом, с 2007г. начинается новый этап в развитии валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, который направлен на полную конвертацию рубля и либерализацию валютных правоотношений.

Развитие валютного регулирования и валютного контроля продолжается по настоящее время. Переход к политике, направленной на либерализацию валютных отношений, в полной мере соответствует сегодняшним интеграционным и глобализационным процессам.

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 23.07.13)
  2. Тосунян Г. А. Валютное право Российской Федерации//М: Стилс, 2012
  3. Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность//М: НОРМА, 2013

Правовые основы валютного контроля

Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03

Статья просмотрена: 3056 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Правовые основы валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 710-712. — URL https://moluch.ru/archive/107/25804/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только в том случае, если они соответствуют общеправовым принципам права.

Ключевые слова: валютный контроль, финансово-правовой институт, финансовая деятельность, правовые основы, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых норм, определяющих цели и задачи валютного контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. Финансово-правовое регулирование валютного контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и надзора, но и с учетом субъектного состава валютных операций, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства [1].

Правовое регулирование валютного контроля относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки [2].

Читайте так же:  Втб имущественный вычет

Наличие у федерального законодателя собственной дискреции в регулировании валютного контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных правоотношений.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

Существенную роль в правовом обеспечении валютного контроля играют соглашения, подписанные в рамках Евразийского экономического сообщества. В юридической науке справедливо отмечается, что первоначальный процесс, выразившийся в определении единого вектора сотрудничества в валютной сфере, по мере нарастания интеграционного движения модифицировался в подписание международных соглашений, непосредственно отменявших валютные ограничения и устанавливающих единые меры валютного контроля [3]. Например, в рамках ЕврАзЭС сегодня действуют Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал конституционные положения о приоритете норм международного права: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые определенны данным Федеральным законом, применению подлежат нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Поэтому механизм правового регулирования валютного контроля учитывает, например, двусторонние соглашения, подписанные от имени Российской Федерации, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.).

Правовые основы валютного контроля составляют не только нормы международного права, но и национальное законодательство. Здесь по юридической силе выделяются, прежде всего, положения федеральных конституционных законов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «О Правительстве Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Существенную роль в правовом регулировании валютного контроля играет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле», глава четвертая которого посвящена валютному контролю. Положениями данного нормативного правового акта определяется система валютного контроля в Российской Федерации; права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении валютного контроля; ответственность за нарушение валютно-правовых предписаний (к сожалению, нормы, регулирующие ответственность носят отсылочный характер).

Правовые основы валютного контроля составляют также нормы других федеральных законов, в частности, Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015); Таможенном кодексе Таможенного союза (ред. от 08.05.2015); Законе РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации».

Значительную роль в правовом обеспечении валютного контроля имеют подзаконные нормативные правовые акты, принятые, например, органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [4].

Правовые основы валютного контроля включают в себя также судебные решения. Среди них выделяются, прежде всего, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие конституционным положениям законодательно установленный запрет на осуществление валютных операций между резидентами. По мнению органа конституционного надзора, данные нормы направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества и не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права граждан [5].

Судебная практика учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение валютно-правовых норм. По мнению органа конституционного надзора, резидент несет ответственность перед своей страной в любом случае, в том числе и за правонарушение, произошедшее по вине иностранного контрагента [6]. Но при этом, на наш взгляд, необходимо не забывать о принципе справедливости и о необходимости предупреждения и устранения юридических ошибок [7].

Выводы: правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Общетеоретическое деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты нашло свое законодательное закрепление.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разграничивает акты валютного законодательства — федеральные законы и нормативные правовые акты органов валютного регулирования.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

 устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы иметь не могут;

 отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если об этом в них прямо указано;

Видео (кликните для воспроизведения).

 подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные предписания, регулирующие валютные отношения, должны соответствовать общеправовым принципам права. Только в этом случае они будут носить правовой характер и станут частью права как высшей социальной ценности [8].

Источники

Валютный контроль ученые
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here