Валютный контроль украины

Важная информация в статье: "Валютный контроль украины", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Валютный контроль
(Exchange Control)

Это политика государства в области организации надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций. Во многих случаях сводится к ограничениям или запрету свободного обращения и обмена иностранных валют.

Валютный контроль может принимать различные формы (как относительно мягкие, так и очень жесткие):

  • лицензирование обмена валюты или закрепление права на данный вид деятельности только за избранными субъектами (как правило, государственными предприятиями и учреждениями);
  • лицензирование инвестирования за рубеж и открытия иностранных банковских счетов;
  • установление фиксированных курсов обмена валют;
  • установление лимитов на ввоз-вывоз валюты и банковских металлов;
  • ограничения или запрет на ведение международных транзакций;
  • запрет свободного хождения и обмена наличной валюты;
  • криминализация владения валютой и ее обмена.

В настоящее время страны с жестким валютным контролем являются скорее исключением, нежели правилом.

http://www.nexus.ua/valyutnyiy-kontrol-exchange-control

Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

Согласно п. 1.11 Инструкции № 136 основанием для снятия банком с контроля экспортной, импортной и лизинговой операций резидента при условии предоставления последним документов, которые необходимы банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям этого резидента, кроме оснований, предусмотренных Инструкцией № 136, может быть:

· копия оформленной ГТД, засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.1997 № 574 (с изменениями) (далее — Положение о грузовой таможенной декларации), в случае потери резидентом ее оригинала предоставленная по письменному запросу резидента (при наличии информации об указанной ГТД в реестре ГТД);

· письменное сообщение налогового органа об отсутствии нарушений законодательно установленных сроков расчетов по операциям резидента, о которых банком предоставлялась информация этому налоговому органу согласно п. 7.10 Инструкции № 136. Указанное сообщение должно быть засвидетельствовано подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня оформления ГТД или подписания акта (другого документа).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии с п. 2.3 Инструкции № 136 банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего.

Дополнительным основанием для снятия экспортной операции с контроля, кроме зачисления выручки, может быть:

· письменное уведомление другого банка о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в уведомлении указывается вся имеющаяся в реквизитах платежа информация: номер и дата договора, сумма платежа — в той части, в какой сведения передаются другому банку, и т.п.). Указанное уведомление предоставляется по письменному запросу такого резидента или банка (по письменному разрешению резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос;

· письменное уведомление другого банка о поступлении реестра ГТД по этой операции резидента, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в сообщении предоставляется вся имеющаяся в реестре ГТД информация). Указанное сообщение предоставляется по письменному запросу резидента или банка (с письменного разрешения резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос.

Если в соответствии с действующим законодательством Украины ГТД на продукцию, которая вывозится с таможенной территории Украины, не оформляется (вывозится продукция в сумме, не превышающей 100 евро или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте), то банк согласно экспортному договору после поступления выручки за эту продукцию в пользу резидента снимает такую экспортную операцию с контроля.

Банк снимает с контроля экспортную операцию, если взаимные обязательства по экспортному договору частично или полностью не выполнены и происходит частичный или полный возврат резиденту продукции, которая была поставлена им нерезиденту по этому договору, на основании ГТД (типа IM-40 «Импорт», IM-41 «Реимпорт», IM-75 «Отказ в пользу государства», IM-76 «Уничтожение или разрушение») и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД, а также при условии выполнения требований п. 2.3 Инструкции № 136 (зачисление выручки по этой операции на текущий счет экспортера либо письменное уведомление другого банка о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента либо письменное уведомление другого банка о поступлении реестра ГТД по этой операции резидента) относительно остальной продукции. При отсутствии информации об указанной операции в реестре ГТД дополнительным основанием для снятия экспортной операции резидента с контроля может быть письменное сообщение таможенного органа, засвидетельствованное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, копия указанной ГТД, которые получены по письменному запросу этого резидента.

В силу п. 3.3 Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством Украины подлежит таможенному оформлению, на основании ГТД (типа IM-40 «Импорт», IM-41 «Реимпорт», IM-72 «Магазин беспошлинной торговли», IM-75 «Отказ в пользу государства», IM-76 «Уничтожение или разрушение») и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД, а в других случаях — после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг.

Дополнительным основанием для снятия операции с контроля, кроме реестра ГТД, может быть:

· письменное уведомление другого банка, которому таможенный орган послал информацию об этой операции резидента, о получении такого реестра, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в сообщении указываются номер и дата реестра, вся имеющаяся в реестре информация об операции резидента, а также стоимость продукции в той части, в какой сведения передаются другому банку). Указанное сообщение предоставляется по письменному запросу такого резидента или банка (по письменному разрешению резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос;

Читайте так же:  Акции с ежемесячной выплатой дивидендов

· письменное уведомление таможенного органа, засвидетельствованное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, копия ГТД, которые получены по письменному запросу резидента;

· документы, подтверждающие поставку продукции в пользу резидента-реципиента (получателя) международной технической помощи в соответствии с международными договорами Украины.

Для подтверждения факта получения резидентом услуг от международных информационных и платежных систем используются соответствующие договоры, счета на оплату услуг, документы, которые формирует платежная система после осуществления взаиморасчетов, и т.п.

Подтверждением факта получения уполномоченным банком услуг от нерезидента, который взял на себя обязательства выступать официальным агентом этого банка перед Генеральной прокуратурой США и Министерством финансов США (согласно требованиям закона США относительно мер предотвращения терроризма: USA PATRIOT Act of 2001), является открытие или дальнейшее функционирование ранее открытого корреспондентского счета в банке США.

Согласно п. 3.4 Инструкции № 136 при оплате подписных периодических полиграфических изданий основанием для перечисления средств нерезиденту могут быть должным образом оформленная подписная квитанция или выставленный к оплате счет — независимо от фактического срока, за который осуществляется подписка (но не больше 1 года). Если резидент не оформляет акт (или другой документ, удостоверяющий получение резидентом периодических изданий, что подписались), то банк снимает такую импортную операцию с контроля.

В случае возвращения резиденту средств, которые были перечислены в адрес нерезидента по импортному договору в связи с тем, что взаимные обязательства по этому договору частично или полностью не выполнены, резидент самостоятельно передает банку, который по поручению резидента осуществил платеж в пользу нерезидента, копии документов, однозначно подтверждающие возвращение средств (при условии, что средства возвращены на счет резидента в другом банке). Ответственность за нарушение этого условия возлагается на резидента.

Если импорт продукции (услуг, работ) осуществляется без ввоза из-за границы этой продукции (услуг, работ) на территорию Украины, то резидент, кроме предусмотренных п. 3.3 Инструкции № 136 документов, удостоверяющих поставку в его пользу продукции (предоставление ему услуг, выполнение работ), подает также договор, который предусматривает продажу этой продукции нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках, или документы, подтверждающие необходимость использования им этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины.

Банк осуществляет контроль за своевременностью расчетов только относительно той части импортного договора резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме (в случае изменения условий бартерного договора, который предусматривает замену обязательств резидента по поставке товара на обязательство относительно оплаты товара нерезиденту полностью или частично в денежной форме).

В соответствии с п. 6.1 Инструкции № 136 банки обязаны требовать от своих клиентов полной информации об экспортных, импортных и лизинговых операциях, расчеты по которым последние проводят через эти банки.

http://mirznanii.com/a/26028-6/valyutnyy-kontrol-i-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-v-ukraine-6/

В Украине начал действовать закон о валюте и валютных операциях

Закон «О валюте и валютных операциях» Верховная Рада приняла 21 июня 2018 года. Им предусматривается введение в Украине принципа «разрешено все, что не запрещено».

7 февраля в Украине начал действовать закон о валюте и валютных операциях, указано на сайте Верховной Рады.

Верховная Рада приняла его 21 июня 2018 года 228 голосами. 7 июля закон вступил в силу. В документе предусмотрено, что он начинает действовать через семь месяцев после вступления в силу.

Целью закона является установление в Украине режима валютного регулирования, предусматривающего свободное проведение валютных операций, их упрощение и улучшение инвестиционного климата. Документ отменил действующий с марта 1993 года декрет Кабинета Министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Закон ввел в Украине принцип «разрешено все, что не запрещено». Теперь для инвестирования за границу гражданам и бизнесу не нужно получать индивидуальные лицензии. Отменен валютный контроль над операциями на сумму до 150 тыс. грн. Кроме того, при привлечении кредитов из-за рубежа регистрировать их в НБУ гражданам и бизнесу больше не нужно.

Закон также упростил ведение внешнеэкономической деятельности. Отменен предельный срок расчетов по внешнеэкономическим операциям. Экспортерам не нужно за 180 дней продавать экспортную выручку.

4 января 2019 года Нацбанк опубликовал перечень из более чем 20 валютных послаблений для бизнеса, которые начнут действовать с 7 февраля. Указано, в частности, что предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам увеличен до 365 дней, банкам разрешается продавать своим клиентам государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за иностранную валюту.

6 февраля Нацбанк сообщил, что расширил перечень валютных послаблений, которые начнут действовать вместе с новым законом.

Регулятор, в частности, разрешил бизнесу проводить репатриацию дивидендов в иностранной валюте за 2018 год.

«Такие операции будут осуществляться в пределах общего лимита на возвращение дивидендов, начисленных за периоды до 2018 года включительно, в пределах €7 млн в месяц», – отметили в НБУ.

Нацбанк также отменил для бизнеса требование предварительного резервирования средств в гривне для дальнейшей покупки валюты.

Кроме этого, с 1 марта норма обязательной продажи валютных поступлений бизнесом будет снижена с 50% до 30%.

http://gordonua.com/news/money/v-ukraine-nachal-deystvovat-zakon-o-valyute-i-valyutnyh-operaciyah-720531.html

Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

2) несоответствия представленных резидентом документов законодательству.

В случае устранения недостатков, которые стали основанием для отказа в выдаче заключения, резидент может повторно подать документы для его получения. При этом срок расчетов может быть продлен начиная с даты регистрации в Министерстве экономики повторно поданных документов.

Пунктом 11 Порядка о выдаче заключения установлено, что Министерство экономики информирует в течение 5 рабочих дней с даты его выдачи НБУ и Государственную налоговую администрацию Украины (далее — ГНА).

В случае выявления недостоверной информации в документах, на основании которых выдано заключение, Министерство экономики принимает решение о его отмене с даты выдачи, о чем в письменном виде сообщает резиденту, НБУ и ГНА с указанием основания.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.1999 № 136 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям (далее — Инструкция № 136). В Инструкции № 136 НБУ определяет порядок осуществления уполномоченными банками контроля за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям и получения резидентами индивидуальных лицензий НБУ на превышение этих сроков.

Читайте так же:  Код вычета подоходного налога

В силу п. 1.2 Инструкции № 136 при наличии нескольких документов с различными датами подписания с целью контроля за соблюдением резидентом законодательно установленных сроков расчетов используется тот из документов, который подтверждает фактическое выполнение работ или предоставление (получение) услуг согласно всем условиям, предусмотренным договором, и который подписан раньше.

На основании п. 1.3 Инструкции № 136 если договор предусматривает поставку товара (объекта лизинга), осуществление платежа в несколько этапов, то банк осуществляет контроль за сроками расчетов по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки товара (объекта лизинга), а по импортным операциям — отдельно по каждому факту осуществления платежа.

В рамках Инструкции № 136 экспорт — продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров.

Импорт — покупка украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

Товар — любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи).

Лицензия — индивидуальная лицензия НБУ, выданная на превышение установленных законодательством сроков расчетов.

День возникновения нарушения — первый день после окончания установленного законодательством срока расчетов по экспортной, импортной и лизинговой операции или срока, установленного в соответствии с ранее полученными по этой операции лицензиями.

Осуществление поставки — оформление ГТД (в случае ввоза продукции на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством Украины подлежит таможенному оформлению) или выполнение нерезидентом всех обязательств относительно поставки, возложенных на него по договору (в других случаях).

Если согласно условиям договора валюта платежа (валюта платежа — любая валюта, в которой осуществляется, согласно условиям договора, оплата товара) отличается от валюты цены (валюта цены — любая валюта, в которой устанавливается, согласно условиям договора, цена товара), то банк с целью контроля за полнотой расчетов по этой операции использует предусмотренные в договоре условия перечисления валюты цены в валюту платежа. При отсутствии в договоре условий, предоставляющих возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется перечисление, банк с целью контроля использует:

· официальный курс гривны к иностранным валютам, установленный НБУ на дату платежа, если одной из валют является гривна;

· курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже или установленный Центральным банком стран СНГ или Балтии на дату платежа, если одна из валют является валютой стран СНГ или Балтии, а другая — не является гривной;

· курс на последнюю дату публикации в Financial Times, которая предшествует дате платежа, указанной в договоре, — во всех других случаях.

Согласно п. 1.5 Инструкции № 136 превышение законодательно установленных сроков расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям резидентов разрешается исключительно при наличии лицензии.

Обязательным условием для получения лицензии является наличие окончательного заключения ГНА о возможности продления этих сроков по внешнеэкономическим договорам резидентов, определенным ст. 6 Закона о порядке расчетов. Без выполнения отмеченного условия ходатайства о получении лицензии НБУ не будет рассматривать.

Если в соответствии с экспортным (лизинговым) договором резидент экспортирует продукцию (передает имущество в лизинг нерезиденту) без ее (его) вывоза с таможенной территории Украины, то банк не осуществляет контроль за сроками расчетов по такому договору (кроме случая, предусмотренного п. 3.6 Инструкции № 136: осуществление контроля за экспортной операцией, по которой продукция, которая была приобретена резидентом по импортному договору без ее ввоза на таможенную территорию Украины, перепродается нерезиденту, возлагается на тот банк, через который проводилась оплата указанного импортного договора).

В соответствии с п. 1.8 Инструкции № 136 сумма валютной выручки (лизинговых платежей) или стоимость товаров (объектов лизинга) может быть уменьшена, если в течение выполнения обязательств по договору:

· состоится пересмотр цены товаров (объектов лизинга) в связи с несоответствием их количественных и (или) качественных характеристик условиям договора — на сумму недопоставленных и (или) некачественных товаров (объектов лизинга). Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или другой орган (экспертная организация и т.п.), уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

· состоится пересмотр цены товаров (объектов лизинга) вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и (или) качественных характеристик товара (объекта лизинга), — на сумму недопоставленных (недополученных) и (или) некачественных товаров (объектов лизинга). Изменение цены товара (объекта лизинга) должно быть подтверждено Торгово-промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

· товары (объекты лизинга) уничтожены, испорчены, украдены, утеряны — на сумму их стоимости (если право собственности на товар (объект лизинга) в соответствии с условиями договора принадлежит резиденту). Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение в соответствии с законодательством страны, на территории которой произошли такие события;

· состоится соответствующим образом оформленный возврат товара (объекта лизинга) или его части экспортеру — на сумму стоимости такого товара (объекта лизинга);

· состоится возврат оплаченных импортером средств полностью или частично — на сумму таких средств;

· осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Украины — на сумму оплаченных налогов, письменно подтвержденных налоговыми органами страны нерезидента;

· состоится оплата резидентом комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, если оплата резидентом этих вознаграждений предусмотрена экспортным, импортным, лизинговым договорами и (или) подтверждена соответствующим банковским документом (подтверждение не требуется, если комиссионное вознаграждение по каждому отдельному платежу по договору не превышает 50 евро, или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте).

Читайте так же:  Закон о неуплате подоходного налога

Пунктом 1.9 Инструкции № 136 определено, что экспортная, импортная и лизинговая операции могут быть сняты с контроля при наличии должным образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям зачислением, если:

· требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

· срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, или определен моментом предъявления требования;

· между сторонами не было спора относительно характера обязательства, его содержания, условий выполнения и т.п.

Копии документов, которые подаются резидентом в НБУ и банки (в том числе копии, переведенные на украинский язык), удостоверяются собственноручно подписью резидента (уполномоченного им лица) и оттиском его печати (при наличии).

Договоры с нерезидентами, которые составлены на иностранном языке, должны быть переведены на украинский язык (перевод удостоверяется подписью лица, осуществившего перевод (действительность подписи переводчика удостоверяется нотариально), или нотариусом).

Банки имеют право требовать от резидентов перевода на украинский язык других документов, которые необходимы для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям их клиентов. Не переводятся на украинский язык документы, составленные на русском языке, а также те, текст которых изложен на иностранном языке с одновременным его изложением на украинском (русском) языке. Не переводятся на украинский язык документы, составленные на иностранном языке, при условии, что они отличаются только цифровой информацией и (или) данными относительно конкретных физических лиц (фамилия, имя и отчество, место проживания) или юридических лиц (наименование, местонахождение) от образца, который переведен с иностранного языка с соблюдением требований Инструкции № 136.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/26028-5/valyutnyy-kontrol-i-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-v-ukraine-5

Валюта и валютный контроль

Сейчас система валютного регулирования Украины находится на этапе модернизации. В связи с введением в действие Закона “О валюте и валютных операциях” Нацбанк адаптирует свои нормативно-правовые акты к новым законодательным правилам в этой сфере. Среди прочего акцент сделан на ослабление валютных ограничений как для граждан, так и для бизнеса.

В один день все валютное регулирование было переформатировано из принципа “запрещено все, что прямо не разрешено” на прямо противоположный подход – “разрешено все, что прямо не запрещено”.

При совершении импортных операций ФЛП необходимо учесть множество нюансов, поскольку за нарушение валютных правил предусмотрена ответственность.

Заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, имеющих законное обращение на территории Украины.

Недостача товаров – ситуация со всех сторон неприятная.

Совместная деятельность с нерезидентом без создания юридического лица на практике встречается нечасто.

Валютное регулирование кредитов (займов) в иностранной валюте от нерезидентов с 07.02.2019 изменилось.

Договоры комиссии на продажу товаров во внешнеэкономической деятельности пользуются популярностью не первый год.

Практика показывает, что государство неуклонно стремится к тому, чтобы на национальном рынке более активно использовалась национальная валюта, расширяя возможности ее применения и несколько ограничивая возможности использования иностранных валют.

Экспорт услуг – пожалуй, единственный вид бизнеса, который от валютной либерализации получил не только плюсы, но и минусы.

Новые правила валютного регулирования операций импорта товаров в целом схожи с действующими до 07.02.2019.

Не успели валютные новации заработать, а Нацбанк уже внес изменения в принятые им месяц назад подзаконные нормативы.

Чтобы иметь представление, какое валютное законодательство заработает 7 февраля, анализа одного Закона Украины “О валюте и валютных операциях” будет недостаточно.

Как известно, с 07.02.2019 вступает в силу Закон № 2473, который кардинально изменяет правила валютного регулирования в Украине.

Закон Украины “О валюте и валютных операциях” является важным шагом, но отнюдь не единственным необходимым для привлечения инвестиций в Украину и роста экономики.

Кредиты в иностранной валюте на практике используются уже давно. Помимо пополнения оборотных средств, такие операции позволяют еще и оптимизировать налог на прибыль за счет включения процентов по кредиту в состав расходов

Несмотря на действенность механизма, его распространенность и необходимость, ипотечное кредитование имеет множество нюансов, с которыми довольно многим до сих пор так и не удалось разобраться

Законодательные новации 2015

© Інформаційне агентство «ЛІГА:ЗАКОН», 2010

© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2007

© ТОВ «Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991

http://product.ligazakon.ua/valyutaikontrol-2/

НБУ отменит валютный контроль

Национальный банк отходит от принципов валютного контроля. Вместо него появится валютный надзор.

«Валютный контроль предусматривает разрешительную систему. Сейчас мы меняем философию и для нас важно, чтобы надзор контролировал проведение операций, но, чтобы это не была разрешительная система», — заявил замглавы НБУ Олег Чурий во время пресс-брифинга НБУ по закону«О валюте».

Чурий подчеркнул, что философия закона — разрешено все, что не запрещено. Поэтому надзор будет проводиться над не нарушением запретов.

Также НБУ собирается перейти к системе сообщений, которая позволит получить регулятору статистику по операциям банков и обменников с валютой.

http://minfin.com.ua/2018/03/05/32632249/

Закон Украины «О валюте и валютных операциях»: что изменится для бизнеса?

07.07.2018 г. принят Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), призванный существенно либерализировать правовое регулирование осуществления валютных операций. Закон вступит в силу 07.02.2019 г., заменив устаревший декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г. (Далее – Декрет). Закон о валюте внедряет принципиально новый подход, основанный, в частности, на свободе осуществления валютных операций, достаточности и эффективности, а также самостоятельности и рыночности валютного регулирования. Поэтому уже сейчас необходимо принять во внимание основные изменения, которые произойдут в этой сфере.

Отменён предельный срок проведения расчетов с нерезидентами

Закон о валюте отменяет норму Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», согласно которой проведение расчетов по экспортно-импортным операциям должно осуществляться в течение 180 дней. Вместе с тем, аналогичные ограничения будет иметь право вводить НБУ, но только при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины и с соблюдением требований Закона о валюте.

Подробнее урегулированы меры по защите государственной банковской и финансовой системы

Закон о валюте предусматривает право НБУ при обстоятельствах, угрожающих стабильности банковской или финансовой системы государства, внедрять меры защиты, среди которых, в частности:

  • обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;
  • установление предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров;
  • введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций;
  • резервирование средств по валютным операциям;
  • меры, исчерпывающий перечень которых определяется нормативно-правовыми актами НБУ.
Читайте так же:  Сумма земельного налога с физических лиц

Правление НБУ имеет право вводить меры защиты на срок не более 6 месяцев и продлевать их действие на такой же срок. При этом общий срок действия мер защиты не может превышать 18 месяцев в течение 24 месяцев.

Отменена регистрация договоров кредита и займа в иностранной валюте от нерезидентов

На сегодняшний день договоры, предусматривающие выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по заимствованным у них кредитам, займам в иностранной валюте подлежат обязательной регистрации в НБУ. За несоблюдение такой нормы предусмотрен штраф в размере 1% размера полученного кредита или займа.

Со вступлением в силу Закона о валюте утратит силу указ Президента Украины от 27.06.1999 г. № 734 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства», в котором закреплено указанное требование по регистрации договоров и ответственность за его несоблюдение.

Определен перечень операций, расчёты по которым могут проводиться не только в гривне, но и в иностранной валюте и банковских металлах

Гривна по-прежнему останется единственным законным платежным средством в Украине.

Однако, согласно ст. 5 Закона о валюте, в том числе в иностранной валюте и банковских металлах будут разрешены расчеты, в частности, по:

  • операциям по осуществлению иностранных инвестиций и возврате иностранному инвестору доходов и других средств, полученных в результате осуществления инвестиций;
  • операциям банков по предоставлению банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии;
  • операциям по предоставлению финансовых услуг небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи, имеющими соответствующую лицензию НБУ;
  • другим операциям, определенным Таможенным кодексом Украины и нормативно-правовыми актами НБУ.

Оптимизировано лицензирование

По состоянию на сегодняшний день НБУ выдает индивидуальные и генеральные лицензии на осуществление валютных операций. После вступления в силу Закона о валюте банки будут осуществлять валютные операции на основании банковской лицензии. Кроме того, на основании лицензии НБУ на осуществление валютных операций следующие услуги будут предоставляться небанковскими финансовыми учреждениями:

  • торговля валютными ценностями в наличной форме;
  • перевод средств;
  • осуществление расчетов в иностранной валюте на территории Украины по договорам страхования жизни;
  • факторинг;
  • другие валютные операции, определенные НБУ.

Операторы почтовой связи будут предоставлять финансовые услуги по переводу средств, если они являются валютными операциями, и финансовые услуги по торговле валютными ценностями в наличной форме также на основании лицензии НБУ на осуществление валютных операций.

Введён более адекватный подход к ответственности

В частности, согласно действующей на сегодняшний день ст. 16 Декрета за нарушение резидентами порядка расчетов взимается штраф в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах; за осуществление операций с валютными ценностями без получения индивидуальной лицензии НБУ – штраф в сумме, эквивалентной сумме указанных валютных ценностей, и т.п. Также статья 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» предусматривает возможность применения специальных санкций, в частности, временной остановки внешнеэкономической деятельности.

Однако в соответствии со ст. 14 Закона о валюте к юридическим лицам штрафные санкции будут применяться в размере до 100% суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства, адекватно совершенному нарушению. Вместе с тем, понятие и критерии адекватности ответственности совершенного правонарушения четко не определены, и поэтому остаются на усмотрение органов валютного надзора, то есть НБУ и ГФС.

Таким образом, в сфере валютного регулирования в ближайшее время произойдут значительные изменения. Следует обратить внимание, что, кроме Закона о валюте, значительное количество правоотношений будет регулироваться подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, актами НБУ. В целом Законом о валюте предусмотрены достаточно широкие полномочия НБУ в сфере валютного регулирования – и по введению мер защиты, и по утверждению порядка осуществления валютного надзора, и по определению границ ответственности за нарушения. Поэтому, несмотря на либерализацию ответственности в сфере валютного регулирования, соблюдение действующего законодательства остается актуальным для всех субъектов хозяйствования, в связи с чем рекомендуем следить за изменениями в подзаконных нормативно-правовых актах в этой сфере, которые будут приняты в ближайшее время.

Сотрудники Аккаунтор будут рады применить свой многолетний опыт в этой сфере для предоставления консультаций и правовой помощи по вопросам валютного законодательства.

http://www.accountor.com/ru/2018/law-ukraine-currency-and-currency-transactions

Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

Основы валютного контроля в Украине определены Декретом Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее — Декрет). В соответствии со ст. 12 Декрета валютные операции с участием резидентов и нерезидентов подлежат валютному контролю. Валютному контролю подлежат также обязательства по декларированию валютных ценностей и другого имущества резидентов, находящегося за пределами Украины.

Органы, осуществляющие валютный контроль, имеют право требовать и получать от резидентов и нерезидентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций, состоянии банковских счетов в иностранной валюте в пределах полномочий, определенных Декретом, а также об имуществе, подлежащем декларированию в соответствии с Декретом.

Согласно ст. 13 Декрета Национальный банк Украины (далее — НБУ) является главным органом валютного контроля, который:

· осуществляет контроль за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не отнесенным Декретом к компетенции других государственных органов;

· обеспечивает выполнение уполномоченными банками функции по осуществлению валютного контроля согласно Декрету и иным актам валютного законодательства Украины.

Декрет выстраивает следующую систему валютного контроля.

1. Уполномоченные банки, финансовые учреждения и национальный оператор почтовой связи, получившие от НБУ генеральные лицензии на осуществление валютных операций, осуществляют контроль за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения.

2. Государственная налоговая инспекция Украины осуществляет финансовый контроль за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами на территории Украины.

3. Министерство связи Украины осуществляет контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей через государственную границу Украины.

4. Государственный таможенный комитет Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через государственную границу Украины.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 08.02.2000 № 49 утверждено Положение о валютном контроле (далее — Положение № 49). Положением № 49 закреплено, что функции агента валютного контроля — обязанности уполномоченного банка, другого финансового учреждения и национального оператора почтовой связи, получивших от НБУ генеральные лицензии на осуществление валютных операций, относительно осуществления контроля за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения. Этот контроль заключается в предотвращении уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи проведения резидентами и нерезидентами через эти учреждения незаконных валютных операций и (или) своевременном информировании уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи в случаях и в порядке, установленных законодательством, в том числе нормативными правовыми актами НБУ, соответствующих государственных органов о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ими валютных операций.

Читайте так же:  Пкоп рк выплаты дивидендов приватизация

Отсутствие в уполномоченных банках, других финансовых учреждениях и у национального оператора почтовой связи документов, подтверждающих правомерность проведения ими валютных операций своих клиентов при условии, что с даты осуществления этих операций прошло не более 5 лет, квалифицируется как неосуществление этими учреждениями функций агента валютного контроля.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 16.04.1991 № 959-ХII «О внешнеэкономической деятельности» (далее — Закон) внешнеэкономическая деятельность — деятельность субъекта хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами. Хотя ст. 377 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ), вступившего в силу с 1 января 2004 г., понятие внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования связывает с пересечением таможенной границы Украины.

Закон определяет значение основных терминов, используемых в ходе внешнеэкономической деятельности.

Экспорт (экспорт товаров) — продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При этом термин «реэкспорт (реэкспорт товаров)» означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы Украины товаров, ранее импортированных на территорию Украины.

Экспорт (импорт) капитала — вывоз за пределы Украины (ввоз из-за пределов Украины) капитала в любой форме (валютных средств, продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и иных неимущественных прав) в целях получения доходов от производственной и иных форм хозяйственной деятельности.

Внешнеэкономический договор (контракт) — материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленная на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.

Импорт (импорт товаров) — купля (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

В силу ст. 378 ХКУ субъектами внешнеэкономической деятельности являются:

1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с ХКУ, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей.

На основании ст. 379 ХКУ все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на осуществление любых видов внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических операций, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 5 Закона вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных Законом, в том числе и путем издания подзаконных актов, создающих для ее осуществления условия хуже установленных в Законе, является ограничением права осуществления внешнеэкономической деятельности и как таковое запрещается.

К субъектам внешнеэкономической деятельности может быть применена санкция в виде временного приостановления права осуществления такой деятельности в случаях нарушения действующих законов Украины, касающихся этой деятельности, согласно ст. 37 Закона.

В соответствии со ст. 382 ХКУ субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право заключать любые внешнеэкономические договоры (контракты), кроме тех, заключение которых запрещено законодательством Украины.

Внешнеэкономический договор (контракт) заключается в письменной форме, если иное не установлено законом или действующим международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины. Форма внешнеэкономического договора (контракта) определяется правом места его заключения. Место заключения договора (контракта) определяется в соответствии с законами Украины.

Права и обязанности сторон внешнеэкономического договора (контракта) определяются правом места его заключения, если стороны не согласовали иное. Порядок определения права, которое должно применяться к договору (контракту) при недостижении соглашения сторон относительно указанного порядка, устанавливается Законом.

Внешнеэкономический договор (контракт) может быть признан недействительным в судебном порядке, если он не соответствует требованиям законов Украины или действующим международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Законом может быть установлен особый порядок заключения, выполнения и расторжения отдельных видов внешнеэкономических договоров (контрактов).

Кабинет Министров Украины и НБУ 21 июня 1995 г. приняли совместное постановление № 444 «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте». Данным постановлением рекомендовано субъектам предпринимательской деятельности Украины применять во время заключения внешнеэкономических договоров (контрактов) типовые платежные условия внешнеэкономических договоров (контрактов) (учитывая их выгодность для украинской стороны) и типовые формы защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте, согласно приложениям № 1 и 2 к данному постановлению.

Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 № 201 утверждено Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов) (далее — Положение № 201). В соответствии с Положением № 201 субъекты предпринимательской деятельности при составлении текста договора (контракта) имеют право использовать известные международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме Законом и другими законами Украины.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/26028/valyutnyy-kontrol-i-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-v-ukraine

Валютный контроль украины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here