Валютный контроль узбекистан

Важная информация в статье: "Валютный контроль узбекистан", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Президента республики узбекистан о мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям

Название Президента республики узбекистан о мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям
Дата 01.07.2013
Размер 55.31 Kb.
Тип Документы
скачать

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 4, ст. 107; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2000 г., № 11, ст. 171; 2003 г., № 1-2, ст. 3; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 6-7, ст. 93; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 282)

В целях упорядочения операций в иностранных валютах, установления действенного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта и ее целевого использования при осуществлении импорта товаров и услуг:

1. Установить, что:

квоты на экспорт товаров (работ, услуг) не подлежат продаже, передаче или перераспределению другим юридическим лицам;

осуществление взаиморасчетов по экспортно-импортным операциям предприятий, организаций и учреждений Республики Узбекистан с иностранными партнерами через счета фирм в зарубежных банках запрещается и преследуется по закону.

2. Возложить контроль за движением средств в иностранной валюте по экспортно-импортным и иным валютным операциям физических и юридических лиц Республики Узбекистан на Центральный и уполномоченные банки совместно с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственным налоговым комитетом, Государственным таможенным комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.

3. Утвердить Положение о валютном контроле по экспортно-импортным операциям согласно приложению .

4. Министерству юстиции Республики Узбекистан внести предложения по установлению уголовной и иной меры ответственности физических и юридических лиц за нарушение установленного порядка возвратности валютной выручки и уплаты ее доли, принадлежащей государству.

5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок обеспечить приведение ранее принятых решений правительства, а также нормативных документов министерств и ведомств в соответствие с настоящим Указом.

Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ

20 апреля 1994 г.,

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента Республики Узбекистан
от 20 апреля 1994 года № УП-837

^ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 апреля 1994 г. № 195 «О неотложных мерах по укреплению денежного обращения и повышению покупательной способности «сум-купона» устанавливается следующий порядок осуществления контроля за движением средств в иностранной валюте при осуществлении предприятиями, объединениями и организациями (в последующем — предприятиями) внешнеэкономических операций.

^ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Предприятия Республики Узбекистан могут открыть счет в иностранной валюте только в уполномоченных банках Узбекистана, если иное не установлено Центральным банком Республики Узбекистан.

2. Все средства в иностранной валюте, полученные от хозяйственной деятельности предприятий подлежат обязательному зачислению на их счета в иностранных валютах в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан.

^ II. РЕГИСТРАЦИЯ КОНТРАКТОВ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ

3. Контракты, заключаемые предприятиями с их иностранными партнерами, включая из стран СНГ, на экспорт лицензируемых товаров, подлежат регистрации в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан в установленном порядке.

4. Все без исключения экспортные контракты, в том числе прошедшие регистрацию в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли, подлежат учету в уполномоченном банке в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан.

5. Предприятия—экспортеры товаров указывают в грузовой таможенной декларации реквизиты и полное наименование уполномоченного банка, через который будут производиться расчеты с иностранными партнерами.

6. Государственный таможенный комитет ежемесячно представляет в соответствующие уполномоченные банки реестры грузовых таможенных деклараций, на основании которых экспортные грузы были перевезены за границу, с указанием наименования предприятия-экспортера, наименования и количества отгруженных товаров, их стоимости в иностранной валюте и формы платежа.

7. На основании реестров уполномоченные банки осуществляют ежедневный контроль за полнотой, своевременностью и правильностью поступлений на счета экспортеров.

О фактах непоступления платежей в установленные сроки или поступления их в меньшей сумме, чем указано в реестрах, уполномоченные банки ежемесячно информируют Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет для принятия соответствующих мер.

8. Обязательная продажа валютной выручки от децентрализованного экспорта производится не позднее 5 банковских дней с даты поступления выручки на транзитный валютный счет предприятия, а по централизованному экспорту не позднее 3 банковских дней.

^ III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ-ЭКСПОРТЕРОВ И ИМПОРТЕРОВ

9. Предприятия несут ответственность за своевременное и полное поступление выручки на их счета за отгруженные товары и оказанные услуги.

При этом переуступка выручки узбекскими экспортерами путем применения трансферабельных аккредитивов и иных платежных документов, осуществляемых в пользу других юридических лиц, запрещается.

10. В случае сокрытия предприятиями выручки в иностранной валюте Центральным банком, финансовыми и налоговыми органами республики в пределах их компетенции, применяются следующие санкции:

— лишение полученных лицензий на проведение всех операций в иностранной валюте;

— применение финансовых санкций и наложение административных штрафов в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан;

— привлечение должностных лиц, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного контроля и регулирования.

За нарушение процедур покупки, продажи и использования валюты к уполномоченным банкам и хозяйствующим субъектам применяются установленные законодательством санкции вплоть до временного, сроком на 6 месяцев, лишения их права покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Юридические лица-резиденты, допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней после истечения установленных сроков, уплачивают штраф в доход республиканского бюджета в эквиваленте 100 процентов от суммы не поступивших валютных средств.

11. Зачисление предприятиями валютной выручки на счета, открытые в иностранных банках, без разрешения Центрального банка Республики Узбекистан, квалифицируется как ее сокрытие.

12. Оплата импортируемых товаров должна осуществляться со счета предприятия в обслуживающем его уполномоченном банке Узбекистана.

13. Основными формами платежа по экспортно-импортным операциям являются документарные аккредитивы, банковский перевод и инкассо.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ

14. Уполномоченные банки несут ответственность за своевременный и правильный учет контрактов, контроль за поступлениями выручки на счета предприятий-экспортеров и правильное применение форм оплаты по импорту.

http://uz.denemetr.com/docs/700/index-28063.html

НА ОБСУЖДЕНИЕ ВЫНЕСЕН ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

На портале обсуждения нормативно-правовых актов СОВАЗ опубликован проект постановления Президента «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Документ разработан Центральным банком Узбекистана.

В проекте постановления отмечается, что ввоз в Республику Узбекистан наличной иностранной валюты, наличного сума, документарных ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений.

«Вывоз из Республики Узбекистан наличной иностранной валюты, наличного сума, документарных ценных бумаг осуществляется в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США, за исключением случаев, установленных решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан», — говорится в сообщении.

Вывоз сверх установленной суммы нерезидентами осуществляется на основании пассажирской таможенной декларации, заполненной при въезде в Республику Узбекистан, в которой сумма наличной иностранной валюты указана не менее суммы вывозимой наличной иностранной валюты.

Призеры или участники соревнований, конкурсов и олимпиад, организованных в республике в установленном порядке, могут вывозить сверх установленной суммы валюту на основании документа, подтверждающего законность получения наличной иностранной валюты.

«Ввоз и вывоз в/из Республики Узбекистан физическими лицами наличной иностранной валюты, наличного сума, документарных ценных бумаг в общей сумме, превышающей в эквиваленте 5 000 (пять тысяч) долларов США подлежит обязательному декларированию в письменной форме», — отмечается в документе.

Документом предлагается разрешить физическим лицам-резидентам открывать и использовать счета в иностранных банках, сообщает Uzdaily.

http://darakchi.uz/ru/53246

Валютный контроль узбекистан

22 октября 2019г обновлен Закон «О валютном регулировании» (далее по тексту – Закон).

На консультациях нам часто задают вопросы по валютному регулированию, решили подготовить материал в формате «вопрос-ответ» по этой теме.

Можно ли рассчитываться в валюте внутри страны?

Нет, в соответствие со статьей 9 Закона:

все расчеты и платежи за товары (работы, услуги) на территории РУз осуществляются в национальной валюте, за исключением отдельных случаев, таких как:

операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

операций по оплате и возмещению расходов физических лиц, связанных с совершением служебных командировок за пределы территории Республики Узбекистан, а также операций по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками;

операций, связанных с получением валютных ценностей по праву наследования.

Можно ли привязать цену к иностранной валюте, но принимать оплату в национальной валюте?

Нет, в соответствие со статьей 9 Закона:

тарифы, цены на товары (работы, услуги), в том числе на национальных электронных торговых площадках определяются исключительно в национальной валюте и не допускается привязка цен к иностранным валютам и условным единицам.

Могут ли физические лица иметь и хранить валюту?

Да, в соответствие со статьей 10 Закона:

физические лица – резиденты вправе иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в РУз, полученные или приобретенные в РУз, и использовать их по своему усмотрению.

Сколько иностранной валюты может ввези физическое лицо?

В соответствие со статьей 22 Закона:

Ввоз в РУз наличной валюты РУз и иностранной валюты физическими лицами осуществляется без ограничений.

Сколько иностранной валюты может вывезти физическое лицо?

В соответствие со статьей 22 Закона:

Вывоз физическими лицами наличной валюты Республики Узбекистан и иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан осуществляется в сумме, не превышающей эквивалент ста миллионов сумов.

Могут ли нерезиденты-юридические открывать валютные счета в РУ?

Да, в соответствие со статьей 13 Закона:

нерезиденты вправе открывать и использовать банковские счета в банках РУз в иностранной валюте и валюте РУз.

Для открытия и использования банковских счетов нерезидентами – юридическими лицами обязательным требованием является осуществление деятельности на территории Республики Узбекистан.

Сможет ли иностранный инвестор в будущем забрать свои деньги обратно, свободно забрать дивиденды в валюте?

Да, в соответствие со статьей 16 Закона:

привлечение в РУз прямых иностранных инвестиций и их репатриация, а также реализация прав, приобретенных в связи с осуществлением прямых иностранных инвестиций, осуществляются без ограничений.

Обратите внимание

Ограничения на проведение валютных операций

Центральный банк может вводить ограничения на проведение валютных операций:

в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

в случаях наличия угроз устойчивости платежного баланса с соблюдением обязательств в рамках Статей Соглашения Международного валютного фонда.

Кабинет Министров Республики Узбекистан по согласованию с Центральным банком может вводить ограничения на проведение валютных операций при возникновении угрозы экономической безопасности.

Срок действия ограничений не может превышать одного года с момента введения. По истечении установленного срока ограничения считаются отмененными. Действие ограничений может быть досрочно отменено полностью или частично.

http://yaran.uz/valyutnoe-regulirovanie-2019/

Валютный контроль узбекистан

Как сообщили в пресс-службе ЦБ, в отличие от предыдущей редакции, закон в новой редакции дополнен рядом новых норм и механизмов, определены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля. В частности:

— единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

— приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и валютного контроля;

— недопущение незаконного вмешательства государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов определены в качестве основных принципов.

Кроме этого, в целях укрепления статуса национальной валюты, в законе вводится норма по взиманию государственных пошлин, сборов, других обязательных платежей, определению цен на товары и услуги, и минимальных требований к уставным капиталам обществ исключительно в национальной валюте.

Вместе с тем, новой редакцией закона предусматривается:

— свободное распоряжение резидентами и нерезидентами собственными валютными средствами при осуществлении валютных операций;

— отмена ряда разрешительных процедур при осуществлении валютных операций;

— требование по репатриации активов по внешнеторговым операциям в Республику Узбекистан;

— разрешение на открытие счетов за границей физическим лицам – резидентам без ограничений;

— разрешение на осуществление неторговых валютных операций между физическими лицами в сумме эквивалентной 100 млн сумов (курс на 23 октября — $1 = 9500 сум);

— свободный вывоз физическими лицами из Республики Узбекистан наличных денежных средств, в сумме эквивалентной 100 млн сумов.

В ЦБ отметили, что в новой редакции закона максимально сокращены отсылочные нормы, охвачены все имеющиеся на практике виды валютных операций.

http://kun.uz/ru/news/2019/10/23/v-uzbekistane-fizlitsam-razreshili-vyvozit-za-rubej-do-105-tys

КАКИЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ МОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ: ОБЗОР ОТ ЦБ

Центральный банк, принимая во внимание множество отсылочных норм и загроможденность законодательства в сфере валютного регулирования, опубликовал список валютных операций, предусмотренных на сегодняшний день законодательством.

1) приобретение юридическими лицами – резидентами иностранной валюты для оплаты текущих международных операций без ограничений;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) свободное распоряжение хозяйствующими субъектами экспортной выручкой без требования её обязательной продажи;

3) выплата юридическими лицами дивидендов в иностранной валюте;

4) приобретение и продажа иностранной валюты юридическими лицами – нерезидентами для оплаты текущих международных операций;

5) приобретение физическими лицами –резидентами иностранной валюты в коммерческих банках и её использование,в том числе снятие с банковских карт купленной иностранной валюты, без каких-либо ограничений;

6) купля-продажа иностранной валюты и перевод денежных средств физическими лицами с международных платёжных карт на банковские вклады посредством системы дистанционного управления банковскими счетами;

7) приобретение физическими лицами – нерезидентами иностранной валюты в коммерческих банках при наличии документов, подтверждающих законность происхождения денежных средств, без требования таможенной декларации и др.;

8) приобретение индивидуальными предпринимателями иностранной валюты в порядке, установленном для физических лиц, для оплаты текущих международных операций;

9) снятие валютных доходов индивидуальными предпринимателями, а также фермерскими хозяйствами со своих банковских счетов без ограничений;

10) вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами за пределы республики без каких-либо разрешений в пределах 5 000 долл. США, а вывоз сверх установленной суммы – на основании разрешения территориальных управлений Центрального банка. При этом обязательному декларированию подлежит сумма свыше 2000 долл. США.

Центральным банком продолжается работа по реформированию системы валютного регулирования и контроля, о чем будет сообщаться по мере внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, отмечает пресс-служба регулятора.


http://darakchi.uz/ru/48054

Подписана новая редакция закона о валютном регулировании

Президент подписал новую редакцию закона «О валютном регулировании». Физлица теперь могут вывозить из Узбекистана наличную валюту в эквиваленте до 100 млн сумов и на такую же сумму проводить между собой неторговые валютные операции.

Президент Узбекистана 22 октября подписал новую редакцию закона «О валютном регулировании», принятую Законодательной палатой Олий Мажлиса 22 июля и одобренную Сенатом 11 октября, сообщила пресс-служба Центрального банка.

В документе приведены новые нормы и механизмы, а также принципы валютного регулирования и валютного контроля. В частности:

  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и валютного контроля;
  • недопущение незаконного вмешательства государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

В закон введена норма по взиманию государственных пошлин, сборов, других обязательных платежей, определению цен на товары и услуги и минимальных требований к уставным капиталам обществ исключительно в национальной валюте.

Вместе с тем, новой редакцией закона предусматривается:

  • свободное распоряжение резидентами и нерезидентами собственными валютными средствами при осуществлении валютных операций;
  • отмена ряда разрешительных процедур при осуществлении валютных операций;
  • требование по репатриации активов по внешнеторговым операциям в Республику Узбекистан;
  • разрешение на открытие счетов за границей физическим лицам-резидентам без ограничений;
  • разрешение на неторговые валютные операции между физическими лицами в сумме эквивалентной 100 млн сумов (около 10,5 тысяч долларов по курсу ЦБ на 23 октября);
  • свободный вывоз физическими лицами из Узбекистана наличных денежных средств в сумме эквивалентной 100 млн сумов.

Ранее, согласно постановлению Кабинета Министров от 2018 года, за границу можно было вывозить сумму до 2000 долларов без декларирования, свыше 2000 до 5000 долларов — с обязательным декларированием и свыше 5000 долларов — с разрешения Центрального банка. Новый порядок должен быть описан в отдельном постановлении Кабинета Министров.

Кроме того, в новой редакции закона, по данным ЦБ, максимально сокращены отсылочные нормы, охвачены все имеющиеся на практике виды валютных операций, таким образом документ стал законом прямого действия.

Закон вступил в силу 23 октября в день его официального опубликования.

«Газета.uz» подробно писала о новом документе по валютному регулированию после его одобрения Сенатом.

http://www.gazeta.uz/ru/2019/10/23/currency-reg/

Валютные оговорки: есть противоречия

Одним из способов минимизировать риски, связанные с возможным изменением покупательской способности денег, является использование валютной оговорки, когда валюта обязательства отличается от валюты платежа, а сумма, подлежащая уплате, определяется по официальному курсу или курсу, согласованному сторонами обязательства.

В теории гражданского права составными частями оговорки являются «валюта обязательства» («валюта долга») и «валюта платежа».

Согласно части 1 статьи 245 Гражданского кодекса (далее – ГК) в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в сумах в эквиваленте определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в сумах сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

Аналогичные нормы содержатся в гражданском законодательстве других государств, в том числе большинства стран СНГ.

В последнее время очень много вопросов у юристов, аудиторов и бухгалтеров о договорах между резидентами Узбекистана, содержащих валютную оговорку, т. е. когда цена определена в иностранной валюте с оплатой в национальной валюте Узбекистана – сумами по курсу Центрального банка, как правило, на день платежа. Причиной тому явился указ Президента от 2.09.2017 г. № УП-5177 «О первоочередных мерах либерализации валютной политики» (далее – Указ № УП-5177). Согласно его третьему абзацу пункта 3 на территории Узбекистана цены и тарифы на товары, работы и услуги определяются только в национальной валюте. Таким образом, Указ № УП-5177 определяет, что валюта обязательства должна быть идентична валюте платежа.

Профессиональное сообщество разделилось на два лагеря. Часть специалистов утверждает, что с даты вступления в силу Указа № УП-5177 использование валютной оговорки в договорах между резидентами Узбекистана является неправомерным и нарушает действующее законодательство. Это мнение широко распространено среди бухгалтеров, аудиторов и налоговиков. Юристы же (по крайней мере, большинство знакомых автору) придерживаются противоположной точки зрения. На сегодня применение валютной оговорки правомерно, считают они. Данное мнение основано на анализе гражданского законодательства в целом как системы нормативно-правовых актов (НПА), которая структурирована и взаимосвязана.

Невозможно правильно толковать НПА в отрыве от остального законодательства, не имея представления обо всей системе, месте и ранге конкретного акта в ней.

Система НПА Узбекистана начинается с Конституции и одного из ее важнейших принципов – верховенства Конституции и законов (см. ст. 15 Конституции).

Следующим актом, которым необходимо руководствоваться при толковании законодательства, является Закон « О нормативно-правовых актах » (далее – Закон об НПА). Он определяет их иерархию и соотношение, а также правила при возникновении противоречий между ними. Система национального законодательства состоит из законодательных и подзаконных актов. К первым относятся Конституция, законы и постановления палат Олий Мажлиса. Ко вторым – указы и постановления Президента, постановления Кабинета Министров, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах.

Иерархия НПА по юридической силе выглядит следующим образом (по убывающей):

  • Конституция;
  • законы;
  • постановления палат Олий Мажлиса;
  • указы и постановления Президента;
  • постановления Кабинета Министров;
  • приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;
  • решения органов государственной власти на местах.

Согласно частям 2–4 статьи 16 Закона об НПА нормативно-правовой акт должен соответствовать актам большей юридической силы. В случае расхождений между ними применяется тот, у которого она выше. Если же они одинаковы по силе, то ориентироваться надо на акт принятый позднее, за исключением специальных норм ведомственных актов.

Разобравшись с соотношением НПА по юридической силе, можно приступать к толкованию третьего абзаца пункта 3 Указа № УП-5177. Однако начинать нужно не с преамбулы документа, а с Закона « О валютном регулировании ».

Согласно статье 18 этого Закона все расчеты и платежи на территории Узбекистана осуществляются в национальной валюте, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 , в том числе «в иных случаях, установленных законодательством». Т. е. закон прямо не предусматривает валютную оговорку, но содержит отсылочную норму к статье 245 ГК, которая как раз и является тем самым иным случаем. При этом Закон « О валютном регулировании » и ГК являются актами одинаковой юридической силы. Значит, в вопросе о том, какой именно акт должен применяться, мы должны обратиться к части четвертой статьи 16 Закона об НПА. Она определяет, что в случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее. Закон « О валютном регулировании » принят 7 мая 1993 года, ГК принят 21 декабря 1995 года (первая часть). Следовательно, применению подлежит норма ГК.

Теперь вспомним, что Закон об НПА относит акты Президента к подзаконным. Статья 10 этого Закона гласит, что Президент на основе и во исполнение Конституции и законов принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений. Однако абзац третий пункта 3 Указа № УП-5177 противоречит части 1 статьи 245 ГК. И мы возвращаемся к части третьей статьи 16 Закона об НПА: в случае расхождений между НПА применяется обладающий более высокой юридической силой. Следовательно, применять нужно норму ГК, а не Указа № УП–5177.

Многие налоговики и аудиторы приводят в пример Российскую Федерацию, чей Гражданский кодекс содержит норму, аналогичную части первой статьи 245 нашего ГК. Однако у них и валютой обязательства и валютой платежа является российский рубль. Объясняется это тем, что в РФ законодательным актом запрещена валютная оговорка. Закон РФ «О защите прав потребителей» (абзац 4 части 2 статьи 10) устанавливает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. Данная норма введена 21 декабря 2013 года.

Пункт 10 Указа № УП-5177 содержит поручение Центробанку Узбекистана совместно с Минфином и Минюстом в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из данного указа. Это говорит о том, что законодатель понимает систему НПА и дает прямое указание о необходимости внесения соответствующих изменений.

Принимая во внимание перечисленные выше правовые нормы и их правовой анализ, следует, что до принятия специального закона или внесения изменения в первую часть статьи 245 ГК применение валютной оговорки в договорах между резидентами Узбекистана правомерно и соответствует действующему законодательству.

Ольга Цой, юрист РПИ «УзИнжиниринг»,

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Представленные в обзоре выводы актуальны на дату публикации.

http://www.norma.uz/nashi_obzori/valyutnye_ogovorki_est_protivorechiya

Оплата в валюте возможна, но не всегда

С 5.09.2017 г. все платежи должны осуществляться в сумах. Эксперт разъяснил, когда оплата в валюте по-прежнему допускается.

С 5 сентября 2017 года на территории республики все платежи за товары (работы, услуги) должны осуществляться исключительно в национальной валюте – сумах. Оплатить их в иностранной валюте можно будет только посредством международных платежных карт.

В связи с чем, цены и тарифы на товары, работы и услуги должны устанавливаться только в национальной валюте. Это касается и госпошлин, сборов и обязательных платежей, которые ранее взимались в инвалюте (за исключением консульских сборов). Такие требования установлены Указом Президента №УП-5177 от 02.09.2017 г. в целях внедрения рыночных механизмов валютного регулирования.

С принятием данного Указа все сотовые операторы и интернет провайдеры республики, автопроизводитель GM-Uzbekistan, авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» уже установили цены и тарифы на свои товары и услуги в национальной валюте. Однако в отдельных сферах экономики действующие законодательные акты все еще предусматривают оплату товаров (работ, услуг) внутри республики в иностранной валюте. Изменения и дополнения к ним пока не внесены.

От наших читателей поступают вопросы, касающиеся возможности осуществления расчетов в иностранной валюте по отдельным операциям. Попытаемся найти на них ответы в соответствии с действующим законодательством.

В каких случаях товары (работы, услуги) могут быть реализованы на территории Республики Узбекистан за иностранную валюту?

В таблице приведены способы реализации товаров (работ, услуг, собственной продукции) на территории Республики Узбекистан, установления по ним цен (тарифов) и получения оплаты.

При реализации

Установление цены, тарифов

Валюта платежа

Способ получения оплаты

Физлицам — резидентам и нерезидентам

наличными, пластиковой картой

по международной платежной карте

корпоративной пластиковой картой, перечислением

Нерезидентам — физлицам и юрлицам

(с заключением экспортного контракта и регистрацией его в ЕЭИСВО)

банковским переводом, по международной платежной карте

Платежи посредством международной платежной карточки

Законом «О валютном регулировании» (статья 18) разрешено осуществлять на территории республики платежи в иностранной валюте посредством международных платежных карт. Это допускается и УП-5177. По валютной платежной карте может быть принята оплата за реализованные работы, услуги, товары и собственную продукцию. При этом платежи в иностранной валюте по платежным и кредитным карточкам можно принять как от резидентов, так и от нерезидентов. Для этого организация должна оснастить место реализации товаров (работ, услуг) валютным платежным терминалом. Платежный терминал и программное обеспечение к нему (подключение к системе осуществления платежей по банковским пластиковым карточкам) можно получить в обслуживающем банке на основании письменного заявления от руководителя организации.

Платежные терминалы подлежат регистрации в органах государственной налоговой службы по месту осуществления деятельности. Сведения в ГНИ об объектах торговли и сферы услуг, оснащенных платежными терминалами, предоставляются коммерческими банками. Порядок применения платежных терминалов регулируется специальным Положением о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением (рег. МЮ №1986 от 27.07.2009 г.).

Платежи по внешнеторговым операциям

УП-5177 предусматривает установление цен и осуществление расчетов по ним в национальной валюте на товары (работы и услуги), реализуемые на территории республики. Эта норма на внешнеторговые операции не распространяется.

Контракт считается внешнеторговым, если он заключен между юридическим или физическим лицом иностранного государства и хозяйствующим субъектом Узбекистана. При этом он в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (ЕЭИСВО). Контракт, не зарегистрированный в установленном порядке в ЕЭИСВО, внешнеторговым считаться не будет. К внешнеторговым контрактам относятся экспортные, бартерные и импортные контракты. Валюта платежа по ним указывается в иностранной валюте (п. 3.6. Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, прил. №1 к ПКМ №416 от 30.09.2003 г.).

По определению, импортом работ (услуг) признается выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом иностранного государства хозяйствующему субъекту Узбекистана, независимо от места их выполнения (оказания). Идентично, экспортом работ (услуг) признается выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим и физическим лицом Узбекистана юридическому или физическому лицу иностранного государства, независимо от места их выполнения (оказания). Поэтому если работы или услуги выполняются (оказываются) в рамках внешнеторгового контракта (экспортного или импортного), независимо от места их выполнения (оказания) (в том числе на территории Республики Узбекистан), оплачиваться они должны в той валюте, которая предусмотрена условиями контракта.

При импорте услуг

Например, на основании импортного контракта нерезидент оказал услуги по монтажу и пуско-наладке оборудования на территории Республики Узбекистан. Оплатить его услуги мы обязаны в валюте контракта, даже если эти услуги оказаны нерезидентом на территории нашей страны. Если валюта платежа по контракту установлена в долларах США, то соответственно оплата услуг нерезидента осуществляется в долларах США.

При экспорте услуг

За услуги (работы), оказанные (выполненные) резидентом нашей страны по экспортному контракту, он вправе получить оплату от нерезидента в иностранной валюте, независимо от места их оказания (выполнения).

Например, организация оказывает медицинские услуги физлицу иностранного государства. Установить цены на мед услуги и получить за них оплату в иностранной валюте можно будет только в случае, если между медучреждением и нерезидентом заключен экспортный контракт, который зарегистрирован в установленном порядке в ЕЭИСВО. В этом случае принять от нерезидента оплату в инвалюте можно будет по международной платежной карточке или путем перечисления из-за рубежа инвалюты на валютный счет медучреждения в банке. Расчеты наличной инвалютой на территории республики запрещаются (ст. 18 Закона «О валютном регулировании).

Если экспортный контракт не заключен или контракт не зарегистрирован в ЕЭИСВО, то операция внешнеторговой считаться не будет. Соответственно, в таком случае стоимость услуг определяется в национальной валюте, принять оплату за свои услуги можно будет в сумах или в инвалюте по международной платежной карте в пересчете по курсу ЦБ на момент внесения оплаты.

При реализации собственной продукции

Постановлением Президента №ПП-1731 от 26.03.2012 г. отечественным предприятиям-производителям товаров (работ, услуг) предоставлено право заключать с нерезидентами контракты в иностранной валюте на поставку товаров (работ, услуг) собственного производства для использования их на территории республики. Такие контракты приравниваются к экспортным с вводом данных в ЕЭИСВО. По ним резидент вправе получать оплату в иностранной валюте. При этом платежи в инвалюте должны осуществляться через валютный счет в банке или посредством международной платежной карты.

Оплата гостиничных услуг

Указом Президента от 02.12.2016 г. №УП-4861 было установлено, что с 1 января 2017 года с иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих постоянного места жительства в Узбекистане, оплата гостиничных услуг должна приниматься только в иностранной валюте. При этом оплату за размещение в гостинице можно было оплатить в наличной инвалюте. С принятием УП-5177 изменения в этот документ пока не внесены. Но согласно информационному сообщению на официальном сайте пресс-службы Госкомтуризма, оплата услуг по размещению в гостиницах и других средствах размещения, оказываемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе через туристические организации, должны осуществляться в национальной валюте – сумах.

Поэтому c 5 сентября 2017 года цены и тарифы на гостиничные услуги должны быть установлены в сумах. При этом в целях предотвращения повышения цен всем субъектам туристской деятельности поручено сохранить для граждан республики действующую стоимость товаров, работ и услуг в национальной валюте. Если она определялась исходя из курса доллара США к суму, то должна быть установлена исходя из курса ЦБ, действовавшего на момент подписания вышеупомянутого Указа (1$=4210,35 сум)

Иностранцы по своему желанию могут оплатить гостиничные услуги в иностранной валюте с использованием международных пластиковых карт (VISA, MasterCard и др.). В этом случае цены на гостиничные услуги, установленные в сумах, пересчитываются в СКВ исходя из текущего обменного курса валют. Например, стоимость размещения в номере гостиницы установлена в размере 202 тыс. сумов за сутки. Иностранный гражданин желает внести оплату по международной платежной карте в долларах США. На момент оплаты услуг официальный курс ЦБ составляет 1$ = 8077,48 сум. Иностранец должен будет оплатить за каждые сутки проживания в гостинице по 25 долл. США (202000сум/8077,48сум).

Оплата туристических путевок за рубеж

Многие туристические операторы Узбекистана реализуют путевки за рубеж. Для последующей оплаты услуг туроператоров-контрагентов (гостиниц) за рубежом они не в праве принимать с граждан Узбекистана оплату в наличной СКВ. Турист вправе оплатить путевку в сумах по ценам и тарифам, установленным в национальной валюте, но так же он может оплатить туруслуги в инвалюте посредством международной платежной карты.

Платежи в валюте предприятиями ГАК «Узбекенгилсаноат»

Постановлением Кабинета Министров №141 от 25.03.2004 г. предприятиям ГАК «Узбекенгилсаноат» в порядке исключения предоставлено право приобретать за СКВ текстильные полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения, аксессуары и фурнитуру) на внутреннем рынке. Срок действия этой льготы был продлен до 1 января 2020г. (ПП-2687 от 21.12.2016 г.).

На сегодняшний день в данное постановление изменения или дополнения не внесены. Но если подходить с юридической точки зрения, Указы и Постановления Президента имеют более высокую юридическую силу по сравнению с Постановлениями Кабмина. А в случаях наличия расхождений в НПА, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее (статьи 5 и 16 Закона «О нормативно-правовых актах»). Поэтому считаем, что с принятием Указа Президента УП-5177 от 02.09.2017 г. предприятия ГАК «Узбекенгилсаноат» должны приобретать на внутреннем рынке вышеуказанные текстильные полуфабрикаты за национальную валюту.

Как оплачивать товары (работы, услуги), реализованные до принятия УП-5177

По гражданскому законодательству (ст. 4 ГК) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Поэтому требования УП-5177 не распространяется на взаиморасчёты между хозяйствующими субъектами за товары (услуги), реализованные до выхода данного Указа.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, Центральный банк дал разъяснения, что за товары (услуги), реализованные на территории страны до выхода УП-5177, допускается осуществление взаиморасчётов между хозяйствующими субъектами в иностранной валюте. В случаях возврата покупателями товаров, реализованных в инвалюте до выхода УП-5177, они имеют право получить возмещение средств по своему выбору в валюте или сумах по текущему курсу ЦБ на дату возмещения средств. Коммерческим банкам поручено осуществлять по таким операциям зачисление на счета или переводить средства в иностранной валюте, не создавая дополнительных бюрократических барьеров.

В какой валюте выписывать счета-фактуры

До принятия УП-5177 предприятия имели возможность устанавливать цены и тарифы на реализуемые товары (работы, услуги) в иностранной валюте, а оплату получать в сумах по курсу ЦБ на день оплаты. Могут ли они выписать счет-фактуру в иностранной валюте после 5 сентября 2017 г., если предоплата по договору получена до вступления в силу данного Указа?

С принятием УП-5177, с 5 сентября 2017 г. цены и тарифы на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Узбекистана, должны устанавливаться только в национальной валюте. В силу этих обстоятельств, стороны договора не могут выполнить принятые на себя обязательства по договору на прежних условиях. Поэтому в условия действующих договоров, заключенных до 5 сентября 2017 года, где цены на товары (работы, услуги) были предусмотрены в иностранной валюте, необходимо внести изменения и установить их в национальной валюте. При этом по согласованию сторон цены на товары (работы, услуги) в национальной валюте можно будет установить в том размере, который будет устраивать обе стороны договора.

После внесения изменений в условия договора стоимость товаров (работ, услуг) в счете-фактуре должна будет отражаться в национальной валюте. Выписывать счет-фактуру в иностранной валюте не целесообразно экономически. Например, организация 30 августа 2017 года получила предоплату за товары (работы, услуги) в сумме 4 210 350 сумов, эквивалентную 100 долл. США по курсу ЦБ (1$=4210,35 сум).

Юрлица, у которых условиями заключенных договоров цены на товары (работы, услуги) установлены в иностранной валюте, счет-фактуру выписывают в иностранной валюте с одновременным отражением в национальной валюте, пересчитанной по курсу ЦБ на дату выписки счета-фактуры. Если в счете-фактуре, выписанной после 5 сентября, отразить цены в инвалюте 100 долл. США, то стоимость реализованных товаров (работ, услуг), пересчитанная по действующему на эту дату курсу ЦБ (1$=8100 сум) будет равна 8 100 000 сум. При фактически полученной предоплате 4 210 350 сумов налоги необходимо будет уплатить со стоимости реализации товаров (работ, услуг), отраженной в счете-фактуре – 8 100 000 сум.

http://www.norma.uz/nashi_obzori/oplata_v_valyute_vozmojna_no_ne_dlya_vseh

Валютный контроль узбекистан
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Налог на имущество формула

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here