Валютный контроль в области таможенного дела

Важная информация в статье: "Валютный контроль в области таможенного дела", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Читайте так же:  На кого распространяется налоговый вычет на детей

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Валютный контроль

Новые правила оформления внешнеторговых операций, вступающие в силу в начале лета, приведут к росту нарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), единогласно утверждают представители уполномоченных банков и регулирующих служб. При этом они уверяют, что после «переходного периода» предприниматели адаптируются к правилам, по сути либеральным. Бизнесмены считают, что вопрос не в качестве закона, а в его исполнении, и здесь ожидают трений. Эксперты утверждают, что в долгосрочной перспективе новации пойдут на пользу дальневосточникам.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Во-1-х

, его законодательной базой являются нормативные акты различной правоотраслевой принадлежности, а именно финансовой (банковской) и таможенной. К числу важнейших относятся Закон о валютном регулировании, ТК ТС, ФЗ от 7.07.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Во-2-х

, в сфере осуществления валютного контроля находятся операции, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

В-3-х

, в качестве участников правоотношений, возникающих в процессе осуществления валютного контроля в таможенной сфере, выступают с одной сторонысубъекты экспортно-импортных операций (как правило, юридические лица), а с другой стороны органы, наделенные соответствующими полномочиями – таможенные органыибанковские организации. Именно из-за этой особенности в литературе часто используется термин «таможенно-банковский валютный контроль».

В-4-х

, содержание валютного контроля составляет деятельность уполномоченных субъектов, включающая систему административных мер и выраженная в установлении ограничений, сужающих в определенных рамках свободу осуществления валютных операций. Однако ограничение такой свободы напрямую соотносится с целями реализации требований валютного законодательства. Наиболее действенным инструментом достижения целей валютного контроля в современных условиях является ограничение движения капитала.

В-5-х

, процедура валютного контроля в таможенной сфере объединяет в себе деятельность субъектов, обладающих различным правовым статусом. Так, таможенные органы входят в систему органов исполнительной власти, а банки представляют собой негосударственные организации. При этом и те и др. наделены соответствующими полномочиями государством, что фактически трансформирует разновидности государственного и негосударственного контроля в государственный финансовый контроль.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 — | 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Валютный контроль

Правительство одобрило подготовленный Минфином законопроект об отмене банковской тайны в отношении валютных операций. Банки будут обязаны представлять Росфиннадзору, налоговым и таможне «информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов» клиентов. Юристы недоумевают, как сведения об остатках на счетах компаний помогут валютному контролю.

Законопроект разрешает давний спор между банками с Росфиннадзором. Действующий закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предписывает кредитным организациям предоставлять службе, а также ФНС информацию, «связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов». Банки в большинстве случаев отказываются это делать, ссылаясь на то, что по закону «О банках и банковской деятельности» Росфиннадзор и ФНС не входят в перечень органов власти, имеющих право на получение этой информации, охраняемой режимом банковской тайны. Мировые судьи, с сожалением отмечает в документах к законопроекту Минфин, в спорах по этому поводу встают на сторону банкиров.

Для исправления ситуации поправки вносятся в оба вступивших в противоречие закона — терорганы Росфиннадзора, налоговые, а заодно и таможенные органы наделяются правом получать от банков «документы и информацию, содержащие сведения, составляющие банковскую тайну» — в объеме, предусмотренном законом «О валютном регулировании». Перечень истребуемых документов установлен в ст. 23 закона — среди прочего там значатся контракты и договоры, на основании которых проводятся валютные операции, паспорта сделок, банковские выписки со счетов, таможенные декларации и документы, подтверждающие ввоз валюты.

По словам партнера юридической фирмы Goltsblat BLP Владимира Чикина, фактически поправки позволят фискальным органам — налоговикам и таможенникам — получать точную информацию о том, сколько денег находится на счетах предпринимателей. «Непонятно, какое отношение это имеет к валютному контролю»,— сказал «Ъ» эксперт. По его словам, банки уже предоставляют теруправлениям ЦБ ведомости банковского контроля, содержащие сведения о валютных операциях (регулятору это необходимо для составления валютного баланса РФ). По мнению Владимира Чикина, большой объем документов, которые банк будет обязан предоставлять контролерам, в отдельных случаях может существенно осложнить его работу.

Банкиры, которым предстоит исполнять новые требования, комментируют их сдержанно. «По меньшей мере теперь банкам будет ясен порядок взаимодействия с госорганами по этому вопросу, хотя клиентам нововведения вряд ли понравятся»,— сказала «Ъ» главный бухгалтер Нордеа банка Татьяна Шарова. По ее словам, банк получает подобные запросы от ФНС: когда их одновременно поступает много, а объем информации значителен, сложно уложиться в сроки. «Реальность исполнения новых требований будет во многом зависеть от сроков, которые будут установлены для ответов»,— отметила госпожа Шарова.

Валютный контроль в области таможенного дела

Руководитель образовательной программы – Скудалова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенных платежей и валютного контроля Факультета таможенного дела Института права и национальной безопасности РАНХиГС.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя

Научный руководитель образовательной программы – Лозбенко Леонид Аркадьевич, доктор социологических наук, профессор, председатель Общественного совета при ФТС России, руководитель Комитета по ВЭД и таможне Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Образовательная программа «Таможенные платежи и валютное регулирование» направлена на получение знаний и навыков в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.

Наряду с общепрофессиональными дисциплинами образовательная программа включает актуальные дисциплины по таможенному делу, внешнеэкономической деятельности и юриспруденции, разработанные с учетом мнения работодателей и отражающие современные тенденции развития рынка.

В рамках образовательной программы предусмотрено прохождение следующих видов практик: учебной, производственной и преддипломной. Для прохождения практик обучающиеся направляются в Федеральную таможенную службу, в министерства и ведомства, в коммерческие организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, таможни и таможенные посты и др.

Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» будут уметь администрировать таможенные доходы, исчислять таможенные платежи и контролировать их уплату, обеспечивать соблюдение законодательства РФ при расчетах по внешнеторговым сделкам, определять происхождение и таможенную стоимость товаров, определении страны происхождения и таможенной стоимости товаров, выявлять и пресекать административных правонарушений и преступлений при контроле уплаты таможенных платежей, при валютном контроле, уметь применять информационные системы и информационные технологии с акцентом на использование электронных систем уплаты таможенных платежей.

Преподавательский состав представлен не только педагогами-теоретиками, но и практикующими специалистами в области таможенного дела, сотрудниками Федеральной таможенной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, других ведомств, а также крупных корпораций.


Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» могут стать должностными лицами и сотрудниками таможенных органов, менеджерами по работе с таможней, специалистами во внешнеэкономической деятельности, специалистами по совершению таможенных операций, таможенными представителями (таможенными брокерами), таможенными перевозчиками, логистами. специалистами по совершению таможенных операций.

Валютный контроль в области таможенного дела

Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными субъектами валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление такой деятельности государством.
Система валютного контроля в таможенной сфере включает в себя:

  • валютный контроль за экспортом товаров;
  • валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями.

Валютный контроль предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений. Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

  • юридического лица – экспортера;
  • уполномоченного банка;
  • таможенного органа.
  • данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
  • указанные в контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
  • паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством;
  • импортером представлен не весь пакет необходимых документов;
  • в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товара на территорию РФ.

Импортер в течение 15 дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД, которая помещается в досье помимо других необходимых документов. Осуществляя импортную операцию, субъект ВЭД обязан ввезти в Россию товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты. Если осуществить данный ввоз по каким-либо причинам не удается, импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок такого возврата или ввоза товаров не может превышать 90 дней со дня перевода. Нарушение положений валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность субъектов ВЭД.

Таможенное право. Шпаргалка (17 стр.)

Содержание и результаты экспертизы подлежат подробному описанию с указанием примененных методов и оценке. В заключении эксперт обосновывает выводы по поставленным вопросам, а также прилагает материалы и документы, иллюстрирующие такой акт.

Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми специалистами, а при возникших разногласиях каждый из них делает свои выводы отдельно. Копия заключения эксперта вручается заинтересованному лицу.

В соответствии со ст. 380 ТК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения возможно назначение дополнительной экспертизы, поручаемой этому же или другому эксперту либо организации. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.
Читайте так же:  Подоходный налог 15000

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

56. Валютный контроль при экспорте и импорте товаров

Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

1) юридического лица — экспортера;

2) уполномоченного банка;

3) таможенного органа.

При этом валютный контроль основан на сопоставлении информации об общей фактической стоимости по экспортному контракту, дате перемещения груза, сроках оплаты. Такие сведения передаются экспортером в таможенный орган и уполномоченный банк.

Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки: денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Основной документ валютного контроля — паспорт экспортной сделки. Информация, содержащаяся в нем, должна полностью соответствовать условиям внешнеторгового контракта. С подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен паспорт, а также за счисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по внешнеторговому контракту.

Учетная карточка — документ валютного контроля, формируемый таможенными органами по установленной форме для направления в банки и содержащий сведения из грузовых таможенных деклараций, необходимые для валютного контроля, а также сведения о поступлении выручки. На основе учетной карточки составляется реестр ожидаемого поступления валютной выручки на счета экспортеров.

Процесс валютного контроля в области таможенного дела включает прохождение таких стадий, как:

1) предварительный контроль;

2) информационно-аналитический контроль;

3) окончательный документальный контроль.

Валютный контроль при осуществлении импортных операций в целом осуществляется по такой же схеме, как и экспортный валютный контроль. Модель деятельности предприятия-импортера выглядит так: заключение импортного внешнеторгового контракта — перечисление денежных средств в счет оплаты — ввоз товара в страну.

По каждому заключенному внешнеторговому контракту импортер составляет паспорт импортной сделки. Он содержит сведения из договора, предусматривающего оплату в валюте или валютных ценностях ввозимых на таможенную территорию РФ товаров. Банк импортера осуществляет платежи по контракту только после подписания им паспорта импортной сделки.

Обмен информацией между банком и таможенным органом осуществляется в электронном виде по телекоммуникационной сети. Таможенные органы ведут списки участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в зоне их деятельности.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

55. Понятие и сущность валютного контроля в таможенных правоотношениях

Валютный контроль в области таможенного дела обладает рядом существенных признаков:

1) его законодательной базой являются нормативные акты различной отраслевой принадлежности, а именно финансовой(банковской) и таможенной;

2) в сфере осуществления валютного контроля находятся операции, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

3) в качестве участников правоотношений, возникающих в процессе осуществления валютного контроля в области таможенного дела, выступают, с одной стороны, субъекты экспортно-импортных операций (как правило, юридические лица), а с другой стороны, органы, наделенные соответствующими полномочиями. К их числу относятся таможенные органы и банковские организации;

4) содержание валютного контроля составляет деятельность уполномоченных субъектов, включающая систему административных мер и выраженная в установлении ограничений, сужающих в определенных рамках свободу осуществления валютных операций;

5) процедура валютного контроля в области таможенного дела объединяет в себе деятельность субъектов, обладающих различным правовым статусом.

Наделение Банка России функцией валютного контроля прямо соотносится с целями его деятельности, установленными Конституцией РФ.

Для реализации дан ной функции в его структуре создано Главное управление валютного регулирования и валютного контроля. Функции валютного контроля осуществляет также Министерство финансов РФ.

Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечен несоблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В области таможенного дела бартер — это прямой обмен товарами, работами, услугами, производящийся между двумя государствами.

Читайте так же:  Камеральной налоговой проверки декларации

Обязательным условием бартерного договора является равнозначность экспортируемых и импортируемых предметов сделки. Деятельность таможенных органов в этой связи нацелена на проверку соблюдения эквивалентности ввоза товаров, работ, услуг взамен фактического вывоза товаров, работ, услуг.

В механизме осуществления валютного контроля за бартерными операциями в качестве активных субъектов выступают лишь таможенные органы. Невыполнение сторонами бартерного договора требований законодательства превращает данный вид контроля в валютный контроль за экспортом или импортом. Такая трансформация предполагает возврат денежных средств на счета в уполномоченных банках.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».
Читайте так же:  С мрот берется подоходный налог

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Валютный контроль

Новые правила оформления внешнеторговых операций, вступающие в силу в начале лета, приведут к росту нарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), единогласно утверждают представители уполномоченных банков и регулирующих служб. При этом они уверяют, что после «переходного периода» предприниматели адаптируются к правилам, по сути либеральным. Бизнесмены считают, что вопрос не в качестве закона, а в его исполнении, и здесь ожидают трений. Эксперты утверждают, что в долгосрочной перспективе новации пойдут на пользу дальневосточникам.

Валютный контроль в области таможенного дела

Руководитель образовательной программы – Скудалова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенных платежей и валютного контроля Факультета таможенного дела Института права и национальной безопасности РАНХиГС.

Научный руководитель образовательной программы – Лозбенко Леонид Аркадьевич, доктор социологических наук, профессор, председатель Общественного совета при ФТС России, руководитель Комитета по ВЭД и таможне Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Образовательная программа «Таможенные платежи и валютное регулирование» направлена на получение знаний и навыков в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.

Наряду с общепрофессиональными дисциплинами образовательная программа включает актуальные дисциплины по таможенному делу, внешнеэкономической деятельности и юриспруденции, разработанные с учетом мнения работодателей и отражающие современные тенденции развития рынка.

В рамках образовательной программы предусмотрено прохождение следующих видов практик: учебной, производственной и преддипломной. Для прохождения практик обучающиеся направляются в Федеральную таможенную службу, в министерства и ведомства, в коммерческие организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, таможни и таможенные посты и др.

Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» будут уметь администрировать таможенные доходы, исчислять таможенные платежи и контролировать их уплату, обеспечивать соблюдение законодательства РФ при расчетах по внешнеторговым сделкам, определять происхождение и таможенную стоимость товаров, определении страны происхождения и таможенной стоимости товаров, выявлять и пресекать административных правонарушений и преступлений при контроле уплаты таможенных платежей, при валютном контроле, уметь применять информационные системы и информационные технологии с акцентом на использование электронных систем уплаты таможенных платежей.

Преподавательский состав представлен не только педагогами-теоретиками, но и практикующими специалистами в области таможенного дела, сотрудниками Федеральной таможенной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, других ведомств, а также крупных корпораций.

Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» могут стать должностными лицами и сотрудниками таможенных органов, менеджерами по работе с таможней, специалистами во внешнеэкономической деятельности, специалистами по совершению таможенных операций, таможенными представителями (таможенными брокерами), таможенными перевозчиками, логистами. специалистами по совершению таможенных операций.

Валютный контроль

Правительство одобрило подготовленный Минфином законопроект об отмене банковской тайны в отношении валютных операций. Банки будут обязаны представлять Росфиннадзору, налоговым и таможне «информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов» клиентов. Юристы недоумевают, как сведения об остатках на счетах компаний помогут валютному контролю.

Законопроект разрешает давний спор между банками с Росфиннадзором. Действующий закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предписывает кредитным организациям предоставлять службе, а также ФНС информацию, «связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов». Банки в большинстве случаев отказываются это делать, ссылаясь на то, что по закону «О банках и банковской деятельности» Росфиннадзор и ФНС не входят в перечень органов власти, имеющих право на получение этой информации, охраняемой режимом банковской тайны. Мировые судьи, с сожалением отмечает в документах к законопроекту Минфин, в спорах по этому поводу встают на сторону банкиров.

Для исправления ситуации поправки вносятся в оба вступивших в противоречие закона — терорганы Росфиннадзора, налоговые, а заодно и таможенные органы наделяются правом получать от банков «документы и информацию, содержащие сведения, составляющие банковскую тайну» — в объеме, предусмотренном законом «О валютном регулировании». Перечень истребуемых документов установлен в ст. 23 закона — среди прочего там значатся контракты и договоры, на основании которых проводятся валютные операции, паспорта сделок, банковские выписки со счетов, таможенные декларации и документы, подтверждающие ввоз валюты.

По словам партнера юридической фирмы Goltsblat BLP Владимира Чикина, фактически поправки позволят фискальным органам — налоговикам и таможенникам — получать точную информацию о том, сколько денег находится на счетах предпринимателей. «Непонятно, какое отношение это имеет к валютному контролю»,— сказал «Ъ» эксперт. По его словам, банки уже предоставляют теруправлениям ЦБ ведомости банковского контроля, содержащие сведения о валютных операциях (регулятору это необходимо для составления валютного баланса РФ). По мнению Владимира Чикина, большой объем документов, которые банк будет обязан предоставлять контролерам, в отдельных случаях может существенно осложнить его работу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Банкиры, которым предстоит исполнять новые требования, комментируют их сдержанно. «По меньшей мере теперь банкам будет ясен порядок взаимодействия с госорганами по этому вопросу, хотя клиентам нововведения вряд ли понравятся»,— сказала «Ъ» главный бухгалтер Нордеа банка Татьяна Шарова. По ее словам, банк получает подобные запросы от ФНС: когда их одновременно поступает много, а объем информации значителен, сложно уложиться в сроки. «Реальность исполнения новых требований будет во многом зависеть от сроков, которые будут установлены для ответов»,— отметила госпожа Шарова.

Источники

Валютный контроль в области таможенного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here