Виды форм и методов осуществления валютного контроля

Важная информация в статье: "Виды форм и методов осуществления валютного контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Формы и методы валютного контроля

Применительно к понятию валютного контроля необходимо указать на его формы (как способы вы­ражения и организации контрольных действий) и ме­тоды (как приемы и способы его непосредственного осуществления).

По времени осуществления выделяют три формы валютного контроля: предварительный; текущий; по­следующий.

При осуществлении валютного контроля могут использоваться следующие методы: наблюдение; проверка; обследование; анализ.

Многочисленность объектов валютного контро­ля, многообразие валютных ограничений, а также нали­чие развитой системы органов и агентов валютного кон­троля являются основой формирования нескольких ор­ганизационно-правовых форм валютного контроля.[7]

Под организационно-правовой формой валют­ного контроля понимают систему мер, осуществляе­мых организационно — юридически взаимосвязанными органами и агентами валютного контроля с использо­ванием специфических методов и приемов в отноше­нии нормативно определенной группы субъектов или группы валютных операций.

Выделяют следующие организационно-правовые формы валютного контроля:

1. Правительственный. Осуществляется Прави­тельством Российской Федерации в отношении сис­темы валютного контроля для обеспечения координа­ции деятельности в области валютного контроля фе­деральных органов исполнительной власти, являю­щихся органами валютного контроля, их взаимодей­ствия с Банком России, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессио­нальных участников рынка ценных бумаг и таможен­ных органов как агентов валютного контроля с Бан­ком России (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК).

Основная форма правительственного валютного контроля — издание индивидуальных актов право­применения.

Содержание правительственного валютного кон­троля может определяться, помимо ЗВРиВК, также и иными федеральными законами, в том числе не отно­сящимися к актам валютного законодательства (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК).

2. Общий. Осуществляется федеральными орга­нами исполнительной власти, специально уполномо­ченными Правительством Российской Федерации на осуществление валютного контроля (в настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), а также агентами валютного контроля и правоохранительными органа­ми (ФСБ России, МВД России) в отношении любых валютных операций, контроль за совершением кото­рых отнесен к их компетенции.

Основная форма общего валютного контроля — проведение проверок (последующий контроль).

3. Банковский — осуществляется Банком России (в том числе его территориальными учреждениями) и уполномоченными банками в отношении любых ва­лютных операций, совершаемых клиентами уполно­моченных банков, а также Банком России в отноше­нии уполномоченных банков в связи с исполнением ими норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

При этом Банк России обладает статусом органа валютного контроля (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК), а уполно­моченные банки — статусом агентов валютного кон­троля (ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК).

Основная форма банковского валютного контро­ля — наблюдение (текущий контроль) и проверки (по­следующий контроль).

4. Таможенный. Осуществляется таможенными органами в отношении лиц, осуществляющих валют­ные операции, связанные с перемещением (ввозом и вывозом) через таможенную границу Российской Фе­дерации объектов валютных правоотношений.

При этом таможенные органы обладают статусом агентов валютного контроля (ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК).

Основная форма таможенного валютного кон­троля — наблюдение (текущий контроль).

Разумеется, организационно-правовые формы ва­лютного контроля на практике существуют не изоли­рованно, а тесно переплетаются. Наиболее ярким примером их взаимодействия может служить осуще­ствление валютного контроля при экспортно-им­портных операциях, в котором участвуют и банки, и таможенные органы.

Такое положение делает необходимым обеспече­ние четкой координации между всеми органами и агентами валютного контроля как для обеспечения целостности и максимальной эффективности системы валютного контроля, так и во избежание дублирования функций или неоправданного вмешательства в валют­ные операции резидентов и нерезидентов.

В целях решения данной проблемы Правительст­во Российской Федерации специально уполномочено на осуществление необходимой межведомственной координации (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК). Нельзя, однако, не отметить, что опыт функционирования системы ва­лютного контроля в нашей стране не дает оснований для чрезмерной переоценки возможностей Прави­тельства Российской Федерации в рабочем режиме обеспечивать взаимодействие различных органов ва­лютного контроля.

С учетом этого представляется целесообразным либо создание межведомственного совещательного координирующего органа для обсуждения наиболее важных вопросов в сфере валютного контроля, либо формирование коллегиального органа по аналогии с Национальным банковским советом для принятия ключевых решений в области проведения валютной политики, либо предоставление координирующих функций одному из реально действующих органов валютного контроля (наиболее целесообразно — Банку России).[8]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Организация валютного контроля в РФ

Федеральные органы исполнительной власти в валютном регулировании

Таможенные органы – Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) Новым законом понижены с уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля.Упразднена система таможенно-банковского валютного контроля.Уполномоченные банки больше не обмениваются информацией с ФТС о ВЭД своих клиентов.Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются:

— внутренние ценные бумаги

— валютные операции, связанные с перемещением товаров

Перечисленные объекты попадают в сферу контроля только при перемещении их через таможенную границу РФ. ФТС контролирует своевременность репатриации валютной выручки от экспорта товаров и ввоза товаров в РФ при авансовых платежах резидентов.

В пределах своей компетенции издает нормативные акты в качестве органа валютного регулирования, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами.

Свои контрольные функции органа валютного контроля Правительство делегировало в разный период разным государственным структурам:

· ВЭК (валютно-экспортный контроль)

· Министерство по внешнеэкономическим связям

ВЭК России, а в настоящее время Управление валютного контроля МинФина, наделялись следующими правами:

Ø Получать от органов и агентов валютного контроля необходимую информацию и документы

Ø Проводить проверки финансовых документов, связанных с экспортом/импортом товаров и услуг, бартерными операциями, получением и переводом валютных ценностей

Ø Обращаться к правительственным и неправительственным организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности российских юр. и физ. лиц за рубежом

Ø Ставить вопрос о приостановлении внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области ВЭД

Ø Привлекать юр. и физ. лиц к ответственности за нарушение валютного законодательства

Ø Представлять РФ в международных организациях по поручению Правительства

Ø Выдавать разрешения хозяйствующим субъектам на проведение отдельных видов валютных операций

Читайте так же:  Возврат налога после лечения зубов

ФТС проводит проверки по полноте поступления экспортной валютной выручки для возмещения НДС и другие проверки.

Валютный контроль – это деятельность государства, осуществляемая посредством форм и методов контроля через совокупность органов и агентов, направленная на обеспечение выполнения норм валютного законодательства хозяйств субъектами при проведении валютных операций.

Валютный контроль можно представить в виде системы, среди элементов которой можно выделить:

1. Государственные органы валютного регулирования и валютного контроля.

2. Агенты валютного контроля.

3. Субъекты хозяйствования.

4. Валютные операции.

Взаимодействие элементов системы валютного контроля осуществляется посредством связей, к которым можно отнести:

— формы и методы валютного контроля.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 314 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формы и виды валютного контроля

Потребность в выявлении форм и видов валютного контроля обусловлена рядом причин: во-первых, валютный контроль осуществляется различными субъектами, неодинаковыми по правовой природе, объему компетенции, формам и методам работы; во-вторых, валютный контроль осуществляется по отношению к объектам, также различным по своему правовому положению, связям с контрольным органом, направлению деятельности.

Форма валютного контроля выражается в конкретных способах и средствах организации контрольных действий субъектов валютных правоотношений.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют следующие формы:

1) Предварительный валютный контроль — осуществляется до совершения валютных операций. Это контроль за законностью либо целесообразностью принятия какого-либо решения. Например, проявлением предварительного валютного контроля являются требования Закона о валютном регулировании об оформлении резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и обеспечения валютного контроля; обязанность представлять подтверждающие документы по валютным операциям.

2) Текущий валютный контроль — это контроль, проводимый в процессе совершения валютных операций резидентами и нерезидентами.

3) Последующий валютный контроль — это контроль, осуществляемый органами и агентами после совершения резидентами и нерезидентами валютных операций. По результатам последующего валютного контроля осуществляются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере можно выделить такие формы контроля, как непосредственный валютный контроль и опосредствованный валютный контроль. Опосредствованный валютный контроль осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность в валютной сфере. Непосредственный валютный контроль осуществляют иные органы и агенты валютного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.

Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет валютный контроль. Особенность правового статуса Правительства РФ в системе субъектов валютного контроля заключается в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Особое положение Правительства РФ обусловлено тем, что оно является органом общей компетенции, обладающим обширными функциями, а иные федеральные органы исполнительной власти являются органами специальной компетенции.

В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции:

1.обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти — органов валютного контроля, а также взаимодействие этих органов с Банком России;

2.обеспечивает взаимодействие агентов валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) с Банком России.

Специфика объекта валютного контроля обусловила многообразие видов валютного контроля. Следует отметить, что валютный контроль рассматривается как часть финансового контроля, поэтому ему присущи общие черты финансового контроля. В то же время валютный контроль имеет собственную специфику, что проявляется в классификации видов валютного контроля.

В зависимости от валютно-правового статуса субъектов, осуществляющих валютный контроль, он подразделяется на контроль органов валютного контроля и контроль агентов валютного контроля.

В свою очередь, контроль, осуществляемый органами валютного контроля, делится:

— на валютный контроль Банка России;

— на валютный контроль Росфиннадзора.

Контроль, осуществляемый агентами валютного контроля, подразделяется:

— на валютный контроль уполномоченных банков;

— на валютный контроль профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— на валютный контроль таможенных органов;

— на валютный контроль налоговых органов.

В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяются:

— валютный контроль за внешнеторговыми операциями (контроль за экспортом и импортом товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности);

— валютный контроль за неторговыми операциями (ввозом, вывозом, пересылкой валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей; покупкой и продажей наличной иностранной валюты физическими лицами и др.).

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 589 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Валютный контроль: понятие и значение

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Важным является разработка и применение системы мер валютного контроля. Деятельность во внешней торговле сопровождается операциями, связанными с движением валютных средств. Такая деятельность должна контролироваться в особом порядке. IX Конгресс ИНТОСАИ, который проходил в г. Лиме в 1977 году принял документ, определяющий руководящие принципы валютного контроля. Было отмечено, что контроль не является самоцелью, он осуществляется для того, чтобы исправить ошибки и просчеты в принятых стандартах во избежание нарушения принципа законности. В отдельных случаях контроль позволяет привлекать к ответственности виновных, проводить профилактические мероприятия по предотвращению нарушений.

Цель валютного контроля

Целью является недопущение нарушений валютного законодательства при осуществлении операций с валютой. Все операции этого вида подлежат валютному контролю независимо от того проводятся они с валютными ограничениями или без них. Если валютная операция проводится без ограничений, ряд мер пассивного контроля все равно предусмотрен. К таким мерам относятся: предоставление данных статистики, паспорт сделки и пр. Органы валютного контроля таким образом накапливают информацию для последующей корректировки государственной политики в этой области.

Понятие валютного контроля является разновидностью контроля финансового со своими отличительными особенностями. Основной формой валютного контроля являются проверки:

  • операций с валютой на соответствие законодательству;
  • наличия лицензий и соглашений;
  • выполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;
  • обоснованности валютных платежей;
  • учета и отчетности по валютным операциям.
Читайте так же:  Оплата налога за сдачу квартиры в аренду

Замечание 1

Сущность валютного контроля в использовании организационно-правовых способов и средств для выяснения соответствия деятельности подконтрольных субъектов законам, анализе результатов, выявлении отклонений, принятии мер по исключению этих отклонений и привлечении к ответственности виновных.

Валютный контроль – функция государственного управления, являющаяся видом государственного финансового контроля.

Основная цель как финансового, так и валютного контроля в обеспечении успешной реализации валютной политики государства.

Контроль за операциями с валютой можно рассматривать как многоаспектный вид контроля. Во-первых, он является государственной функцией управления и обеспечивает проверку, наблюдение, анализ, что характеризует его как функцию. Во-вторых, это определенная стадия конкретных государственных действий. В-третьих, это форма обратной связи при регулировании валютных отношений. В процессе контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников правоотношений, связанных с валютой. Результаты анализируются и оцениваются, в валютное законодательство вносятся корректировки. В-четвертых, валютный контроль обеспечивает соблюдение ограничений в валютной сфере, поэтому он является средством поддержания правопорядка.

Классификация валютного контроля

Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  • валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  • валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий. Таким образом, различают:

  • опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  • непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  • над операциями резидентов;
  • над операциями нерезидентов;
  • над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.

Текущий валютный контроль

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  • открытие валютного счета;
  • купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;
  • проведение международных расчетов и пр.

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля.

Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;
  • при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  • данные бухгалтерского учета;
  • документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  • первичные документы и пр.

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Валютная дисциплина

Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности. Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой. Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера.

Видео (кликните для воспроизведения).

Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  • сбор сведений о валютных операциях;
  • обработка и систематизация данных;
  • предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  • выявление правонарушений.

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны. Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  • быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  • обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;
  • требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  • представлять документы по валютным операциям и счетам;
  • вести учет по совершенным валютным операциям;
  • сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике.

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг. В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом. Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса. Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Читайте так же:  Сумма пени за неуплату налогов

Формы и методы валютного контроля

Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущийи последующий.

1. Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

2. Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.

3. Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Методы валютного контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

В валютном контроле наиболее распростра­нены методы наблюдения, анализа и проверки.

1) наблюдение в данной сфере представ­ляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов по­лучения и оценки информации;

2) анализ характе­ризуется обработкой информации с использова­нием специальных аналитических математичес­ких приемов;

3) проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений валютного законодатель­ства.

Методы валютного контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов валютного контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Заключение

Вопрос расчетов является одним из ключевых вопросов в международном торговом обороте.

Значительную часть внешнеэкономических отношений составляет внешняя торговля. Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а так же некоммерческим операциям, кредитам и движению капиталов между странами.

От выбора форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведение операций через банки.

Формы международных расчетов, которые разработаны международной практикой, являются своего рода защитными методами от валютных рисков и отличаются друг от друга механизмом, степенью гарантированности и формой участия в расчетах банков. Поэтому необходимо выбрать такую форму расчета, которая независимо от экономической и политической стабильности страны-контрагента давала бы возможность защитить интересы как экспортера так и импортера.

В данной курсовой работе была раскрыта сущность международных расчетов рассмотрены применяемые основные формы международных расчетов (аккредитив, инкассо, банковский перевод, а также расчеты с использованием переводного векселя) как наиболее распространенных формах международных расчетов, и которые в наибольшей степени удовлетворяют требования проведения расчетов как экспортеров, так и импортеров.

Также был изучен механизм государственного регулирования операций по международным расчетам.

В современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства; осуществляется в целях реализации государственной валютной политики. Валютный контроль является одной из форм нетарифного регулирования внешней торговли; вынужденной мерой, принимаемой государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты.

К основным целям валютного контроля в России можно отнести: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Список используемой литературы.

1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» (в последней редакции от 05.04.2016)

2. Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в последней редакции от 30.12.2015)

3. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в последней редакции от 09.02.2016)

4. Деньги. Кредит. Банки: учебник О.И.Лаврушин [и др.].-9-е изд., стер.- М.:КноРус,2010

5. Жуков Е.Ф.Банковское дело: учебник/под ред. Е.Ф.Жукова, Н.Д.Эриашвили- 3-е изд., перераб. и доп.-М.:Юнити-Дана,2012.

6. Кроливецкая Л.П.: Банковское дело. — М.:КноРус,2009.

7.Михайлов Д.И. Международные расчеты и гарантии. Москва, 2007г.-245 с.

8. Абрамов В. Валютное регулирование и валютный контроль. //Закон. – 2001. – № 6. – С. 94-97.

9. Валютное регулирование и валютный контроль за экспортно-импортными операциями. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 280 с.

10. Платонов И. И. Валютный рынок и валютное регулирование. — М., 2006

Виды и формы валютного контроля

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Под валютным регулировании традиционно понимается система мер, предпринимаемых государством по целенаправленному воздействию в целях ограничения, прекращения, изменения или стимулирования общественных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями с помощью специальных юридических и экономических средств. Валютное регулирование является формой валютной политики государства.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в России валютное регулирование отнесено к исключительному ведению РФ. Ст. 75 Конституции РФ определяет, что «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ», поэтому он и является основным органом валютного регулирования в России.

Читайте так же:  Налоги ип сроки платежа

Ст. 3 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» — принципы:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования (первоочередное использование в валютной политике государства мер общеэкономического регулирования и обращение к административно-ограничительным способам регулирования только в крайних случаях);

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (например, в целях защиты экономической безопасности государства – ст. 55 Конституции РФ);

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ (органы валютного регулирования согласовывают между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций);

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля (этот принцип основан на принципе единства экономического пространства, установленном в ст. 8 Конституции РФ);

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (право собственности на валютные ценности в РФ относится к категории вещных прав и охраняется государством в соответствии со ст. 35 Конституции РФ наряду с правами на иное имущество. Вещно-правовые способы защиты права собственности (виндикационный и негаторный иски) предусмотрены в ст. 301 – 305 ГК РФ).

Основным нормативно-правовым актом, закрепившим механизм такого контроля и содержание сделок, подпадающих под признаки фиктивности или подозрительности, является указа ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерное осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

В соответствии с названным Указанием уполномоченный банк обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в ЦБ РФ информацию о валютных операциях, проводимых клиентом и договорам, имеющим любой из следующихпризнаков:

1. в договоре не предусмотрена уплата контр агентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и не предусмотрено обес­печение ими своих обязательств;

2. в договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, луг, результатов интеллектуальной деятельности) в польз) нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на терри4 ториях, предоставляющих льготный налоговый режим

3. в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импорти­руемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную к 100 тыс. долларов США;

4. в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентовки иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности не превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);

5. по договору (контракту) нерезидент не исполнил своих обязательств и возвратил ранее произведенную резидентом предоплату (аванс);

6. получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являет­ся нерезидент, не являющийся стороной по договору (кон­тракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности);

7. договоры (контракты) заключены от имени резидента — юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает трех месяцев.

формы валютного контроля.

Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законода­тельства и о проводимых клиентом валютных операциях, об­ладающих вышеуказанными признаками, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представле­ния клиентом в уполномоченный банк документов, являющих­ся основанием для проведения валютных операций, обладаю­щих перечисленными выше признаками.

Указанная информация направляется уполномоченным банком (его филиалом) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управле­ние валютного регулирования и валютного контроля) для обоб­щения, анализа и учета при проведении проверок, а также для возможной передачи в правоохранительные органы или ВЭК России по их запросам.

Это новое направление валютного контроля имеет боль­шие перспективы, поскольку является средством обнаруже­ния не только собственно валютных правонарушений, но и многих иных — налоговых, финансовых и др. Однако дальней­шее его регламентирование требует законодательных усилий. Так, в целях законодательного закрепления соответствующих полномочий органов валютного контроля, наделения резиден­тов и уполномоченных банков адекватными обязанностями Правительство РФ в феврале 2000 г. внесло в Государствен­ную Думу законопроект об изменениях в Закон (в ст. 5 и 7), в частности, устанавливающих право Правительства РФ и ЦБ РФ определять признаки валютных операций, подлежащих обязательному контролю, а также подразумевающих обязан­ность уполномоченного банка приостанавливать валютную oneрацию.

| следующая лекция ==>
Правовые основы валютного контроля | Вопросы для семинарского занятия по теме 6

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 423 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Валютный контроль: формы и методы

Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий.

Предварительный контроль

Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  • достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  • соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;
  • соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д.

Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Последующий валютный контроль

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  • сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;
  • контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  • проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь.

Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  • подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);
  • выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  • выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).
Читайте так же:  Уплату каких налогов заменяет енвд

Замечание 1

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период. Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля.

Механизм контроля за валютными операциями

Валютный контроль реализуется при помощи специфического механизма, который является способом организации и функционирования управленческой контролирующей деятельности. В широком смысле под термином «механизм» следует понимать согласованное воздействие субъектов на явления окружающей действительности.

Механизм валютного контроля выступает как организационно-правовая система государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Контроль – совокупность мер гос. регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения интересов государства в правоотношениях. Валютный контроль – деятельность специальных органов, направленная на соблюдение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

В Законе о валютном регулировании определены принципы валютного контроля:

  • невмешательство государства в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы регулирования и контроля;
  • защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении операций в валюте.

Подход объединения принципов регулирования и контроля законодатель объясняет тем, что эти две системы должны эффективно функционировать и быть согласованными, так как порядок проведения валютных операций может быть обеспечен только посредством контроля за их соблюдением валютного законодательства. Например, правительство РФ и Банк России наделены одновременно функциями по валютному регулированию и контролю.

Валютные ограничения отменяются и закрепляются, это существенно влияет на механизм валютного контроля. Появление ограничений означает то, что у резидентов и нерезидентов возникают дополнительные обязанности, поэтому появляются новые объекты контроля. Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Контролю подлежат все без исключения валютные операции независимо от того, совершаются они свободно либо с валютными ограничениями.

Регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  • создание организационных структур и наделение их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций;
  • определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами валютного контроля.

Меры валютного контроля являются производными от валютных ограничений, но они не тождественны. Посредством ограничений государство регулирует операции с валютой, а через меры контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований.

Существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, банк может отказать в проведении валютной операции при отсутствии необходимых для валютного контроля документов.

Есть случаи, когда мероприятия валютного контроля становятся ограничительными мерами.

Это происходит в случаях необоснованного ввода государством процедур контроля, которые делают законные операции затруднительными или вовсе невозможными. В этом случае меры валютного контроля начинают выполнять не контролирующую, а регулирующую функцию. Происходит воздействие на добросовестных участников валютных отношений.

Механизм валютного контроля функционирует качественно, когда существуют границы внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает наличие субординации между субъектами. Конечная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютной дисциплины.

Методы валютного контроля

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии.

Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств.

Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  • специфика осуществления конкретных валютных операций;
  • правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  • тип подконтрольного объекта;
  • формы проведения контроля и пр.

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  • проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  • запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах. Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации. В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.

Пример 3

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.

Закон о валютном регулировании в статье 23 определяет ключевые виды мероприятий валютного контроля:

  • контроль над соблюдением субъектами валютных правоотношений нормативных актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • анализ истинности и полноты учетных и отчетных данных относительно осуществленных валютных операций;
  • запрос и анализ полученных сведений, в том числе документальных, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок представления запрошенной информации органами и агентами валютного контроля – не более 7 дней с момента поступления запроса.

Замечание 3

Видео (кликните для воспроизведения).

В общем, необходимо отметить, что специфика контролирующих процедур в сфере валютных правоотношений – применение мер государственного принуждения, в частности, выдача предписаний, предполагающих согласно законодательству РФ несение ответственности за нарушение норм валютного законодательства или устранение выявленных нарушений.

Источники

Виды форм и методов осуществления валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here