Внутренний финансовый контроль определение

Важная информация в статье: "Внутренний финансовый контроль определение", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Внутренний (ведомственный) финансовый контроль

Ведомственный внутренний финансовый контроль

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый контроль непрерывно осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

При этом контрольные функции могут осуществляться руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На федеральном уровне подобный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Принятие Правил N 193 позволило реализовать новые инструменты финансового менеджмента в секторе государственного управления как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений. Напомним, что мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Примечание

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению внутреннего финансового контроля приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;

2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).

Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля является профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Внимание

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в рамках соответствующего ведомства, включает контроль за расходами на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ). Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89.

Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения:

— главного администратора (администратора) бюджетных средств;

— соответствующих получателей бюджетных средств.

Формами проведения внутреннего финансового контроля на федеральном уровне являются следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно п. 7 Правил N 193 все контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные. А в соответствии с п. 8 Правил N 193 возможно применение следующих способов проведения контрольных действий:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

В соответствии с п. 6 Правил N 193 методами внутреннего финансового контроля являются:

— контроль по уровню подчиненности (подведомственности);

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Назначение, принципы и особенности внутреннего финансового контроля

План лекции.

ТЕМА 5. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. Назначение, принципы и особенности внутреннего финансового контроля.

2. Функции финансового контроллинга.

3. Основные принципы построения системы финансового контроллинга.

4. Характеристика этапов построения системы финансового контроллинга на предприятии.

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Контроль реализуется в различных сферах деятельности, в том числе и в финансовой. Финансовый контроль представляет собой метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов.

Читайте так же:  Годовой налог на имущество сроки

Финансовый контроль — совокупность действий и операций, осу­ществляемых специально уполномоченными органами, за соблюде­нием субъектами хозяйствования и органами государственной влас­ти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью сво­евременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Инфраструктура финансового контроля включает объекты и субъекты контроля, информационное, правовое и методическое обеспечение, механизм, принципы и меры ответственности всех участников процесса контроля, а также финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля.

К важнейшим элементам управле­нияотносится внутренний контроль, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. В традиционных системах внутреннего контроля органической составной частью является система внутреннего финансового контроля. Методы внутреннего финансового контроля выполняют важную роль в составе механизма финансового менеджмента.

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

Внутренний финансовый контроль выполняет оперативную, за­щитную, регулирующую, информационную, коммуникационную и пре­вентивную функции.

Основные принци­пы осуществления внутреннего финансовый контроля:

1) четкое определение и понимание ответственности;

2) контроль доступа к активам и информации;

3) надлежащий уровень наблюдения за работой подчиненных;

4) авторизация любых хозяйственных операций и руководящих
указаний (приказов, распоряжений, актов, справок и проч.) на со­ответствующем уровне;

5) своевременный и точный учет хозяйственных операций, фак­тов хозяйственной жизни, руководящих указаний;

6) документирование политик, процедур, инструкций и контроль их исполнения;

7) разграничение критических полномочий (функций);

8) сверка физического наличия активов с данными их учета;

9) достаточный уровень образования и профессиональной подготовки сотрудников.

Концепция внутреннего финансовый контроля включает в себя пять элемен­тов: внутреннюю среду; оценку рисков; осуществление контроля; передачу информации; мониторинг.

Под внутренней средой контроля понимаются философия и стиль менеджмента; делегирование полномочий и принятие ответственно­сти; кадровая политика; компетентность сотрудников; отношение топ-менеджеров (руководителей высшего звена) к вопросам контроля.

Оценка рисков подразумевает выявление и оценку степени риска, ситуаций, могущих возникнуть на пути достижения организацией поставленных целей; определение методов снижения или управления этими рисками; определение рисков, связанных с нововведениями.

Осуществление контроля включает: одобрение хозяйственных операций или решений уполномоченными лицами; делегирование и принятие ответственности; разграничение полномочий (функций); контроль и оценку деятельности каждого служащего; определение и контроль прав доступа к активам и информации; проведение сверок и инвентаризаций; проведение оценки эффективности использова­ния активов компании.

Передача информации означает, что соответствующая информа­ция доступна тому, кто в ней нуждается в силу возложенных на не­го функций; существуют стандартные каналы распространения и передачи информации как снизу вверх, так и сверху вниз; переда­ваемая информация уместна, полезна и своевременна.

Мониторинг системы внутреннего контроля необходим для оп­ределения ее эффективности и может проводиться в рамках как са­мой системы контроля, так и независимых проверок.

К средствам и методам внутреннего финансового контроля относятся: организация про­цесса контроля; политика; процедуры; персонал; учет; бюджеты и отчетность.

Организация процесса внутреннего финансового контроля подразумевает: наличие простой организационной структуры, четких линий подчиненности, ответ­ственности наряду с необходимыми полномочиями; разграничение полномочий в критических ситуациях; отчетность перед вышестоя­щими менеджерами; возможность изменения структуры при изме­нении целей, планов и политик.

Внутренний финансовый контроль может быть предварительным, текущим (оперативным) и последующим. С точки зрения соотношения затрат и выгод наиболее эффективен предварительный контроль. Выгоды от эффективной системы внутреннего финансового контроля должны соизмеряться с издержками создания и мониторинга этой системы.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в различных фор­мах, выбор которых зависит от сложности организационной структуры, организационно-правовой формы предприятия, видов и мас­штабов его деятельности, целесообразности охвата контролем раз­личных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю.

Одна из наиболее развитых форм внутреннего финансового контро­ля — внутренний аудит.

Внутренний аудит — это независимое исследование и оценка всех аспектов деятельности организации: повышения эффективно­сти системы внутреннего контроля, а также системы управления рисками и системы корпоративного управления в целом.

Внутренний аудит выполняется советом директоров, отделом менеджмента корпорации и внешними аудиторами. На совет дирек­торов возлагается стратегия внутреннего аудита и наблюдение за ее реализацией; на отдел менеджмента возлагается воплощение страте­гии и выполнение планов компании; на внешних аудиторов — ау­дит финансовых результатов деятельности.

Возможны следующие варианты создания службы внутреннего аудита на предприятии:

­ отдел внутреннего аудита, состоящий из сотрудников органи­зации;

­ услуги внешних исполнителей, как правило, аудиторских компаний, специализирующихся в области внутреннего аудита;

­ совмещение первых двух вариантов.

Служба внутреннего аудита (СВА) должна быть независима, а внутренние аудиторы объективны в выполнении своих обязанно­стей — это основное требование профессиональных стандартов внутреннего аудита.

В форме внутреннего аудита внутренний контроль проводят круп­ные и некоторые средние организации, для которых характерны:

­ усложненная структура (дивизиональная, матричная или конгломератная);

­ многочисленность филиалов, дочерних компаний;

­ разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

Читайте так же:  Как подать заявление на налоговый вычет

­ стремление органов управления получать достаточно объек­тивную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления и нести в связи с этим дополнительные (и существенные) расходы.

Кроме задач контрольного характера внутренние аудиторы мо­гут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финан­совую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленче­ское консультирование.

К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регла­ментирована действующим законодательством. Этот институт в ос­новном распространен в акционерных обществах, обществах с ог­раниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11020 — | 7448 — или читать все.

Как организовать внутренний финансовый контроль

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

Оценить потребности

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции;
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.

Составить план мероприятий

Видео (кликните для воспроизведения).

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Читайте так же:  Основание для налога на недвижимость

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки;
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль – составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

1. помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

2. проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;

3. контроль сохранности собственности организации;

4. обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

5. защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;

6. повышение дисциплины учетной работы.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

1. контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;

2. контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

3. контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

4. контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;

5. контроль над формированием финансовых результатов;

6. выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

7. контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

8. контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;

9. контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

10. анализ деятельности предприятия;

11. контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

12. контроль надежности информации, представляемой системе управления;

13. организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.

Достижение общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:

1. соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;

2. устойчивость организации с финансово -экономической, рыночной и правовой точек зрения;

3. упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;

4. сохранность имущества;

5. должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

6. показатели эффективности системы бухгалтерского учета;

7. рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

8. рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

9. соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;

10. соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.

6.Субъектами государственного финансового контроляявляются:

· Счетная палата РФ;

· Центральный банк РФ;

· Министерство финансов РФ;

· Контрольное управление Президента РФ;

· Федеральная налоговая служба;

· Федеральная таможенная служба и др.

Определенные контрольные функции выполняет федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства.

Читайте так же:  План осуществления внутреннего финансового контроля

Законодательные (представительные) органы властии органы местного самоуправления осуществляют различные формы финансового контроля, которые по времени проведенияподразделяется на:

· предварительный – проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий – осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе рассмотрения слушаний и в связи с депу-татскими запросами;

· последующий– проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Значение предварительного финансового контроля состоит в том, что он позволяет предупредить нарушения законодательства. Текущий финансовый контроль способствует изысканию внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих рост накоплений. Последующий – взаимосвязан с предварительным финансовым контролем, с его помощью проверяется целесообразность расходования денежных средств за определенный период.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Минфин РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

8.Система внутреннего контроля
Структура внутреннего контроля может быть подразделена на три составляющих: контрольная среда — набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии; система бухгалтерского учета предприятия политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций; процедуры контроля — специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия. Эти три составляющие во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существующих ошибок информации и ее искажения.
Состояние контрольной системы зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснений, целей контроля и надзора за деятельностью персонала.
Контрольная среда состоит из следующих элементов:
— политика и методы управления:
— организация структура предприятия:
— деятельность исполнительного органа:
— методы распределения функций управления:
— управленческие методы контроля, в том числе внутренний аудит:
— кадровая политика:
— внешние воздействия (например, проверка со стороны банковских органов).

9. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СМЕТ (БЮДЖЕТОВ), ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

10.

11.СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД РЕВИЗИИ

13. Подготовка и планирование проведения ревизии

По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые.

Контрольно-ревизионные органы разрабатывают перспективные (на 5 лет) и текущие (на предстоящий календарный год) планы проведения ревизий.

При составлении плана предусматривается, чтобы предприятие проверялось не менее одного раза в год и чтобы была обеспечена преемственность проверок (каждая ревизия охватывает период со дня окончания предыдущей проверки по дату составления баланса в проверяемом периоде).

Планирование ревизий носит строго конфиденциальный характер для обеспечения внезапности проверок.

В планах ревизии отражают методы проверки (обычно сплошной метод применяется для проверки кассовых и банковских операций и для определения полного размера причиненного ущерба в выявленных фактах хищения и других нарушениях).

Составлению же плана проведения ревизии на конкретном предприятии всегда предшествует подготовительная работа, которая включает в себя изучение необходимых законодательных, нормативно-правовых актов, отчетных и статистических данных, других имеющихся материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Необходимо также ознакомить членов ревизионной группы с собранной о предприятии информацией, распределить между ними вопросы и участки работы.

Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения ревизии.

В случае отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

На основании плана ревизии составляется программа ревизии, а каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план.

В течение ревизии пересматриваться и корректироваться в зависимости от выявленных случаев нарушений, в них вносятся изменения касательно методов ревизии, аналитических процедур, объема выборки для проверки и другое, а если учет на предприятии не ведется или запущен, ревизия может быть вообще приостановлена и возобновлена после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

Для систематизации материалов проверки ревизоры составляют рабочие документы согласно действующей Инструкции и разработанным методическим рекомендациям чтобы зафиксировать все обнаруженные в ходе проверки нарушения, в дальнейшем информация из рабочих документов переносится в акт проверки, который составляется согласно разработанной ранее программе или плану проверки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Внутренний финансовый контроль

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2009, N 1

В современных условиях рыночной экономики, совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение реформирования системы финансового контроля.

Одним из перспективных видов финансового контроля является аудиторский финансовый контроль, который бывает двух видов: внешний и внутренний аудит.

Важнейшим элементом управления, обеспечивающим возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение, и неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия является внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в РФ внутренний аудит — это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита.

Читайте так же:  Штрафы за нарушение валютного законодательства таблица

Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого лица. Деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Однако она может быть и достаточно независимой, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации или внешние аудиторы.

Учитывая, что внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта, его можно квалифицировать как внутренний аудиторский финансовый контроль. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством или собственниками в зависимости от:

  • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • сложившейся системы управления экономического субъекта;
  • состояния внутреннего контроля.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками или руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства или собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству или собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение: «внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах». Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проведенных проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате организации и подчиненные ее руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями организации, так и организацией в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

  • проверку систем контроля, направленную на выработку политики организации в рамках законодательства;
  • оценку эффективности и экономичности операций организации;
  • проверку уровня достижений запланированных (программных) целей;
  • подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри организации.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют внутренние ревизоры (ревизорские группы) при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

  1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
  3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

На данный момент стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового аудиторского контроля, и конкретные методики проведения аудита не разработаны, поэтому в своей деятельности лица, осуществляющие внутрифирменный аудит, руководствуются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. В настоящее время функции разработки внутрифирменных стандартов возложены на самих внутренних аудиторов. Чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования, деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, стандарта.

Термин «стандарт» здесь следует понимать в специальном смысле, который отличается от принятого у нас. Вместо «стандарты аудита» за рубежом применяют и другое название — Code of Ethics for Auditors, которое можно перевести как «стандарты поведения», «этический кодекс» или, наконец, «правила для аудиторов».

При этом каждая методика позволит существенно сократить время осуществления аудиторской проверки. При этом возникает необходимость разработки базовых методик проверок различных объектов аудиторского контроля с приведением в них целей и задач аудита, источников информации, классификации возможных нарушений и типовых ошибок, последовательности работ (в том числе перечней действий внутреннего аудитора в тех или иных ситуациях), типовых рабочих и отчетных документов.

Для сопоставимости информации аудиторские процедуры по сбору аудиторских доказательств можно рекомендовать осуществлять в три этапа (табл. 1).

Процедуры по сбору аудиторских доказательств

Видео (кликните для воспроизведения).

Разработанные методики необходимо совершенствовать для приведения их в соответствие с меняющимися условиями.

Источники

Внутренний финансовый контроль определение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here