Водный налог источник уплаты

Важная информация в статье: "Водный налог источник уплаты", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Сроки уплаты

Перечисляется налоговый платеж ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ ). Если день платежа выпадает на нерабочий праздничный или выходной день, то срок оплаты переносится на ближайший рабочий день. Так, например за 3 квартал 2020 г. налоговый платеж необходимо осуществить не позднее 22 октября, поскольку 20 октября — суббота.

Уплачивается фискальный сбор по месту нахождения объекта налогообложения. При перечислении необходимо в платежных документах указать КБК 18210703000011000110.

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018 II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018 III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018 IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.
Читайте так же:  Платежное поручение без печати налоговый вычет

Как рассчитать водный налог за квартал

ООО «Пример» на основании лицензии произвело забор воды из подземных источников бассейна р. Ангара во 2 квартале 2017 г., при том целью забора вод не являлось водоснабжение населения.

Лимит забора воды установлен в размере 200 000 куб. м. Предприятие допустило перерасход забора воды на 35 000 куб. м, но водоизмерительных приборов не имелось, что повлекло за собой применение повышающего коэффициента в размере 1,1.

Рассчитаем сумму водного налога:

  • ставка налога для использования вод Байкала и его бассейна составляет 678 руб. Для 2017 г. ставка должна быть увеличена в 1,52 раза;
  • в части использования воды в пределах лимита ставка налога составляет 1 134 (678 * 1,52 * 1,1) руб.;
  • в части использования воды сверх установленного лимита ставка в 5 раз больше — 5 668 (678 * 1,52 * 1,1 * 5 ) руб.

Осталось применить исчисленные ставки к выбранным объемам и получить сумму водного налога:

  • в пределах лимита — 226 800 (200 * 1 134) руб.;
  • сверх лимита — 198 380 (35 *5 668) руб.
  • итого — 425 180 руб.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кто признается плательщиком водного налога

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года. После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору. До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий. До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Читайте так же:  Справка о выездной налоговой проверке образец заполнения

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии ?

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды . Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта ?

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Расчет налога к уплате

При расчете налогового платежа для всех видов водопользования, кроме водоснабжения населения, сначала необходимо рассчитать действующую ставку. Ежегодно происходит индексация базовой ставки, установленной на водный налог: коэффициент 2020 года установлен в размере 1,75.

Если вода забирается из подземных источников для дальнейшего бутилирования и продажи, то ставка увеличивается в 10 раз.

Далее расчет производится по формуле:

Важно помнить о лимитировании забора воды и с объемов превышения исчислять налог в пятикратном размере.

При невозможности налогоплательщиком организовать учет объема забора расчет следует производить по формуле:

Для расчета налогового платежа при водоснабжении населения установлена особая ставка и особый порядок расчета. Исходя из установленной ставки на текущий год и объема изъятого ресурса, в 2020 году расчет необходимо производить так:

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности , грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

4.6 Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое во ­ допользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объ ­ екта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта на ­ логообложения и налоговой базы.

Порядок определения налоговой базы

Установление налоговых ставок

Забор воды из водных объектов

Объем воды, забранной из водного объекта за нало ­ говый период

Определяется на основании показаний водоизмери ­ тельных приборов, отражаемых в журнале первич ­ ного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной во ­ ды определяется исходя из времени работы и про ­ изводительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производитель ­ ности технических средств — объем забранной во ­ ды определяется исходя из норм водопотребления

В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим рай ­ онам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование аква ­ тории водных объек ­ тов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Площадь предоставленно ­ го водного пространства

Определяется по данным лицензии на водополь ­ зование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации

Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономи ­ ческим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Использование вод ­ ных объектов без за ­ бора воды для целей гидроэнергетики

Количество произведен ­ ной за налоговый период электроэнергии

В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бас ­ сейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов для це ­ лей сплава древесины в плотах и кошелях

Произведение объема дре ­ весины, сплавляемой в пло ­ тах и кошелях за налого ­ вый период, выраженного в тысячах кубических мет ­ ров, и расстояния сплава, выраженного в километ ­ рах, деленного на 100

В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Читайте так же:  Налоговый вычет проценты банка по ипотеке

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налого ­ обложения (п. 2 ст. 333.9).

Налоговым периодом признается квартал.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по мес ­ ту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Водный налог источник уплаты

Российский налоговый курьер, N 12, 2007 год
Рубрика: Налоговое администрирование. Ресурсные и имущественные налоги

Р.Л.Кошкин
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
В.В.Петрунин
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России.

Договор водопользования

Введенная с 2007 года неналоговая плата за пользование водными объектами взимается с водопользователей, которые заключили соответствующие договоры. Договор водопользования заключается между водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности находится водный объект. Договор признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре (ст.12 Водного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 установлено, что государственный реестр договоров пользования водными объектами и государственный водный кадастр ведет Федеральное агентство водных ресурсов.

В соответствии со статьей 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/[email protected] Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: ставки

Законодатели скрупулёзно подошли к определению налоговых ставок водного налога. Учтены экономические районы ведения деятельности по каждому основанию для налогообложения, определены ставки для всех бассейнов внутренних морей, рек и озер (ст. 333.12 НК РФ). При этом, если, река используется одновременно в разных экономических районах, то ставку нужно применить отдельно к каждому участку.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В случае забора воды для водоснабжения населения применяются ставки, приведенные в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Размеры ставок установлены за 1 000 кубических метров изъятой воды на длительный период, включая 2025 год.

Также законодательством установлены следующие повышающие коэффициенты:

После учета всех применяемых коэффициентов ставка налога округляется до целого значения.

Методика исчисления и уплаты водного налога

Статьи 333.9 и 333.10 НК РФ устанавливают следующие объекты обложения водным налогом и способы определения налоговой базы по ним:

Изъятие воды из водоносных горизонтов Использование водоемов как акватории Использование воды для производства электроэнергии

Лесосплав в плотах и кошелях

Налоговая база Объем воды, забранный за налоговый период Площадь предоставленной по лицензии акватории Количество электроэнергии, произведенной за квартал Методика расчета Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты V – это объем сплавляемой за отчетный период древесины, S – расстояние сплава Особенности расчета Объем берут по показаниям водоизмерительных приборов из журнала первичного учета использования воды

Признан льготным достаточно широкий круг случаев использования водных ресурсов, перечисленных в п. 2 статьи 333.9 НК РФ. Закрытый список состоит из 15 пунктов.

Плательщик водного налога обязан самостоятельно исчислить причитающуюся в бюджет сумму налога, умножив налоговую базу на соответствующую ставку и применив все установленные повышающие коэффициенты, по каждому виду водопользования. Результаты нужно сложить и внести в декларацию.

Налоговым периодом по водному налогу признаётся квартал. Следовательно, по окончании каждого квартала плательщик водного налога обязан представить декларации и уплатить налог – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Декларация должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Иностранные организации также подают копию декларации в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован орган, выдавший лицензию на водопользование.

Также по водному налогу в настоящее время складывается весьма интересная и неоднозначная судебная практика. Часто налоговые органы на местах обращаются в вышестоящие инстанции для разрешения спорных ситуаций. Учитывая, что водопользование без лицензии строго наказывается не только налоговыми органами, но также в административном и даже уголовном порядке, будет правильно пользоваться данным опытом, рекомендациями и консультациями в местных органах власти.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Читайте так же:  Коэффициент при упрощенной системе налогообложения

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:


  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • термальных вод;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • пожарной безопасности;
  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыболовства и охоты;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Водный налог 2020: ставки

Статьей 333.12 устанавливаются ставки водного налога в 2020 году; таблица базовых тарифов пункта 1 указанной статьи дифференцирована:

  • отдельно по каждому виду водопользования;
  • в зависимости от экономического района;
  • по бассейнам рек, озер и морей.

Если забор воды происходит в размере, превышающем установленные лимиты водопользования, то тариф увеличивается в пять раз.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он пересматривается каждый год. В 2020 году он составляет 122 рубля за одну тысячу кубических метров забранных ресурсов.

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Водный налог 2020: кто должен платить и по каким правилам

Правилам расчета водного налога посвящена отдельная глава 25.2 НК РФ . Налогообложение использования объектов воды встречается в работе бухгалтера редко. Постараемся рассказать об особенностях этого фискального платежа.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют лицензируемое пользование объектами и источниками воды. Из числа налогоплательщиков исключаются лица, которые осуществляют такую деятельность на основании договоров водопользования или предоставления объектов в пользование.

Читайте так же:  Налоговый вычет на обучение ребенка студента

Объектами обложения являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории, за исключением лесосплава;
  • использование водных объектов для гидроэнергетики (без забора воды);
  • сплав по воде древесины в плотах и кошелях.

Основными плательщиками фискального сбора являются лица, осуществляющие забор воды. Рассмотрим далее более подробно, как рассчитывают и уплачивают налоговый платеж такие плательщики.

Что такое водный налог и кто его платит

Основной проблемой данного вида налогообложения является определение круга налогоплательщиков. Связано это с тем, что для понимания совокупности положений главы 25.2 НК РФ нужно ознакомиться с:

  • водным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами;
  • законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;
  • приказом МПР РФ от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования».

Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются:

В них оговаривается понятие и круг пользователей водными ресурсами и недрами, заключающих договоры водопользования, получающих специальные разрешения, осуществляющих особое и специальное водопользование, а также видов деятельности, подлежащих лицензированию.

При оформлении новой лицензии, т.е. когда предыдущая лицензия уже закончилась, а следующая еще оформляется, и в этой ситуации не были нарушены сроки представления документов для продления лицензии, то нарушения правил водопользования нет, как и оснований для административного взыскания.

Не обязаны платить водный налог организации и физические лица, заключившие договора использования водных ресурсов после вступления в силу Водного кодекса РФ, то есть после 01.01.2007 г., т.к. эти водопользователи вместо налога вносят оговоренную плату.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Отчетность

Как для любого налогового платежа, для плательщиков установлена соответствующая отчетность. Декларация утверждена Приказом ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-3/[email protected]

Предоставлять ее необходимо ежеквартально по месту нахождения объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Водный налог для юридических лиц

Исчисление и уплата водного налога регулируется главой 25.2 НК РФ. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты водного налога, а также как рассчитать водный налог за квартал на примере.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование. После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию. Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Источники

Водный налог источник уплаты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here