Водный налог изменения

Важная информация в статье: "Водный налог изменения", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Водный налог изменения

Важным элементом экологического налогообложения в России является водный налог плата за пользование водными объектами). Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию: стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия; имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой – сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ – гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами. Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ. С момента его введения в налогообложение водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

В соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие в соответствии с российским законодательством специальное или особое водопользование. Специальное или особое водопользование осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим Водным кодексом РФ от 16.11.1995, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006.

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Данный кодекс упразднил действовавшее ранее лицензирование водопользования поверхностными водными объектами. С 2007 года оно осуществляется либо по договору водопользования, заключенному с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, либо на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принимается Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами. Водопользователи, которые используют водные объекты на основании действующих лицензий на водопользование либо договоров водопользования, оформленных до 1 января 2007 года, продолжают уплачивать водный налог в соответствии с положениями главы 25.2 НК РФ. Прекращение действия лицензии на водопользование не снимает с организации или физического лица обязанности по уплате водного налога. Водопользователи будут являться плательщиками водного налога до момента, когда заключенный ими после 1 января 2007 года договор на водопользование не будет зарегистрирован в государственном водном реестре, как того требует статья 31 Водного кодекса Российской Федерации.

Плательщиками водного налога являются также организации, которые после истечения срока действия лицензии не заключили договор на водопользование в соответствии с действующим законодательством, но при этом фактически продолжают водопользование. Прекращение обязанности по уплате водного налога наступает только после того, как водопользователем будет заключен и зарегистрирован в государственном водном реестре договор на водопользование, предусматривающий неналоговую плату, либо после принятия соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование. Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Договор водопользования и решение о предоставлении его в пользование оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать: для судоходства (в том числе морского); рыболовства, рыбоводства и охоты; научных и учебных целей; забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Читайте так же:  Какие бывают социальные налоговые вычеты

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды – еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения, она составляет 81 рублей за 1 000 куб. м. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Рассматривая динамику поступления водного налога по РФ (таблица), мы видим, что с каждым годом наблюдается тенденция к снижению сумм поступивших налоговых платежей по водному налогу. Так, в 2014 году сумма водного налога на 246663 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году, что составляет 10 %. В то же время количество налогоплательщиков уменьшилось на 19,4 % по сравнению с 2012 годом, а объем забора воды снизился на 8,2 %, площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась вдвое, что составляет 53 %. Также тенденция к понижению в 2014 году наблюдается и в отношении количества выработанной электроэнергии, оно составило 23 %.

Одной из причин снижения сумм водного налога является применение налогоплательщиками пониженной ставки в отношении забора воды в целях водоснабжения населения (рис. 1) а также уменьшение количества налогоплательщиков водного налога. Снижение количества налогоплательщиков связанно так же и с введением с 1 января 2007 года Водного кодекса РФ.

Как мы видим по рис. 1, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, за 2014 год составляет 47 % от общей суммы водного налога за этот же период. Количество налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, составляет 30 % от общего количества налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из водных объектов в 2014 году, а объем воды в целях водоснабжения населения составляет 42 % от общего количества забранной воды.

Анализируя динамику поступления водного налога за 2012–2014 годы по Республике Дагестан, мы видим (рис. 2) что и здесь наблюдается тенденция к снижению налоговых поступлений, но не такие значительные, как в целом по Российской Федерации. За три года сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, в общем уменьшилась на 4 %.

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за 2012–2014 гг. по Российской Федерации

Срок уплаты водного налога

Изменения в отношении уплаты и расчета водного налога не производились на протяжении длительного времени, пока в 2015 году не решено было внести ряд новых положений в гл. 25.2 НК РФ. В данной статье мы расскажем, каков срок уплаты водного налога, как с 2015 года изменились ставки по водному налогу, как теперь будет индексироваться водный налог, и как его рассчитывать по новым правилам.

Срок уплаты водного налога в 2020 году

Важно! Даже если юридическое или физическое лицо не забирали воду для целей, при которых уплачивается водный налог, декларацию подавать по-прежнему необходимо. Она будет нулевой.

За I квартал текущего года бухгалтера предприятий, занимающихся добычей воды из природных водных объектов, должны направить декларацию и перечислить сумму водного налога до 20 апреля.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Ключевые актуальные ставки по ВН на 2020 г.

Особое внимание надлежит обратить именно на ставки данного налога, т. к. все имеющиеся изменения, по сути, связаны с ними. Ст. 333.12 НК РФ устанавливает базовые ставки для калькуляции ВН, актуальные и для 2020 г., которые разделены, точнее, дифференцированы по разным основаниям. Например, в зависимости от экономического района, бассейна озер, рек, морей, а также с учетом вида водопользования.

Отображаются все ставки в рублях, отвечающих объему 1 тыс. куб. м. забранной воды. Все применяемые на 2020 г. ставки опубликованы на сайте ФНС РФ. К ним относят:

  1. При заборе воды из ВО.
  2. В случае использования акватории.
  3. При пользовании ВО без заборов.
  4. В целях использования ВО для лесосплава.

Перечисленные ставки (применительно ко ст. 333.12) корректируются при помощи множителей, которые повышаются из года в год. Начиная с 2020 г. и вплоть до 2025 г. будут применяться следующие их размеры.

Год 2020 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Соответствующий ему множитель 2,01 2,31 2,66 3,06 3,52 4,05 4,65

Новый тариф для водоснабжения населения за период с 1 января по 31 декабря 2020 г. составляет 141 рубль за тысячу куб. м. ресурсов. Показатель также меняется по годам, следовательно, на 2020 г. он уже будет другим. По отношению к нему повышающие множители не применяются.

Важно! Если лимит при заборе превышен, то тариф, как принято, увеличивается в пять раз.

Несколько особняком стоит ситуация, когда забор водных ресурсов осуществляется без использования измерительных систем и устройств. Тогда к ставке, определенной по ст. 333.12 НК РФ, добавляется еще и множитель 1,1. Если речь идет о добыче подземных вод с целью их последующей перепродажи к базовой ставке надлежит добавлять множитель 10.

Читайте так же:  Налоговая декларация социальный вычет на лечение

Особенности уплаты ВН в 2020 г.: «старое» и новое.

Перечисленный выше круг обязанных лиц должны платить ВН по завершению каждого квартала до 20 числа месяца, который сразу следует за истекшим кварталом. Оплата вносится по месту нахождения объекта. Т. е. порядок уплаты ВН, по сути, не поменялся. Тем не менее следует знать, что в 2020 г. крайний срок «поквартальной» уплаты ВН приходится на следующие дни.

Квартал 2020 г. 1 2 3 4
Соответствующий ему крайний срок уплаты ВН до 20.04.2020 до 20.07.2020 до 20.10.2020 до 20.01.2020

Если последний день платежа выпадает на выходной (праздник), то его, как и ранее, переносят на первый же рабочий день, который следует за ним. Так, к примеру, за 3 кв.2020 г. нужно заплатить водный налог до 20 октября. Это суббота, выходной. Поэтому крайний срок переносится с 20.10 на 22.10, понедельник (первый рабочий день). Соответственно, заплатить ВН нужно не позднее 22.10.2020.

Вопросы исчисления водного налога регламентирует п.3 ст. 333.13 НК РФ. Ответственность плательщиков на налоговые нарушения определяет ст. 119 и ст. 120 НК РФ.

Между тем как информирует Минфин РФ (см. письмо № 03-06-06-02/42833 от 06.07.2017), за неправомерное пользование недрами (например, без лицензии либо с нарушением лицензионных условий) предусмотрена адм. ответственность. В подобных ситуациях применяются нормы ст. 7.3 и 7.6 КоАП РФ (ФЗ РФ № 195 от 30.12.2001) и нарушителей штрафуют.

Зам. директора Департамента В.А.Прокаев.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2020 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Перейдите по — ссылке, чтобы узнать, какая наблюдается динамика роста размера повышающего коэффициента за период с 2015 по 2025 год.

Тот факт, что к базовым ставкам применяется особый повышающий коэффициент, не влияет на необходимость применения и иных коэффициентов:

Когда применяется 5

Превышение допустимого объема заборной воды. Коэффициент применим к ставке в части объема выхода за рамки лимита.

У предприятие не имеется средств для замера объемов добываемой воды. 10

Вода из водного объекта добывается с целью продажи.

Законодательные акты по теме

Базовые налоговые ставки водного налога

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2020 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

В каком порядке будет происходить ежегодная индексация водного налога

Важно! Повышающие коэффициенты не имеют отношения к водному налогу, уплачиваемому в случае водоснабжения населения. К такому налогу применяется рублевая ставка, также увеличивающаяся ежегодно с 2015 по 2025 год.

Как уже было сказано, с 2015 по 2025 год повышающие коэффициенты для водного налога будут постепенно увеличиваться, пока в 2026 году не начнут учитывать коэффициент индексации, меняющийся в зависимости от динамики уровня потребительских цен. В настоящее время уже известны размеры повышающих коэффициентов за каждый год указанного выше периода:

Кто и как платит водный налог?

Глава 25.2 Налогового кодекса РФ «Водный налог», вступившая в силу с 1 января 2005 года, отменила нормы Федерального закона от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Теперь в соответствии со статьей 333.8 НК (Налогового кодекса) РФ, в категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством России.
В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации, к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Порядок лицензирования специального водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

Этим постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта России.

Согласно статье 27 Водного кодекса, водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии на водопользование. И в этом случае он является налогоплательщиком водного налога.

Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются плательщиками водного налога.

Следует обратить внимание на то, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам статьями 31 и 88 Налогового кодекса.

Читайте так же:  Возмещение ндс по капитальным затратам

В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объем забранной воды, объемы рассчитывается, исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.

Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.

Принятая глава 25.2 Налогового кодекса не предусматривает возможности предоставлять льготы законодательными органами субъектов РФ. Кроме того, данной главой Налогового кодекса установлены фиксированные ставки водного налога (а не интервал ставок, как было ранее). Что касается забора воды для водоснабжения населения, то на всей территории Российской Федерации устанавливается единая пониженная ставка – 70 рублей за 1 тыс. кубических метров.

Статьей 5 Водного кодекса РФ, принятого в 2006 г., предусмотрено, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г. № 173-ФЗ) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Это норма относится и к случаям использования недр для добычи подземных вод.

Главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ установлены ставки налога за забор воды, в том числе из подземных водных объектов. При этом в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 333.9 гл. 25.2 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Прямой забор указанных вод облагается налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в порядке, установленном гл. 26 Налогового кодекса.

Наличие или отсутствие лицензии не влияет на размер уплачиваемого налога, а данные лицензии на водопользование используются только для определения площади предоставленного водного пространства. Наряду с лицензией для определения размера налоговой базы могут использоваться данные договора на водопользование, а также материалы соответствующей технической и проектной документации.

Таким образом, увеличенные в пять раз ставки буду применяться только в случае осуществления водопользования сверх установленных лимитов.

Налоговым периодом для всех категорий плательщиков будет являться квартал, а не месяц, как было ранее.

Администрирование водного налога будет осуществляться по местонахождению объекта налогообложения.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 Налогового кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Любовь СУСНАЛИЕВА, гл. государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по КБР.

Новое в водном налоге в 2020 (последние новости)

Водный налог (далее по тексту сокращенно – ВН) – весьма своеобразный федеральный налоговый сбор. Все связанные с ним вопросы регулируются гл. 25.2 НК РФ.

Важно! НК РФ на сегодня применяется в актуализированной редакции с изменениями и дополнениями от 01.05.2020.

Категория плательщиков, как и объект налогообложения на 2020 г. не поменялись. Платить ВН по-прежнему должны:

  • юрлица, физлица, ИП, которые пользуются водными объектами, и это пользование подлежит лицензированию;
  • юрлица, ИП, использующие подземные водные объекты по лицензии согласно ФЗ РФ № 2395-1 от 21.02.92 «О недрах».

Не оплачивают ВН те, кто обеспечивает водой (для обороны, безопасности государства). Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования либо на основании решений о предоставлении их в пользование. При этом учитываются только те соглашения и решения, которые имели место после того, как начали применять нормы ВК РФ, утвержденного ФЗ РФ № 74 от 03.06.2006 (ред. от 27.12.2020).

Отсюда следует, объект налогообложения – забор воды из конкретного объекта. Между тем водный налог удерживают только по некоторым видам так называемого водопользования. В таблице и далее по тексту используются сокращения: ВО (водный объект), ВН (водный налог).

Виды пользования ВО, с которых взимают ВН
использование акватории

(помимо лесосплава в плотах и кошелях)

забор воды из ВО либо использование ВО без заборов для гидроэнергетики для сплава древесины в плотах и кошелях

Как отмечает ФНС РФ, с 15 типов водных объектов ВН не удерживают.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

Видео (кликните для воспроизведения).

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

Читайте так же:  Образец заполнения нулевой декларации без работников

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Изменение налоговых ставок по водному налогу с 2015 года

В части Налогового Кодекса, посвященной водному налогу, с 2015 года появились следующие изменения:

  1. Были утверждены ежегодные коэффициенты, применимых к базовым ставкам водного налога по основным видам водопользования в рамках допустимых объемов водозабора. Сами ставки изменены не были.
  2. Повышена налоговая ставка в отношении водопользования, подразумевающего передачу воды с целью водоснабжения населения. С 2015 года ставка стала ежегодно увеличиваться.
  3. Учет при расчете налога новых ежегодных коэффициентов, которые упоминались нами выше, стал обязательным, даже если предприятие уже повысило сумму налога за счет коэффициента, применяемого при превышении лимита водозабора.
  4. Утвержден дополнительный коэффициент, благодаря которому сумма налога вырастает еще на 10% при заборе вод подземных недр для продажи (кроме минеральных и термальных вод, когда уплачивается НДПИ).
  5. Утвержден второй дополнительный коэффициент, из-за которого сумма водного налога вырастает еще на 10%, если на предприятии не имеется технических средств для замера объемов добываемой воды.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Какие льготы по водному налогу установлены на 2020 г.?

Льготы по данному виду налога законодательством на 2020 г. не предусмотрены. Собственно и до сего момента никаких привилегий по ВН также не было и не применялось.

Вопрос №2: Какой КБК нужно записать юрлицу в платежке при уплате ВН?

На сегодня применяется КБК 18210703000011000110.

Налоговые ставки водного налога

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Пример 2. Исправление ошибки в декларации KHД 1151072

Допустим, в декларации плательщик ошибочно записал размер налоговой ставки. Чтобы исправить ошибку, декларанту нужно действовать следующим порядком:

  1. Перечеркнуть неверное значение.
  2. Написать правильный вариант суммы.
  3. Рядом проставить свою подпись.
  4. Тут же поставить дату исправления и печать организации.

Данный порядок внесения правок установлен п. 2.3 ч. II Порядка заполнения декларации по ВН.

Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.

При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2020 г.), объем (32 тыс. руб.).

Получается, за 2 кварт. 2020 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2020 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2020 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Распространенные ошибки декларантов при подготовке и сдаче отчетности

Ошибка 1. Декларацию должны заполнять и подавать все плательщики ВН. Данная норма определена НК РФ, на 2020 г. не изменилась и применяется повсеместно.

Физлица и иностранные организации исключением не являются. Они обязаны представить копию документа по месту нахождения органа, выдавшего им лицензию.

Ошибка 2. Неточности, ошибки, неполнота сведений либо их отсутствие в декларации, подлежат правке, корректировке общим порядком. Это значит, что, как и ранее, декларант должен внести соответствующие изменения в форму KHД 1151072 и представить ее в уточненном виде ИФНС.

Для подачи уточненной декларации используется бланк, который утвержден и применялся в том периоде, по которому производится корректировка. Поскольку форма отчетности по ВН до сего момента не менялась, то, по сути, на 2020 г. во всех случаях используется бланк KHД 1151072.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщика из природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

Читайте так же:  Подоходный налог с пенсии работающих пенсионеров

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться с базовыми ставками по водному налогу. Помните о необходимости корреляции ставок на различные коэффициенты – об этом ниже.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Особенности калькуляции ВН на 2020 г.: основные применяемые формулы

Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.

Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.

Формулы,

для целей

применяемые калькуляции

действительной ставки

квартального ВН при заборе воды для продажи

квартального ВН по водоснабжению населения

квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды базовая ставка * множитель показатель объема забора воды (иное) * ставка объем забора воды * 141 рубль.

лимит * ставка * 1,1

Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

при заборе воды мира;

при использовании акватории;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники

Водный налог изменения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here