Водный налог проводки в бухучете

Важная информация в статье: "Водный налог проводки в бухучете", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Проводки по начислению земельного налога

Как начисляется земельный налог и какое ПБУ при этом применять

Для того чтобы определить ПБУ, к которому стоит обращаться для бухгалтерского учета земельного налога, нужно понять, к какой бухгалтерской категории его стоит относить.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ налог на земельный участок является формой оплаты за его использование. Участки земли в бухучете учитываются в составе основных средств, таким образом, плата за пользование землей (объектом ОС) является ничем иным, как расходом, который связан с процессом эксплуатации и использования объекта ОС.

О том, как рассчитывается земельный налог и что меняется в порядке его уплаты в 2020 году, читайте здесь.

Учет расходов по организации ведется в бухучете в соответствии с нормами ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Земельный налог может быть отражен в составе:

  • издержек по основным видам деятельности (пп. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • прочих издержек (п. 11 ПБУ 10/99).

ВАЖНО! Учитывать в составе издержек земельный налог можно, если на данном земельном участке не производится капитальное строительство, он введен в эксплуатацию и является объектом ОС.

В том случае, если на участке осуществляется капитальное строительство, то плата за землю в виде земельного налога должна учитываться в бухучете в составе капитальных затрат по строительству. Эта норма отражена в ПБУ 6/01 (п. 8 и п. 14).

Рассмотрим все возможные проводки по начислению земельного налога более детально.

Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице .

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях.

Первый – при заборе воды:

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй – при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

Пени по налогам: понятие и порядок расчета

Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Расчет можно представить в виде формулы:

П = Н × Дн × 1/300 Среф,

Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;

Дн — календарные дни просрочки;

Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. здесь.

Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:

Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:

А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».

Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Читайте так же:  Расчет налога на прибыль иностранной организации

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 в бухгалтерском учете отражаются начисленные или удержанные суммы налогов и сборов, а по дебету – суммы, фактически перечисленные в бюджет или иным образом уменьшающие задолженность перед ним.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Это достигается, как правило, путем открытия отдельных субсчетов к счету 68.

Представим в таблицах наиболее типичные бухгалтерские проводки по начислению налогов или их удержанию, а также уменьшению задолженности по налогам перед бюджетом (кроме оплаты). Оплата налогов отражается независимо от вида налогов так:

Дебет счета 68 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

В том случае, когда в таблице приведено несколько дебетуемых счетов, это означает, что тип бухгалтерской записи зависит от особенностей конкретных хозяйственных операций, специфики деятельности организации и положений ее Учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Проводки по налогам и сборам представим в разрезе типичных федеральных, региональных и местных налогов ( ст. 13-15 НК РФ).

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта – забор воды .

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Проводки для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу (счет 68, субсчет «Земельный налог»)

Все налоги в бухучете отражаются на счете 68 «Налоги», а для каждого налога должен быть открыт субсчет — в нашем случае субсчет «Земельный налог». Эту процедуру осуществляют посредством утверждения рабочего плана счетов для организации, который является неотъемлемым приложением к такому важному и необходимому документу в бухучете, как «Учетная политика».

Поскольку счет 68 является пассивным, то все начисления по земельному налогу будут производиться по кредиту этого счета.

Теперь разберемся со счетами, которые могут дебетоваться в корреспонденции с указанным 68-м счетом.

  1. Земельный налог относится к издержкам по основной деятельности.

Когда участок земли используется в процессе осуществления определенного вида деятельности организацией, то затраты в виде платежей за землю (налога) должны отражаться на следующих счетах бухучета:

  • счет 20, если расходы относятся к основному производству;
  • счет 23, если расходы касаются вспомогательного производства;
  • счет 25, если затраты общепроизводственные;
  • счет 26, если затраты общехозяйственные;
  • счет 29, если затраты касаются обслуживающих хозяйств и производств;
  • счет 44, если это издержки при реализации.

Если резюмировать все вышесказанное, то проводки по начислению земельного налога при отнесении издержек по оплате за землю (налогу) на расходы по виду деятельности будут такие:

20, 23, 25, 26, 29, 44

68 (субсчет земельного налога)

  1. Земельный налог относится к прочим издержкам.

Если участок земли сдается организацией в аренду, то плата за землю должна отражаться в составе прочих издержек.

ВАЖНО! Это правило действует в том случае, если сдача в аренду земли не является основополагающим направлением деятельности, а таким способом просто эффективно используются невостребованные организацией активы.

Прочие расходы отражаются в бухучете на счете 91.2. Проводка будет такой:

68 (субсчет земельного налога)

  1. Начисление земельного налога в составе капитальных издержек по строительству.

При капстроительстве издержки собираются в разрезе каждого объекта на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по открытому к нему субсчету «Строительство ОС». В данном случае, когда начислен земельный налог, проводка будет иметь следующий вид:

08 (субсчет строительство ОС)

68 (субсчет земельного налога)

Мы рассмотрели начисление земельного налога в соответствии с различным характером использования участка. Теперь рассмотрим проводку при уплате этого налога. Она будет следующей:

68 (субсчет земельного налога)

Образец платежного поручения на уплату земельного налога (образец) ищите здесь.

Об особенностях уплаты земельного налога на УСН читайте в материале «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки».

В том случае, если вы хотите произвести погашение обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у вашей организации переплаты по другому налогу (налогам), проводка будет следующая:

68 (субсчет земельного налога)

68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет)

Налоговая база

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

Итоги

При начислении земельного налога проводки зависят от назначения использования участка. Начисляя земельный налог, обязательно проанализируйте характер использования участка, чтобы не ошибиться с корреспонденцией счетов.

Водный налог

Добрый день.
Как в 1С 8.3 учитывается водный налог?:
— где заполнять порядок уплаты водного налога;
— способы отражения расходов;
— проводка начисления водного налога проводится «Операция введенная вручную»?

С уважением, Людмила

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Расчет налога

Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Как отразить в учете организации начисление и уплату водного налога

Как отразить в учете организации начисление и уплату водного налога за II квартал 2016 г., если в организации не установлен прибор учета для измерения количества водных ресурсов, забранных из водного объекта?

Читайте так же:  Роль органов финансового контроля

Забор воды производится организацией на основании лицензии на пользование недрами, полученной для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Водопользование осуществляется из подземного водного объекта бассейна реки Волга Центрального экономического района. Норматив водопотребления для организации составляет 0,03 тыс. куб. м в сутки. Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

Нормативно-правовое регулирование

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, установленным законодательством о недрах. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных требований и условий (ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», пп. 2.1 п. 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1).

Водный налог

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, Письмо Минфина России от 14.07.2015 N 03-06-06-02/40337).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения по водному налогу признается, в частности, забор воды из водных объектов.

В зависимости от вида водопользования определяется налоговая база по налогу. Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем забранной воды из водного объекта определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. п. 1, 2 ст. 333.10 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно осуществляет исчисление суммы налога как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент, установленный ст. 333.12 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 333.13 НК РФ). В соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ налоговые ставки в 2016 г. применяются с повышающим коэффициентом 1,32.

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений для измерения количества водных ресурсов, забранных из водного объекта, применяют ставку водного налога с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). В данном случае организация не имеет прибора учета для измерения количества водных ресурсов, следовательно, применяется дополнительный коэффициент 1,1. Такой же вывод следует из разъяснений, приведенных в Письмах Минфина России от 02.02.2015 N 03-06-06-02/3898, от 10.03.2015 N 03-06-06-02/12301.

В рассматриваемом случае налоговая ставка за забор 1 тыс. куб. м воды в пределах установленного лимита водопользования составляет 360 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). С учетом повышающих коэффициентов ставка налога составляет 523 руб. (360 руб. x 1,32 x 1,1). Налоговая ставка с учетом коэффициента округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). Объем забранной воды в данном случае определяется исходя из установленного норматива водопотребления.

Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следовательно, сумма налога за II квартал 2016 г. равна 1428 руб. (523 руб. x 0,03 тыс. куб. м x 91 дн., где 91 дн. — количество календарных дней во II квартале 2016 г.). Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях.

Уплату исчисленной суммы налога и представление налоговой декларации по нему организация производит по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. ст. 333.14, 333.15 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма начисленного водного налога является для организации расходом по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Сумму исчисленного водного налога, причитающегося к уплате по налоговой декларации за II квартал, следует отразить в составе расходов по обычным видам деятельности, относящихся ко II кварталу (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли сумма водного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату его начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Начислен водный налог за II квартал 20

и др.)

68 1428 Бухгалтерская справка-расчет Произведена уплата водного налога 68 51 1428 Выписка банка по расчетному счету

О.В.Мамаева, А.В.Илюшечкин, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Питьевая вода для нужд офиса: учет и оформление

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Читайте так же:  Задолженность по налогам какой счет

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.

Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.

Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

При этом Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды до 2012 года давал следующие разъяснения: «Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль» (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).

Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 налоговики указали, что при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей организации, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды затраты на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров могут быть признаны экономически неоправданными.

Однако в письмах 2012 года Минфин России уже не упоминает о том, что для признания расходов на приобретение питьевой воды экономически оправданными у организации должна быть в наличии справка (заключение) Госсанэпиднадзора (смотрите, например, письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/2/89, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/401, от 09.07.2012 N 03-03-06/1/332, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274).

В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.

При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Типовой перечень).

В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.

Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.

На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.

Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).

Бухгалтерский учет

На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее — МПЗ) по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).

Читайте так же:  Какой налог нужно заплатить при дарении

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 «Материалы».

Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

— оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

— учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:

Дебет 20 (26) Кредит 10

— списана стоимость приобретенной питьевой воды.

Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10

— стоимость воды включена в состав прочих расходов;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19

— сумма НДС учтена в составе прочих затрат.

Согласно п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.

В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Документальное оформление

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).

Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.

Водный налог проводки в бухучете

ФОМИЧЕВА Л.П.,
аудитор

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Если в своей хозяйственной деятельности учреждение пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог, который относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ).
Всего существуют три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

Общие положения

Объект налогообложения

Объектом налогообложения водным налогом признается (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Так, в частности, к объектам налогообложения не относится:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (с 1 января 2013 года слова «водопроводного и канализационного назначения» будут заменены словами «водопроводного назначения и для целей водоотведения» в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ). По данному основанию, например, может не являться налогоплательщиком федеральное бюджетное государственное учреждение (ФБГУ), осуществляющее водопользование акватории при эксплуатации сооружений по забору воды (всасывающих трубопроводов) для орошения чужих сельскохозяйственных угодий (см. письмо ФНС РФ от 25.10.2011 № ЕД-4-3/[email protected]);
забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан и др.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, учреждение уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.

Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль определение

Налоговая база

Налоговая база по видам водопользования, согласно статье 333.10 НК РФ, представлена в Таблице № 1.

Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам

Каковы проводки по начислению пени по налогам

Существует 2 варианта начисления пеней в бухучете:

  • через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
  • через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.

Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ.

На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета.

Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».

Федеральные налоги

Операция Дебет счета Кредит счета
НДС Начислен НДС при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) 90 «Продажи», субсчет «НДС» 68 Начислен НДС от прочих операций 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «НДС» Начислен НДС с полученного аванса 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» Начислен НДС на стоимость выполненных СМР для собственного потребления 19 «НДС по приобретенным ценностям» Исчислен таможенный НДС 19 76, 68 Восстановлен НДС 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76, 91 и др. 68 Удержан НДС налоговым агентом 60, 76 Принят НДС к вычету 68 19, 76, 62 НДФЛ Удержан НДФЛ из заработной платы работников 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68 Удержан НДФЛ из прочих доходов работников 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Удержан НДФЛ из дивидендов 75 «Расчеты с учредителями» Налог на прибыль организаций Начислен налог на прибыль 99 «Прибыли и убытки» 68 Удержан налог на прибыль налоговым агентом 76, 60 Государственная пошлина Начислена госпошлина 08, 26, 44, 91 и др. 68

Также к федеральным обязательным платежам, взимаемым на основании НК РФ, с 01.01.2017 отнесены страховые взносы (ст. 18.1 НК РФ). Для учета страховых взносов Планом счетов предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки по зарплате и налогам с них можно посмотреть в наших отдельных материалах.

Как рассчитать водный налог

Рассчитывать водный налог нужно ежеквартально отдельно по каждому объекту налогообложения и водному объекту . Чтобы рассчитать сумму налога, важно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога.

Все комментарии (1)

Добрый день.
К сожалению в 1С: Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 нет отдельного функционала по расчету и начислению водного налога.

Отражение начисления водного налога оформляется документом «Операция, введенная вручную» (доступна в меню Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную).

Уплата налога оформляется документом «Списание с расчетного счета» (вид операции «Уплата налога»).
Если Вы до этого ни разу в 1С не оформляли уплату водного налога, тогда Вам необходимо перед первым составлением платежного поручения на уплату налога необходимо в справочник «Налоги и взносы» («Справочники» — Банк и касса: «Налоги и взносы») ввести новый элемент (пример заполнения во вложении).

Обращаю Ваше внимание. Если Вы активно пользуетесь списком задач в 1С Бухгалтерии предприятия, тогда можно настроить вывод напоминания в списке задача о наступлении срока сдачи отчетности и уплаты водного налога (настройка доступна в меню Главное — Налоги и отчеты — Водный налог).

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Счет 68 в бухгалтерском учете

Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете? Расскажем об этом в нашей консультации.

Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете

Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.

Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбрать способ должен сам налогоплательщик.

Источники

Водный налог проводки в бухучете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here