Вопросы внутреннего финансового контроля

Важная информация в статье: "Вопросы внутреннего финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Порядок проведения внутреннего финансового контроля

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Цели и задачи контроля

В этом разделе учреждению следует указать цели и задачи внутреннего финансового контроля.

Исходя из п. 2 Стандарта N 1 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. В качестве дополнительных можно назвать проведение анализа эффективности и целесообразности производимых учреждением хозяйственных операций и выявление путей улучшения его финансово-хозяйственной деятельности.

В Положении следует указать круг задач, которые подлежат решению в результате внутреннего финансового контроля. При составлении этого раздела Положения можно воспользоваться Административным регламентом .

Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

В п. 5 этого документа приведен перечень основных задач, которые могут быть решены в результате внутреннего финансового контроля:

Кроме указанных задач, учреждение может предусмотреть в Положении и иные задачи, соответствующие специфике его деятельности. То есть в нем следует указать те задачи, которые позволят в рамках внутреннего финансового контроля обеспечить:

  • сохранность имущества;
  • соблюдение законодательства и иных нормативно-правовых актов;
  • осуществление финансово-хозяйственной деятельности наиболее эффективным и результативным путем;
  • реализацию стратегии и тактики руководства объекта финансового контроля;
  • формирование своевременной и надежной финансовой и управленческой информации, а также обеспечение точности и полноты бюджетного (бухгалтерского) учета.

Перечень лиц, на которых возложена обязанность по проведению контроля

В этом разделе следует указать сотрудников, на которых возложена обязанность по проведению внутреннего финансового контроля в учреждении.

Приказ Минфина России от 1 марта 2017 г. N 250 «Об образовании Совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора»

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2016, N 47, ст. 6654), приказываю:

1. Создать Совет по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора.

Положение о Совете по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора согласно приложению N 1 к настоящему Приказу;

Состав Совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

Министр А.Г. Силуанов

Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.03.2017 N 250

Положение
о Совете по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора

I. Общие положения

1. Совет по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора (далее — Совет) создается в целях совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора, выработки предложений по повышению качества финансового менеджмента организаций государственного сектора, а также обсуждения и обмена опытом по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора.

2. Совет является коллегиальным и совещательным органом.

3. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Настоящее Положение устанавливает:

требования к формированию Совета;

перечень функций Совета;

полномочия сопредседателей и членов Совета;

требования к порядку работы Совета.

II. Формирование Совета

5. В состав Совета входят должностные лица Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, главных распорядителей средств федерального бюджета, а также представители иных организаций государственного сектора, в том числе финансовых органов и главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Совет состоит из сопредседателей Совета, членов Совета и секретаря Совета.

6. Сопредседателями Совета являются руководитель департамента Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора, руководитель Федерального казначейства и один представитель от главных распорядителей средств федерального бюджета (по согласованию).

7. Информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет департамент Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора, при участии Федерального казначейства.

Читайте так же:  Роль органов финансового контроля

III. Функции Совета

8. Совет осуществляет следующие функции:

осуществляет подготовку предложений по совершенствованию внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора, включаемых в протоколы заседаний Совета;

рассматривает проекты нормативных правовых актов по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора;

вырабатывает предложения по автоматизации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, включаемые в протоколы заседаний Совета.

Совет для осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением, вправе создавать из числа членов Совета постоянные и временные рабочие группы при Совете. Полномочия по координации деятельности каждой рабочей группы при Совете закрепляются решением Совета за одним из сопредседателей Совета.

9. Совет утверждает положение о рабочей группе при Совете, которое предусматривает цели и задачи рабочей группы, порядок формирования рабочей группы, права и обязанности членов рабочей группы, порядок организации ее работы, в том числе порядок представления и рассмотрения документов на заседании рабочей группы, порядок проведения заседаний рабочей группы, порядок принятия решений.

IV. Полномочия сопредседателей Совета

10. Сопредседатели Совета:

организуют работу Совета;

координируют деятельность соответствующих рабочих групп при Совете;

утверждают план работ Совета на очередной год;

председательствуют на заседаниях Совета;

созывают заседания Совета;

предлагают вопросы для обсуждения на заседаниях Совета.

IV. Полномочия членов Совета и секретаря Совета

11. Члены Совета:

подготавливают предложения в план работ Совета;

принимают участие в заседаниях Совета, обсуждении и решении всех вопросов деятельности Совета;

знакомятся с материалами, представленными на рассмотрение Совета;

принимают участие в принятии решений Совета.

12. Секретарь Совета:

подготавливает проект плана работ Совета на основе предложений членов Совета;

подготавливает предложения для рассмотрения Советом;

осуществляет подготовку повестки дня заседания Совета;

направляет членам Совета рабочие материалы по вопросам повестки дня заседания Совета;

подготавливает решения Совета;

ведет и оформляет протоколы заседаний Совета, а также направляет протоколы членам Совета.

13. Секретарем Совета является должностное лицо департамента Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора, назначенное решением руководителя этого департамента.

В отсутствие секретаря Совета его полномочия выполняет иное должностное лицо департамента Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора, назначенное решением руководителя департамента Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора.

V. Порядок деятельности Совета

14. Руководство деятельностью Совета осуществляют сопредседатели Совета.

15. Совет созывается на основании решения сопредседателей Совета и руководствуется планом работ Совета.

16. Руководитель департамента Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора, информирует членов Совета о повестке дня заседания Совета, месте, дате и времени созыва заседания Совета.

17. Секретарь Совета направляет членам Совета рабочие материалы по вопросам повестки дня заседания Совета не позднее, чем за 3 рабочих дня до дня проведения этого заседания.

18. На заседания Совета могут приглашаться лица, не являющиеся членами Совета, по решению руководителя департамента Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию вопросов методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в организациях государственного сектора.

19. Сопредседатели Совета, члены Совета имеют право голоса, принимают участие в заседаниях Совета, обсуждении и решении всех вопросов, относящихся к функциям Совета.

Секретарь Совета, а также лица, указанные в пункте 18 настоящего Положения, права голоса не имеют.

20. Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

21. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 3/4 членов Совета.

22. Решения Совета принимаются простым большинством голосов членов Совета, принимающих участие в заседании Совета. При равенстве голосов голос сопредседателя является решающим.

23. Результаты заседания Совета оформляются протоколом в течение 3 рабочих дней со дня заседания Совета, который подписывается сопредседателями Совета.

Секретарь Совета обеспечивает направление протокола в течение 10 рабочих дней со дня его подписания членам Совета, а при необходимости главным распорядителям бюджетных средств для принятия ими соответствующих мер.

24. Члены Совета не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае отсутствия члена Совета на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

25. Информация о деятельности Совета размещается на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приложение N 2
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.03.2017 N 250

Состав
Совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

Читайте так же:  Неуплата налога на доходы физических лиц ответственность

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Читайте так же:  Подоходный налог в латвии

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Перечень основных направлений контроля

В этом разделе нужно привести основные направления внутреннего финансового контроля, которые определяются учреждением самостоятельно в зависимости от поставленных задач. Например, можно выделить следующие направления:

  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства или собственников;
  • контроль над целевым использованием финансирования;
  • проверка оформления и обработки документов;
  • контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;
  • проверка расчетов пособий, начисления заработной платы и иных выплат.

По результатам проверки составляется отчет, в котором фиксируются выявленные нарушения, а также указываются предложения по их устранению, результатом чего является внесение корректировок в систему организации учета и документооборота, а также исправительных записей в регистры бухгалтерского учета и отчетности.

Ответственность лиц, осуществляющих контроль

В Положении необходимо указать, на кого возложена ответственность за организацию и функционирование внутреннего финансового контроля, а также какие меры дисциплинарного взыскания могут быть применены к ревизорам (аудиторам) в случае их халатного отношения к возложенным на них обязанностям по проведению внутреннего финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Внутренний финансовый контроль и аудит (Бычков С.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

27 марта 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193 об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.

Цели и задачи

Организация внутреннего финансового контроля

Организация внутреннего финансового аудита

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вопросы внутреннего финансового контроля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

В Минфине России создан Совет по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций госсектора.

Читайте так же:  Торговый сбор в ленинградской области

Он рассматривает проекты НПА по указанным вопросам, вырабатывает предложения по повышению качества финансового менеджмента организаций. Совет является коллегиальным и совещательным органом.

В его состав входят должностные лица Министерства, Федерального казначейства, главных распорядителей бюджета, а также представители иных организаций госсектора.

Совет состоит из сопредседателей Совета, членов Совета и секретаря Совета. Определены их полномочия. Прописан порядок проведения заседаний и принятия решений.

Информация о деятельности Совета размещается на сайте Министерства.

Вопросы внутреннего финансового контроля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Формы, способы проведения внутреннего финансового контроля

В этом разделе следует указать используемые для проведения внутреннего финансового контроля формы.

Так, учреждение в зависимости от времени проведения проверок и совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций может использовать следующие формы контроля:

а) предварительный контроль. Само название говорит о том, что такой контроль предшествует совершению подлежащих проверке операций. Предварительный контроль проводится перед составлением планов финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов, договоров, учредительных документов и т.д. Это позволит избежать нарушений законодательства, нецелевого или нерационального использования средств;

б) текущий контроль. Проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Оперативный ежедневный контроль позволяет отслеживать и регулировать хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств;

в) последующий контроль. При этой форме контролю подвергаются уже совершенные хозяйственные операции. При этом изучается формирование финансовых ресурсов, обоснованность и целесообразность их расходования при выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности, смет учреждений. В результате анализа проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В Положении также нужно указать, какими способами будет осуществляться внутренний финансовый контроль (ревизия, проверка).

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. По степени охвата проводимых проверок они могут быть сплошными, когда проверяются все документы учреждения и все материальные ценности, и частичными (выборочными), когда проверяется только часть (определенная выборка) документов или материальных ценностей.

В зависимости от объема проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка — это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период.

Выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно, ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка — это проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Проверка осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). Ее результаты используются при комплексной или выборочной проверке, однако возможно проведение самостоятельных тематических проверок.

По результатам внутреннего финансового контроля изучается и анализируется финансово-хозяйственная деятельность, полученные данные служат исходной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами.

В результате внутреннего финансового контроля осуществляется документальное и фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций. Документальное изучение проводится по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из этих материалов информации.

Фактическое изучение проводится путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения осуществляется в рамках проведения контрольных действий по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности проверяемой организации.

В Положении можно установить периодичность проведения контрольных мероприятий. Например, это можно сделать в виде таблицы.

В соответствии с Инструкциями N N 191н , 33н сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля указываются в таблице 5 Пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760).

Читайте так же:  Подоходный налог прямой или косвенный

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Внутренний финансовый контроль в образовательных учреждениях

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 11

Инструкцией N 157н предусмотрено, что локальным актом образовательного учреждения должен быть утвержден порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля, то есть разработано положение о нем. Однако в нормативных документах этому вопросу почти не уделено внимания, поэтому учреждению нужно самостоятельно решить, как разработать такой документ и что в нем должно содержаться. В этой статье рассмотрим, какие разделы можно включить в положение о внутреннем финансовом контроле и какую информацию в них следует указать.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Внутренний финансовый контроль (аудит) — независимая от внешнего влияния деятельность учреждения по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах.

В зависимости от масштаба образовательного учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового контроля может быть возложена либо на конкретного сотрудника (аудитора, ревизора), либо на созданную для этих целей службу (аудиторскую, ревизионную). Сотрудники, осуществляющие контроль, находятся в штате учреждения и подчинены его руководству, но в то же время внутренний финансовый контроль должен быть по возможности функционально и организационно независим. Они ведут свою деятельность согласно утвержденному руководителем учреждения Положению о внутреннем финансовом контроле (далее — Положение).

Поскольку определенной методики по разработке Положения не предусмотрено, в каждом образовательном учреждении оно будет различаться с учетом специфики деятельности.

В Положении можно предусмотреть, например, следующие разделы:

  • цели и задачи контроля;
  • перечень основных направлений контроля;
  • формы, способы проведения внутреннего контроля;
  • перечень лиц, на которых возложена обязанность по проведению контроля;
  • ответственность лиц, осуществляющих контроль.

Рассмотрим основные разделы Положения.

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Источники

Вопросы внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here