Вручение решения о проведении выездной налоговой проверки

Важная информация в статье: "Вручение решения о проведении выездной налоговой проверки", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Позднее вручение решения о приостановлении выездной налоговой проверки

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Минфин: срок предъявления налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки нормами НК РФ не установлен

Действующие нормы Налогового кодекса не регламентируют срок, в течение которого налоговики должны вручить налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки или повторной проверки. Об этом сообщается в письме Минфина России от 17.02.16 № 03-02-07/1/8635.

Чиновники напоминают, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Об этом сказано в пункте 1 статьи 89 НК РФ. А в пункте 8 данной статьи оговорено, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Что же касается срока, в течение которого налоговики должны вручить налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки (повторной проверки), то данный срок нормами Налогового кодекса не установлен. В решении о проведении выездной налоговой проверки (форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]) указываются дата составления этого решения и дата вручения этого решения налогоплательщику.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Готовимся к проверке

Реальность — это главное

Даже если вашего контрагента ФНС признает «однодневкой», вы должны доказать , что сделка с этим контрагентом была реальной! Это очень важно!

Стоит продумать и заучить со всеми сотрудниками, участвующими в сделке, все детали легенды:

  • как нашли поставщика, кто нашел, почему именно его, как обсуждали условия, где заключали договор, как выглядит директор, если встречались очно и т.д.
  • доставка товара: как доставляли, какой транспорт, кому принадлежит, какой водитель, кто принимал товар, кто его передавал и т.д..
  • выгрузка на склад: где склад, в собственности/аренда, условия хранения, достаточность площади склада, как выгружали, какими силами, кто принимал и т.д.

Обратите внимание на логику действий, временные промежутки, сроки и даты, указанные в документах. Отсутствие «здравого» смысла сделки, расхождения дат и нереальность сроков — на этом часто «палятся».

Храните все документы по переписке с контрагентами. Электронные письма тоже храните. Но осмотрительно. Приготовьте фрагменты, сканы. Чтобы не было лишней информации для проверяющих.

Даже если налоговой в отношении вашего контрагента выявлены отдельные признаки «однодневки» — ваша убедительная позиция может изменить ход дела. Вашу осмотрительность и непричастность к неправомерным действиям могут подтвердить документы и четкие ответы на вопросы на допросе в качестве свидетеля. Это касается и всех ваших сотрудников. Об этом моя статья «На допрос? — Не вопрос!»

Сообщите о проверке своим контрагентами и еще раз сопоставьте документы

Особенно постоянным, с большими оборотами, или подозрительным, на ваш взгляд. Уточните, были ли проверки у них. Любые. Камеральные, выездные, встречные. Были ли допросы. Спрашивали ли насчет вас. Какие звучали вопросы, какие даны ответы. Продумайте легенду с учетом полученной информации. Не исключено, что придут и к ним.

Первые и вторые экземпляры ваших с контрагентами документов должны быть абсолютно идентичными. Должны совпадать все реквизиты, в том числе подписи, печати, нумерации, даты. Проверьте еще раз. Факсовые копии замените на подлинники.

Подготовьте пояснения по локации своих объектов

Где находятся офис, склад, филиалы, обособленные подразделения, производственные объекты. Права пользования, цель использования. Чтобы при выезде на место инспектор из смог легко найти. Там не должно быть никакого постороннего имущества, документов и неосведомленных людей.

Отштудируйте налоговый кодекс

Вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок. Свои права. И обязанности. Права и обязанности инспектора. Что он имеет право делать, а что нет. Какие документы обязан предъявить инспектор при выполнении контрольных процедур и порядок их проведения. Какие нарушения допускаются при осмотре, допросе, инвентаризации, истребовании, выемке.

Перегибы и излишества и другие нарушения со стороны налоговиков вы вправе перечислить в жалобе и, ссылаясь на них, требовать признания результатов проверки недействительными.

Почему подготовка важна

Если налоговая приходит на выездную проверку, она уже знает, что и где искать. Методы отбора всем давно известны.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций прямой

Как понять, что нагнетается ситуация, и ваш бизнес в разработке у налоговой я подготовлю отдельную статью.

Итак, налоговой уже проведен комплексный анализ вашей деятельности, выявлены проблемные вопросы и даже вычислена прогнозная сумма, за которой к вам идет выездная налоговая проверка. И задача инспектора – выйти на место, осмотреться и собрать доказательную базу о том, что вы нарушаете закон.

Но! Если проверка пришла — значит еще ничего не доказано. Проверяющие идут собрать доказательства, используя слабые звенья любого бизнеса — сотрудников и документы.

Ваша задача – пережить эту проверку с наименьшими потерями.

Не выдать лишнего и знать, какие доказательства собраны и какими способами. Осмотрительно и очень внимательно!

Чтобы доказать правоту своих действий в суде или на этапе досудебных разбирательств.


Убедительно и бесстрашно.

Особого предупреждения не будет

О том, что в отношении компании планируется проверка, налоговая предупреждать не обязана.

На практике ИФНС предупреждает по телефону и вызывает руководителя в ИФНС для вручения решения о проведении проверки. Либо применяет быстрый и дешевый способ информирования по ТКС- через личный кабинет налогоплательщика.

Решение считается полученным на следующий день со дня его размещения в личном кабинете. Но срок проверки начинает отсчитываться именно с даты вынесения решения налоговой, а не с даты его получения вами.

Но иногда инспектор может прийти и внезапно, как снег на голову. Предъявить служебное удостоверение, вручить решение и ознакомить с ним.

Важно, что с решением о проведении проверки инспектор вручает требование о представлении документов, которое вы должны исполнить в течение 10 дней.

Если истребован очень большой объем документов вы вправе на следующий день после дня получения требования письменно обратиться к руководителю налоговой инспекции о продлении срока с указанием причин и реально возможного срока предъявления документов.

В течение 2-х дней руководитель ИФНС вправе решить продлевать срок или нет. Вправе. Но не обязан. Зависит от весомости причин и вашей убедительности.

Но не расстраивайтесь, если откажут. 10 дней у нас уже есть!

И срочно работаем над подготовкой к проверке!

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Важна любая поддержка

Очень полезно пригласить аудитора, или налогового консультанта, юриста. Для правовой, методологической и моральной поддержки. Такую профессиональную помощь оказывают различные консалтинговые фирмы. Желательно, конечно, об этом позаботиться заранее и иметь уже проверенную. Среди них встречается много теоретиков, рассуждающих и на словах разводящих любые проблемы, но на деле «не нюхавших пороху», и пожимающих плечами в случае действительно опасных ситуаций.

О налоговых рисках нужно помнить всегда. К этому вопросу стоит готовиться заранее. И часть сделок с точки зрения безопасности, в режиме спокойной работы, стоит прорабатывать заранее и обсуждать с партнерами-консультантами. Тогда к моменту проверки у вас будет свой человек, профессионализму которого вы доверяете, и он вас не подведет. Такой бесстрашный помощник!

Просто здорово, если такой человек есть у вас в штате!

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Читайте так же:  Подоходный налог организации

Подготовка офиса

Наведите порядок на столах и в сейфах

Унесите к себе домой чужие печати и штампы, флэшки, пластиковые карты, фирменные бланки других предприятий, в том числе уже ликвидированных и другие компрометирующие штуки. Не давайте инспектору повода для лишних вопросов, ненужных размышлений и дополнительных исследований.

Позаботьтесь о резервном копировании

На всякий случай. Изъятие компьютеров проверяющие используют в редких обостренных случаях. Это может повлечь невосполнимую потерю ценной информации. Поэтому, лучше заранее перенесите важные для работы данные на удаленный сервер.

Приготовьте компьютер для инспектора

Удалите в нем всю информацию кроме бухгалтерской базы за период проверки.

Стоит подчистить компьютеры и других сотрудников — убрать лишние базы данных, сомнительную переписку.

Приготовьтесь распечатать налоговые регистры или расшифровки по требованию инспектора.

Запрашиваемую информацию вы можете представлять и в электронном виде.

Никогда не сажайте инспектора за свой компьютер, не водите логин и пароль, исключите малейшую возможность «серфить» по вашему личному виртуальному миру.

Приготовьте инспектору рабочее место

Не в бухгалтерии точно, куда может случайно влететь эмоциональный менеджер по продажам или шумный водитель. Хорошо если это отдельная комната. Или переговорная.

Приготовьте чай, кофе, конфетки. Продумайте куда и с кем инспектор будет ходить на обед. Предлагайте подвозить до дома после окончания рабочего дня. Не стоит создавать атмосферу отчуждения. Внимание, добрая шутка помогут разрядить ревизионную напряженность и скованность.

Это может оказаться и полезным. Может случиться такая ситуация , что уволенного из налоговой после безрезультативной проверки инспектора вы пригласите к себе на работу налоговым консультантом. Зачем заранее накалять ситуацию? Вы же уверены в себе. Наберитесь терпения и достойно переживите проверку. Вам негатив ни к чему. А позитивно настроенный инспектор способен на многое. Точно.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Похожие материалы

Инструктаж персонала

Все вопросы только через координатора

Назначьте вашего представителя для взаимодействия с инспектором. Это может быть налоговый юрист, главный бухгалтер или финансовый директор. Понимающий правила проведения проверки и знающий все риски бизнеса. Именно этот ответственный за проверку будет реагировать на требования о представлении документов, передавать их инспектору, выслушивать вопросы и давать ответы.

Все дополнительные действия инспектора ( осмотры, выемки. инвентаризации, допросы) тоже должны проходить под его четким контролем.

Проведите инструктаж со всем коллективом

Реагировать на просьбы, уговоры, указания инспектора – только единым способом — направить к координатору. Никаких ответов без согласования с ним. Никакой самодеятельности. Это правильно.

О любых обращениях инспектора, устных и письменных,- например, вручение уведомления о вызове на допрос,- все без исключения сотрудники обязаны незамедлительно сообщить ответственному за проверку.

Настройте себя и коллектив на правильный тон

Настроиться очень важно. Рассматривайте общение с проверяющими как вид деловых переговоров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не стоит развязывать маленькую войну с инспектором. Но и задушевные разговоры с проверяющими в курилках стоит исключить. Это один из способов сбора информации.

Рассмотрите возможность временной работы сотрудников из дома. Особенно ненадежных, суетливых и болтливых.

Пошерстите свои скрытые налоговые переплаты

Ищите, привлекайте аудиторов. Проведите в налоговом учете операции, которые вы опасались заявить в уменьшение налоговой базы. За три года . Например, по причине отражения в налоговой декларации убытка или возврата налога.

Или по причине разночтений правил в письмах Минфина и сложившейся судебной практики. Такие резервы точно есть у всех.

Настаивайте на их включении в расчет. В возражениях на акт проверки, на этапе досудебной процедуры, в судебном споре. Есть прецедент, когда налоговая проверка закончилась не недоимкой, а возвратом из бюджета.

В уведомлении о вызове в инспекцию указывается цель вызова

Налоговый кодекс позволяет инспекторам вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов и сборов, в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогового законодательства (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма уведомления для вызова налогоплательщика в инспекцию утверждена приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected] При заполнении формы уведомления налоговики обязаны подробно описать цель вызова налогоплательщика. Однако в данной форме не предусмотрено указания на то, какое конкретно решение будет вручено налогоплательщику в инспекции.

Читайте так же:  Субъектами государственного финансового контроля являются

В связи с этим в Федеральной налоговой службе заявляют: отсутствие в упомянутом уведомлении ссылки на решение, которое планируется вручить налогоплательщику, не может нарушать его прав.

Если вам «прилетело». Как подготовиться к налоговой проверке

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Дата предъявления налогоплательщику решения о выездной проверке не влияет на ее срок

К нам часто обращаются с запросами о том, с какого момента начинает исчисляться срок выездной налоговой проверки? Вот 2 месяца на проверку (ст. 89 НК РФ), с какого момента исчисляется, или с момента, когда начальник вынес соответствующее решение, или с момента, когда налоговые инспекторы пришли непосредственно к налогоплательщику?

Ответ на этот вопрос содержится не только в НК РФ, но и в разъяснительных документах Минфина. Так, в недавно изданном письме Минфина от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635 было указано, что согласно п. 1 ст. 89 НК выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. НК установлен срок проведения выездной проверки, который исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Срок предъявления налогоплательщику решения о проведении выездной проверки (повторной выездной проверки) НК не установлен. Дата получения налогоплательщиком (его представителем) решения о проведении выездной проверки указывается в этом решении.

Иными словами, «принято решение о ВНП — проверка началась», и никак иначе.

Ведь иногда налоговики приходят к налогоплательщику через месяц (а то и позже) после того, как решение о проверки вынес их начальник. В этом случае у проверяющих на проверку остается только 1 месяц, а не два, как иногда говорят инспекторы.

  • 2697
  • рейтинг 1

Распоряжение исключительными правами: новеллы, особенности, судебная практика

Практика применения законодательства о банкротстве

Introduction to English Legal System

Комментарии (4)

Казалось бы, хороший вывод, но не все так однозначно. Мы периодически сталкиваемся с тем, что к нам приходят в феврале, скажем 2016 года, и начинают ВНП за 2012-2014 гг. Как так: 2012 год лежит за пределами допустимой глубины проверки, начатой в 2016!?

А происходит это только потому, что решение о проведении проверки датировано последним рабочим днем предыдущего года (в примере — это 2015). Таким незамысловатым образом налоговики могут «спасти» уже почти ускользнувший год. То, что они сократили себе срок проверки — очень условное для них зло. Есть вполне законные способы растянуть «удовольствие» — многие из нас видят регулярно проверки длиной в год. Ну и что такое потерянный месяц или даже 2 на этом фоне!?

Я понимаю, что иногда ситуации с принятым 31 декабря решением может быть реальной, но у меня есть сомнения, что это всегда правда. Больше похоже на правду, что решение появилось позднее. Только не могу я доказать свою правоту. Поэтому я бы предпочел, чтобы срок считался с даты предъявления, поскольку этот срок объективно я контролирую.

Добрый день! Актуальный вопрос, недавно получали на него ответы из Минфина и ФНС, возможно это и было письмо Минфина от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

В соответствии с абз. 2 п. 4, пп. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Пробел Кодекса в сроках ознакомления (вручения) с решением о проведении проверки позволяет налоговым органам в начале года увеличивать период проверки на год, датировав решение прошлым годом.
Обращения в ФНС и Минфин показали, что у них нет ответа на этот вопрос; попросту указывают об отсутствии в Кодексе установленных сроков ознакомления (вручения).
Добиться успеха в суде, на мой взгляд, вероятно, используя дух и существо ст. 3 НК РФ. Ведь отсутствие установленных сроков в отношении существенного налогового действия не допустимо или должно толковаться в пользу налогоплательщика.
Между тем, гос. органы лукавят.
В п. 12, 13 Приложения к приказу ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/[email protected] (ПОРЯДОК
НАПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ..), указано, что:

«12. Документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе.
Не позднее следующего рабочего дня после регистрации Документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата) (далее — КЭП налогового органа) и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).
13. Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки».

При этом под Документом понимаются все документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, в том числе и решения о проведении выездной налоговой проверки (см. п1. Порядка).

Возможна ли здесь аналогия закона, а порядок зарегистрирован в Минюсте России 12 августа 2015 г. N 38482, или права, исходя из ст. 3 НК РФ?
Хороший вопрос, ответ на который скорее всего придется получать в суде, если не инициировать внесение изменений в статью 89 НК РФ, как устранение пробела законодательства, признанного таковым государственными органами.

Энциклопедия решений. Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Обязательные реквизиты, которые должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки установлены в п. 2 ст. 89 НК РФ. Согласно данной норме решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

— полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

— предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

— периоды, за которые проводится проверка;

— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Читайте так же:  Кбк возврат ндфл за обучение

Решение о проведении выездной налоговой проверки составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Форма решения предусматривает ознакомление с ним под роспись лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка. При этом ни НК РФ, ни указанным приказом ФНС России не предусмотрены сроки и способ ознакомления с решением. На этот факт обращает внимание и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635).

Внимание

НК РФ установлен срок проведения выездной налоговой проверки, который исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). Исчисление этого срока не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с решением.

В то же время решение о проведении выездной налоговой проверки вместе со служебными удостоверениями являются документами, на основании которых проверяющие должны быть допущены к проведению проверки на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 91). При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не вправе (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

На практике решение вручается налогоплательщику в тот момент, когда инспекторы приходят в организацию для проведения проверки. Также решение может быть выслано по почте заказным письмом. Такое происходит, например, в ситуации, когда налоговый орган не может определить фактическое место нахождения налогоплательщика. Отсутствие подписи налогоплательщика об ознакомлении с решением о проведении выездной проверки не лишает налоговый орган права на проведение проверки (письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62 и ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопрос 9)).

В случае, если решение о проведении выездной проверки налогоплательщиком не получено, он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему копии этого документа. Обязанность удовлетворить данную просьбу возложена на налоговый орган пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ.

При ознакомлении с решением о проведении выездной проверки важно обратить внимание на правильность заполнения всех его реквизитов. Так, например, не вправе принимать решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения недвижимого имущества (постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2011 N Ф07-13940/2010, от 14.05.2008 N А56-31372/2007). В этом случае налогоплательщик имеет право не пускать проверяющих на свою территорию (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Некорректное заполнение решения может также впоследствии послужить основанием для оспаривания вынесенного по результатам этой проверки решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Например, невключение в перечень проверяемых налогов конкретного вида налога влечет отсутствие права у должностных лиц налогового органа проверять правильность и своевременность уплаты данного налога. В этом случае налогоплательщик сможет впоследствии оспорить правомерность доначислений по такому налогу в случае их отражения в акте проверки и решении, вынесенном по итогам проверки (см. постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 N А08-14181/04-25-9-25).

При проведении комплексной проверки всей деятельности налогоплательщика в решении в качестве предмета проверки допускается указывать «по всем налогам и сборам» (см. постановления ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6795/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8115/2010).

Обычные технические ошибки, не приводящие к нарушению прав налогоплательщика, с большой вероятностью не повлияют на исход спора о правомерности вынесенного по итогам проверки итогового решения. К числу таких ошибок можно отнести, например:

— неверное указание в решении о проведении проверки ИНН налогоплательщика (см. постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2010 N Ф09-6740/10-С3);

— неверное указание номера решения о назначении выездной налоговой проверки в последующих решениях инспекции, принимаемых в ходе проведения проверки (постановление Восьмого ААС от 01.04.2013 N 08АП-1564/13);

— указание в решении несуществующего филиала, при проверке организации, имеющей филиалы, представительства (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N Ф02-4837/12).

Внимание

Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

ФНС прокомментировала вопросы, связанные с процедурой выездных проверок

Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 09.10.15 № ЕД-4-2/17621, в котором разъяснила некоторые вопросы, связанные с проведением выездной проверки и принятием решения по ее результатам. В частности, чиновники пояснили, что несвоевременное вручение налогоплательщику решения по итогам проверки само по себе не свидетельствует о существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки. Кроме того, авторы письма сообщили, что в уведомлении о вызове налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений налоговики не обязаны указывать на то, какое конкретно решение они ему вручат.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Читайте так же:  Возврат вы ошиблись при оплате налога

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Где принимать проверку

Конечно, как и любая ревизия, проверка ИФНС тормозит работу компании. Поэтому подумайте где лучше ее пережить: в офисе или привезти документы в инспекцию.

На мой взгляд, в инспекцию лучше: инспектор не будет поражать вас внезапностью своих вопросов: будет время подготовить документы на запросы, не отвечать на вопросы без подготовки, перенести все общение на бумагу: требование – ответ с приложением документов, еще требование — еще ответ с приложением документов.

Документы по требованиям представляйте, но вяло и очень осмотрительно. Помните, что срок проверки ограничен.

Одни мои партнеры при проверке привозили в налоговую тома с документами, которые не влекли никаких вопросов, но загружали кабинет инспектора: договоры займа, акты передачи векселей, выписки банка. Голова кругом, горы бумаг, — а доказательств нарушений не найдено.

Проверка на то и выездная, что инспектор приходит к вам. Но вы можете обратиться к руководителю налоговой с просьбой провести ее в инспекции в связи с отсутствием возможности проведения проверки в офисе. Главное-хорошо мотивировать свою просьбу. Аргументы должны быть существенны, так как ваша просьба может быть отклонена.

Можно затеять ремонт в помещении, сослаться на карантин работников или создать тесноту – переехать всем в одну комнату. Инспектор вправе убедиться на месте в отсутствии такой возможности и приехать на осмотр. Неудобств ему тоже не хочется и ,возможно, он обоснует своему руководству целесообразность проведения проверки на своем рабочем месте в инспекции.

Но если с вами не согласятся, тоже не стоит расстраиваться! Принимайте проверяющих у себя.

Решение по итогам проверки может быть вручено с опозданием

Специалисты ФНС напоминают, что акт проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, письменные возражения налогоплательщика по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений, предусмотренного пунктом 6 статьи 100 НК РФ (на подготовку возражений отводится один месяц со дня получения акта проверки). Срок на принятие решения по результатам проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В пункте 14 статьи 101 НК РФ сказано: нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены решения. В связи с этим возникает вопрос: подлежит ли отмене решение по итогам проверки, если оно было вручено с опозданием, то есть за пределами 10-дневного срока, отведенного на принятие этого решения? В Федеральной налоговой службе ответили отрицательно. Но чиновники сделали оговорку: несвоевременное вручение решения не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки только в том случае, если налогоплательщик был ознакомлен со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, ему была обеспечена возможность представить свои возражения и участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.

Вместо заключения

Выездная проверка — самая опасная из всех налоговых проверок.

При современных методах мониторинга и отбора, выездная проверка всегда результативна.

Но она может и не оказаться такой страшной, если к ней правильно серьезно подготовиться.

Важно понимать , правильно настроиться и разумно использовать все возможности по защите своих прав — и в досудебной стадии, и в судебном споре.

Зачастую инспектора проверяют бизнес формально, совершают ошибки, нарушения доказывают некачественно, а аргументы компаний игнорируют. Все ошибки проверяющих нужно замечать и умело использовать для защиты своих прав.

По статистике судебная практика по оспариванию результатов проверок складывается не в пользу налогоплательщика.

За первое полугодие 2018 года бизнес проиграл налоговикам в судах 66,3% споров. Но ведь 33,7 % ВЫИГРАЛ!

Давайте правильно готовиться, настраиваться, грамотно действовать и бороться!

Попадать в число решительных и неуязвимых! С оптимизмом, и верой в успех!

Надеюсь, было полезно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Желаю вам, чтобы эта информация вашему бизнесу никогда не пригодилась.

Источники

Вручение решения о проведении выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here