Выездная налоговая проверка филиала

Важная информация в статье: "Выездная налоговая проверка филиала", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Особенности налоговых проверок обособленных подразделений

Показатели Камеральная проверка обособленного подразделения (ОП) Выездная проверка
филиала или представительства обособленного подразделения (ОП) любого ОП в рамках проверки всей организации
Какие налоги могут проверить Налоги, отчетность по которым сдается по месту нахождения
  • налог на прибыл
  • налог на имущество, если ОП имеет отдельный балан
  • транспортный нало
  • земельный нало
  • ЕНВ
Региональные и местные налог
  • налог на имущество;
  • транспортный налог;
  • земельный налог
Любые налоги, перечисленные в решении о проведении проверки организаци
Кто проводит проверку Инспекция по месту нахождения Инспекция по месту нахождения организаци
Кому вручают документы в ходе и по результатам проверки Требование о представлении документов, акт проверк решение по ней вручаю Решение о проведении проверки, требование о представлении документо справку о проверк акт проверк решение по ней вручаю
— руководителю ОП, если у него есть доверенность на получение указанных документо — руководителю головной организации или лицу в головной организации, имеющему доверенность на их получение
Срок проведения проверки 3 месяца со дня подачи деклараци 1 месяц со дня вынесения решения о проведении проверк Срок для проверки каждого ОП в отдельности не установлен*

* Вместе с тем срок проверки всей организации с обычных 2 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении может быть увеличен в зависимости от количества ваших

  • до 4 месяцев — если у вас четыре и более ОП или менее четырех ОП, но доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на ОП, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, которые платит ваша организация, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
  • до 6 месяцев — если у вас 10 и более ОП.

Кстати, не торопитесь идти в суд, чтобы оспорить решение по итогам проверки по формальному основанию, когда налоговики незначительно вышли за рамки установленного для проверок срок (например, месячного срока самостоятельной проверки филиала или представительства), — вам могут и не отменить доначисления, если такой срок нарушен, к примеру, на 3 дня.

Теперь несколько правил, которые важно знать при проверке.

При выездной проверке филиалов (представительств)

При самостоятельной проверке филиала (представительства) проверить могут тот же период и те же налоги, которые проверяли у самой компании, и это не будет противоречить законодательству, так как не считается повторной проверко

Можно не давать на проверку документы, касающиеся исчисления и уплаты федерального налога, даже если в решении о проведении самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) они указан

СОВЕТ

Если в решении о проведении выездной проверки филиала (представительства) указан федеральный налог, не оставляйте без ответа требование о представлении документов. Составьте в письменной форме объяснение, где укажите, что вы должны представлять для проверки документы, касающиеся исчисления и уплаты только региональных и (или) местных налого Поэтому представлять документы по выставленному требованию не будете.

При выездной проверке ОП в рамках проверки всей организации

В такой ситуации для проверки ОП не требуется специального решени То есть инспекция вправе запросить у вас документы по любому ОП.

СОВЕТ

Если не успеваете представить в срок, обозначенный в требовании инспекции, документы по ОП, которое находится далеко, направьте в налоговую письменное уведомление об этом. В нем укажите причину, по которой документы не могут быть представлены, и сроки, в которые вы сможете их подать в инспекцию. Направить такое уведомление надо в течение дня, следующего за днем получения требовани

Сама процедура налоговых проверок ОП и оформления их результатов точно такая же, как при проверке организации. При этом решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам любой проверки филиала или представительства, как и требование о взыскании налога, пени и штрафа, должно быть вынесено в отношении организации. Ведь ОП не являются самостоятельными налогоплательщикам Документы, в которых указаны филиал или представительство в качестве лица, привлекаемого к налоговой ответственности и обязанного уплатить недоимку, пени и штраф, можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или оспорить в судебном порядке по формальному основани

Выездная налоговая проверка

С.В. Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса

Выездная налоговая проверка призвана выявить нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его стремлением уклониться от налогообложения. Причем на решение этой задачи налоговых органов ориентирует Конституционный суд.
Назначение выездной налоговой проверки означает, что с вероятностью более 98% по результатам ее проведения будут доначислены налоги, пени, штрафы.
В 2015 году эффективность одной выездной налоговой проверки составила почти 9 млн рублей (проведено немногим более 30 тысяч проверок). Порядку проведения выездной налоговой проверки посвящено интервью с экспертом.

— Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

— Может ли организация сменить свое место нахождение в период проведения проверки?
Может, но обратите внимание на следующие обстоятельства.
Налоговый орган, в котором организация состоит на учете, может принять решение о проведении выездной налоговой проверки до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации. По мнению ФНС, принятие решения о проведении проверки в день снятия с учета законодательству не противоречит (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).
Если организация меняет место своего нахождения во время проведения в отношении нее налоговой проверки, то проверка будет продолжаться. Причем оформление ее результатов, вынесение решения будет производиться тем налоговым органом, который принимал решение о проведении проверки (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-02-08/80).

Читайте так же:  Какая сумма налога при дарении

— Является ли проведение выездной налоговой проверки препятствием для закрытия обособленного подразделения и снятия с учета в налоговом органе?
В Налоговом кодексе предусмотрены специальные правила снятия с налогового учета для случаев прекращения деятельности российской организацией через обособленные подразделения (включая филиал и представительство).
Согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения производится не ранее окончания выездной налоговой проверки.
Налоговый орган снимет организацию с учета по месту нахождения закрываемого филиала (представительства) или иного обособленного подразделения только после составления справки о проведенной выездной налоговой проверки. Данный порядок применяется при условии, что решение о проведении проверки принято до составления налоговым органом уведомления о снятии с учета, подготовленного на основании сведений из ЕГРЮЛ о закрытии филиала (представительства) или сообщения, полученного от самой организации о закрытии иного обособленного подразделения.

— Основанием проверки является решение о ее проведении. Что оно должно содержать?
Форма решения приведена в приложении № 3 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Решение должно содержать:
• номер решения и дату его вынесения;
• наименование налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка.
При назначении проверки филиала или представительства отдельно от проведения проверки организации, в решении указывается наименование филиала или представительства. В отношении обособленных подразделений, не оформленных в качестве филиала и представительства, проверка назначена быть не может.
Проверка филиалов и представительств возможна только по региональным, местным налогам и торговому сбору. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, не проводится (письмо Минфина России от 28.03.2011 № 03-02-08/32).

— Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

— Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

— С чего начинается проверка?
Налогоплательщик знакомится с принятым решением под роспись. При вручении решения на экземпляре, который остается у налогового органа, проставляется отметка о получении решения представителем налогоплательщика. В определенных случаях решение направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Если налогоплательщик предоставит в своем помещении место для работы проверяющих, то проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика.

— Предположим, налоговый орган нарушил срок проведения проверки…
Сам по себе срок проверки не является пресекательным. Однако несоблюдение сроков проведения проверки может повлечь признание недействительным решения налогового органа, если оно вынесено на основании доказательств, которые были получены вследствие совершения налоговым органом действий за пределами срока проверки.
Кроме того, несоблюдение сроков проверки не изменяет порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа. В связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса. Об этом сказано в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

— Какие мероприятия налогового контроля может проводить налоговый орган в период приостановления проверки?
Все, за исключением истребования у налогоплательщика документов, и тех мероприятий, которые проводятся на территории налогоплательщика. Например, налоговые органы вправе запрашивать пояснения у должностных лиц проверяемого налогоплательщика, вызывая их в налоговый орган (письма Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11).
Приостановление проведения выездной проверки не изменяет срок исполнения требования о представлении документов, направленного до принятия решения о приостановлении проверки (письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644, пункт 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Может ли налоговый орган проводить одновременно несколько выездных налоговых проверок в отношении налогоплательщика?
В Налоговом кодексе ограничена периодичность проверок. Во-первых, ограничено право налогового органа на проведение выездных проверок в календарном году. Нельзя проводить более 2-х выездных налоговых проверок (независимо от вида налогов и периода проверки). Большее количество проверок возможно при принятии решения о ее проведении руководителем ФНС России.
Кроме того, при условии ежегодного проведения в отношении организации налоговых проверок, назначении проверок до окончания предыдущих проверок, решение о проведении очередной выездной налоговой проверки может быть обжаловано налогоплательщиком. При отсутствии со стороны инспекции доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения еще одной проверки, суд может признать такое решение недействительным как нарушающее принцип недопустимости избыточного и неограниченного применения мер налогового контроля (Определение ВАС РФ от 21.03.2011 № ВАС-3294/10).

Читайте так же:  Как подать заявление на налоговый вычет

— Может ли налогоплательщик быть привлечен к ответственности по итогам повторной проверки?
Применение налоговых санкций в ходе повторных проверок фактически исключено, так как предварительно должен быть доказан сговор налогоплательщика и должностных лиц налогового органа, который не позволил выявить правонарушения в ходе первоначальной проверки.
Исключение – повторная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией. В этом случае привлечение организации к ответственности не ставится в зависимость от факта установления сговора налогоплательщика и налогового органа при первоначальной проверке.

Встречаются ситуации, в которых проиграв суд по итогам первой проверки, налоговый орган назначает повторную проверку…
Назначение повторной проверки возможно даже если решение, вынесенное по первоначальной выездной налоговой проверке, было предметом рассмотрения суда.
При наличии на момент проведения повторной проверки сохраняющих свою законную силу судебных актов об оспаривании решения налогового органа, вынесенного по результатам первоначальной проверки, налоговый орган не вправе переоценивать выводы о наличии и размере налоговой обязанности, которые были сделаны судом применительно к эпизодам первоначальной проверки.
Выносить по результатам повторной проверки решение, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, налоговый орган не вправе (Постановление Конституционного Суда от 17.03.2009 № 5-П, Определение Конституционного Суда от 28.01.2010 №138-о-р).
В рамках такой повторной проверки налоговый орган должен исследовать доказательства, которые не были отражены в решении суда.

Порядок проведения налоговой проверки при закрытии филиала компании в другом городе

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Компания может принять решение о закрытии своего филиала, расположенного в другом городе. Ликвидация филиала включает в себя, помимо кадровых процедур, подготовку определенного пакета документов, предусмотренных налоговым и гражданским законодательством.

Определение филиала дано в п.2 ст.55 ГК РФ. Филиал – это обособленное подразделение компании, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции (или их часть), в том числе функции представительства. Наличие филиала указывается в учредительных документах головной компании (п.3 ст.55 ГК РФ).

Налоговое законодательство не содержит определение филиала. в ст.11 НК РФ раскрываются лишь признаки обособленного подразделения:

наличие оборудованных стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.

При этом (в отличие от норм гражданского законодательства), признание обособленного подразделения компании таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Нормами налогового законодательства не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством компании (п.1.4 Письма ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622 и Минфина РФ от 28.03.2011 г. №03-02-08/32).

В рамках самостоятельной выездной налоговой проверки филиала налоговыми органами проверяется правильность исчисления и своевременность уплаты только региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п.7 ст.89 НК РФ).

Практически это означает, что налоговая инспекция, расположенная в субъекте нахождения филиала, не может в рамках самостоятельной выездной налоговой проверки проверить полноту и своевременность уплаты федеральных налогов (например, НДС). Однако филиал может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки головной компании (п.7 ст.89 НК РФ) и в этом случае будут проверяться и федеральные налоги.

Всегда ли проводится проверка при закрытии филиала?

Налоговым законодательством обязательность проведения выездной налоговой проверки предусмотрена только при ликвидации юридических лиц (п.11 ст.89 НК РФ, п.3.2 письма ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622).

А поэтому не всегда закрытие филиала компании сопровождается проведением выездной налоговой проверки. Отбор филиалов на выездную проверку осуществляется с учетом критериев, приведенных в Приложении №1 к приказу ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333.

При ликвидации филиала компании налогоплательщику вручается так называемый лист согласования («бегунок») с указанием отделов налоговой инспекции, в которых необходимо проставить соответствующую отметку.

Если по результатам такого «бегунка» у налогоплательщика отсутствует задолженность по налогам (основание — составленный акт сверки в отделе работы с налогоплательщиками), сдана налоговая отчетность (отдел ввода информации, отдел камеральных проверок), то в этих случаях можно избежать проведения выездной налоговой проверки.

Процедура проведения выездной налоговой проверки

Согласно положениям ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения компании.

При этом допускается проведение проверки не по месту нахождения компании только в двух случаях:

проведение выездной проверки в отношении крупнейшего налогоплательщика (абз.2 п.2 ст.89 НК РФ);

проведение самостоятельной выездной проверки филиала компании (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 03.02.2016 г. №А81-4093/2015).

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала проводится на основании решения налогового органа по месту его нахождения.

При проведении налоговой проверки ликвидируемого филиала необходимо учитывать следующие ограничения:

налоговый орган, проводящий самостоятельную проверку филиалов не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (абз.3 п.7 ст.89 НК РФ);

налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала более двух выездных проверок в течение одного календарного года (абз.4 п.7 ст.89 НК РФ);

при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов срок такой проверки не может превышать один месяц (абз.5 п.7 ст.89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка филиала территориальной инспекцией проводится с учетом рекомендаций, приведенных в Письме ФНС РФ и Минфина РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622.

Налоговая проверка филиала может проводиться на территории налоговой инспекции либо на территории налогоплательщика (по месту нахождения филиала). При этом налоговые инспекторы вправе провести осмотр любых закрытых помещений, имущества налогоплательщика.

При проведении налоговой проверки возможно проведение следующих процедур:

инвентаризация (п.13 ст.89 НК РФ);

осмотр (ст.91,ст.92 НК РФ);

истребование документов (ст.93, ст.93.1 НК РФ);

выемка (ст.94 НК РФ);

экспертиза (ст.95 НК РФ);

допрос (ст.90 НК РФ);

вызов свидетеля (ст.90 НК РФ);

получение экспертного заключения (ст.95 НК РФ);

Читайте так же:  План налоговых проверок на по инн

Выездная налоговая проверка филиала

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения и дополнения в первую часть Налогового кодекса РФ. Ниже рассмотрим подробнее нововведения в отношении организаций и предпринимателей, которые уже вступили в силу или вступят 01.01.2020.

Кроме того, многие поправки, внесенные Законом № 325-ФЗ в первую часть НК РФ, начнут действовать с 01.04.2020. Они будут освещены в наших следующих публикациях. Следите за новостями.

Физлица (в т.ч. ИП) смогут подавать документы в налоговую инспекцию через МФЦ

Такое будет возможно, если:

  • случаи представления налогоплательщиками-физлицами в инспекцию и получения от нее документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) предусмотрены НК РФ;
  • в конкретном МФЦ организована возможность представления и получения указанных документов.

Днем представления физлицом указанных документов (сведений) будет считаться дата их приема специалистом МФЦ, что подтвердит соответствующая расписка или иной документ. Датой получения документа физлицом считается день, следующий за днем его получения МФЦ от налоговой инспекции.

Данные правила действуют с 29.10.2019 (п. 2, 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Случаи, когда физлица (в т.ч. ИП) могут взаимодействовать с налоговой инспекцией через МФЦ, установлены тем же законом. Например, с 1 января 2020 г. граждане смогут представлять через МФЦ налоговые декларации по НДФЛ на бумажном носителе (пп. «а» п. 24 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Кроме того, с 1 апреля 2020 г. появится возможность подавать через МФЦ заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, а также получать через МФЦ свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (пп. «д» п. 26 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Выездные налоговые проверки на территории субъекта РФ могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства). Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из п. 2 ст. 89 НК РФ.

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

ИФНС обязана уведомить отделение ПФР о регистрации физлица в качестве самозанятого

Как известно, вознаграждение, выплаченное самозанятому гражданину, с которого он уплачивает налог на профессиональный доход (далее – НПД, спецрежим), не облагается страховыми взносами (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). ИП, применяющие НПД, не признаются плательщиками страховых взносов «за себя» в фиксированном размере за период применения этого спецрежима (ч. 11 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

При этом физлица (в т.ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч. 1, 12 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение трех рабочих дней). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Установлен момент, с которого налог, не удержанный налоговым агентом, считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в п. 3. ст. 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В то же время по разным причинам налоговый агент может не удержать налог (или удержать не полностью) и выплатить налогоплательщику начисленный доход в полной сумме. Если налоговый агент не сообщит в инспекцию о неудержании налога (как того требует пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ), данный факт может выявиться во время налоговой проверки. В такой ситуации ИФНС в любом случае вправе взыскать с налогового агента штраф по ст. 123 НК РФ и пени, начисленные на сумму недоимки, а в отдельных случаях – еще и саму недоимку (п. 9 ст. 226 НК РФ (в редакции пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона № 325-ФЗ), п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Причем пени начисляются до момента уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в п. 3 ст. 45 НК РФ не установлен момент исполнения обязанности по уплате налога в рассматриваемой ситуации.

Комментируемый закон исправил этот пробел. Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение вступает в силу 1 января 2020 г. (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

На плательщиков УСН и ЕСХН больше не распространяются особые правила определения даты начала и окончания налогового периода

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря года (ст. 346.7, 346.19 НК РФ). Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года. В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы п. 2, 3 ст. 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Например, если организация создана (ИП зарегистрирован) в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то согласно п. 2 ст. 55 НК РФ первым налоговым периодом в этом случае будет период со дня создания организации (регистрации ИП) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (регистрации ИП).

Читайте так же:  Возврат подоходного налога с кредита в банке

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно п. 3 ст. 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно изменениям, внесенным в п. 4 ст. 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), вышеуказанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года) и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Получается, что до опубликования Закона № 325-ФЗ налогоплательщик, созданный (зарегистрированный) в декабре 2018 г. и применяющий УСН или ЕСХН, должен был отчитаться по доходам (расходам) за этот месяц только в составе налоговой декларации за 2019 г. (согласно ст. 346.10, 346.23 НК РФ не позднее 31.03.2020, для ИП на УСН – не позднее 30.04.2020). Теперь же у него появилась обязанность представить две отдельные декларации – за 2018 г. (по доходам и расходам декабря 2018 г.) и за 2019 г.

При этом сроки представления налоговых деклараций за 2018 г. согласно ст. 346.10, 346.23 НК РФ вышли, а в Законе № 325-ФЗ какие-либо указания на этот счет отсутствуют. В связи с этим декларацию за 2018 г., по нашему мнению, можно подать в любой день в пределах срока сдачи декларации за 2019 г.

Ответственность по ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу этой декларации наступать, на наш взгляд, не должна, поскольку это произошло не по вине налогоплательщика (при этом новый срок подачи декларации в Законе 325-ФЗ не установлен). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение лица к ответственности за его совершение.

Кроме того, если по итогам декабря 2018 г. у плательщика образуется налог к уплате, то на эту же сумму возникает переплата по авансовому платежу за первый квартал 2019 г. В этой связи декларации за 2018 и 2019 г. рекомендуется представить одновременно, а также вместе с ними подать заявление на зачет переплаты за 2019 г. в счет уплаты налога за 2018 г.

Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?

Анастасия Шевченко
Юрист-консультант

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.

Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.

Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:

-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.

— в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.

-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение

За какой период могут проверить налоги при ВНП

По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Читайте так же:  Земельный налог для инвалидов 2 группы

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.

Копию решения вам должны вручить.

Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.

Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.

В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.

Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки

Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.

Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.

В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.

Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.

Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:

о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);

об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

Видео (кликните для воспроизведения).

После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.

Источники

Выездная налоговая проверка филиала
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here