Выездная налоговая проверка охватывает три года

Важная информация в статье: "Выездная налоговая проверка охватывает три года", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Итоги

Если вы подали уточненку с уменьшенной суммой налога, ожидайте прихода повторной выездной проверки (если первичная проверка уже прошла). Проверить контролеры могут периоды, выходящие за рамки 3 лет. Абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ позволяет в такой ситуации проверять любой уточняемый период.

Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки

Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое на момент его вынесения содержит наименование налогоплательщика, перечень проверяемых налогов и проверяемый период (п. 2 ст. 89 НК РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Ограничение глубины периода проверки трехгодичным сроком не касается текущего года деятельности налогоплательщика. Согласно позиции судов различных инстанций, положения ст. 89 НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2014 N Ф04-4057/14 (определением ВС РФ от 09.09.2014 N 304-КГ14-737 оставлено в силе), постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2013 N Ф03-453/13 (определением ВАС РФ от 26.04.2013 N ВАС-4862/13 оставлено в силе)).

Данной позицией руководствуются налоговые органы при определении проверяемого периода (см. письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/[email protected], решение ФНС России от 10.08.2015 N 315).

Таким образом, если решение о проведении выездной проверки вынесено, например, в 2016 году, то в рамках данной проверки налоговая инспекция имеет право проверить любые налоговые периоды, начиная с 1 января 2013 года, в том числе, отчетные периоды текущего 2016 года. Более ранние периоды проверке не подлежат.

Из приведенного правила существует несколько исключений, когда проверяемый в ходе выездной налоговой проверки период может превышать три года:

Случаи, когда проверяется период, превышающий 3 года

Проведение выездной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации

— проверяется период, за который такая декларация представлена, в том числе выходящий за пределы 3-х лет

(независимо от того, в какую сторону в уточненной декларации корректируется сумма ранее заявленного к уплате налога, но при условии, что ранее этот период по этому налогу не проверялся)

Проведение повторной выездной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного

— проверяется период, за который такая декларация представлена, в том числе выходящий за пределы 3-х лет

Проведение выездной проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты сумм налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта) и налога на имущество организаций (в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта),

— ограничение периода проверки не действует при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога

Проведение выездной проверки налогоплательщика, применяющего спецрежим при выполнении соглашения о разделе продукции

— проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения начиная с года его вступления в силу.

Проведение выездной проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта и организации, статус участника регионального инвестиционного проекта которой прекращен

— может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, в случае, если капитальные вложения в соответствии с таким проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

*(1) Соответствующие разъяснения территориальным налоговым органам даны ФНС России в письмах от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (пп. 1.3.2), от 29.05.2012 N АС-4-2/8792. При этом момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки; до ее проведения; после проведения), для применения нормы значения не имеет.

*(2) По данному основанию может быть назначена повторная выездная налоговая проверка и в случае, если в представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций увеличена сумма первоначально заявленного убытка. При этом предметом данной проверки могут быть только данные, которые изменялись налогоплательщиком либо связаны с указанной корректировкой (см. постановлении ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09, письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/[email protected]).

ФНС России рекомендовала налоговым органам устанавливать проверяемый период исходя из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, подлежащим проверке. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем проверяемым налогам. При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам, как правило, устанавливается единый период, за который проводится проверка (пп. 1.3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Читайте так же:  Кбк земельного налога по октмо

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Выездная налоговая проверка: какие периоды проверяю

Выездная налоговая проверка – это один из вида налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Всего за календарный год в компании может быть проведено не более двух выездных налоговых проверок (п.5 ст.89 НК РФ). При этом, инспекция не может проводить выездную проверку более двух раз по разным налогам. Например, если в начале года налоговики провели выездную проверку по налогу на прибыль, а в конце года по НДС, проведение третьей проверки (на любых основаниях) будет неправомерна. Однако не учитывается количество самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств компании (если таковые имеются).

ФНС России в письме от 17.04.2019 г. № ЕД-4-2/7305 разъясняет, что в ходе выездной налоговой проверки инспекторы могут проверить деятельность налогоплательщика за три предыдущих года и истекшие отчетные периоды текущего года. Так как Налоговый кодекс РФ не запрещает налоговикам включать в проверяемый период отчетные периоды текущего года.

В статье 89 Налогового кодекса РФ установлены правила проведения выездных налоговых проверок. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об организации проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

В ФНС России считают, что данный пункт не запрещает проведение выездных проверок по отчетным периодам того календарного года, в котором принято решение о проведении проверки. И вместе с прошлыми годами налоговики могут проверить и текущий год деятельности налогоплательщика. Позицию налоговиков разделяют и в Минфине России (письмо Минфина России от 26.07.18 № 03-02-07/1/52519).

В комментируемом письме налоговики ссылаются еще и на определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737, в котором суд подтвердил, что осуществление выездной проверки в отношении отчетных периодов текущего года не нарушает норм налогового законодательства.

ФНС России обновила показатели рентабельности и налоговой нагрузки, которые используют налоговики при включении компаний в план выездных налоговых проверок (Информация ФНС России от 23.05.2019 г.)

Продолжительность проверки

Выездная проверка не может продолжаться больше двух месяцев. А если речь идет о самостоятельной проверке филиала или представительства, то не больше одного месяца (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Срок выездной проверки может быть продлен с разрешения регионального управления налоговой службы до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести. Вот эти случаи:

  • если налоговики проверяют крупнейших налогоплательщиков;
  • если у компании есть обособленное подразделение;
  • если налогоплательщики не представляют в срок документы, необходимые для проведения выездной проверки;
  • если возникают форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка.

Этот перечень не исчерпывающий. Какое обстоятельство считать исключительным, а какое – нет, в каждом конкретном случае решает управление ФНС по региону.

Если проверка затягивается, нужно потребовать от проверяющих предъявить решение регионального управления ФНС о ее продлении.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.

Какие есть исключения?

  1. Срок проверки может превышать трехлетний период для компаний, к которым применяется специальный режим налогообложения и индивидуальный расчет налогов.
  2. Если выездная налоговая проверка уже проводится, и предприниматель решил подать уточненную декларацию.
  3. Если проверка проводится в связи с тем, что бизнесмен подал «уточненку», в которой указан меньший размер налогового платежа, чем заявленный ранее.

Общие положения о налоговых проверках

В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.

  1. Инспекция нагрянула к кому-то из партнеров компании. Значит, высока вероятность, что проверка настигнет и вас.
  2. Насторожить должны и запросы от налоговиков или правоохранителей относительно деятельности вашего партнера по бизнесу и ваших совместных экономических операций.
  3. Запрос на получение информации о вашей организации поступил в банк, с которым вы сотрудничаете (естественно, узнать об этом запросе можно только в том случае, если у вас сложились доверительные отношения с кем-то из сотрудников банка).
  4. Если вы знаете, что у вас есть недобросовестные конкуренты (в юридической практике случаи, когда информация «сливается» налоговикам от конкурентов компаний, весьма часты).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?

Анастасия Шевченко
Юрист-консультант

Читайте так же:  План налоговых проверок на по инн

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.

Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.

Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:

-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.

— в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.

-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение

За какой период могут проверить налоги при ВНП

По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.

Копию решения вам должны вручить.

Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.

Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.

В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Читайте так же:  Как налоговая списывает долги по налогам

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.

Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки

Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.

Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.

В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.

Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.

Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:

о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);

об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.

Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет

Выездная проверка обычно охватывает 3 календарных года деятельности налогоплательщика. При этом в НК РФ существует такое понятие, как повторная выездная проверка. Что и когда налоговики могут проверить повторно, узнайте из нашего материала.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Когда повторная проверка может выходить за рамки 3 лет

Такие ситуации обычно рассматриваются судами. Например, в постановлении от 11.11.2014 № Ф05-12625/2014 по делу № А40-54040/13 арбитры Московского округа признали правомерным проведение в 2013 году повторной выездной проверки периодов 2009 года, за которые налогоплательщик подал уменьшающие налог уточненки.

Компания считала, что на повторную проверку должно распространяться установленное абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ ограничение проверяемого периода. То есть этот период не должен превышать 3 календарных лет до года начала проверки. А следовательно, проверили ее неправомерно.

Однако суды с ней не согласились, указав, что при представлении уточненной декларации с суммой налога, которая меньше ранее заявленной, инспекция вправе проверить и более ранние периоды. Арбитры подчеркнули, что в данном случае налоговики не связаны указанным трехлетним сроком. Ведь возможность проверить любой уточняемый период прямо следует из абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ.

Аналогичное мнение не раз высказывали и чиновники.

Заметим, что также не в пользу налогоплательщиков решается вопрос о проведении первичной проверки уточняемых периодов, лежащих за рамками 3 лет.

О возможности проведения проверки «старых» уточняемых периодов, если ранее они не проверялись, см. в нашем материале «Вправе ли налоговики проверить период, выходящий за рамки трех лет, при предоставлении уточненной декларации?».

Приостановление проверки

Выездная проверка начинается в тот день, когда руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) вынес решение о ее назначении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается проверка составлением справки о ее проведении. Проверяющие должны вручить справку в последний день проверки.

Выездная проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции (или его заместителя). Решение о приостановлении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит руководитель (или его заместитель) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении такой проверки (п. 6 ст. 89.1 НК РФ). Перечислим причины, по которым может произойти приостановление проверки:

  • необходимо получить у контрагента проверяемой компании документы, которые касаются ее деятельности (договоры, платежные документы и т. п.);
  • необходима дополнительная информация от иностранных государственных органов;
  • нужно провести экспертизу;
  • требуется перевести на русский язык документы, представленные фирмой на иностранном языке.

У приостановки налоговой проверки по первому основанию есть ограничение. А именно: инспекторы могут, прервав проверку, обратиться к одному и тому же контрагенту только один раз. Приостановить проверку из-за этого же партнера второй раз они не вправе.

Обратите внимание: на то время, пока проверка приостановлена, налоговики обязаны вернуть все оригиналы документов, которые им передали. Исключение составляют бумаги, которые были получены контролерами во время выемки. Кроме того, если проверяющие находились на территории проверяемой фирмы, они должны ее покинуть, прекратив все действия, связанные с ревизией.

При этом в период приостановления проверки налоговики могут допрашивать сотрудников проверяемой компании и вызывать ее представителей для дачи пояснений. Такие действия законны, если осуществляются не на территории налогоплательщика.

Общий срок приостановки проверки не может быть больше шести месяцев. Но есть одно исключение. Если в течение этого срока проверяющим не удалось получить ответ от иностранного государства, срок приостановки может быть продлен еще на три месяца.

Возобновляется проверка решением руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Что такое повторная выездная проверка и когда она проводится

В п. 10 ст. 89 НК РФ указано, что повторная выездная налоговая проверка – это выездная проверка, проводимая;

  • независимо от времени проведения предыдущей проверки;
  • по тем же налогам и за тот же период.

При повторной выездной проверке может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом в абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ сказано, что при назначении повторной проверки не действуют ограничения, указанные в п. 5 данной статьи (по количеству проверок в течение календарного года и др.)

НК РФ определяет 2 случая, когда проводится повторная проверка (абз. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Если вышестоящему органу необходимо проконтролировать работу налогового органа, проводившего проверку.
  2. Если налогоплательщик подал уточненку с уменьшенной суммой налога, повторную проверку будет проводить та же инспекция, которая ранее проводила выездную проверку у данного лица, и проконтролировать могут только тот период, за который представлена уточненная декларация.
Читайте так же:  Вернуть подоходный налог второй раз

Таким образом, в случае представления вами уточненной декларации с суммой налога к уменьшению за периоды, которые ранее уже проверялись, инспекция вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки. Подробности – в следующем разделе.

Повторная выездная проверка

В налоговом кодексе приведено понятие повторной выездной проверки (ВНП) и особенности ее проведения (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается ВНП, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной ВНП.

Запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Если налоговая нарушит это требование, налогоплательщик может оспаривать законность проверки в суде.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная ВНП по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;
  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Повторной считается только та проверка, которая проводится по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). А это значит, что налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие проверки повторными не будут.

За какой период налоговая может провести проверку

Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.

По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.

Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.

Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.

Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:

  • камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
  • выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).

Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.

Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.

Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.

При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.

Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.

Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.

Тут есть один подвох. Инспектор может запросить у бизнесмена «уточненку» за этот период.

Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений — применить санкции.

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Подоходный налог с пенсии

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Но в отсутствии «серых схем» при ведении бизнеса есть очевидный плюс: бизнесмену не придется беспокоиться о результатах инспекции налоговика и возможных финансовых убытках из-за штрафов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.

Источники

Выездная налоговая проверка охватывает три года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here