Выездная налоговая проверка при реорганизации

Важная информация в статье: "Выездная налоговая проверка при реорганизации", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

ВАС признал правомерной выездную проверку в отношении компании-правопреемника за период, предшествующий реорганизации

Даже если инспекция провела выездную проверку в связи с реорганизацией налогоплательщика, она не утрачивает права на ревизию правопреемника за период, предшествовавший реорганизации. Такой вывод следует из определения Высшего арбитражного суда от 23.12.13 № ВАС-18603/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

Суть спора

Инспекция приняла решение о проведении выездной проверки организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования. При этом проверкой был охвачен период, предшествующий проведению реорганизации. Компания обратилась в суд с требованием признать решение о проведении ревизии неправомерным. По мнению налогоплательщика, инспекторы не могут осуществлять проверку после завершения процедуры реорганизации. Другими словами, если налоговый орган провел выездную проверку в связи с реорганизацией налогоплательщика, то он лишается права на проведение такой ревизии правопреемника за период, предшествовавший реорганизации.

Согласно п. 3 приложения N 2 к Приказу сумма вычетов по НДС считается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (п. 3 приложения N 2 к Концепции).

  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий актуален для организаций — налогоплательщиков налога на прибыль, основан на анализе данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль и в отчете о финансовых результатах (приложение к бухгалтерской отчетности форма N 2) (п. 4 Приложения N 2 к Концепции).

По данному критерию оценивается изменение темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации за несколько отчетных (налоговых) периодов (как минимум, за 2-3 года).

  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ. Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. При оценке этого критерия принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение года).
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По данному критерию оцениваются налогоплательщики-индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ.

Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83% (п. 7 Приложения N 2 к Концепции).

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Наличие «цепочки контрагентов» принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее — Постановление N 53) (п. 8 Приложения N 2 к Концепции).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления N 53).

  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и так далее. НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).»Миграция» налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-435 О правомерности проведения выездной налоговой проверки после реорганизации юридического лица и регистрации нового юридического лица и налогоплательщика

Вопрос: ЗАО 1 июня 2011 года прошло реорганизацию в форме преобразования с полным правопреемством в ООО. В период процесса реорганизации никаких выездных проверок не проводилось. Обязанности правопреемника по уплате страховых взносов за ЗАО выполнены полностью. 21.11.2011 г. решением Пенсионного фонда и Фонда социального страхования была назначена плановая выездная проверка правильности начисления ЕСН, страховых взносов и расходов на цели государственного социального страхования за период 2008-2010 гг. (ЕСН в части соц. страхования).

Правомерно ли назначение выездной проверки после прекращения процесса реорганизации и регистрации нового юридического лица и налогоплательщика?

Если выездная проверка возможна, то какую ответственность несет правопреемник за правильность начисления и расходования средств? Могут ли по итогам проверки налагаться пени и штрафы?

В соответствии с коллективным договором работникам предприятия, увольняющимся в связи с выходом на пенсию, выплачивается выходное пособие в размере 3-х месячных заработков за счет чистой прибыли. Нужно ли с 2010 года на такие выплаты начислять страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование и соц. страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о проведении выездной налоговой проверки после реорганизации юридического лица и регистрации нового юридического лица и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (налоговый контроль) проводится должностными лицами налоговых органов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно пункту 11 статьи 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Пунктом 2 статьи 50 Кодекса предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков (в том числе при проведении выездной налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля).

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл на автомобиль

Следовательно, выездная налоговая проверка по единому социальному налогу может проводиться налоговым органом в отношении правопреемника реорганизованного юридического лица — налогоплательщика за период, указанный в пункте 11 статьи 89 Кодекса.

Полномочия по проведению выездных проверок по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» возложены на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

По вопросам применения указанного Федерального закона рекомендуется обращаться в Минздравсоцразвития России.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-435

Текст письма официально опубликован не был

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования. Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик. Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы налоговых органов.

Внешними источниками являются информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ну и конечно не стоит забывать о том, что специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и так далее), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

Решение суда

Суды всех инстанций признали подобную трактовку положений Налогового кодекса ошибочной. Арбитры напомнили, что при преобразовании юридического лица (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности предшественника (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли тому известны факты неуплаты налогов предшественником (п. 2 ст. 50 НК РФ). При этом нормы Налогового кодекса не запрещают проверять деятельность правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица. Следовательно, налогоплательщик-правопреемник может быть проверен за периоды, предшествующие реорганизации.

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при реорганизации юридического лица

Выездная налоговая проверка при реорганизации юридического лица

В случае реорганизации налогоплательщика-организации в отношении неё налоговым органом может быть произведена так называемая внеплановая выездная налоговая проверка.

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Проводится она независимо от времени проведения и предмета предыдущих выездных проверок. То есть на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период).

При этом в рамках данной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при реорганизации организации проверка может и не проводиться.

Необходимо учитывать, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ (п. 1 ст. 50 НК РФ).

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица в силу п. 2 ст. 50 НК РФ возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Поэтому проверку деятельности реорганизуемого лица налоговые органы могут провести как в рамках внеплановой выездной налоговой проверки этого лица в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ, так и в рамках проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица (письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-02-07/1-435, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 по делу N А56-75256/2012 (определением ВАС РФ от 23.12.2013 N ВАС-18603/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 N А82-4644/2007-14, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 N Ф04-2275/2008(3239-А27-15).

Специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица НК РФ не установлены (письмо Минфина России N 03-02-07/1-48 от 05.02.2009).

Не урегулированы нормами НК РФ и отношения, возникающие в случае осуществления реорганизации налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендуемый порядок назначения выездной проверки в отношении налогоплательщика-правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения приведен ФНС России в письмах от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected] и от 29.12.2012 N АС-4-2/22690:

— в случае, если такое присоединение произошло до начала проверки, решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого налогоплательщика-правопреемника с отдельным указанием наименования присоединившейся организации (п. 7 письма N АС-4-2/22690);

Читайте так же:  Узнать кбк земельного налога по кадастровому номеру

— в случае, если реорганизация произошла во время проведения проверки, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика-правопреемника с учетом присоединившейся организации, если в отношении данной организации ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки. Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика-правопреемника в части присоединившейся организации (п. 1.2 письма N АС-4-2/[email protected], п. 7 письма N АС-4-2/22690).

При этом в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника проверяется деятельность реорганизованного юридического лица за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки.

Согласно позиции ФНС России, НК РФ не содержит правовых норм, препятствующих проведению налоговой проверки в случае завершения реорганизации проверяемого юридического лица. Учитывая, что в силу ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником, с момента завершения реорганизации процессуальные документы по продолжающейся проверке оформляются в отношении правопреемника. Требования о представлении документов (информации), решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, акт налоговой проверки и др. оформляются на правопреемника с указанием после наименования лица, в отношении которого проводится (проведена) выездная налоговая проверка «(правопреемник организации _ (наименование))».

Например, в случае, если проверяемая организация до составления акта проверки реорганизована в форме присоединения к другой организации и в отношении этой организации также проводилась выездная налоговая проверка, в актах этих проверок, составляемых в отношении организации-правоприемника, указывается, что один акт составлен в части деятельности присоединенной организации, а второй акт составлен без учета деятельности присоединенной организации (п. 6.3 письма ФНС России N АС-4-2/[email protected]).

Арбитражная практика также подтверждает, что в обязанность инспекции не входит прекращение выездной налоговой проверки после присоединения проверяемой организации к другой. В связи с чем признают правомерность оформления акта выездной налоговой проверки и решения по ней в отношении правопреемника в случае, если на момент их составления реорганизация общества была завершена (см. постановления АС Северо-Западного округа от 18.02.2015 N Ф07-282/14, ФАС Поволжского округа от 02.07.2014 N Ф06-12043/13 (определением ВС РФ от 21.10.2014 N 306-КГ14-2915 отказано в пересмотре дела), ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2013 N Ф04-5134/13 (определением ВАС РФ от 06.03.2014 N ВАС-1673/14 отказано в пересмотре дела)).

Более того, суды приходят к выводу, что уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами и требования о предоставлении документов, адресованные организации-правопредшественнику и не исполненные им, в силу НК РФ подлежат исполнению правопреемником и не требуют их повторного направления последнему (постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.11.2014 N Ф04-7885/14).

К аналогичным выводам приходят суды и в случае реорганизации в других формах, например:

— в форме слияния (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2014 N Ф05-7868/14);

— в форме разделения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2012 N Ф02-6275/11 (определением ВАС РФ от 08.06.2012 N ВАС-7334/12 отказано в пересмотре дела).

Отметим, что налогоплательщики попытались оспорить конституционность положения п. 1 ст. 50 НК РФ со ссылкой на то, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, допускается вынесение решения в отношении налогоплательщика-правопреемника по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопредшественника. Однако КС РФ признал позицию налогоплательщиков неправомерной, указав, что такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику, что позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога (определения КС РФ от 23.12.2014 N 2885-О и от 29.01.2015 N 200-О).

Соответственно, реорганизация не является обстоятельством, в связи с которым юридическое лицо может избежать выездной проверки.

Нагрянула проверка после реорганизации

Налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки реорганизованных юрлиц за период предшествующий реорганизации. Такая позиция была подтверждена в Определении ВАС от 23.12.2013 № ВАС-18603/13. В своем определении суд ссылается, во-первых, на обязанность правопреемника отвечать по обязательствам правопредшественника, а во-вторых на отсутствие запрета в НК РФ на проведение выездной налоговой проверки реорганизованных юрлиц.

Хочется добавить, что суд также мог учесть п. 2 ст. 50 НК РФ, который явно указывает на то, что реоранизованное юрлицо после реорганизации несет все обязанности по налогам, которые возлагались на его предшественника. К правам, кстати, это тоже относится.

Получается, что раз уж юрлицо-предшественник было обязано представить документы налогового и бухгалтерского учета за последние 3 календарных года (такая обязанность прописана в ст. 89 НК РФ), то и юрлицо-преемник также обязано это сделать.

О проведении выездных налоговых проверок уже реорганизованных юрлиц в своих письмах высказывались МинФин и ФНС (Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-02-07/1-435 и Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

В них упоминается, что каких-либо специальных правил, касающихся проведения выездной налоговой проверки уже реорганизованного юридического лица НК РФ не предусматривает. Остается исходить из ст. 50 НК РФ, которая указывает на полный переход всех прав и обязанностей по исчислению и уплате налогов к правопреемнику, т.е. юрлицу, которое образовалось в результате реорганизации и из судебной практики.

Чем это может грозить? Может произойти следующая история (может быть кто-то уже сталкивался): допустим, произошло присоединение ООО “Старик” к ООО “Преемник”. ООО “Преемник” принимает на себя все имущество, долги и т.д. от ООО “Старик”. После того, как реорганизация завершена, приезжает налоговая проверка и выясняет, что ООО “Старик” в свое время неправильно исчислило, ну скажем, НДС. И доначисляет. Судя по всему, платить эти доначисления придется ООО “Преемник”. Также возникает вопрос: чем это будет грозить ООО “Преемница”, если оно не работает и директор в нем номинал? Предположу, что в этом случае сотрудники налоговой поймут что к чему и могут начать ряд других неприятных процедур вплоть до принудительной ликвидации и направления в правоохранительные органы информации для возбуждения уголовного дела.

Напрашивается настораживающий вывод, что во избежание подобных последствий необходимо проверять бухгалтерское и налоговое «здоровье» юрлиц, по которым планируется реорганизация, в результате которой происходит прием-передача прав и обязанностей.

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица

В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Возврат денег за уплаченные проценты по ипотеке

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).

В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).

А поскольку составление промежуточного ликвидационного баланса является только промежуточной стадией в процедуре ликвидации компании (ст. 63 ГК РФ), то в такой ситуации невозможно и проведение заключительной стадии этой процедуры — внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Соответственно, до окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу решения, вынесенного по ее результатам ликвидация компании не может быть завершена (см. решение ФНС от 14.07.2015 N 55-p).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, — до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Выездная налоговая проверка при реорганизации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

К ним относятся:

  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем. Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п. 1 Приложения N 2 к Концепции).

  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При оценке налогоплательщиком рисков назначения проверки по этому коритерию следует исходить из того, что в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика возможно возникновение убытков. Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение 2-х и более календарных лет подряд. При этом рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По данному критерию оценивается деятельность налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Обращаем Ваше внимание, что хотя анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, любое заинтересованное лицо может самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Эти критерии указаны в разделе 4 Концепции.

Читайте так же:  Характеристика элементов упрощенной системы налогообложения шпаргалка

Обзор документа

В отношении правопреемника реорганизованного юрлица-плательщика ЕСН может проводиться выездная налоговая проверка.

Последняя должна охватывать период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездные проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды проводят территориальные органы ПФР и ФСС РФ.

Причины назначения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка является особой формой контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства в части правильного исчисления и уплаты налогов. Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной.

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]) (далее по тексту «Концепция»), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок. План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено.

Полномочия налоговых органов, порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. Также ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов, это Письмо ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Налоговое законодательство не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают при получении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС от 18 ноября 2010 г. N АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»).

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения.

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями — налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Известно, что в своей работе ФНС использует и иные критерии, однако они, к сожалению, официально нигде не публикуются и предназначены только для служебного использования.

На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений и определяет необходимые мероприятия налогового контроля. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).

После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и или аффилированных лиц.

Если реорганизация организации произошла во время проведения выездной проверки

В письме № АС-4-2/[email protected] от 25.07.2013 ФНС указала также, какие изменения могут быть внесены в решение о проведении выездной налоговой проверки (ВНП).

Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то в решение может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций, если в отношении данных организаций ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.

Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля – то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.

ФНС изложила, внесение каких изменений в решение о проведении ВНП возможно и указала, что внесение иных изменений не допускается.

В этом же письме ФНС указала, в каких случаях к проверке привлекаются сотрудники ОВД, а также о том, каким вообще может быть состав проверяющих.

Горячая линия: Налоговые проверки

Газета «Учет. Налоги. Право» № 26/2008

На наши с вами вопросы отвечает Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела методологии, автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия Контрольного управления ФНС России.

Проверить отдельно от компании можно только филиал и представительство

– Наша компания закрывает обособленное подразделение. Будет ли в этом случае проводиться налоговая проверка?
– Является ли ваше обособленное подразделение филиалом либо представительством?

– Нет, не является, и в учредительных документах организации это подразделение никак не отражено. А из налогов по его местонахождению мы платили только часть прибыли и НДФЛ.
– Тогда самостоятельная проверка такого подразделения невозможна. Налоговая инспекция по местонахождению обособленного подразделения вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку только подразделения, которое является филиалом либо представительством. И то лишь по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Ни налог на прибыль организаций, ни НДФЛ к ним не относятся. А факт ликвидации обособленного подразделения сам по себе не является отдельным основанием для ревизии.

Читайте так же:  Формы финансового контроля по времени

– А если будут проверять головную организацию?
– В рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика в целом инспекция вправе проверять в том числе деятельность филиалов, представительств и иных обособленных подразделений компании.

Из-за формальных нарушений в декларации штрафовать нельзя

– Наша компания зарегистрирована в июне 2007 года. В июле 2007 мы представили декларацию по НДС за второй квартал, но ошибочно указали за второй месяц, то есть получается за февраль. В этом году мы обнаружили ошибку. Хотим подать заявление о том, что сданная декларация является декларацией за второй квартал 2007 года. Возможен ли в нашем случае штраф по статье 119 Налогового кодекса за непредставление налоговой декларации?
– Полагаю, что незначительные нарушения формы или содержания налоговой декларации, не влияющие на декларирование налоговых обязательств, сами по себе не являются основанием считать декларацию непредставленной. А какая сумма к уплате по декларации?

– Налога к уплате нет.
– Если инспекторы все-таки решат наложить на компанию штраф по пункту 2 статьи 119 НК РФ, то его размер все равно будет равен нулю. Ведь его рассчитывают исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации. А в вашем случае налога к уплате нет. Более того, нарушение должно быть обнаружено в рамках камеральной налоговой проверки этой декларации, трехмесячный срок которой давно истек.

При реорганизации выездная проверка возможна, но не обязательна

– Наша компания решила преобразоваться из ООО в ЗАО. Возможна ли выездная налоговая проверка?
– Не исключена. Согласно статье 57 Гражданского кодекса, преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица. А пункт 11 статьи 89 НК РФ предусматривает возможность проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Но проведение такой проверки не обязательно. Это на усмотрение инспекции.

– Какой период она может охватить?
– Не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть если преобразование намечено на этот год, то проверить могут деятельность за 2005, 2006 и 2007 годы. Причем такая проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущих проверок.

– В июне прошлого года у нас закончилась выездная проверка за предыдущие три года, то есть 2004, 2005 и 2006. Получается, за 2005 и 2006 годы уже проверенные налоги будут проверять еще раз?
– Да. Такое право налоговому органу предоставляет пункт 11 статьи 89 НК РФ.

«Инспекция не вправе по каждому счету компании приостанавливать операции на всю сумму задолженности»

НДФЛ за счет средств налогового агента не взыскивают

– Наша компания не удержала налог на доходы из зарплаты сотрудников. Имеет ли право инспекция взыскать с нас этот налог?
– Нет, не имеет. Статья 226 Налогового кодекса четко говорит, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, конечно, за исключением случаев, когда компания удержала налог, но не перечислила его. Кроме того, налогового агента можно привлечь к ответственности по статье 123 НК РФ и взыскать с него пени.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. Если налоговый агент вовремя не удержал НДФЛ, то налоговики действительно вправе начислить пени ему, а не фактическому налогоплательщику (постановления Президиума ВАС РФ от 22.05.07 № 16499/06, от 16.05.06 № 16058/05, письмо ФНС России от 25.07.06 № ВЕ-6-04/[email protected]).

Важно еще и то, что пени и штраф по статье 123 НК РФ правомерны, только если налоговый агент обязан был удержать НДФЛ и имел для этого возможность. Если эти условия не выполнены (например, при выплате дохода в натуральной форме, при увольнении), никаких мер ответственности к налоговому агенту применять нельзя (определение ВАС РФ от 16.07.07 № 5560/07, постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 21.04.08 № Ф09-2605/08-С2, Центрального округа от 28.01.08 № А68-7018/06-296/18).

Проводить одновременно камеральную и выездную проверки можно

– В нашей компании проходит выездная проверка. Мы подали «уточненку» по НДС за проверяемый период, и нам пришло требование о представлении документов по камеральной проверке декларации. Имеет ли право инспекция проводить одновременно две проверки по одному налогу?
– Да, имеет. Проведение одновременно за один и тот же период и по одному и тому же налогу камеральной и выездной проверок Налоговому кодексу не противоречит. Однако два структурных подразделения налогового органа должны в таком случае достаточно плотно взаимодействовать, чтобы не допустить повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние.

– А такое возможно?
– Да, ошибка не исключена. Поэтому я бы рекомендовал налогоплательщику при получении актов проверок внимательно оценить их содержание на предмет дублирования.

Вопрос от редакции «УНП»

Интересовался Роман Паламарчук, эксперт «УНП»

Видео (кликните для воспроизведения).

– Предположим, что у организации открыто три расчетных счета в разных банках. И она не перечислила налог в 300 тысяч рублей. На какую сумму налоговая вправе приостановить операции по счетам в каждом из банков?
– Какая будет разбивка всей суммы по отдельным счетам в каждом банке – предугадать невозможно. Это может быть и вся сумма по одному счету, и пропорциональная, например 100 тысяч по каждому из трех счетов. Это решение целиком в компетенции налогового органа.

– То есть приостановить операции на сумму 300 тысяч по каждому счету инспекторы не вправе?
– Не вправе. Это им запрещает пункт 2 статьи 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае неисполнения требования об уплате налога, пеней или штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам в банке. То есть не больше неуплаченной суммы. А в данном случае сумма будет завышена в три раза.


КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. На практике налоговики на местах довольно часто придерживаются иной точки зрения. Они считают, что Налоговый кодекс не определяет, на какую сумму нужно приостанавливать операции по каждому расчетному счету. Поэтому вполне возможно, что инспекторы приостановят операции на всю сумму долга по каждому счету.

Источники

Выездная налоговая проверка при реорганизации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here