Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

Важная информация в статье: "Выездная налоговая проверка в отношении физического лица", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц

Выездная проверка налогоплательщика, являющегося физическим лицом, имеет четкую цель – правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в том числе и нескольких налогов сразу – об этом гласит ст. 89 НК РФ. Рассмотрим подробнее как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц и какими документами они регламентируются.

Чтобы иметь представление о корректности и правомерности проведения выездной проверки, необходимо изучить саму процедуру и сроки ее проведения. Вдобавок, важно знать, какие права есть у налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов при проведении указанной процедуры.

Назначение и проведение выездной налоговой проверки

Налоговый орган осуществляет налоговую проверку по месту жительства физического лица, но его сотрудники должны получить согласие самого плательщика налогов и граждан, которые проживают в жилье проверяемого налогоплательщика на проведение указанной проверки. Если данное согласие не было получено, то проведение проверки проводится по месту, где находится налоговый орган. Об этом гласит ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п.2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ.

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, не превышающим трех лет, предшествующих году, когда было вынесено решение о проведении проверки – об этом гласит абз.2 п.4 ст. 89 НК РФ.

Количество разрешенных проверок за год

Сотрудники ФНС имеют обозначенные в ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок. В отношении одного и того же лица их нельзя проводить чаще, чем два раза за календарный год. В исключительных случаях количество проверок может быть увеличено, но только при принятии соответствующего решения руководителем подразделения ФНС.

Более двух проверок сведений, относящихся к одному налоговому периоду, не допускается.

Предупреждать о грядущей проверке сотрудники налоговых служб не обязаны (Письмо ФНС № АС-37-2/15853) . Если работники проверяемой структуры заявляют о своей неготовности, это не является основанием для отмены деяния.

Дата начала проверки – это дата составления решения о ее начале.

Причины проведения выездной проверки

У налоговых структур имеется план проведения выездных проверок. Найти его в широком доступе не представляется возможным. Спрогнозировать вариант проведения проверки относительно конкретного предприятия тоже затруднительно. В качестве возможных причин ФНС в своем Приказе № ММВ-7-2-297 излагает следующие факторы:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • Непредставление в налоговый орган запрашиваемых документов.
  • Множественные жалобы и заявления граждан, ИП, организаций.
  • Обращения правоохранительных структур и контролирующих органов.

Наиболее пристальное внимание сотрудников Налоговой службы вызывают фирмы, соответствующие следующим критериям:

  1. Предприятие на протяжении долгого времени уплачивает суммы налогов, несоизмеримые с масштабами своей деятельности.
  2. Согласно представляемой отчетности фирма на протяжении более 2-х лет работает в убыток.
  3. Низкий уровень заявленных заработных плат при внешнем благополучии предприятия.
  4. Согласно отчетности расходы фирмы растут в несколько раз быстрее, чем ее доходы.
  5. Фирма периодически встает на учет в налоговых органах разных районов и снимается через непродолжительные промежутки времени.

Означенные причины и поводы не являются основанием для обязательной проверки и, тем более, для наказания, но только поводом для возникновения подозрений.

Плановая выездная проверка возможна в отношении любой фирмы. Учитывая, что сотрудников ФНС намного меньше, чем коммерческих структур, отбор их для осуществления проверочных действий проводится тщательно. Критерии излагаются в Приложении № 2 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/[email protected] .

Лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, следует учитывать, что кроме плановой сотрудники ФНС могут провести проверку внеплановую. Причин для их осуществления несколько, но, чаще всего, таковая устраивается при реорганизации или ликвидации предприятия.
Плановые проверки делятся на:

Повторные проверки охватывают период и документы, изучаемые первичной проверкой. Реализуются с целью осуществления контроля за организацией, проводившей первичную проверку или после подачи налоговой декларации, с внесенными в нее изменениями.

При условии, что повторная проверка обнаружила факт нарушений, которые остались неучтенными при первичной проверке, к предприятию не могут быть применены налоговые санкции. В этом правиле имеется исключение: обнаружение доказательств сговора между работниками коммерческой структуры и сотрудниками, осуществившими первичную проверку.

Место проведения проверки

В качестве места для осуществления мероприятий по выездной налоговой проверке выбирается территория предприятия, которое должно быть ей подвергнуто. Если по каким-то причинам такой вариант невозможен (например, у фирмы отсутствует отдельное помещение, которое могли бы занять сотрудники налоговой службы), проверку допустимо провести по месту нахождения отделения ФНС.

Если проверка проходит по месту нахождения предприятия, сотрудники налоговой службы получают доступ во все необходимые помещения на основании служебных удостоверений и предписания, которое выдается за подписью руководителя подразделения ФНС или его заместителя.

Решение о проведении проверки предъявляется сотрудниками ФНС руководителю структуры, где она будет проходить. Документ должен содержать в себе следующую информацию:

  • Название проверяемой структуры полное и сокращенное. Если речь идет об ИП – его ФИО.
  • Предмет, в отношении которого осуществляется проверка.
  • Временные рамки, которые будут затронуты в ходе проверочных действий.
  • ФИО и должности лиц, осуществляющих проверку.

Если работники проверяемой структуры чинят препятствия по допуску на объект, об этом составляется соответствующий акт.

Основные задачи

В качестве основных задач при осуществлении выездной проверки указываются следующие:

  • Рассмотрение финансово-хозяйственных операций, осуществляемых предприятием.
  • Поиск преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетной документации.
  • Выявление причинно-следственных связей между бухгалтерской отчетностью и отчетами, представляемыми в налоговую службу.
  • Расчет сумм налогов за прошедшие периоды и доначисление их при необходимости.
  • Привлечение к налоговой ответственности за выявленные нарушения.

В первоначальном решении руководителя подразделения ФНС указан один период, вносить в него корректировки строго запрещено. Т.е. если в ходе проверки были выявлены факты, указывающие на возможность допущения ошибок в иные налоговые периоды, проверять их запрещено. С этой целью потребуется составление еще одного решения уже по проверке иного налогового периода.

Временной период, охватываемый анализом, не может превышать три календарных года. Проверяют только предшествующие периоды, за которые сдана налоговая отчетность. В законе до конца не прояснен вопрос относительно рассмотрения текущего налогового периода. Прямых указаний на невозможность его учета не существует. однако, как показывает практика, сотрудники ФНС в ходе выездной проверки текущий период не затрагивают.

Читайте так же:  Сдача декларации на возврат подоходного налога

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Поэтапный порядок проведения выездной проверки излагается в Письме ФНС № АС-4-2/13622 . Согласно документу обнаружение в процессе фактов совершения правонарушений, не относящихся к налоговой сфере, накладывает на сотрудников ФНС обязанности по донесению их в прочие контролирующие и/или правоохранительные органы.

При осуществлении проверки задействуются не только сотрудники налогового ведомства, но и представители проверяемой стороны. Все лица участвующие лица, включены в три основные группы:

  • Представители контролирующего органа, осуществляющего действия по налоговой проверке.
  • Лица, чья деятельность подвергается рассмотрению.
  • Специалисты, которых привлекают к ряду проверочных действий со стороны. Это могут быть всевозможные эксперты, экономисты и пр.

Все действия, совершаемые сотрудниками ФНС в ходе проверки, можно условно разделить на следующие группы, приведенных в таблице №1:

Используемый метод Характеристики
Выборочная проверка Для анализа захватывают документы выборочно по отдельным периодам. Цель – выявление систематических нарушений Сплошная проверка Просмотр всей финансовой документации за установленный налоговый период. Наиболее часто используемый метод Тематическая проверка Анализ документации, касающейся расчета и выплаты отдельных видов налогов. Комплексная проверка Рассмотрение документации по всем группам налогов, вносимых предприятием

В проведении выездной проверки можно выделить несколько основных этапов:

  1. Принятие решения о проведении, визирование его начальником налогового подразделения или его заместителем.
  2. Ознакомление с решением представителей предприятия, в котором будет осуществлена проверка. Обсуждение организационных вопросов с руководством и главным бухгалтером фирмы.
  3. Анализ представляемой финансовой документации.

В ходе процедуры сотрудниками ФНС могут быть предприняты следующие действия:

  • Проведение инвентаризации.
  • Осуществление осмотра.
  • Истребование финансовой и организационной документации.
  • Выемка представленных документов.
  • Проведение экспертизы с целью получения экспертного заключения.
  • Опрос причастных лиц.

Завершающим этапом становится оформление Акта по итогам проверки. Для его формирования сотрудникам ФНС отводится два месяца после завершения всех проверочных действий. В документе могут быть зафиксированы следующие нарушения:

  • Несоблюдение сроков постановки на налоговый учет.
  • Несоблюдение сроков предоставления отчетности по открытию и закрытию банковских счетов.
  • Все нарушения, связанные с предоставлением налоговой декларации.
  • Невнесение всей суммы в качестве налоговых сборов.
  • Не предоставление финансовой документации по запросу ФНС.

Ознакомление с документом проверяемого лица обязательно. После составления он должен быть в течение пяти рабочих дней предоставлен под роспись. Проверяемому дается право подать письменные возражения в ФНС в течение месяца после получения Акта.

Большинство нарушений, выявляемых выездной проверкой, связаны с неправильным ведением финансовой документации: от ошибок в реквизитах до погрешности при арифметических расчетах. По результатам руководство отделения ФНС принимает решение о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица.

Выездная налоговая проверка физического лица

Еще недавно о налоговых проверках физических лиц ничего не было слышно. Налоговики интересовались лишь иногда индивидуальными предпринимателями. Но в настоящее время этот вид налоговых проверок набирает обороты. И причин тому несколько.

Первая. Налоги с физических лиц как новый значимый источник формирования доходной базы бюджета.

В стране не самая благоприятная экономическая обстановка. Денег на выполнение своих обязательств у государства мало. Резервный фонд России, одна из главных кубышек страны, призванная гасить дефицит бюджета и сформированная в «сытый» период, прекращает свое существование.

Недостаток средств бюджета естественным образом отражается на налоговой политике государства. Крупный бизнес – основной источник дохода бюджета, уменьшает платежи в бюджет. Мелкий и средний бизнес, хоть и держится на плаву, но не могут заменить собой выпадающие доходы крупных компаний. Эти явления разворачивают фискальный взор налоговиков в сторону новых источников доходов.

Одним из таких источников являются физические лица, административный контроль за которыми постепенно усиливается. И если среди юридических лиц резерв для дополнительных взысканий близок к исчерпанию, то среди физических лиц фискальный резерв еще только робко тестируется.

Отметим, что обращение фискального интереса к физическим лицам не является российским изобретением. Это общемировая тенденция.

Второе. Информированность налоговых органов.

Налоговые проверки физических лиц в этом случае являются лишь инструментом для оформления претензии в неуплате налогов. Информированность налоговых органов позволяет предвидеть итоги налоговой проверки. Спонтанность в выборе налогоплательщиков для проверки отсутствует.

На практике это означает, что, объявляя решение о проведении проверки, налоговики уже рассчитали сумму предполагаемой недоимки у налогоплательщика и сделали вывод о целесообразности его проверки.

Инструменты информирования налоговиков совершенствуются. Деятельность налогоплательщиков становится все более прозрачной. В частности, банки почти напрямую участвуют в налоговой политике государства, направляя сведения об операциях налоговым органам, а иногда самостоятельно пресекая текущее обслуживание только по подозрению в участии в теневых операциях.

Из-за подозрений в «обнале» физическим лицам стало неудобно и невыгодно снимать много наличных со счетов. Все стараются держать деньги на счетах во избежание отказа в банковском обслуживании. Или не заводить их туда вовсе. Таким образом, у физических лиц все больше безналичных денежных, оборот и происхождение которых так удобно контролировать.

Обмен информацией по банковским операциям не ограничивается Россией. Россия на международном уровне участвует в информационном обмене, участниками которого являются почти 100 государств, в первую очередь европейских.

Если говорить об относительно крупных капиталах, то много информации государству о доходах и капиталах физических лиц дала налоговая амнистия 2015-2016 годов. Государству сдано около 7,2 тысяч специальных деклараций по словам Антона Силуанова на Гайдаровском форуме 2018 года. При этом многие физические лица отказались от возврата капиталов в Россию, предпочитая менять гражданство или, на худой конец, резидентство.

Отметим, что на текущий момент уже налажен более-менее быстрый обмен внутри органов исполнительной власти на территории России относительно имущества, имеющегося у физических лиц и его стоимости (транспорт, недвижимое имущество, их стоимость и т.п).

Таким образом, налоговые органы уже сейчас вполне способны проводить эффективные с позиции доначислений налоговые проверки физических лиц. Значимым препятствием к тому является возможность контролировать только доход, а не расходы физиков. Запрет контролировать расходы налоговики пытаются регулярно преодолеть.

Налоговым консультантам известна практика, когда налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок юридических лиц попутно целенаправленно выясняют, откуда их учредители – физические лица взяли деньги для инвестирования (вызовы в качестве свидетеля, допросы и т.п). Верховный суд РФ, как сейчас представляется, остановил практику доначислений по факту неизвестности происхождения расходов (см. Определение ВС РФ от 10.11.2015 № 57-КГ15-08). Но надолго ли, неизвестно. Зависимость судов, в т.ч. арбитражных, от исполнительной власти очевидна. А потому налоговый орган снова может попытаться нарушить запрет на сверку доходов и расходов, который организуется налоговым органом.

Читайте так же:  Дарственная подоходный налог

Из сказанного следует, что громкие налоговые проверки физических лиц еще впереди. Очевидно, что налоговикам есть, где развернуться.

Как спать спокойно: налоговые проверки для физических лиц

Считаете, что налоговая проверяет только организации и индивидуальных предпринимателей? Совершенно напрасно. ФНС контролирует и доходы обычных граждан. Если вы уклоняетесь от уплаты налогов или пытаетесь хитрить со справками о заработной плате, инспекторы это выяснят. Рассказываем, как это работает.

Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки

На рассмотрение и принятие решения налоговикам дается 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки. Этот срок может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.

Руководитель налогового органа обязан вынести соответствующее решение по результатам рассмотрения материалов (п.п. 1,7 ст. 101 НК РФ). Оно может быть следующим:

  • Требуется проведение дополнительных мероприятий;
  • О привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Если руководитель по результатам рассмотрения материалов установил, что требуется проведение дополнительных мероприятий, то в этом случае будет принято решение об отказе либо о привлечении к налоговой ответственности.

Это решение принимается в течение 10 дней со дня, когда истек срок для представления возражений плательщиком налога. Об этом гласит п.п. 1,6.1, 7 ст. 101 НК РФ.

Борьба с незаконным предпринимательством

Не секрет, что многие физические лица подрабатывают частным образом. Кто-то сдает квартиру, кто-то дает уроки английского, кто-то выпекает и продает кексы. Это законно, если открыть ИП или декларировать свои доходы. Но многие «бизнесмены» забывают о такой мелочи или думают, что налоговая интересуется только большими торговыми оборотами. Но в УК РФ не указан минимальный размер дохода — достаточно два раза провести однотипные сделки, чтобы стать незаконным предпринимателем.

При рассмотрении спорных ситуаций инспекторы учитывают несколько факторов:

  • наличие клиентов, оплативших товары или услуги;
  • проведение рекламных акций и выставление образцов;
  • регулярные оптовые закупки сырья или товаров;
  • заключение договоров аренды в коммерческих зданиях;
  • большие обороты по счетам в банках;
  • ведение учета по сделкам.

Но чаще всего внимание к нарушителю привлекают недовольные клиенты, неравнодушные соседи или конкуренты. Если проверка подтвердит, что вы ведете нелегальный бизнес, вам грозит доначисление налогов и серьезный штраф. За незаконный доход свыше 1,5 млн рублей предусмотрена уголовная ответственность.

Проверка декларации 3-НДФЛ

Декларация по форме 3-НДФЛ подается в том случае, если вы получаете дополнительный доход, занимаетесь частной практикой или хотите получить налоговый вычет. Последний положен при приобретении недвижимости, оплате обучения и лечения. После подачи декларации проводится ее камеральная проверка — инспектор сверяет полученную информацию с данными общей налоговой базы, чтобы выявить случаи мошенничества.

Например, некоторые граждане подают липовые справки 2-НДФЛ с завышенной заработной платой, чтобы увеличить сумму вычета. Мало кто задумывается, что эта информация также подается работодателем и вносится в федеральную базу ФНС. При обнаружении несоответствий в вычете откажут, а от организации, выдавшей справку, потребуют объяснений. А еще могут назначить выездную налоговую проверку.

Еще одна «хитрая» схема, которую пытаются использовать для получения имущественного вычета, заключается в оформлении фиктивной сделки купли-продажи недвижимости между родственниками. В таких случаях налоговых льгот не положено, но предприимчивые граждане рассчитывают на разные фамилии. Родство проверяется на раз — инспектору достаточно отправить запрос в отделение ЗАГС.

Вступление в силу и исполнение решения по выездной налоговой проверке

Решение вступает в силу, когда закончится месяц со дня его вручения физлицу. При этом на плательщика налогов возлагается обязанность – исполнить решение, вступившее в силу. Для этой цели налоговый орган в течение 20-ти рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу направляет (или вручает в руки) физическому лицу требование об уплате сумм, начисленных по вынесенному решению. Это зафиксировано в п.п. 2,6 ст. 6.1, п.5 ст. 69, п.п. 2,3 ст. 70, п. 9 ст. 101, п. 3 ст. 101.3 НК РФ.

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение акта, который обжалуется. Но при обжаловании набравшего законную силу решения о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности его исполнение может быть приостановлено.

Для этого налогоплательщику понадобится написать соответствующее заявление и предоставить банковскую гарантию, согласно которой банк принимает на себя обязанность заплатить денежную сумму в сумме налога, штрафа, пеней, сбора, не уплаченных по обжалуемому решению. Об этом гласит п.5 ст. 138 НК РФ.

Особенности проверок физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП

Некоторые физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляют предпринимательскую деятельность. При этом они думают, что отсутствие у них государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является препятствием для проведения налоговых проверок. Так ли это на самом деле?

Видео (кликните для воспроизведения).

Практика работы показывает, что имеют место факты, когда физические лица не прошедшие государственную регистрацию в качестве предпринимателей, годами получают доходы, которые должны облагаются налогами на общих основаниях.

При этом, не представляя налоговые декларации, они не попадают в отбор для проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

Согласно ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы могут проводить камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, прямо установлена п. 2 ст. 89 НК РФ, в котором сказано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.

Однако ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут:
– находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 5 ст. 91 НК РФ);
– провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (ст. 92 НК РФ);
– произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. ст. 93 и 94 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговый период в платежном поручении

Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:
– запросить у него необходимые для проверки документы;
– провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
– произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
– вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);
– привлечь специалистов и экспертов (ст. ст. 95 и 96 НК РФ);
– истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

В остальном же на налогоплательщиков – физических лиц распространяются все положения ст. ст. 88 и 89 НК РФ, закрепляющие порядок проведения налоговых проверок с учетом специфики данного субъекта. Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст. 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.

Налогоплательщик – физическое лицо обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ).

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Хазретали ЖЕМУХОВ, начальник отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России № 2 по КБР.

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки

ФНС относится к контролирующим органам. В ее обязанность входит отслеживание процесса внесения налогов коммерческими структурами. В данной связи рассмотрим, как осуществляется выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения.

Как оформляется итог выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и передают ее налогоплательщику. Также до того как истекут два месяца с момента составления указанной справки, налоговый орган обязан составить акт налоговой проверки и вручить его налогоплательщику или его представителю. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней со дня, когда данный акт был составлен. Об этом гласят п.п. 2,6 ст. 6.1, п. 15 ст. 89, п.п. 1,5 ст. 100, п.1 ст. 101 НК РФ.

В случае если физлицо не согласно с актом налоговой проверки, то у него есть право подать в письменном виде возражения на него в проводивший проверку налоговый орган, и на это ему дается 1 месяц (см. п.6 ст. 100 НК РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки

Для проведения выездной проверки должностным лицам налогового органа выделяется два месяца. Этот срок может быть продлен до 4 месяцев или полугода в оговоренных законом случаях:

  • Налоговый орган получил сведения, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства, поэтому требуется дополнительная проверка;
  • Налогоплательщик, в отношении которого ведется проверка, в установленный срок по запросу налоговиков не представил документы;
  • На территории, где велась проверка, случился пожар, наводнение, ураган, потоп или иные чрезвычайные происшествия;
  • Есть другие обстоятельства.

Срок выездной проверки также может быть приостановлен, не более чем на 6 месяцев – это зафиксировано в п.9 ст. 89 НК РФ. К примеру, если понадобилось провести экспертизу.

Права налогоплательщика и сотрудников налоговых органов при проведении проверки

Если говорить о том, как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц следует также обратиться к ст. 31, п.п. 12-12 ст. 89, ст. ст. 86, 90 – 97 НК РФ, где сказано, что сотрудники налоговых органов имеют право независимо от согласия физлица-налогоплательщика:

  1. Заниматься осмотром имущества налогоплательщика в нежилых помещениях и осуществлять в них выемку предметов и документов;
  2. Запрашивать документы, которые требуются для проверки, а также истребовать их у третьих лиц;
  3. Вызывать в качестве свидетеля любое физлицо в том случае, если оно обладает какой-либо информацией, имеющей значение для проверки;
  4. Привлекать экспертов и специалистов.

В случае если налогоплательщик (физлицо) не желает проверку и создает препятствия, налоговые органы имеют право определять расчетным методом суммы налогов, подлежащие уплате им, основываясь на имеющейся у них информации о физическом лице, а также сведениях об иных аналогичных налогоплательщиках. Это обозначено в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В свою очередь налогоплательщики тоже имеют зафиксированные на уровне закона права:

  • Получение акта проверки и справки о проведенной выездной проверке;
  • На ознакомление с материалами проверки, с решением о проведении выездной проверки, дополнительными мероприятиями налогового контроля;
  • Подачу возражений в письменном виде по акту выездной проверки и по результатам дополнительных мероприятий, проводимых налоговым контролем, а также обжалования окончательного решения.

Способы вручения решения по результатам налоговой проверки

Принятое по итогам налоговой проверки решение должно попасть в руки физическому лицу (если от его имени действует представитель, то к нему) под расписку. Решение может быть передано иным способом, который засвидетельствует дату его получения.

Учитывайте, что датой его вручения будет считаться шестой день со дня отправки письма – об этом гласит п. 9 ст. 101 НК РФ.

Выездная проверка

В Налоговом кодексе РФ нет запрета на проверку «физиков». Есть только небольшая особенность: согласно Конституции, жилище является неприкосновенным, поэтому вы можете отказаться от проверки на дому. В таком случае инспекторы будут работать по месту нахождения органа ФНС, но вам придется отвезти им все запрошенные документы.

Если вы вели деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и уплатили не все налоги, то закрытие ИП не спасет от санкций. ФНС проверит бывшего бизнесмена и начислит штрафы уже физическому лицу.

Осторожно мошенники!

Налоговые инспекторы могут позвонить любому гражданину по телефону, указанному в поданной декларации или заявлении. Такое случается, если вы указали неверные данные, допустили ошибку в реквизитах, не уплатили налоги вовремя или сдали не все документы. Этим пользуются мошенники: они обзванивают людей, требуя сдать декларацию или оплатить накопившиеся пени. Звонок проходит в автоматическом режиме, а в конце сообщения указывается телефонный номер для обратной связи. Человек слышит о немыслимой задолженности, перезванивает, и значительная сумма денег списывается с мобильного баланса.

Читайте так же:  Ведомости подоходный налог

Как отличить реальный звонок из налоговой от требований мошенников:

  • Не верьте автоответчикам. В соответствии с действующим законодательством, ФНС сообщает о штрафах, недоимках и просрочках в личном кабинете на сайте или по почте.
  • Уточняйте полученную информацию. Зайдите на сайт ФНС и проверьте данные. Если вы на самом деле просрочили сдачу декларации или пропустили срок уплаты налога, это будет отражено в личном кабинете.
  • Не перезванивайте и не отправляйте сообщения на сомнительные номера. У налоговой есть единый телефон 8-800-222-22-22, по которому можно уточнить информацию.
  • Не рассказывайте лишнего. У ФНС есть все ваши данные. Если у вас интересуются размерами дохода, местом работы или другой личной информацией, попросите отправить письменный запрос по вашему текущему адресу. Адрес тоже не называйте.

Самое важное правило — не игнорировать происходящее и разбираться в ситуации до конца. Возможно, у вас действительно есть задолженность по налогам. Или произошла ошибка, и на вас записали чужую просрочку. Уточните фамилию и должность сотрудника, запишите телефон, по которому с ним можно связаться. Проверьте информацию в личном кабинете налогоплательщика и действуйте по ситуации. Главное — не дожидаться, пока дело передадут в суд и обратиться за помощью к опытному юристу.

Выездная налоговая проверка: о чем нужно помнить

Что нужно помнить налогоплательщику, когда к нему приходит налоговый инспектор для проведения выездной налоговой проверки? Рассказывает эксперт, участник Сообщества Ольга Семенча.

Об этом много пишут везде, разговаривают, составляют рекомендации, однако огромное количество организаций (особенно небольших и недавно созданных) и предпринимателей сталкиваются с одними и теми же проблемами при проведении выездной налоговой проверки. Многих проблем можно избежать, если вы хорошо осведомлены о своих правах и об обязанностях налоговых органов.

Выездную налоговую проверку налоговики считают наиболее эффективной формой контроля: именно по ее результатам и выносится большинство решений о привлечении к ответственности налогоплательщиков. В то же время налоговые органы очень любят и злоупотреблять своими правами в ходе этой проверки. Тем более что с 1 января 2007 года порядок проведения проверок сильно изменился и к нему еще не привыкли ни сами налоговики, ни налогоплательщики.

Итак, что налогоплательщику необходимо помнить, когда к нему приходит налоговый инспектор для проведения выездной налоговой проверки? Проведение выездной налоговой проверки с определением ее результата можно условно разделить на три этапа.

Этап 1 (приходят инспекторы, что они могут проверить):

1. Как только налоговик появился на вашей территории и говорит, что отныне здесь будет проводиться выездная проверка, вы должны потребовать решение о проведении проверки, подписанное руководителем (его заместителем) налогового органа.

2. Вы должны проверить, все ли необходимые сведения указаны в этом решении:

  • наименование организации-налогоплательщика либо ФИО индивидуального предпринимателя-налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Если вдруг какую-то информацию налоговые органы упустили, вы сможете потом об этом указать в акте проверки. ФИО проверяющих вы можете сверить с их удостоверениями.

1. С начала 2007 года у вас появилось право перенести проведение проверки с территории вашей организации на территорию налогового органа. Выездная налоговая проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа, если вы не можете предоставить помещение для проверки. Правда, Налоговый кодекс умалчивает о том, как налоговик будет принимать решение о наличии у вас необходимого им помещения.

2. Помните четыре факта:

  • выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. В решении о проведении проверки указывается, по каким именно налогам идет проверка. Следовательно, налоговики могут истребовать только те документы и сведения, которые относятся к этим налогам.
  • в рамках выездной налоговой проверки могут быть проверены 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Например, решение вынесено в декабре 2006 года. Значит, проверять могут 2006 год и период с 1 января 2003 года.
  • налоговый орган может проверять уплату одних и тех же налогов за один и тот же период только один раз.
  • в течение календарного года может проводиться только 2 выездные проверки в отношении одного налогоплательщика. Решение о проведении проверки сверх этого ограничения может приниматься только ФНС.

Однако в отношении тех же налогов за тот же период может проводиться повторная выездная налоговая проверка. Правда, НК РФ ограничивает проведение повторной проверки двумя случаями:

  • тем же налоговым органом, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма налога меньше ранее заявленной.
  • вышестоящим налоговым органом, который проводит проверку в рамках контроля за деятельностью органа, проводившего проверку ранее.

Вам вряд ли удастся как-то физически противодействовать проведению проверки, если вы считаете, что налоговики нарушают какое-то или все эти условия. Тем не менее, если вы заметили, что действия налоговиков не соответствуют этим требованиям, укажите обязательно это в акте проверки.

Этап 2: как может измениться срок проведения проверки, а также как завершается выездная налоговая проверки:

По общему правилу выездная налоговая проверка длится не более 2 месяцев. Однако этот срок может продлеваться до 4 и в исключительных случаях – до 6 месяцев. ФНС (в Приказе от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]) установила основания продления срока до 4 и 6 месяцев:

  • проверка проводится в отношении крупнейшего налогоплательщика;
  • если в ходе выездной налоговой проверки была получена информация от правоохранительных и иных органов о наличии у проверяемого лица нарушений налогового законодательства и если эта информация требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка (наводнение, пожар и т.д.);
  • непредставление проверяемым лицом документов, необходимых для проверки;
  • у проверяемой организации несколько обособленных подразделений:
    • если менее 4 подразделений и при этом доля уплачиваемых этими подразделениями налогов составляет более 50% от общей суммы налогов, уплачиваемой организацией, или удельный вес имущества на балансе подразделений составляет более 50% от общей стоимости имущества организации – срок продлевается до 4 месяцев;
    • если число подразделений от 4 до 9 включительно – до 4 месяцев;
    • если 10 и более подразделений – до 6 месяцев.
Читайте так же:  Приказ на выплату дивидендов единственному учредителю образец

В иных случаях необходимость и сроки продления проведения выездной налоговой проверки определяются исходя из ряда факторов. Такими факторами могут быть, например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов, количество налогов, по которым назначена проверка и др.

ВАЖНО! Решение о продлении срока принимает (и, следовательно, подписывает) руководитель управления ФНС по субъекту РФ (или его заместитель). В 3 случаях решение принимается непосредственно руководитель ФНС (его заместитель):

  • продлевается срок проведения повторной выездной налоговой проверки, проводимой УФНС по субъекту РФ в рамках контроля за деятельностью нижестоящего органа;
  • продлевается срок проведения выездной (повторной выездной) проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
  • продлевается срок проведения выездной (повторной выездной) проверки, проводимой ФНС.

Следовательно, вам необходимо проверить, кто подписал решение о продлении проведения выездной налоговой проверки, а также обоснованность (то есть, указание на конкретное обстоятельство, послужившее поводом для продления срока).

1. Срок проведения проверки считается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проверке. Обращаю внимание! Дата окончания проверки – день составления справки о проверке, а не акта проверки!

2. От продления срока проведения выездной налоговой проверки следует отличать приостановление проведения проверки. В случае приостановления срок проведения проверки перестает течь. Основания приостановления:

  • истребование документов у контрагентов и иных лиц;
  • запрос в иностранные государственные органы;
  • экспертизы;
  • перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Максимальный срок приостановления – 6 месяцев, и только по второму основанию – 9 месяцев. В течение этого времени налоговики не могут совершать никакие действия на территории налогоплательщика, истребовать документы. Более того, налоговые органы должны вернуть все подлинники документов (кроме изъятых в рамках выемки).

ВАЖНО! И приостановление, и возобновление проведения проверки оформляются решениями руководителя (его заместителя) налогового органа. В решении о приостановлении должно быть указано основание приостановления (конкретный подпункт пункта 9 ст. 89 НК РФ).

1. В последний день проведения проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. В этой справке содержится предмет проверки, который должен совпадать с предметом проверки, указанным в решении о проведении проверки. Также в справке указывается срок проведения проверки – дата начала и дата окончания.

Обращайте внимание на то, чтобы предмет проверки совпадал с указанным в решении о проведении проверки, а срок – с реальными датами.

Фиксируйте все нарушения!

2. Выездная налоговая проверка оканчивается именно в день составления справки о проведенной проверке. Эта дата важна для отсчитывания срока, который дается налоговому органу для составления акта проверки (2 месяца).

3. После того как вы получили акт проверки, вы можете в течение 15 дней (рабочих!) представить в налоговый орган письменные возражения с материалами и документами, подтверждающими ваши возражения.

Этап 3: выездная проверка завершилась, каковы результаты:

Акт проверки вместе с вашими письменными возражениями рассматривается руководителем налогового органа (его заместителем). Вы должны помнить:

1. Руководитель налогового органа или его заместитель должны вас известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если вы не явитесь, в налоговом органе все равно могут рассмотреть материалы в ваше отсутствие, если только ваше участие не будет признано обязательным.

2. Если вы даже не представили письменные возражения на акт проверки, у вас есть право устно давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

3. Если вдруг руководитель сочтет, что доказательств недостаточно, он может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. ВАЖНО! В этом решении должны быть указаны:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий,
  • срок (не более 1 месяца)
  • конкретные формы мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут проводиться в 4 формах:

  • истребование документов у проверяемого лица;
  • истребование документов у контрагентов и иных лиц;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.

Решение о проведении дополнительных мероприятий не может являться актом, завершающим процедуру рассмотрения материалов проверки (в отличие от действовавшего до 1 января 2007 года порядка).

1. По результатам рассмотрения материалов проверки выносится одно из двух решений:

  • решение о привлечении к ответственности (указывается размер недоимки, пеней и штрафа);
  • решение об отказе в привлечении ответственности (может быть указан размер недоимки и пеней, но не штрафа!).

2. Решение (любое из двух указанных) вступает в силу по истечении 10 дней (рабочих!) со дня вручения проверяемому лицу или его представителю.

До истечения этих 10 дней вы можете подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

3. После истечения этих 10 дней (то есть после вступления решения в силу) вы можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган, если решений до этого не было обжаловано в апелляционном порядке. Такую жалобу вы можете подать в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

4. В каких случаях решение должно быть отменено вышестоящим налоговым органом?

  • Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится: обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процедуре рассмотрения материалов (то есть извещение о времени и месте рассмотрения) и обеспечение возможности представить объяснения.

5. В каких случаях решение может быть отменено вышестоящим налоговым органом?

  • Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований НК РФ. При этом не уточняется, каких именно требований. Следовательно, если в ходе проверки должностные лица нарушили какие-то требования относительно процедуры проверки, это может служить основанием отмены решения.
  • Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (или его заместителем) налогового органа неправомерного решения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, я указала положения, о которых проверяемое лицо должно знать и помнить в ходе проведения выездной налоговой проверки, при рассмотрении материалов проверки, а также при обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.

Источники

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here