Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении

Важная информация в статье: "Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Выездная проверка: какие налоги

В рамках одной проверки налоговики могут проверить любые налоги, которые вы уплачиваете, — один или нескольк Обычно они проводят комплексные проверки — по всем уплачиваемым организацией или предпринимателем налогам. Так им рекомендует делать ФНС. Забегая немного вперед, скажем, что в этом случае в решении о проведении у вас проверки будет такая формулировка: «по всем налогам и сбора

А вот тематические проверки, которые проводятся по отдельным налогам (только по НДС или только по налогу на прибыль и т. д.), случаются реже. Это невыгодно самим инспекторам, поскольку они ограничены в периодичности проведения выездных проверок у налогоплательщика.

Сколько выездных проверок могут провести

Кодекс ограничивает жесткими рамками количество выездных проверок. Так, у налогоплательщика инспекторы могут провест

Проверив в течение 1 календарного года сначала налог на прибыль, а потом НДС, ИФНС лишит себя возможности проводить в этом же году проверки по другим налогам.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

По Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Читайте так же:  Образец заявления на получение социального налогового вычета

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

После выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Выездная проверка в филиале

Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверк То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

На деле выездная ревизия отнимает очень много времени, людских ресурсов, нервов руководителей. Иногда негативные стороны, связанные с ответственностью учредителей и руководства компании, полностью перечеркивают положительные аспекты проверки. Поэтому важно знать основные правила проведения мероприятия и требовать от представителей налоговой инспекции их неукоснительного выполнение.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.
Читайте так же:  Налоговый вычет по действующей ипотеке

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Третья выездная проверка за год

Кроме того, в течение календарного года у налогоплательщика в виде исключения может быть проведена и третья выездная проверка, в частности, если:

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении

Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Проверяются налоговые декларации, бухгалтерские документы, т.е. те документы, на основе которых исчисляются суммы налога.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок проведения проверки — три месяца. Другим словами, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня её подачи.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:

  • все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком;
  • правильно ли они оформлены;
  • вовремя ли они представлены;
  • правильно ли рассчитана сумма налога;
  • правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога;
  • правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).

Выездная налоговая проверка

Круг действий налоговых органов при проведении выездной проверки намного шире, чем при проведении камеральной. Сюда входит проверка всех бухгалтерских документов, договоров, актов о выполнении договоров, всех внутренних документов организации (приказов, распоряжений и т.д.). Кроме того, при проведении выездной проверки может быть проведен осмотр различных предметов и помещений, проведена инвентаризация имущества налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Внимание! Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период их уплаты.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но существуют следующие исключения из этого правила:

  • вышестоящий налоговый орган в исключительных случаях может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев;
  • если организация имеет филиалы и представительства, срок выездной проверки увеличивается на один месяц для каждого филиала или представительства, т.е. если у Вашей организации два филиала — срок проверки увеличивается на два месяца.

Внимание!

Налоговые органы могут проверять филиалы и представительства налогоплательщика, не проверяя при этом головную организацию.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Внимание!

Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае, если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.

Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае, инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. Но это не значит, что Вы сможете избежать проверки. В таком случае, решение высылается по почте заказным письмом.

Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о её проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы. Заметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы этот документ составлялся руководителем налоговой инспекции. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой Вы стоите на налоговом учете. Готовит это требование тот инспектор, который уполномочен проверять данный субъект предпринимательской деятельности.

После того, как Вам предъявили требование, у Вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ). Если Вы не уложились в этот срок либо представили не все документы, указанные в требовании, будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф (ст. 126 НК РФ). Однако, этот штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т.д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.

Читайте так же:  Сумма земельного налога определяется

Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т.п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.

При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Выемку нельзя проводить в ночное время, если нет понятых, либо их менее двух человек, отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов. Как правило, изымаются копии документов. Однако, если проверяющие решат, что Вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но, в таком случае, Вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п. 8 ст. 94 НК РФ). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

По окончании проверки, независимо от её результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки. В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение двух недель со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами. При наличии возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителей (п. 1 ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа принимает решение. Его копия передается налогоплательщику. Если принято решение о привлечении к ответственности, то на его основании налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки и пени.

Когда решение по акту уже вынесено, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Пока идет разбирательство, налоговая инспекция вправе списать с Вашего расчетного счета доначисленные суммы налогов и пени. Штраф же взыскивается через суд. Но Вы можете подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 2 ст. 141 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В случае, когда налогоплательщиком добровольно не исполнено требование об уплате недоимки и пени, налоговый орган может принять решение о взыскании налога и пени. Это решение может быть принято до истечения срока, установленного для исчисления срока исполнения требования об уплате налога. Если решение о взыскании принято за пределами этого срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этой ситуации налоговый орган может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В соответствии с вышеуказанным, решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском — 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Внимание!

Недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.

Развенчиваем мифы о выездной налоговой проверке

Любой бухгалтер с опаской ждет выездную налоговую проверку (ВНП). При этом он с замиранием сердца слушает рассказы коллег и читает обсуждения на форумах, как и у кого такие проверки проводились. Но, к сожалению, не все дают правильную информацию, вот и обрастают выездные проверки разными мифами. Мы хотим развеять самые распространенные заблуждения о вероятности проведения ВНП.

Читайте так же:  Калькулятор упрощенной системы налогообложения

МИФ 1. В течение первых 3 лет существования проверка не грозит

Скорее всего, это заблуждение возникло в связи с некорректным толкованием бухгалтерами Закона, защищающего права юрлиц и предпринимателей при проверках их госорганам В этом Законе говорится, что контролирующие органы не вправе проверять организацию или индивидуального предпринимателя (ИП) до истечения 3 лет с момента регистрации, то есть первые 3 года компании и ИП не трогаю Однако многие не обращают внимания на тот факт, что этот Закон не распространяется на налоговый контрол Да и Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно проверок организаций и ИП, работающих менее 3 лет.

К «молодняку» — фирмам, которые существуют меньше 3 лет, — «выездники» приходят лишь в особых случаях

Безусловно, налоговики заинтересованы в доначислениях. А чем меньше проверяемый период, тем меньше у них шансов нарыть достойные нарушения. Однако привлечь внимание может и организация, проработавшая всего год, например, если:

  • организация заявила к возмещению из бюджета большую сумму НДС. Обычно налоговики прилагают все усилия, чтобы ничего не возмещать. В такой ситуации первыми начинают работать камеральщики. А уж если они не успели найти оснований для отказа в возмещении, то тогда уже подключается тяжелая артиллерия — «выездники»;
  • налоговикам поступил запрос из органов МВД о проведении совместной проверки. Здесь речь идет об организациях, в отношении которых полицейскими проводились оперативные мероприятия, например, в связи с чьей-нибудь жалобой. И в ходе таких мероприятий у них возникло предположение, что организация мухлюет с налогами.

Так что, если вы не возмещаете НДС, да и в отношении других налогов вас можно назвать добросовестным, можно не бояться ВНП.

МИФ 2. Проверка будет, если принято решение о ликвидации

Сообщив в ИФНС о решении прекратить деятельност члены ликвидационной комиссии с трепетом ждут проверяющих. И зря это делают.

На самом деле налоговики не проверяют всех решивших ликвидироваться. Ведь проверяющим в этом случае придется в срок, отведенный для заявления требований кредиторов (чаще всего это 2 месяца не только проверить организацию, но и: написать акт; вынести решение по результатам проверки; дождаться его вступления в силу; выставить требование об уплате налогов. А это не всегда реально. Однако у налоговиков есть установка в связи с ликвидацией проверять:

  • крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС);
  • организации, в отношении которых у налоговиков есть информация о нарушении налогового законодательства.

В остальных случаях, как правило, налоговики принимают решение о нецелесообразности проведения ВНП ликвидирующейся организации. И даже если это решение согласовывают с УФНС (такая практика существует в некоторых регионах), управление, как правило, поддерживает решение инспекции о том, что проверку проводить не надо.

А вот предпринимателей могут проверить и после регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Ведь по долгам перед бюджетом, возникшим в период ведения предпринимательской деятельности, человек все равно продолжает отвечать. Правда, взыскать доначисления можно только через су При этом ВНП могут провести за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Например, в 2012 г. могут проверить То есть если предприниматель прекратил деятельность в 2008 г., то сейчас его проверить уже нельзя. Но, как правило, налоговики считают, что с большинства предпринимателей много не возьмешь, и поэтому их не трогают.

МИФ 3. Попали в поле зрения УФНС — быть проверке

Это не так. Если у УФНС есть информация о возможных нарушениях организацией налогового законодательства, эти данные направляются в инспекцию, где организация состоит на учете. Налоговики отрабатывают полученную информацию и самостоятельно оценивают целесообразность проведения ВНП. Поэтому, даже если у УФНС и возник интерес к компании, последнее слово все-таки за инспекцией.

Но не стоит путать эту ситуацию с заданием УФНС, где есть четкое указание, когда инспекторы должны выйти на проверку.

МИФ 4. Проверки можно избежать, если вы попали в план ВНП, но сменили ИФНС

Нельзя! Проверка будет обязательно! Если вы были включены в план проверок, то, как только вы подадите заявление о внесении изменений в учредительные документы в связи со сменой адреса, «выездники» вынесут решение о проведении ВНП. При этом они могут еще и привлечь для проверки инспекторов из вашей новой ИФНС. Чаще всего это бывает, когда организация «переезжает» в другой регион.

Если же по каким-то причинам «выездники» из старой ИФНС не успеют вынести это решение до того, как в появится запись о смене адреса, то проверять вас они уже не имеют прав Правда, за то, что проверка не была начата вовремя, инспекторов накажут. Поэтому они могут попробовать вынести решение задним числом, но это достаточно рискованно: если это обнаружится, то речь пойдет уже о фальсификации документов. Скорее всего, пропустившие срок инспекторы будут слезно просить своих коллег из вашей новой инспекции вынести решение и все-таки провести ВНП.

МИФ 5. Проверка гарантирована, если работаешь в убыток

Это не совсем так. Конечно, такие организации находятся под пристальным вниманием налоговиков. Но это не значит, что организация автоматически попадает в план ВНП, если она несколько лет работает в убыток. Ведь «выездникам» нужно пополнить бюджет страны, а вероятность перекрыть убыток, да еще и доначислить налог на прибыль, невелика. Поэтому, если нет возможности доначислить какие-то другие налоги, помимо налога на прибыль, такую организацию, скорее всего, трогать не будут.

Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация правила заполнения

МИФ 6. ВНП не будет, если не попадаешь ни в одну из зон риска

Всем известно, что налоговая служба разработала критерии для самостоятельной оценки налоговых риско При этом, если вы не выявили у себя этих рисков, это еще не гарантирует, что «выездники» не придут к вам в гости. Основанием для включения организации в план ВНП могут послужить и задание вышестоящего налогового органа, и информация, полученная из внешних источников, например из других ИФНС или из МВД. А уж организации, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, включают в план ВНП обязательно даже при отсутствии зон риска и иных оснований.

Наверное, вероятность прихода инспекторов с ВНП потому и обрастает мифами, что никто не знает, когда их ждать. Кого-то они «навещают» каждые 3 года. А кто-то работает 10 лет, но «выездников» ни разу не видел. Если вы относитесь к числу последних, желаем вам и дальше спокойно работать.

Процедура проведения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Что проверяют ревизоры

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Порядок проведения выездных налоговых проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят выездные налоговые проверки с целью контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика и, согласно закону, не может продолжаться больше двух месяцев. Продлить проверку до шести месяцев в исключительных случаях может вышестоящий налоговый орган.

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемой организации решения вышестоящего налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. С момента составления проверяющими органами справки о проведенной проверке выездная налоговая проверка считается оконченной.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 — | 7460 — или читать все.

Источники

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here