Выполнение банком функций агента валютного контроля

Важная информация в статье: "Выполнение банком функций агента валютного контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Читайте так же:  Отчетность ип на бумажном носителе

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Раздел 2. Порядок проверки выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров

Раздел 2. Порядок проверки выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров

2.1. Перечень документов, необходимых для проведения проверки

2.1.1. Журнал учета входящих и исходящих документов валютного контроля (далее по тексту — Журнал).

2.1.2. Внутрибанковские инструкции (если таковые имеются), регламентирующие:

— порядок документооборота между уполномоченным банком и клиентами;

— порядок прохождения документов, используемых при осуществлении валютного контроля, внутри банка.

2.1.3. Зарегистрированные в Банке России списки (карточки) с образцами подписей Ответственных лиц Банка, уполномоченных подписывать паспорта сделок и совершать от имени Банка иные действия по валютному контролю, и оттиском печати Банка, используемой для целей валютного контроля.

2.1.4. Документы Досье по экспортным контрактам:

— паспорт сделки (далее по тексту — ПС), оформленный на основании контракта; .

— дополнения к контракту;

— дополнительные листы к ПС, оформленные на основании дополнений к контракту;

— ксерокопии грузовых таможенных деклараций;

— учетные карточки (далее по тексту — УК);

— переписка с экспортером по вопросом валютного контроля.

2.1.5. Переписка с органами валютного контроля по вопросам валютного контроля.

2.1.6. Переписка с другими уполномоченными банками по вопросам валютного контроля.

2.1.7. Приказ Банка об утверждении тарифов, взимаемых за осуществление валютных операций клиентов.

2.1.8. Журнал регистрации открытых валютных счетов клиентов.

2.1.9. Карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом Экспортера.

2.1.10. Поручения Экспортеров на обязательную продажу части валютной выручки.

2.1.11. Выписки по корреспондентским счетам.

2.1.12. Бухгалтерские документы дня по валютным операциям.

2.1.13. Материалы проверок территориальных учреждений Банка России, таможенных и налоговых органов, акты аудиторских проверок.

Читайте так же:  Как правильно оплачивать налоги ип

2.2. Проверка выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля

В зависимости от характера поставленных задач определяется вид проверки: сплошная или выборочная.

2.2.1. Проверяется наличие внутрибанковской инструкции, регламентирующей порядок осуществления уполномоченным банком (далее по тексту — Банк) валютного контроля за поступлением экспортной выручки.

2.2.2. Проверяется правомерность подписания Банком ПС на основании экспортных контрактов (условия контрактов должны предусматривать экспорт товаров и не должны противоречить российскому валютному законодательству).

2.2.3. Проверяется соблюдение Банком установленных Инструкцией N 19 порядка и сроков направления информации в Территориальные Учреждения Банка России и Государственный Таможенный Комитет России при осуществлении контроля по данной (проверяемой) сделке.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров»

2.2.4. Особое внимание следует обратить на соблюдение Банком требований Инструкции N 19 при заполнении УК. Банк вправе указать в УК суммы непоступивших валютных средств в качестве обоснованно непоступивших (графа «Обоснов.») при представлении Экспортером соответствующих письменных подтверждений, выданных Банком России, Министерством Внешних Экономических Связей России либо уполномоченными ими органами, Торговой Промышленной Палатой России, после проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения.

2.2.5. Необходимо проверить наличие в Досье необходимых документов и правильность их регистрации в Журнале.

2.2.6. Проверяется, соблюдались ли рекомендации Банка России по доведению до сведения клиентов письма Банка России от 15.07.96 N 300 «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов»

2.2.7. Проверяется наличие в Банке:

— списка (карточек) Ответственных лиц Банка, имеющих право подписи документов валютного контроля;

— регистрации отсылки и получения списков в Журнале.

2.2.8. Проверяется соответствие данных ПС данным контракта.

2.2.9. Сличаются подписи в ПС с подписями, представленными в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету Экспортера.

2.2.10. На основании информации, содержащейся в лицевых счетах клиентов и бухгалтерских документах дня, проверяется соответствие порядка взимания Банком платы за выполнение функций агента валютного контроля условиям, предусмотренным п.8.1 Инструкции N 19 (размер указанной платы не должен превышать 0,15% от суммы контракта и взиматься не ранее поступления в Банк первой суммы экспортной выручки от экспорта по этому контракту).

2.2.11. При наличии изменений и дополнений к контракту, проверяется правильность оформления дополнительного листа к ПС (должны быть заполнены только те графы, которые изменились).

2.2.12. В случае подписания Банком ПС по экспортной сделке, предусматривающей поступление экспортной выручки в сроки, превышающие 180 дней, проверяется наличие в Досье специального разрешения Банка России.

2.2.13. Если обмен информацией между Банком и Государственным Таможенным Комитетом происходит не по телекоммуникационной сети, то проверяется своевременность регистрации в Журнале всех Реестров УК, поступающих в Банк из Государственного Таможенного Комитета России (п.6.1 Инструкции N 19). При этом проверяется наличие на обратной стороне Журнала расписок спецсвязи, подтверждающих отправку корреспонденции, при каждом ее отправлении.

2.2.14. Проверяется, проставлены ли отдельной строкой реквизиты (номера и даты подписания) ПС и УК (в случае аванса — только ПС; при отсутствии УК — проставляются реквизиты ПС и Грузовой таможенной декларации) в поручениях:

— о переводе поступившей суммы выручки от экспорта товаров с транзитного валютного счета на текущий валютный счет экспортера;

— на обязательную продажу части валютной выручки.

2.2.15. Проверяется правильность отражения Банком в УК информации о поступлении экспортной выручки. В случае отражения Банком недопоступившей валютной выручки в графе «Обоснов.» проверяется наличие письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения выручки, выданного Экспортеру в органах Министерства Внешних Экономических Связей России, либо подтверждения Банка России об освобождении от обязательного зачисления экспортной валютной выручки в Банк.

2.3. Нарушения, которые могут быть допущены при выполнении уполномоченным банком функций агента валютного контроля

>
Порядок проверки выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной.
Содержание
Письмо ЦБР от 27 июля 1998 г. N 163-Т «О методических рекомендациях по проверке валютных операций уполномоченных банков».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Выполнение уполномоченным банком функции агента валютного контроля

При проведении расчетов по экспортно-импортным операциям уполномоченный банк также осуществляет функции агента валютного контроля. В его задачу входит проконтролировать, чтобы

Читайте также:
  1. A. можливість вибору контрагента. Верно
  2. Callback-функции;
  3. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  4. II. Выполнение процедуры
  5. II. Выполнение процедуры
  6. II. Выполнение процедуры.
  7. III. Порядок и формы контроля за качеством скорой медицинской помощи
  8. N3 Функции философии
  9. V. Формы и методы контроля, система оценок
  10. V. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Видео (кликните для воспроизведения).

— при выполнении экспортных операций клиент получил от иностранного партнера валютную выручку в сумме, эквивалентной стоимости отправленной за рубеж продукции;

— при выполнении импортных операций клиент получил от иностранного партнера продукцию по стоимости, эквивалентную переведенной за рубеж сумме валюты (особенно при использовании авансовых платежей).

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, осуществляют возложенные на них функции в данной сфере главным образом посредством открытия и ведения паспорта сделки.

Паспорт сделки (ПС) – это официальный документ, который должен быть заполнен юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) — резидентом при осуществлении внешнеторговой деятельности и расчетов с нерезидентами.

ПС содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами

ПС выполняет две основные функции: контрольную и информационную.

При декларировании товаров ПС представляется таможенным органам, а его реквизиты указываются в таможенной декларации при помещении товаров под заявленный таможенный режим, за исключением режимов таможенного транзита, перемещения припасов и иных специальных таможенных режимов, устанавливаемых в соответствии со ст. 268 ТК.

Банк России установил правила оформления резидентами в уполномоченных банках ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в Инструкция Банка России № 138-И от 04.06.2012 года «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Паспорт сделки заполняется на каждый заключенный с нерезидентом контракт (договор) на экспорт или импорт, на каждый кредитный договор, а также на каждую внешнеторговую бартерную сделку.

В соответствии с Инструкцией № 138-И не требуется составление паспортов сделок по контрактам, в том числе и по кредитным договорам, если их сумма не превышает 50 тыс. дол. США (в эквиваленте).

ПС содержит все сведения о внешнеторговом контракте (кредитном договоре), необходимые для осуществления валютного контроля. Заполненный ПС в двух экземплярах юридическое лицо (ИП) – резидент предоставляет в свой уполномоченный банк для оформления. Уполномоченный банк оформляет представленный ПС и далее осуществляет контроль расчетов и поставок по международному контракту (кредитному договору), являющемуся основанием для данного ПС.

В одном уполномоченном банке оформляется один ПС по одному договору (контракту). Проверка и оформление ПС осуществляется банком в течение 3-х рабочих дней. Оформленный ПС заверяется подписью ответственного лица банка и печатью банка, предназначенной для целей валютного контроля.

В случае внесения изменений во внешнеторговый контракт (кредитный договор), паспорт сделки подлежит переоформлению. В уполномоченный банк предоставляется новый ПС с внесенными в него изменениями, документами, подтверждающими данные изменения и т. п.

Валютная операция по контракту может быть проведена по счетам только в том уполномоченном банке, где оформлен соответствующий ПС.

В случае, если резидент осуществляет все валютные операции через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в ТУ Банка России по месту государственной регистрации резидента. В этом случае ТУ ЦБ РФ, в котором резидентом оформляется ПС, исполняет функции банка ПС.

Следующий документ валютного контроля — Справка о валютных операциях — оформляется резидентом при осуществлении валютных операций, связанных с зачислением (списанием) денежных средств в случаях и в сроки, установленные Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И.

Она содержит сведения о поступлении валюты на счет организации, являющейся резидентом Российской Федерации.

В форму справки вносятся сведения об организации, уполномоченном банке, документе, являющемся основанием для начисления или списания валюты, номер счета, код операции, сумма, код валюты, данные по паспорту сделки и контракту, другие сведения. Заверяется справка печатью и подписями уполномоченных лиц организации.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Источники

Выполнение банком функций агента валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1