Закон о либерализации валютного контроля

Важная информация в статье: "Закон о либерализации валютного контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Подписан закон о либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами

В частности, предусматривается, что на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года (далее — Соглашение) или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Соглашением или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет.

Наряду с указанными случаями на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ЕАЭС, или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Соглашением или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов, в частности, в виде дохода от ценных бумаг, от продажи транспортного средства, недвижимого имущества (при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Соглашением), и прочее.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Также установлено, что юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ. При этом без использования счетов в уполномоченных банках возможно получение физлицами — резидентами наличной иностранной валюты при оплате (возмещении) им юрлицами — резидентами указанных командировочных расходов, а также погашение такими физлицами — резидентами юрлицам — резидентам неизрасходованных авансов.

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (ФГБУ, ФГАУ, ФГУП), лицевые счета которым открыты в Казначействе России, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) указанного федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках. (Данное положение вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.)

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59943.html/

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

С изменениями и дополнениями от:

2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 24 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года

ГАРАНТ:

Президент Российской Федерации

2 августа 2019 года

Внесены изменения в Закон о валютном регулировании, которые в т. ч. предусматривают:

— отмену с 2020 г. репатриации резидентами российской валюты в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапную отмену репатриации резидентами валютной выручки при экспорте сырьевых товаров;

— право резидентов открывать без ограничений счета в российской и иностранной валюте не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за рубежом;

— переводы гражданами-резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг резидентами, срок пребывания которых за рубежом в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые занимаются деятельностью без образования юрлица, на счета таких лиц, открытые в банках за рубежом;

— отмену для граждан-резидентов требования предоставлять налоговым органам отчет о движении средств по счету, открытому в банках, расположенных в государствах — членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, если общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет за отчетный год не превышает 600 000 руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте;

— упрощенный порядок расчетов российских вузов и их филиалов, находящихся за рубежом, с резидентами и нерезидентами.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать документы, подтверждающие право гражданина-резидента вести деятельность без образования юрлица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого государства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 2 августа 2019 г., в «Российской газете» от 7 августа 2019 г. N 172, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 августа 2019 г. N 31 ст. 4424

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 398-ФЗ

Читайте так же:  Возврат налогов тинькофф

Изменения вступают в силу с 2 декабря 2019 г.

http://base.garant.ru/72360782/

Закон о либерализации валютного контроля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 398-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

Принят Государственной Думой 20 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3447; 2014, N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50; 2017, N 30, ст. 4456; N 47, ст. 6851; 2018, N 1, ст. 11; N 11, ст. 1579; N 15, ст. 2035; N 22, ст. 3041; N 31, ст. 4835, 4836, 4837; N 32, ст. 5086; N 49, ст. 7524; N 52, ст. 8103; N 53, ст. 8411, 8440; 2019, N 30, ст. 4148; N 31, ст. 4424; N 42, ст. 5806) следующие изменения:

1) подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 после слов «Российской Федерации» дополнить словами «(в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации)»;

2) пункт 1 части 1 статьи 9 после слов «статьи 12» дополнить словами «, абзацами десятым и одиннадцатым части 2»;

3) в части 5.1 статьи 12:

а) в абзаце первом слова «Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ)» заменить словами «Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией», слова «членов ОЭСР или ФАТФ» заменить словами «членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией,»;

б) в абзаце втором слова «членов ОЭСР или ФАТФ» заменить словами «членов ЕАЭС, или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией»;

в) в абзаце девятом слова «иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению» заменить словами «государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам — нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) такого федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках.»;

б) часть 3 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) получения физическими лицами — резидентами наличной иностранной валюты при оплате и (или) возмещении им юридическими лицами — резидентами расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также погашения такими физическими лицами — резидентами юридическим лицам — резидентам неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.»;

а) пункт 1 части 1.1 дополнить словами «либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации»;

б) в пункте 1 части 2 слова «членов ОЭСР или ФАТФ» заменить словами «членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией,».

Внести в Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4424) следующие изменения:

Читайте так же:  Регламент муниципального финансового контроля

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором подпункта «ж» слова «иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство» заменить словами «государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое»;

б) в абзаце четвертом подпункта «к» слова «иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство» заменить словами «государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое»;

в) в абзаце втором подпункта «м» слова «в частях 5.2 и 7 настоящей статьи» заменить словами «в частях 5.1, 5.2 и 7 настоящей статьи и пункте 1 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона»;

2) статью 2 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Действие положений части 5.2 и абзаца третьего части 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца шестого подпункта «а» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац шестой подпункта «а» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений абзацев первого, второго и девятого части 5.1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

2 декабря 2019 года

Обзор документа

Скорректирован Закон о валютном регулировании и валютном контроле.

Юрлицам-резидентам разрешили осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физлицами-нерезидентами в наличной валюте РФ при компенсации НДС по системе Tax Free.

Кроме того, юридические и физические лица — резиденты теперь могут проводить без использования вышеуказанных счетов операции с наличной иностранной валютой при оплате или возмещении расходов, связанных с зарубежными служебными командировками, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных в связи с такими командировками.

Ряд поправок затрагивает участников бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений и ФГУПов, которым в Федеральном казначействе открыты лицевые счета. Эти организации смогут вносить и получать наличную иностранную валюту через счета казначейства, открытые в уполномоченных банках. Данная норма начнет действовать по истечении 180 дней после даты опубликования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением вышеуказанной нормы.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72990930/

Закон о либерализации валютного контроля

Законопроект направлен на устранение избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц – резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов, открытых ими в банках за пределами России; расширение перечня разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки; установление особенностей выполнения физическими лицами – резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, а также по представлению отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам таких физических лиц, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней независимо от количества въездов в Россию в этом календарном году.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Анализ правоприменения Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ), определяющего понятие «резидент», выявил неоднозначность его понимания в отношении российских граждан, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Федеральный закон №173-ФЗ относит такую категорию граждан России к нерезидентам в целях проведения валютных операций.

Такое определение затрудняет российским банкам проведение валютных операций по поручениям физических лиц. В соответствии со статьёй 849 Гражданского кодекса операции по списанию средств со счёта должны быть выполнены банком не позднее дня, следующего за днём поступления в банк соответствующего платёжного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом, и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платёжного документа.

Кроме того, при правоприменении этой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз, а также допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина России за границей по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Россию и т.д.).

Также формулировка этой нормы создаёт проблемы для российских банков с определением статуса граждан России, пребывающих в иностранном государстве, с которым у России установлен безвизовый режим въезда и пребывания.

В связи с этим законопроектом предлагается исключить требование об обязательном представлении физическим лицом – резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) с отметкой о принятии уведомления. Отмена этого требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. В рамках этого Соглашения налоговые органы Сторон обмениваются информацией о счетах, открытых на их территории резидентами других стран – участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц – резидентов, так и для уполномоченных банков.

Статьёй 83 Налогового кодекса установлены требования в отношении налогового учёта организаций и физических лиц в налоговых органах. С целью реализации требований статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ и обеспечения прав физических лиц – резидентов в случае отсутствия у них места учёта в налоговом органе, в том числе по причине отсутствия места жительства (пребывания) на территории России, отсутствия недвижимого имущества на её территории, предлагается установить требования к определению налоговых органов по месту учёта резидентов (юридических и физических лиц) только для целей Федерального закона №173-ФЗ.

Законопроектом предусматриваются также отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами России сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях. С учётом этих особенностей часть 5 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ предлагается дополнить положениями в части использования юридическими и физическими лицами – резидентами своих банковских счетов для получения от нерезидентов сумм, причитающихся в качестве возмещения налога на добавленную стоимость и выплачиваемых компетентными органами государства пребывания таких сотрудников.

Читайте так же:  Выплата дивидендов имуществом ндс

Также расширяется перечень разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки. К таким разрешённым случаям предлагается отнести зачисление денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:

  • продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу – резиденту на праве собственности за пределами России транспортных средств;
  • продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу – резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, входящего в ОЭСР или ФАТФ, и это иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счёт физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

С целью устранения неопределённости в правоприменении в части оплаты физическими лицами – резидентами товаров, работ, услуг на территории России с помощью банковских платёжных карт, эмитированных иностранными банками, за счёт средств, зачисленных на их счета, открытые в банках за пределами России, к которым привязаны эти банковские платёжные карты, предлагается внести соответствующее изменение в часть 6 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ, предусматривающее возможность такой оплаты.

Законопроектом также расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами России, за счёт разрешения всех валютных операций между гражданами, срок пребывания которых за границей в течение календарного года составит более 183 дней.

Законопроектом предлагается освободить российских граждан от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, от ограничений на совершение операций, а также от необходимости представления отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам физических лиц – резидентов, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию России в этом календарном году

В целях устранения избыточных обременений физических лиц – резидентов, связанных с обязанностью представления в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации уведомлений и отчётов о движении средств по счетам в банках, расположенных за границей, в разные сроки, часть 8 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ предлагается дополнить новой нормой, в соответствии с которой для физических лиц – резидентов устанавливается единый срок представления уведомлений – до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем календарном году срок их пребывания за пределами России в совокупности составил 183 дня и менее.

Предлагаемый законопроектом совокупный срок пребывания российских граждан за границей (более 183 дней в течение каждого календарного года) определён с учётом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Россию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и др.), а также с целью сближения правового статуса граждан России, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов в соответствии с требованиями статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что постановлением Правительства от 12 декабря 2015 года №1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации» установлена обязанность физических лиц – резидентов представлять налоговым органам такие отчёты ежегодно до 1 июня года, следующего за отчётным, предлагается установить срок вступления законопроекта в силу 1 января 2018 года.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

http://government.ru/dep_news/29603/

Закон о либерализации валютного контроля вступил в силу 3

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с либерализацией ограничений во внешнеторговых расчетах, вступают в силу с 1 января 2020 года. Такие изменения законодательства были инициированы правительством РФ. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года, сообщает «Finanz»

Закон снимает ограничения на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриацию денежных средств. Документ был разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Закон отменяет с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров. При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых может быть оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.

Также не отменяется требование о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Как отмечает старший юрист Deloitte Legal в СНГ Элина Коскина, отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, в том числе путем зачета встречных требований, что в настоящий момент по большинству контрактов не представляется возможным.

«Данная поправка в том числе может способствовать расширению использования российского рубля во внешнеторговых расчетах» — отметила Коскина

По словам ведущего юриста юридической практики КПМГ в России и СНГ Антона Руднева, поддерживая национальную валюту, законодатель по сути дал экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если экспорт осуществляется за иностранную валюту.

«Важно учесть, что помимо внешнеторговых контрактов, либерализация не затронула договоры займа, предусматривающие предоставление финансирования нерезидентам. По таким соглашениям резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченных банках независимо от валюты контракта и валюты, в которой производятся расчеты по нему» — сказал Руднев

Открытие счетов в брокерских компаниях

Кроме того, законом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте и рублях не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. По мнению Элины Коскиной, данная норма не столько расширяет права резидентов, сколько увеличивает нагрузку по отчетности как на физических, так и юридических лиц.

«Поправка сближает банковские и брокерские счета. Однако, если раньше о счетах в брокерских организациях не было необходимости подавать уведомления и отчеты, то с 1 января 2020 года такая обязанность появляется. Дополнительная сложность данного нововведения состоит в том, что какой-либо закрытый перечень организаций финансового рынка в законе отсутствует и потенциально под такое определение могут попасть и страховые, и пенсионные организации» — добавила Коскина

Важность обмена финансовой информацией

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение сколько можно вернуть

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства – члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий. Однако некоторые страны, являющиеся государствами – членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США). Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций» — подчеркнула Замесина

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним» — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ

Расчеты за учебу

Документ отменяет запрет на совершение за пределами территории России расчетов между физическими лицами – резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, и российскими государственными вузами, а также их филиалами, находящимися за пределами территории РФ. Речь идет о расчетах по договорам об образовании.

Аналогично российским вузам и их филиалам, находящимся за пределами территории РФ, дается возможность осуществлять расчеты с такими физическими лицами – резидентами в иностранной валюте и рублях без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Также на них не распространяется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при оплате физическими лицами – нерезидентами образовательных услуг за пределами РФ. Этим нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Позиция Минфина

В середине декабря первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что меры либерализации валютного контроля, которые начинают действовать в России с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и укрепят положение рубля на международных рынках.

«Уже принятые и обсуждаемые меры позволяют расширить использование валюты Российской Федерации в международных расчетах, активизируют использование российского рубля нерезидентами. Использование валюты Российской Федерации для расчетов по внешнеторговым контрактам позволит укрепить позиции российского рубля на международных рынках» — сказал Силуанов

Он также отметил, что закон открывает для российского бизнеса и экономики новые перспективы. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранными контрагентами с российскими партнерами, но и помогает в реализации такого национального проекта, как «Международная кооперация и экспорт», для которого требуется особое валютное регулирование.

http://aurora.network/articles/6-jekonomika/75366-zakon-o-liberalizatsii-valjutnogo-kontrolja-vstupil-v-silu

Минфин разбирает валютный контроль по частям

Ради выполнения экспортного и цифрового нацпроектов Минфин завершает целый комплекс мер по либерализации валютного контроля. В четверг правительством одобрен законопроект об отказе от требования репатриации рублевой выручки экспортеров — с 2020 года это станет ненужным для несырьевых экспортеров, а к 2024 году — и для экспортеров сырья. Еще один проект — об избавлении от валютного контроля взаимозачетов экспортеров услуг — опубликован Минфином для обсуждения. Также ведомство готовит поправки к законопроекту о снижении для экспортеров штрафов за невозврат в РФ валюты, уже рассмотренному в Госдуме в первом чтении. В четверг первый вице-премьер Антон Силуанов и зампред Еврокомиссии Марош Шефчович договорились о создании рабочей группы по переходу к расчетам с ЕС в рублях и евро.

13 июня заседание правительства одобрило поправки Минфина к закону о валютном контроле — они предполагают отмену к 2024 году репатриации рублевой экспортной выручки. Впервые первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил о разработке этого законопроекта на съезде РСПП в марте 2019 года. Одобренный документ предусматривает полную отмену репатриации рублевой выручки для несырьевого экспорта с 1 января 2020 года, для сырьевых экспортеров послабления будут вводиться поэтапно: с 1 января 2020 года — в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта, с 1 января 2021 года — до 30%, с 1 января 2022 года — до 50%, с 1 января 2023 года — до 70%, и к 1 января 2024 года правительство полностью откажется от требования возврата в РФ «экспортных» рублей.

Напомним, Еврокомиссия еще в марте 2019 года по собственной инициативе активизировала работу по переводу расчетов за энергоресурсы в евро (см. “Ъ” от 26 марта), также объяснив это снижением рисков (сейчас 85% из €300 млрд годовых энергопоставок в ЕС номинированы в долларах).

Ранее Минфин внес в Госдуму законопроект, радикально снижающий и штрафы для экспортеров уже за невозврат в РФ валюты. Документ предполагает снижение их ставок со 100% до 3–5% от суммы нарушения, он оформлен в виде поправок к КоАП и прошел первое чтение, сейчас готовятся поправки ко второму чтению законопроекта, сказали “Ъ” в Минфине.

Третий законопроект Минфина на ту же тему был опубликован на regulation.gov.ru — он должен ослабить валютный контроль для экспортеров услуг, расширив случаи отказа от репатриации их выручки, используемой за пределами РФ для проведения зачета встречных требований. Сейчас зачисление выручки на счета в уполномоченных российских банках выводит их из оборота на несколько дней и приводит к дополнительным затратам из-за банковской комиссии.

Читайте так же:  Как применить льготу по ндфл

Как правительство разрабатывало законопроект о смягчении ответственности для экспортеров и импортеров

Некоторые российские экспортеры ранее уже добились права не зачислять на счета в уполномоченных банках выручку, а производить зачеты встречных требований со стороны нерезидентов — это касается услуг международной электросвязи, международного роуминга, перестрахования, транспортных услуг и др. Новый документ предполагает, что перечень тех, кто получит послабления, определит Белый дом по согласованию с Банком России. В частности, в него могут быть включены, например, «услуги в сфере информационных технологий и услуги в сфере образовательной деятельности», пишут авторы законопроекта. Вступление документа в силу предполагается также с 1 января 2020 года, чтобы правительство успело определиться с перечнем услуг, на который он будет распространяться.

Либерализация необходима Минфину сразу для двух нацпроектов — проект «Международная кооперация и экспорт» предполагает рост объема экспортных услуг до $100 млрд к 2024 году, а «Цифровая экономика РФ» требует особого валютного регулирования для стимулирования экспорта ПО и ИТ-услуг.

http://www.kommersant.ru/doc/3999712

Обзор последних изменений в российском законодательстве «О валютном регулировании и валютном контроле»

2 августа 2019 года вступили в силу некоторые поправки в валютное законодательство Российской Федерации. ( Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ )

Большинство изменений коснулись операций, которые осуществляют валютные резиденты Российской Федерации (то есть каждый гражданин Российской Федерации, вне зависимости от продолжительности его пребывания на территории страны; тем не менее, если лицо пробудет за пределами России 183 и более дня за календарный год, то оно будет более не обязанным соблюдать большинство норм валютного законодательства) с использованием своих банковских или иных счетов (то есть счетов в платежных системах, брокерских и т.п.), которые открыты за рубежом.

Также, к наиболее интересным моментам можно отнести поправки применимые к обязательству резидентов репатриировать (т.е. возвращать) денежные средства из-за рубежа.

Изменения призваны либерализировать валютное законодательство и сделать его более ориентированным к небольшому и среднему бизнесу, которому крайне сложно осуществлять валютные транзакции при работе с иностранными контрагентами.

В частности, к наиболее существенным изменениям можно отнести следующее:

1. С 2020 года валютный резидент сможет не подавать в ФНС отчет о движении средств по иностранному счету, если сумма зачисленных и списанных денежных средств по счету не превышает 600 000 рублей и при этом банк зарегистрирован в стране, которая является членом OECD (Organization of Economic Cooperation and Development) или FATF (Financial Action Task Force).

2. Резиденты вправе принимать деньги на иностранные счета, если:

  • такой счет открыт в банке, зарегистрированном на территории страны, участвующей в OECD или FATF
  • такой счет открыт в банке, зарегистрированном на территории страны, которая обменивается с Российской Федерацией информацией в автоматическом порядке на основании Соглашений об Автоматическом Обмене (CRS) или каком-либо ином двустороннем договоре
  • такие валютные ценности получены не от валютного резидента Российской Федерации. При этом, до вступления в силу правок, существует исключительно ограниченный перечень разрешённых операций, денежные средства по которым можно принять на зарубежные счета — например, дивиденды принять можно, в то время как денежные средства за оплату по тем или иным услугам — нельзя.

3. Резиденты обязаны уведомлять и предоставлять отчет о движении средств не только в отношении банковских счетов, но и в отношении иных видов счетов, например, брокерских и в платежных системах.

4. Средства, полученные при прекращении договора доверительного управления (как полученный доход, так и первоначальная сумма инвестирования), могут зачисляться на иностранный счёт, при соблюдении условий изложенных в пункте 1 выше.

5. Разрешается зачисление дохода, полученного от продажи драгоценных металлов, учтённых на счетах резидента в иностранном банке. Выплаты данных платежей осуществляются строго согласно требованиям иностранного государства по месту расположения финансовой организации.

6. С 1 января 2020 года валютный доход, полученный вследствие экспорта не сырьевых товаров не подлежит репатриации в полном объеме, а по сырьевым товарам резиденты будут вправе оставлять сначала 10%, потом с 1 января 2021 30%, с 1 января 2022 50%, с 1 января 2023 70%, а с 1 января 2024 — полностью, в размере 100%.

7. Кроме того, российские вузы или их филиалы за рубежом, а также студенты-россияне, которые пребывают не в России более 183 дней в течении одного года смогут осуществлять взаиморасчеты в любой валюте без использования банковских счетов в российских банках-агентах валютного контроля. На вышеупомянутых лиц также не распространяется обязанность по репатриации (возвращению) денежных средств при оплате образовательных услуг. При этом эта норма имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 1 августа 2016.

8. Также, уполномоченные банки и федеральная налоговая служба вправе запросить документы, выданные иностранным государством и подтверждающие право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью по месту пребывания (то есть не в России) не формируя юридическое лицо и/или не регистрируясь как индивидуальный предприниматель или его аналог в той или иной юрисдикции.

Анализируя внесенные изменения, можно прийти к выводу, что расчеты в валюте становятся проще и доступнее для малого и среднего бизнеса. Новые поправки действительно открывают большие перспективы для российских граждан, желающих вести бизнес за пределами РФ.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся либерализацию, мы предполагаем увеличение случаев привлечения граждан к ответственности за нарушения валютного регулирования ввиду сложности валютного законодательства, особенно в условиях набирающего оборота автоматического обмена информацией между государствами.

Так, например, лицо открыло счет в платежной системе в Германии и уведомило об этом налоговую о том, что этот счет у него есть. При этом такое лицо не передало в налоговую службу отчет о движении средств по счету, предполагая, что сумма зачислений и списаний не превысила 600 000 рублей, в то время, как в действительности этот порог был превышен.

В результате работы автоматического обмена, российский уполномоченный орган получает данную информацию и привлекает лицо к ответственности за нарушение валютного законодательства, которое в свою очередь, может выражаться как в штрафе за непредоставление отчета, так и в виде штрафа за незаконные валютные операции, который взимается в размере от 75 % до 100 % от суммы такой незаконной операции.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://vc.ru/finance/81094-obzor-poslednih-izmeneniy-v-rossiyskom-zakonodatelstve-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole

Закон о либерализации валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here