Земельный налог безвозмездно

Важная информация в статье: "Земельный налог безвозмездно", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Если собственником земли общего пользования является СНТ, то земельный налог будет уплачивать его правление

Минфин России разъяснил, что если земельные участки общего пользования были предоставлены в собственность СНТ как юрлицу, то налогоплательщиком в отношении этих земельных участков является СНТ. Граждане в данном случае оплачивают расходы СНТ за пользование общим имуществом (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 марта 2017 г. № 03-05-06-02/11677).

Напомним, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физлица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Вместе с тем налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (п. 2 ст. 392 НК РФ).

В свою очередь имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; далее – Закон № 66-ФЗ).

При этом установлено, что в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. В то же время имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юрлица (п. 2 ст. 4 Закона № 66-ФЗ).

Таким образом, в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного СНТ за счет целевых взносов, налогоплательщиками по земельному налогу являются члены СНТ, а в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного за счет средств специального фонда, налогоплательщиком по земельному налогу является СНТ (юрлицо).

Финансисты также обратили внимание на то, что, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, до марта 2015 года предоставлялись в собственность садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению как юрлицу (п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года).

Земельный налог безвозмездно

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/86 Об уплате налога на имущество организаций и земельного налога организациями, занимающими помещения в здании на праве безвозмездного пользования

Вопрос: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат) просит дать разъяснения по уплате налога на имущество и земельного налога организациями, занимающими помещения на условиях права безвозмездного пользования.

Астраханьстат размещается в административном здании на праве оперативного управления и является его балансодержателем. В соответствии с действующим налоговым законодательством, как балансодержатель, Астраханьстат уплачивает налог на имущество по указанному административному зданию и, соответственно, налог на землю под этим зданием. Кроме Астраханьстата в данном административном здании на праве безвозмездного пользования находятся три сторонние организации, которые занимают более 30% кабинетной площади здания.

Должны ли указанные сторонние организации возмещать Астраханьстату в доле занимаемой площади расходы на уплату налога на имущество по зданию и налога на землю под ним? Например, как это производится при уплате коммунальных платежей.

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 8 декабря 2009 г. N 3182/202 по вопросу об уплате налога на имущество организаций и земельного налога организациями, занимающими помещения в здании на праве безвозмездного пользования, и сообщается следующее.

На основании положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налог на имущество организаций уплачивается, в частности, российскими организациями в отношении движимого и недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Таким образом, в отношении переданного в оперативное управление имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.

Вместе с тем поскольку помещение, полученное организацией по договору безвозмездного пользования, не учитывается на балансе этой организации в качестве объекта основных средств, объекта налогообложения по налогу на имущество организаций у данной организации не возникает.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

При этом гражданским и земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность приобретения организациями, которым переданы некоторые нежилые помещения в безвозмездное пользование, каких-либо прав на часть земельного участка, пропорциональную размеру переданных в безвозмездное пользование нежилых помещений.

В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Читайте так же:  Куда подавать на налоговый вычет по ипотеке

Таким образом, в договоре безвозмездного пользования может быть предусмотрена обязанность ссудополучателя осуществлять расходы на содержание переданного по договору имущества, в том числе возмещать ссудодателю уплаченные им налог на имущество организаций и земельный налог.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/86

Земельный налог для физических лиц и ИП в 2020 году

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2020 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Примеры расчета

Пример 1. Расчет земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчет земельного налога за неполный календарный год

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчет земельного налога за долю земельного участка

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчет земельного налога с учетом льготы

Объект налогообложения

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Федеральные льготы

Некоторые граждане (в т. ч. и предприниматели) могут уменьшить налоговую базу по земельному налогу на сумму 10 000 руб. Это касается:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II группы инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Такие правила предусмотрены пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ и пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54.

Местные власти эту льготу отменить не могут (письмо Минфина России от 8 августа 2012 г. № 03-05-06-02/55).

Если гражданину принадлежат несколько земельных участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то данную льготу можно применить только в отношении одного из них. Если участки расположены в разных муниципальных образованиях, льготы можно применять ко всем участкам. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 августа 2009 г. № 03-05-06-02/72.

Кроме того, местными властями могут быть предусмотрены дополнительные льготы.

Местные льготы

Помимо федеральных льгот, предприниматель может использовать льготы, установленные местными властями. Также местные власти могут предоставлять льготы в виде:

  • полного освобождения от земельного налога. Например, от уплаты налога освобождены граждане, организующие крестьянские или фермерские хозяйства в некоторых районах Москвы (подп. «к» п. 1 ст. 3.2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74);
  • необлагаемой площади земельных участков;
  • не облагаемой земельным налогом суммы. Например, в Москве Герои Советского Союза, инвалиды, родители в многодетных семьях и некоторые другие категории граждан вправе уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74);
  • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Местные нормативно-правовые акты, как правило, можно найти на сайте администрации региона (например, на официальном сайте правительства г. Москвы ).

Нужно учесть, что местными нормативно-правовыми актами может быть предусмотрено, что льготы применяются как ко всем участкам, которыми владеет предприниматель, так и только по отношению к одному участку. Например, Герои Советского Союза, имеющие несколько участков в Москве, освобождаются от налога только в отношении одного участка (подп. 14 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74).

Оплата земельного налога

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платежное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Читайте так же:  Новое имущественные налоговые вычеты

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2020 году за 2019 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2020 года.

Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Какие земельные участки облагаются налогом

Платить земельный налог нужно по земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум условиям:

  • участок расположен в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен земельный налог;
  • участок принадлежит предпринимателю на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 389 и пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если у вас есть земельный участок, с которого нужно платить налог, а инспекция так и не высылает для этого уведомление, об этом надо ей сообщить.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598. К сообщению приложите копии правоустанавливающих документов на участок.

Отправить сообщение нужно до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом. К примеру, в 2014 году вы приобрели землю. В 2015 году инспекция должна была выслать уведомление, но не сделала этого. В таком случае сообщить ей об этом надо до 31 декабря 2015 года.

Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должен ли предприниматель платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения) на землю?

Возможны различные варианты в зависимости от того, на каком основании предприниматель пользуется земельным участком.

Право собственности (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения) на землю подлежит обязательной госрегистрации (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Оно возникает с момента такой регистрации и подтверждается соответствующим свидетельством (ст. 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Если право собственности (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения) на землю возникло до вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (31 января 1998 года), оно может быть подтверждено правоустанавливающими документами, выданными до этой даты (п. 9 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ).

Внимание: с введением в действие Земельного кодекса РФ земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются (п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 21 Земельного кодекса РФ). Но права, возникшие до введения в действие Земельного кодекса РФ, действовать продолжают. Переоформить эти права на право собственности можно в любой момент (п. 3 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ).

Если земельный участок приобретен после вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, но свидетельство о регистрации не было получено, по общему правилу платить земельный налог не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 24 июля 2009 г. № 03-05-06-02/66, от 10 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/155. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см., например, постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Внимание: за длительное уклонение от регистрации права собственности на земельный участок предпринимателю грозит ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие (п. 3 ст. 122 НК РФ). Размер штрафа составляет 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82.

Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет от 3000 до 4000 руб.

Такие правила предусмотрены статьями 19.21 и 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок уплаты земельного налога

В 2020 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2020 года (для уплаты налога за 2019 год).

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Читайте так же:  Налоговые проверки аудиторских организаций

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Освобождение от налога

Не признаются объектами налогообложения земельные участки предпринимателя, которые:

  • изъяты из оборота. Это земли, которые не могут находиться в частной собственности, а также быть объектами продажи, дарения и т. д. (абз. 1 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
  • ограничены в обороте. Это земли, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Полный перечень таких земель указан в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ;
  • входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. Общие принципы исключения земельных участков из оборота (ограничения в обороте) с учетом их категории и целевого назначения разъяснены в письме Минэкономразвития России от 13 марта 2007 г. № Д08-840.

Также не нужно платить земельный налог до того, как участок будет сформирован (письмо Минфина России от 13 декабря 2011 г. № 03-05-06-02/123).

Земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет и в государственном кадастре содержатся такие характеристики участка, как:

  • вид объекта (земельный участок);
  • кадастровый номер и дата внесения номера в кадастр недвижимости;
  • описание местоположения границ объекта;
  • площадь.

Это подтверждено в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7638/11.

От земельного налога освобождены представители коренных малочисленных народов Сибири, Севера или Дальнего Востока (п. 7 ст. 395 НК РФ). Также освобождение от налога может быть предусмотрено международными налоговыми договорами (ст. 7 НК РФ).

Также льготы в виде освобождения от налога могут быть установлены местными властями.

Льготы по земельному налогу

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/[email protected]

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

Когда у предпринимателя возникает обязанность платить земельный налог

Кадастровая стоимость земли неизвестна

О том, нужно ли платить земельный налог, если кадастровая стоимость земли неизвестна, см. подробнее Какое имущество облагается земельным налогом .

Ситуация: должен ли предприниматель платить земельный налог, если он купил (получил безвозмездно в дар) здание? Договора аренды земли нет, арендная плата за землю не перечисляется

Ответ на этот вопрос зависит от того, какими правами на земельный участок, расположенный под зданием, обладал продавец (даритель).

Если продавец (даритель) являлся собственником земельного участка, на котором находилась продаваемая (передаваемая) недвижимость, то покупатель (одаряемый) приобретает право собственности либо право аренды на соответствующую часть земельного участка. Конкретный вариант должен быть предусмотрен в договоре купли-продажи (дарения). Если же об этом в документе не сказано, к предпринимателю переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята зданием. Такие правила установлены в статье 273 и пунктах 1, 2 статьи 552 Гражданского кодекса РФ. В этом случае предприниматель должен будет платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на землю (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Предприниматель может купить (получить) здание, находящееся на земельном участке, не принадлежащем продавцу (дарителю) на праве собственности. В этом случае он приобретает право использовать соответствующую часть земли на тех же условиях, что и продавец (даритель) (п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ). Тогда возможны два варианта.

Первый: если предприниматель, купивший (получивший) здание, будет пользоваться землей на правах аренды. В этом случае он не будет признаваться плательщиком земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Второй: если здание, купленное (полученное) предпринимателем, расположено на земельном участке, принадлежащем продавцу (дарителю) на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этом случае предприниматель должен будет заключить договор аренды на данный земельный участок или приобрести его в собственность. Это связано с тем, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам в настоящее время не предоставляются (п. 2 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Поэтому если предприниматель будет арендовать земельный участок, то земельный налог он платить не должен (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Если же соглашением будет предусмотрено приобретение участка в собственность, предпринимателю придется платить земельный налог с момента госрегистрации права собственности на данный земельный участок (ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Земельный налог безвозмездно

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В бюджетном учреждении в безвозмездное пользование сдается недвижимое имущество. Аренда классифицируется в качестве операционной. К договору безвозмездного пользования заключен договор «О возмещении стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг», предметом которого является возмещение расходов ссудодателю за:
— коммунальные услуги;
— услуги охраны;
— налог на землю;
— налог на имущество.
Какой КВР и подстатью КОСГУ следует применить в рамках договора ссудополучателю?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по возмещению учреждением ссудодателю стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг по соответствующему договору отражаются по коду видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ в части возмещения коммунальных услуг, с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в части возмещения услуг по охране, с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом» или подстатьей 296 «Иные расходы» КОСГУ в части возмещения расходов на уплату налогов на землю и имущество.

Читайте так же:  Камеральной налоговой проверки декларации что это

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

31 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Земельный налог для коммерческих организаций

Земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса относится к местным налогам. В столице данный налог начал взиматься с начала 2005 года на основании Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге». Рассмотрим некоторые особенности его уплаты в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Все эти права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), которая с 31 января 1998 года осуществляется в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25 ЗК).

При этом, как разъяснено в письме Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21, права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в вышеуказанном реестре. В этом случае право на землю подтверждается актами, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. В частности, к ним относятся:

  • государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Момент «посвящения»

При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса, согласно которым покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В том случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, в договоре может быть предусмотрено право на соответствующую часть земельного участка. Это может быть право собственности, право аренды или иное вещное право.

Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности только на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК).

Если здания и сооружения расположены на земельных участках, принадлежащих продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю недвижимости в силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса земельные участки на таком праве предоставляться не могут, покупатель как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования в связи с приобретением зданий и сооружений недвижимости, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) организация, которая приобрела такой «надел» в собственность, не будет признаваться плательщиком земельного налога.

Налогооблагаемый объект

Согласно статье 389 Налогового кодекса, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен налог. Напомним, что в столице земельный налог введен Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге».

Не являются объектами налогообложения земли, ограниченные в обороте, изъятые из оборота, занятые лесным и водным фондом (п. 2 ст. 389 НК).

В отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также в отношении владельцев этого участка (соответственно плательщиков земельного налога) Минфин в письме от 17 мая 2007 г. № 03-05-05-02/33 дает следующие разъяснения. В соответствии с Законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, собственникам нежилых помещений, находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Если земельные участки не прошли кадастровый учет (по земельным участкам отсутствует кадастровый номер), то они признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения закона № 122-ФЗ (письмо Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21).

Определяем налоговую базу

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов по представлению территориальных органов Роснедвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316) и доводятся до налогоплательщиков ежегодно не позднее 1 марта (п. 14 ст. 396 НК).

Читайте так же:  Заявление на возврат налога на недвижимость

Порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков определяется постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», а на территории Москвы — еще и распоряжением правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. № 522-РП «О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков».

Согласно последнему документу, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории города Москвы, доводится до сведения налогоплательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов города Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

Кстати, информацию о кадастровой стоимости земельных участков можно получить и непосредственно в территориальном органе Роснедвижимости или на интернет-сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru).

В многоквартирном доме 1600 кв. м занято квартирами. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО «Весна». Кадастровая стоимость земельного участка, занятого данным многоквартирным домом, составляет 2 000 000 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона города Москвы № 74 налоговая ставка для магазина равна 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно алгоритму расчета земельного налога по участкам, расположенным под многоквартирным домом, приведенному в письме Минфина от 26 декабря 2006 г. № 03-06-02-02/154, определим долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы для ООО «Весна».

Вначале вычислим общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков. Она равна сумме площади магазина и площадей помещений, занятых квартирами, то есть 1800 кв. м (200 кв. м + 1600 кв. м).

С учетом общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для ООО «Весна» она составит 0,11 (200 кв. м / 1800 кв. м).

Налоговая база для исчисления земельного налога ООО «Весна» будет равна 220 000 руб. (2 000 000 руб. × 0,11).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет ООО «Весна» с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит 3300 руб. ((220 000 руб. × 1,5) : 100).

Земельный налог перечисляется по итогам года. Местные власти, хотя и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать налог до наступления срока сдачи декларации, то есть раньше 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 397 НК).

Суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении I, II и III квартала текущего года как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК). Авансовые платежи нужно перечислять в сроки, которые указаны в местных нормативных актах. В Москве надо успеть это сделать до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом включительно.

ООО «Дельта» имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 5 000 000 руб.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2008 года у ООО «Дельта» составит:
(5 000 000 руб. : 4 × 1,5%) = 18 750 руб.

При расчете суммы авансовых платежей за неполный налоговый период необходимо применять коэффициент К2, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом следует учитывать, что значение коэффициента К2 должно приводиться в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

Нельзя забывать, что расчет по авансовым платежам по земельному налогу заполняется не нарастающим итогом. То есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются.

Не оценили.

В случае если результаты кадастровой оценки не были утверждены органами исполнительной власти субъекта, можно руководствоваться разъяснениями Минфина, приведенными в письме от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75.

В том случае если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но кадастровая стоимость земельного участка до сведения налогоплательщика в установленном порядке не доведена, организация обязана представить в налоговые органы нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).

При этом если налог или авансовые платежи по налогу не уплачены организацией в установленные сроки по независящим от нее причинам (не утверждена, не доведена до адресата кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до инспекций ФНС органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. Таким образом, если информация о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков должным образом не доведена, эти сведения можно получить в налоговых органах.

Отражаем налог в учете

Какой способ отражения в бухучете авансовых платежей по земельному налогу выберет фирма, зависит главным образом от действующей в организации учетной политики. Эти суммы включаются либо в расходы по обычным видам деятельности, либо в прочие операционные расходы. Перечень прямых и косвенных расходов налогоплательщик выбирает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

В бухгалтерском учете коммерческой организации, не применяющей специальные режимы налогообложения, сумма налога на землю отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44). В налоговом учете земельный налог такой организации следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). При этом, как следует из пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса, весь авансовый платеж учитывают в том отчетном периоде, за который он внесен.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, в связи с чем эти организации исчисляют и уплачивают налог на землю на общих основаниях. При определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик, применяющий упрощенку, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).

Видео (кликните для воспроизведения).

Во втором случае налог показывают по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Источники

Земельный налог безвозмездно
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here